5.70M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Архаическая душа: учение о душе у Древних греков

1.

5. Учение о душе в Древней
Греции в архаическую эпоху
к. ф.-м.н., маг. теол., Ph.D. Алексей А.
Клецов

2.

Содержание
или Зачем изучать историю
перед психологией?
I. «Осевое время» и его значение
для нас
II. Кто такие греки?
III. От крито-микенской (ахейской)
архаики к эллинскому миру (эпос
Гомера)
IV. Гомеровская (архаическая)
«психология»
V. Фракийский центр и орфизм
VI. Выводы

3.

4.

I. «Осевое время» и его
значение для нас
Вавилонская империя

5.

4
Вавилонская империя

6.

«Осевое время» Карла Ясперса
o Понятие «осевое время» было впервые введено немецким
философом Карлом Ясперсом.
Вавилонская империя
o В историческом процессе Карл Ясперс выделяет 4
«ключевых среза». Первые два - это возникновение языка,
изобретение орудий, начало использования огня. С этими
моментами связано возникновение в III-V тысячелетиях до н. э.
цивилизаций Индии, Китая, Египта и Месопотамии. Третья
точка - VIII-II века до н. э. - «духовное основоположение
человечества» - произошло одновременно в Китае, Индии,
Персии, Палестине, Греции. В этот период возникает человек
современного типа - экзистенциальная личность.
o Тогда произошёл самый резкий поворот в истории.

7.

Осевое время (VIII век по II век до Р.Х.)
Вавилонская империя
o В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все
направления китайской философии. В Индии возникли
Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в
Китае, - были рассмотрены все возможности философского
постижения действительности, вплоть до скептицизма,
материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра
учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине
выступили пророки - Илия, Исайя, Иеремия; в Греции это
время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона.

8.

Создание образа идеального мира
o Сквозь осевое время прорвались только пять величайших
древних культур. Новое, возникшее
в эту
эпоху в пяти упомянутых
Вавилонская
империя
культурах, сводится к тому, что человек осознал бытие в целом,
самого себя и свои границы. Человек перестал чувствовать себя
частью природы. Ощутив себя как индивидуума, человек
одновременно осознал свое одиночество, ужас окружающего
мира и свою беспомощность. Перед ним открылась
дисгармония жизни. Необходимо было понять ее законы,
выработать новое к ней отношение.
o Так началось создание образа идеального мира, в котором
человечество стремилось осознать, какими должны быть мир, люди и
отношения между ними.

9.

Сознание осознает само себя
Вавилонская империя
o Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание
осознавало сознание, мышление делало своим объектом
само мышление (ср. Аристотелевскую “мысль, мыслящую
саму себя”). Началась духовная борьба, в ходе которой
каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи.
o Дискуссии, расщепление духовной сферы - всё это породило
беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом. В
эту эпоху были разработаны основные категории, которыми
мы мыслим по сей день.

10.

Человек может потерять себя
Вавилонская империя
o Согласно концепции осевого времени, примерно в одну эпоху
в разных уголках Земли, жили люди, давшие всем остальным
совершенно новый, экзистенциальный, взгляд на вещи. Они
научили людей задумываться о смыслах, думать о том, что
выт за рамки повседневного опыта. Они научили людей видеть
бездну их собственной души.
o Благодоря осевому времени человечество стало взрослым.
Мы сейчас живем, опираясь на плечи этих гигантов. Растеряв
наследие осевого времени, человек потеряет себя.

11.

II. Кто такие греки?

12.

Праиндоевропейская культура Винча
o Праиндоевропейцы стояли у порога цивилизации еще на
малоазийской прародине (Чатал-Хююк), что выразилось в
освоении производящей экономики, существовании
мировоззренческой системы, оформленной в ритуалах и
культах. В сфере культа появляются зачатки письменности.
o Именно на Балканах мы видим зарождение древнейшей
мировой цивилизации [культура Винча - будущий Фракопеласгийский центр?]. Это высочайшая культура того
времени (V-IV тыс. до н.э.), давшая миру первую
письменность [винчанскую], города, ремесло, металлургию,
религию, что позволило сохраниться ей почти в неизменном
виде 2000 лет. (Сафронов. Индоевропейские прародины)

13.

