Похожие презентации:
Древние поселения Кольского полуострова
1.
2.
Кольский полуостров – это долгая история, начинающаяся в долетописные времена.
3.
На Кольском полуострове найдено ужедостаточно свидетельств того, что люди
тут жили очень давно.
4.
У Ловозера, на мысе Семёрка,найдено древнее поселение,
жители которого
обосновались тут ещё до
нашей эры.
5.
Они добывали огоньи строили
примитивные
жилища, охотились
на зверей и птиц с
копьями и луками и
делали сланцевые
топоры.
6.
На берегу реки Цаги, впадающей вЛовозеро с южной стороны, найдена
стоянка древних людей.
Это говорит о том, что Русский Север
существовал, жил и развивался с
незапамятных времён.
На его территории расположились
поселения, которые возникли сотни и,
даже, тысячи лет назад.
7.
КолаКандалакша
Терский
район
8.
На территории Мурманской областираскинулся город Кола – культурный и
административный центр Кольского
района. Его территория лежит
недалеко от места слияния двух
речных потоков Туломы и Колы.
Находясь в 12 километрах от
центральной части Мурманска, Кола
является его городом-спутником, а
также историческим центром
Кольского полуострова.
9.
Кола является одним из древних городов Кольскогополуострова. Основана она была много веков назад.
Что это было за поселение, мы узнаём из «Сообщения»
голландского купца, побывавшего в наших краях в те
давние годы. Он пишет, что в посёлке Мальмус было не
более трёх домов. А жили там первые жители и
основатели посёлка: Мокроус, Семён Вянзин и Филипп
Ус. На норвежском языке мальмус значит песчаный. И
действительно, расположено это поселение было на
песчаной косе в устье Кольского залива. В это же
время существовало и русское название поселения –
Усть-Кола. От какого же слова родилось это название?
Есть предположение, что в его основе лежит название
рыболовного сооружения, перегораживающего реку –
кол. Основатели поселения пришли сюда для промысла
сёмги. А ловили её при помощи колов.
10.
Может быть, Кола получила свое имя от крепости илиострога, которые были возведены в этом поселении?
Действительно, укрепление частоколом называлось подревнерусски кол.
11.
Есть ещё очень интереснаяверсия происхождения этого
названия. Возможно
название реки Колы и всего
Кольского полуострова
возникло от имени древнего
Солнцебога Коло-Коляды.
12.
Широко распространеномнение о том, что название
поселения произошло от
названия реки Кола, которое в
свою очередь произошло от
саамского названия – Кульйок
(Рыбная река).
13.
Есть и ещё одно предположение, что воснову названия реки Кола положено
саамское слово коль – золото.
Постепенно название реки Кольйок
(Золотая река) превратилось в Кол-река,
а потом и река Кола.
14.
В те далёкие времена основнымисточником дохода местных жителей
был рыбный промысел и торговля с
норвежскими, голландскими и
шведскими купцами.
15.
Герб города представляет собойщит, на котором написано КОЛА.
Щит поперёк разделен на две
части. Верхняя часть покрашена в
красный цвет, на ней изображена
рука, выходящая из облаков, с
мечом и державой. Вторая часть
герба покрашена в синий цвет. В
этой части расположено древнее
изображение кита. Описание
исторического герба 1781 г.: "В
первой части щита герб
Вологодский (в красном поле
выходящая из облака рука,
держащая золотую державу с
серебряным мечом). Во второй
части кит в голубом поле. В знак
того, что жители того города в
ловле сих рыб упражняются."
16.
По Е.Ф. Разину. Из кн. «Кандалакша»Кандалакша – одно из первых поселений на
Кольском полуострове. Оно известно с 11 в.
Находится на берегу Кандалакшского залива
(губы), по которому было названо.
Первичная форма названия залива – губа
Кандалакша, где лакша – из карельского
лакши - «залив, губа», Канда – название
реки, впадающей в этот залив, а в целом –
«залив реки Канда».
17.
На гербе г. Кандалакшаизображено красное поле с
узкой лазоревой оконечностью,
поверх всего – золотой карбас с
серебряным парусом и
вымпелом, сопровождаемый
летящей и распростёршей
воздетые крылья золотой гагой.
Эмблема летящей птицы на
гербе города говорит о том, что
он расположен на берегу моря и
указывает на наличие
заповедника. Сочетание белого,
красного и синего цветов на
гербе говорит о том, что город
находится в России.
18.
В Кандалакше находитсяряд промышленных
предприятий
19.
20.
Кандалакша – центр туризмаи спорта. Здесь ежегодно
проводится лыжный
сверхмарафон (70 км).
21.
В окрестностях Кандалакшинаходится Кандалакшский
заповедник – место охраны
гнездовий колоний морских
птиц островов Белого и
Баренцева морей.
22.
Кандалакшский морской заповедник –природная лаборатория: место, где
учёные проводят опыты и
наблюдения, изучают природу
Заполярья.
23.
Владения заповедника охватываютострова и воды близ берегов
Кольского полуострова.
24.
25.
26.
27.
СимволомКандалакшского
заповедника является
гага. Это крупная морская
утка.
28.
Сотрудники заповедникасобирают остающийся в
гнёздах пух гаги. Он
используется при
изготовлении специальных
тёплых и лёгких костюмов для
исследователей и
путешественников.
29.
Терский районрасположен на юге
Мурманской области.
30.
Терский район полосойтянется вдоль берега Белого
моря. Терским (или, в другой
форме, Турьим) назывался
когда-то весь Кольский
полуостров. "Тре", "тер" –
"лес", отсюда – "Терский
берег" – "лесной берег".
31.
Сегодня Терским берегомназывается часть побережья от
мыса Св. Нос до устья реки
Варзуга.
32.