Археологическая культура Винча – кавказоиды и
веддоиды (сер. VI — кон. IV тыс. до н. э.)
Культура Винча — среднедунайская (северобалканская)
археологическая культура эпохи среднего и позднего неолита и
энеолита (сер. VI — IV тыс. до н. э.). Открыта сербским
археологом Милое Васичем в городке Винча под Белградом.
Max. часто встречаемая Y-гаплогруппа винчанцев – G2. (была
широко распространена среди обитателей Ближнего Востока.
Другая винчанcская Y-гаплогруппа - Н (веддоиды).

14.

Мегароны Винчи -> мегароны Шумера?
В поздний период (3900—3600 гг. до н. э.)
появляется мегарон (прямоугольный дом с сенями и портиком).
Самые просторные из этих домов – видимо, святилища: стены
внутри и снаружи покрыты рисунками, на стенах или над входом
укрепляли череп быка, покрытый слоем глины и раскрашенный:
нос синий, а на лбу – красный треугольник. В них обнаружены
жертвенники, столы для приношений, колонны с букраниями
(черепами быка), статуя богини с двумя головами.

15.

Эллины, ахейцы и Эллада
o Греки – индоевропейски-язычный народ, сформировавшийся на
крайнем юго-востоке Европы (в частности, о. Пелопоннес) в начале I
тысячелетия до н. э. Изначальный антропологический тип
протогреков – средиземноморцы гаплогруппы R1b.
o Греки называют свою страну «Эллада». Изначально греками
(«грайки») называлась иллирийская (эпирская) народность,
мифологический прародитель которой носил имя Грек. В древности
греки также называли себя ахейцами, по названию одной из ветвей
эллинов, из-за их прародителя — Ахея,

16.

Раннеэлладский период (III тыс. до н.э.)
o В раннеэлладский период в Греции - население
неиндоевропейского происхождения (догреческий субстрат).
o Доисторическая народность, жившая на территории Греции -пеласги (родственны этрускам).
o Начало раннеэлладского периода знаменует начало
бронзового века в Греции.
o Проникновение анатолийских культур не сопровождалось
масштабными разрушениями.

17.

Позднеэлладский период
(микенская/ахейская цивилизация)
o Эта культура в ещё большей степени, чем ранее,
заимствовала традиции Крита и Киклад (включая Линейное
письмо Б), но доминирующую роль в ней играло греческое (ИЕ)
население.
o После возникновения микенской цивилизации начинается
стремительная ассимиляция догреческого населения.
o Позднеэлладский период завершается крушением микенской
цивилизации и вторжением дорийских племен (также
говорящих на греческом), после чего в истории Греции наступают
«тёмные века».

18.

Кто жил в Греции до греков?
o До прихода протогреков в Греции (в Фессалии) была
неолитическая культура Димини (V-IV тыс. до н.э.) –
трансплантат культуры Винча с севера Балкан.
o Культура содержит укрепленное поселение на холме
(акрополь), и шлифованные каменные топоры. В Димини
обнаружена гробница-толос эпохи Микенской Греции.

19.

Пеласги как носители культуры Димини
o Носителями культуры Димини
являлся загадочный народ –
пеласги. Древняя Греция прежде,
чем именоваться Элладой,
обозначалась словом Пеласгия (по
словам Геродота). Согласно
сообщениям о пеласгах, они
локализуются на следующих
территориях: на фракийском
побережье Чёрного моря, на островах
Эгейского моря, в Центральном Эпире,
в Фессалии, в Аттике, в Аркадии, на
острове Крит, в Ионии.
o Предания помещают пеласгов
непосредственно перед ионийцами в Северном Пелопоннесе и в Аттике,
непосредственно перед различными
греческими племенами - в Фессалии.

20.

Пеласги уходят и… остаются
o После прихода на Балканы индоевропейских племен
протогреков и фракийцев часть пеласгов уплыла, например, в
Италию (стали этрусками, ассимилировав тосканскую
культуру Вилланова?), на острова Эгейского моря и в Малую
Азию.
o Часть же осталась жить бок о бок с фракийцами и
протогреками. Пеласги составили основу (первого?)
сложившегося племени греков – ионийцев. Религия пеласгов
(Богиня-Мать “Артемида”, Зевс Пеласгический) вошла
компонентом в религии греков и фракийцев.

21.

Богиня-Мать пеласгов (ср. с Винчей)

22.

Так кто же такие античные греки?
o Античные греки – это “гибрид”
1) пришлых (но уходивших и возвращавшихся)
индоевропейских племен протогреков – ионийцев,
ахейцев, дорийцев,
2) пришлых индоевропейских племен фракийцев
3) аборигенов Балканского п-ова (и о. Крит - минойцев) –
пеласгов, вероятно арменоидов и кавказоидов,
говоривших на семитских или сино-кавказских
(хурритских?) языках.

23.

III. От крито-микенской (ахейской)
архаики к эллинскому миру
1230 или 1180 г. до н.э.: Захват
ахейцами Трои в эпической 10-летней
"Троянской войне"

24.

Гомеровский эпос как незримая грань
o Гомеровский эпос («Илиада», «Одиссей») образует
незримую грань, отделяющую эллинский мир от критомикенской архаики.
o Тот же дух, что слагал «Илиаду», переплавляя множество
слов-преданий в единое Слово эпоса, одновременно
претворял разнородный материал племенных культов в
плоть общей эллинской культуры. Эпос, как океан,
принимает в себя потоки древнейших азиатских и европейских
сказаний, преображает их в себе.

25.

Крушение крито-микенской культуры и
Гомеровский эпос
o Обстоятельство, положившее начало эпосу:
крушение крито-микенской культуры с полной
утратой письменности и разрушением культурных
центров в результате дорийского нашествия.
o Память и слово эпоса были единственным местом, где
хранилась эта культура. Именно через эпос ахейцы, беотийцы,
ионийцы, жители островов — все эти местные племена —
узнавали о себе как о великом народе эллинов.

26.

Эолийцы (северная ветвь ахейцев) и
ионийцы как создатели «Илиады»
o После того как дорийцы разбили ахейцев и оттеснили их к
прибрежной полосе Пелопоннеса, эпическая поэзия сохранилась у
северной ветви ахейцев, у эолийцев. Боевые легенды и «песни
славы» беотийцев и эолийцев, живших в Фессалии, составили
основной костяк «Илиады». Когда они переселились в Малую
Азию, они перенесли туда и свой эпос и передали его ионийцам.
o Именно Ионийские колонии в Малой Азии и близлежащих
островов были местом наиболее интенсивного эпического
творчества. В VI в. до н.э. «Илиада», достигшая к тому времени
почти полного развития, но существовавшая только в разрозненных
песнях, возвращается в Европу.

27.

Эпос - от мифа к логосу
o «Эпос» и «логос» эллинской культуры не суть простые
продукты или результаты эстетической или
рационалистической демифологизации.
o Эпос – это не монотонное развитие «от мифа к логосу», а
напряженное выяснение отношений “старого” и “нового”.
Миф, эпос и логос, как персонажи драмы, связаны вопросами
и ответами. Кстати все эти слова перводятся как «слово»

28.

IV. Гомеровская (архаическая)
«психология»

29.

“Законы” антропологии Гомера
Согласно «антропологии Гомера», каждый телесный орган
производит действие посредством неких телесных же агентов:
1) любое действие предполагает действующий орган;
2) всякая «страсть», движущая телом, должна быть
предварительно «вложена» в специально предназначенный для
этого орган;
3) один и тот же орган не может производить
противоположные и даже разнородные действия.

30.

Термин σῶμα «тело» в Древней Греции в
архаическую эпоху (Гомер)
Вавилонская империя
o У Гомера нет понятия тела как единства. Тело предстает
у Гомера в виде набора костей, мышц, “психических”
органов и членов, связанных друг с другом «жилами»,
«кровью», «дыханием», «желчью» и проч., иными словами
человек предстает перед нами, как марионетка.
o Слово σῶμα, («тело») обозначающее тело в целом,
применяется Гомером исключительно для описания трупа,
т.е. груды органов, покинутых жизнью и душой.

31.

Термин ψυχή у Гомера
Вавилонская империя
o Ф. Ф. Зелинский считал, что у ранних греков отсутствовало
представление о единстве духовной жизни. Понятие души
(ψυχή) обозначало лишь жизненный принцип – дыхание,
покидающее мертвое тело.
o Исконное этимологическое значение термина ψυχή —
«дыхание», букв. «вдохнутое», т.к. восходит к глаголу ψύχω
«дышать; дуть», далее, к пра-ИЕ *bʰes-«дуть».
o В описании обморока Андромахи (жены Ахилла) говорится, что она
«выдохнула свою душу», но потом снова вдохнула.

32.

ψυχή как двойник (образ) человека
Вавилонская империя
o У Гомера псюхе (Ψυχή) не играет активной роли ни в
жизни сознания, ни в деятельности тела. С другой
стороны, как телесные, так и духовные силы человека
функционируют лишь до тех пор, пока в его теле
пребывает душа. Но у Гомера не псюхе сообщает
человеку жизнь и сознание.
o Псюхе (у Гомера) — воздухообразный двойник
(образ) человека, обитающий в нем как часть, чуждый и
его телу, и его духу.

33.

Сердце (καρδιά) и лёгкие (φρήν) как
психофизические “органы”
Вавилонская империя
o Все душевные проявления находят у древних греков архаической
эпохи воплощение в тех или иных органах тела. Согласно “Илиаде”
Гомера, у человека есть две телесных души (психофизических
“органа”):
o сердце (καρδιά), как вместилище душевных аффектов (эмоций);
o грудо-брюшная преграда, диафрагма (φρήν), как место
протекания мыслительных процессов. Значение диафрагмы как
психофизического “органа” связано с ее функцией регулирования
объема воздуха, проникающего через легкие в тело человека и
“оживляющего” его

34.

Одиссей и его сердце
Одиссей (некое «я») и его сердце оказываются двумя
самостоятельными существами:
В грудь он ударил себя и сказал раздраженному сердцу:
— Сердце, смирись; ты гнуснейшее вытерпеть силу имело.

35.

Расщепление индивида
o У Гомера показано расщепление индивида на
множество индивидуальных деятелей, которые либо
управляют им, как марионеткой, либо сами служат ему и
подчиняются уговору, как Одиссеево «сердце» в
приведенном месте.
o Это расщепление единого на множество единичных
представляет собой форму, характерную как раз для
мифического мышления.

36.

νοῦς (ум) и θυμος (дух/чувства)
o У Гомера внутренняя жизнь человека выражается в терминах
θυμος и νοῦς, Телесные души “вмещают” в себя бестелесные
души (“органы” души):
1) сердце - θυμος «дыхание; дух», по преимуществу в значении
“органа” душевных аффектов (эмоций),
2) диафрагма - νοος (νοῦς) в значении ума/сознания.
o Возможна связь понятия θυμος с кровью, поэтому то θυμος и
помещается в сердце. Второе по частоте употребления значение
термина θυμος у Гомера (в “Илиаде”) – воля (“орган” воли). Именно в
этом значении термин θυμος будет употребляться Платоном в его
трихотомическом делении души.

37.

Телесная составляющая души в
дофилософском знании
o Обращает на себя внимание телесная составляющая
души в дофилософском знании древних греков.
o У Гомера (т.е. у греков архаической эпохи) псюхе (“двойник”
человека) также материальна, как и тело, а духовными и
интеллектуальными свойствами наделена даже в меньшей
степени, чем телесные души – καρδιά и φρήν.
o В начале античной эпохи, с возникновением философии,
наметится тенденция к уменьшению
телесности/материальности души и к ее отрыву,
разъединению с телом.

38.

V. Фракийский центр и орфизм
Начиная с VI в. до н. э. распространяется новая,
антигомеровская концепция псюхе (души) в
пифагоризме и орфизме (учение из Фракии):
душа понимается как бессмертное существо
божественного происхождения

39.

Фракийцы и культура Винча
o Фракийцы жили там (Северные Балканы, Подунавье), где в V
тыс. до н.э. расцвела 1-ая в мире цивилизация – культура
Винча. Сей факт наложил отпечаток на культуру фракийцев и ее
важнейшее наследие – орфизм.
o Фракийский язык — мёртвый язык, относится к фракодакской языковой группе, входящий в палеобалканские языки
индоевропейской ветви. Многие исследователи говорят о
родственной связи фракийского языка с языком древнейших
обитателей Балканского полуострова — пеласгов

40.

О древности культуры фракийцев
На территории древней
Фракии (Северные
Балканы) преемственность
культур наблюдается несколько
тысячелетий.
Болгарские археологи
обнаружили город, возраст
которого оценивается в 8 тысяч
лет. Его расцвет пришёлся на
период с 5800-х по 5500-е годы
до нашей эры (культура
Винча?).
Исходя из качества
найденной керамики и орудий
труда, археологи делают
предварительный вывод о том,
что это был крупный
религиозный центр.

41.

Фракийцы – 2-ой по численности народ
Геродот назвал их вторыми по
численности в известном мире
после индийцев, и потенциально
самыми мощными в военном
плане — если они прекратят
внутренние склоки. В ту эпоху
фракийцы были разобщены на
большое количество враждующих
племён.
Однако фракийцам удавалось
создать на некоторое время
непрочные государства, такие
как Одрисское царство, самое
крупное в Европе V в. до н. э., а в
римское время - Дакия во главе с
Буребистом.

42.

Фракия = Румыния, Молдова, Болгария
Фраки́йцы обитали не
только во Фракии, но и на
прилегающих к ней землях
(в настоящее время —
Румыния, Молдова,
Болгария, Восточная Сербия
и часть Македонии, Северовосточная Греция,
европейская и северозападная часть азиатской
Турции).

43.

Фракийские племена: даки, геты и др.
o апулиты, бессы, бизалты,
битины, геты (на востоке на
границе со скифами),
o даки (на западе на границе с
кельтами),
o дии, карпии, киконы,
костобоки, меды, мушки
(будущие фригийцы),
o сатры, сукьи, травсы,
фины, эдоны.
o Фракийские племена дали
начало таким современным
народам, как румыны,
македонцы, молдаване,
болгары, сербы, албанцы,
черногорийцы, хорваты.

44.

Фракийцы верили в жизнь после смерти
o Геродот рассказывал, что когда умирал мужчина, то его
жены начинали жаркие споры по вопросу, которая из жён
более достойна сопровождать мужа в загробную жизнь.
o Избранницу закалывали кинжалом на погребении и
хоронили вместе с супругом.

45.

Сабазий (отец Аттиса) - бог фракийцев +
фригийцев (и греков)
o Бог Сабазий, получивший известность в Элладе как Дионис уже
после написания Илиады. «Некоторым образом он дитя» Матери
богов. Большую роль в сабазийском/дионисийском культе играл
алкоголь и оргии.
o Жрецы Сабазия-Диониса были из племени бессов (сатиры).
o Культ Диониса заключался в ночных собраниях при свете факелов,
где женщины (будущие менады-вакханки) играли значительную
роль. Участники набрасывали на себя звериные шкуры и под звуки
флейт и тимпанов доводили себя до исступления, после чего
разрывали жертвенное животное, выражающее Диониса, и так
приобщались его плоти.

46.

Элевсинские мистерии – на месте, где
жили фракийцы
Однажды дочь Деметры пропала, и богиня в ее поисках
обошла всю землю и море. И нашла она ее, лишь придя в
Элевсин, и оттого так названо это место.
Учреждение таинств Деметры и Коры в Элевсине
связывается в преданиях с царем Элевсина Келеем и
фракийским царем Эвмолпом.

47.

Кого с кем объединяли
Элевсинские мистерии микенской
эпохи – XV в. до Р.Х.?
Обряды инициации в культах богинь плодородия Цереры
(Деметра, Рея или Исида) и ее дочери Персефоны, как
полагали, объединяли человека с богом, вплоть
до бессмертия и обладания божественной властью
в потустороннем мире
Возможно, видоизменение культа Исиды и Осириса

48.

Сабазий превращается в Диониса
Младший из олимпийцев, бог растительности,
виноградарства, виноделия, вдохновения и религиозного
экстаза, а также театра. Дионис был сыном Зевса и
Семелы.. Диониса убили титаны.
Упомянут в «Одиссее». Ахейские надписи свидетельствуют, что
греки знали Диониса ещё до Троянской войны.

49.

Смерть Диониса и мистерии (фильм!)
Не менады неистовствуют, а «неистовый Дионис» в них
Религия фракийского Диониса-Сабазия чужда рациональной
“гомеровской” традиции Зевса-Аполлона.
Дионисизм означает освобождение беспредельного
влечения, взрыв необузданной динамики животной и
божественной природы; поэтому в дионисийском хоре
человек появляется в образе сатира сверху — бог, снизу —
козёл (К. Г. Юнг. «Психологические типы»).

50.

Аполлонизм и дионисийство
Дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. до н. э. Но
культ, ставивший целью слить душу со вселенной и тем
самым доказать бессмертие души, всё больше сползал в
безумствующие оргии, а также разудалый разгул.
Иррациональный Дионисизм был укрощён рациональным,
упорядочивающим аполлоническим началом. Это вылилось в
орфический культ.
Аполлоническое и дионисийское начало - две
противопоставляемые, но дополняющие друг друга, концепции:
порядок/разум vs хаос/экстаз (единство и стройность vs
многообразие и раздробленность)

51.

Орфей - легендарный основатель орфизма
o Неизвестны происхождение и предыстория Орфея; однако
он, бесспорно, не принадлежит ни гомеровской традиции, ни
средиземноморскому наследию.
o Связь Орфея с фракийцами довольно загадочна.
o Он ведет себя среди варваров как грек, а с другой стороны,
обладает доэллинистическими магико-религиозными
способностями (укрощение зверей, шаманский катабасис –
схождение в подземный мир).

52.

Орфей – шаман?
o Как и шаманы, он одновременно целитель и музыкант;
он завораживает и укрощает диких зверей; он спускается
в Преисподнюю, чтобы вызволить Эвридику; его
отсеченная голова становится оракулом совсем как
черепа юкагирских шаманов даже в XIX в.
o Все эти моменты архаичны и резко контрастируют с
греческой духовностью VI-V вв.

53.

Орфей как фракийский “пророк”
Диониса
Орфей, вероятно, был инициирован в Египетские
мистерии, из которых он получил знание магии,
астрологии и медицины
Пытался реформировать культ Диониса.
Орфизм – корень для теософии

54.

Орфизм как вера в единство
человека с миром и божеством
Орфеем (ориент. в VI веке до Р. Х.) было положено начало
орфизму — мистическому учению Др. Греции и Фракии,
Сочетав в себе традиции Элевсина, Дельф
(аполлониарства) и дионисизма, орфики как бы собрали
воедино разные уровни Вселенной и пришли к идее о едином
пантеистическом божестве: «И Зевс, и Аид, и Солнце, и
Дионис — едины» (ср. с пантеизмом в Упанишадах)

55.

Орфизм как дуализм
Орфики верили в воздаяние после смерти,
бессмертие души («заточённой» в «темницу»
тела), раздвоенность человеческой природы на
доброе (естество Загрея-Диониса) и злое
(естество растерзавших его титанов) начала.

56.

Орфические мистерии и орфическая жизнь
Орфик инициировался в мистерии, участвуя в которых
посвященные развивали в себе Дионисово начало. Как и в
Элевсине, мистерии Орфея содержались в строжайшей тайне.
Требовалось блюсти заветы добра. Орфик обязан был вести
войну с титанизмом в своем сердце.
Для освобождения души из телесной тюрьмы и «цикла
рождений» у орфиков рекомендовались особые принципы
аскезы — так называемая «орфическая жизнь» основывалась на разделении души и тела, причем телесное и
материальное считалось нечистым - радикальный
спиритуализм.

57.

Пифагорейство и платонизм как
продолжение орфизма
Пифагор Самосский (др.-греч. «пифийский вещатель»;
570—490 гг. до Р. Х.) — древнегреческий философ,
математик и мистик, создатель религиозно-философской
школы пифагорейцев. Возможно, он был посвящен в
орфические мистерии.

58.

VI. Выводы или Зачем мы
изучили историю перед
психологией?

59.

1. «Осевое время» Карла Ясперса
o Карл Ясперс выделяет 4 «ключевых среза» истории. Первые
два - это возникновение языка, изобретение орудий, начало
Вавилонская империя
использования огня. Третья точка - VIII-II века до н. э. «духовное основоположение человечества» - произошло
одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. В
этот период возникает человек современного типа экзистенциальная личность.
o Человек перестал чувствовать себя частью природы.
началось создание образа идеального мира. Сознание
осознало само себя. Были разработаны основные
категории, которыми мы мыслим по сей день

60.

2. Праиндоевропейская культура Винча
o Праиндоевропейцы стояли у порога цивилизации.
Именно на Балканах мы видим зарождение древнейшей
мировой цивилизации [ИЕ культура Винча - будущий
Фрако-пеласгийский центр?].
o Это высочайшая культура того времени (V-IV тыс. до
н.э.), давшая миру первую письменность [винчанскую],
города, религию (жертвенники, столы для приношений).

61.

3. Пеласги как аборигены Балкан
o До прихода протогреков
в Греции (в Фессалии)
была неолитическая
культура Димини (V-IV
тыс. до н.э.) –
трансплантат культуры
Винча.
o Т.е. в раннеэлладский
период (III тыс. до н.э.) в
Греции - население
неиндоевропейского
происхождения
(догреческий субстрат) –
пеласги.
o Древняя Греция до
греков именовалась
Пеласгией.

62.

4. Греки = протогреки + фракийцы + пеласги
o Античные греки – это “гибрид”
1) пришлых индоевропейских племен протогреков –
ахейцев, дорийцев
2) пришлых индоевропейских племен фракийцев
3) аборигенов Балканского п-ова (и островов Эгейского
моря) – пеласгов, минойцев и др., арменоидов и
кавказоидов.
o Пеласги составили основу (первого?) сложившегося племени
греков – ионийцев

63.

5. Гомеровский эпос как незримая грань
o Грань, отделяющая эллинский мир от критомикенско-пеласгийской архаики – Гомеровский эпос
(«Илиада», «Одиссей») – плоть общей эллинской
культуры.
o Обстоятельство, положившее начало эпосу – крушение
крито-микенской культуры с полной утратой
письменности и разрушением культурных центров в
результате дорийского нашествия.

64.

6. ψυχή как двойник (образ) человека
o У ранних греков отсутствовало
о единстве
Вавилонскаяпредставление
империя
духовной жизни. Понятие души (ψυχή) обозначало лишь
жизненный принцип – дыхание, покидающее мертвое
тело. Этимологическое значение термина ψυχή — «дыхание»,
букв. «вдохнутое», т.к. восходит к глаголу ψύχω «дышать;
дуть».
o Псюхе у Гомера — воздухообразный двойник (образ)
человека, чуждый как его телу, так и его духу.
o В начале античной эпохи, с возникновением философии,
наметится тенденция к уменьшению телесности/материальности
души и к ее отрыву, разъединению с телом.

65.

7. Сердце (καρδιά) и лёгкие (φρήν) как
психофизические “органы”
Вавилонская империя
o Все душевные проявления находят у архаичных греков
воплощение в тех или иных органах тела. Согласно “Илиаде”
Гомера, у человека есть две телесных души (психофизических
“органа”):
o сердце (καρδιά), как вместилище душевных аффектов (эмоций) –
этот “орган” доживет до христианской и даже современной
психологии;
o грудо-брюшная преграда, диафрагма (φρήν), как место
протекания мыслительных процессов.

66.

8. νοῦς (ум) и θυμος (дух/чувства) как
нетелесные души
oТелесные души “вмещают” в себя бестелесные души
(“органы” души):
1) сердце - θυμος «дыхание; дух», по преимуществу в
значении “органа” душевных аффектов (эмоций),
2) диафрагма - νοος (νοῦς) в значении ума/сознания.
o Второе по частоте употребления значение термина θυμος у
Гомера (в “Илиаде”) – воля (“орган” воли). Именно в этом
значении термин θυμος будет употребляться Платоном в его
трихотомическом делении души.

67.

9. Фракийский центр и орфизм
Начиная с VI в. до н. э. распространяется новая,
антигомеровская концепция псюхе (души)
в пифагоризме и орфизме (учение из
Фракии): душа понимается как бессмертное
существо божественного происхождения

68.

10. Фракийцы и культура Винча
o Фракийцы (палеобалканский этнос индоевропейской
семьи народов) жили там (Северные Балканы, Подунавье),
где в VI-V тыс. до н.э. расцвела 1-ая в мире цивилизация –
культура Винча.
o На территории Фракии VI тыс. до н.э.
обнаружен крупный религиозный центр. Сей факт
наложил отпечаток на культуру фракийцев и ее важнейшее
наследие – орфизм.

69.

11. Элевсинские мистерии – на месте,
где жили фракийцы
o Фракийцы верили в жизнь после смерти.
o Элевсинские мистерии (обряды инициации в культах
богинь плодородия, объединявшие человека с богом)
возникли на месте, где жили фракийцы (а до них пеласги).

70.

12. Дионис-Сабазий vs. Аполлон
o Религия фракийского Диониса-Сабазия чужда рациональной
“гомеровской” традиции Зевса-Аполлона.
o Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения,
взрыв необузданной динамики животной и божественной
природы.
o Иррациональный Дионисизм был укрощён рациональным,
упорядочивающим аполлоническим началом. Это вылилось в
орфический культ.
o Орфический культ архаичен (неолитичен?) и резко контрастирует
с греческой духовностью VI-V вв.

71.

13. Орфические мистерии и орфическая жизнь
o Орфик инициировался в мистерии, участвуя в которых
развивал в себе Дионисово начало. Как и в Элевсине,
мистерии Орфея содержались в строжайшей тайне.
o Требовалось блюсти заветы добра. Орфик обязан был
вести войну с титанизмом (материализмом) в своем
сердце.
o Для освобождения души из телесной тюрьмы и «цикла
рождений» орфики вели «орфическую жизнь» - основывалась
на разделении души и тела, причем телесное и материальное
считалось нечистым - радикальный спиритуализм.

72.

Анонс:
6. Психология до психологии: учение о душе в
ранней античности
English     Русский Правила