Первые люди появились наТерском берегу еще миллионы
лет назад. Археологи
предполагают, что впервые
начали осваивать его охотники
за морским зверем. Они
селились в основном в устьях
рек на террасах и занимались
охотой на тюленя, моржа, кита,
белуху. Их культура
запечатлена в каменных
рисунках–петроглифах,
сохранившихся на
Нижнекаменском погосте на
Поное и на Канозере.
33.
Позже территорию Терского берега началиосваивать протосаамы. Они селились летом в
устьях рек, где ловили рыбу. Оленеводство
существовало как транспортное. Часто в зимний
период саамы кочевали за стадами оленей и
охотились или ловили рыбу на озёрах. К этой
эпохе относят появление на Терском каменных
лабиринтов–вавилонов.
34.
По прошествии веков Терский берег начинают осваивать русские. Заселениеберега славянами происходило в несколько этапов. Сначала шли новгородцы,
затем ростово-суздальские переселенцы. Переселенцы приходили на сезон в
самые уловистые места. Их также привлекала охота на морского и пушного
зверя. Они основывали сезонные поселения, которые вскоре превратились в
постоянные. Кольский полуостров официально включается в состав
Российского государства, и территория Терского берега попадает под владение
Соловецкого монастыря. Традиционной отраслью для жителей района является
рыболовство.
35.
Холмистая низменность Терскогорайона, покрытая сосновым и
еловым лесом, уходит далеко от
моря, резко выделяются только
три вершины Кимженских гор.
36.
Речная сеть Терского берегагустая и насчитывает
несколько тысяч ручьёв,
речек и рек.
37.
Самая большая рекарайона (вторая по
величине на Кольском
полуострове) - Варзуга, её
длина превышает 250 км,
а ширина в устье 300 м.
38.
39.
В реках и озерах водятся окунь, щука,плотва, сиг, сёмга, кумжа, форель,
голец, палия, налим.
40.
Терский район долго был труднодоступен для туристов, однако сразвитием инфраструктуры он становится все более посещаемым. В
основном туристов привлекают богатства местных рек и культура и
обычаи поморов.
Здесь хорошо сохранился исторический облик деревень: наиболее яркие
проявления культурной традиции Терского поморья сконцентрированы
в старинных селениях.
41.
Умба – старинное поморскоесело, расположенное в устье
одноимённой реки. Сейчас
Умба является центром
Терского района. Слово
"умба" расшифровывается
как закрытый, и происходит
он от саамского слова умб.
Когда-то оно принадлежало
Соловецкому монастырю.
Судя по записям в церковных
книгах, в давние времена
Соловецкий монастырь
лишился своих вотчин в Умбе,
и село стало самостоятельным
приходом.
42.
Несколько позже компанияБеляевых построила в Умбе
лесопильный завод.
43.
Жители села считали ниже достоинстванастоящего помора идти работать на этот
завод. Не желая ронять своего престижа в
глазах односельчан, умбяне не только не шли
работать на лесопилку, но запрещали
показываться там своим дочерям, хотя на
заводе работал театр, устраивали танцы.
Ходить на завод считалось среди умбян
признаком неблаговоспитанности.
44.
Кстати, путешественники, нанимаягребцов и проводников, предпочитали
брать на эту работу женщин, но не только
потому что им платили меньше, чем
мужчинам, но и потому что женщиныгребцы были намного выносливее мужчин,
в чём, кстати, признавались и сами
поморы. К тому же, в отличие от мужчин,
на порожистых реках женщины ведут себя
намного осторожнее и осмотрительнее, и не
пытаются показывать свою удаль и
хвастаться умениями.
45.
Население посёлка уже почтиполвека занято в лесной и
рыбной промышленности.
46.
Это обстоятельство нашлосвоё отражение в эмблеме
посёлка Умба. Эмблема
имеет следующее
изображение: в серебряном
поле диск пилы с
наложенной на неё
половиной силуэта ели, над
ними лазоревое северное
сияние, в лазоревой
оконечности серебряная
рыба. На плашке герба
надпись УМБА.
47.
Несмотря на то, что на дворе 21-й век, Умбапредставляет пасторальную картинку
Русского Севера прошлого века: коровы
пасутся на лугу, возле домов сушатся
растянутые сети, деревянные избы с
резными наличниками, у реки греют брюхо
на солнце рыбачьи лодки. Только
проскакавшая по реке моторка выдёргивает
из прошлого.
48.
Умба известна своимиисторическими и
культурными
памятниками.
Каменный лабиринт,
также называемый
Умбским лабиринтом —
археологический
памятник на мысе Аннин
крест в Белом море, в 13
км к западу от Умбы.
49.
Музей истории, культуры и быта терскихпоморов. В нём собраны предметы быта
коренного поморского населения Терского
берега, промысловые снасти, орудия
рыболовства и зверобойного промысла,
предметы поморских ремёсел,
традиционные костюмы.
50.
Музей наскального искусства«Петроглифы Канозера»
51.
Центр поморских художественных ремёсел52.
Полуостров Турий — памятникприроды — место концентрации
редких видов растений.
53.
Ещё одно древнее поморское поселение – Варзуга. Ононаходится на юге Кольского полуострова. Село
расположено на двух берегах одноименной реки недалеко
от её впадения в Белое море. Мостов через реку нет, все
сообщение происходит на лодках и судах.
54.
Варзуга – место удивительной красоты. Кажется, здесьвремя остановилось и сохранило древний поморский дух,
культуру и дикую природу.
55.
Карелы и русские бежали, куда глаза глядят, только быудрать подальше от власти, от набегов шведов и финнов.
Так и заселялся Терский берег.
56.
Когда была основана Варзуга – достоверно неизвестно, но 600 лет назадсело уже существовало. Потому что сюда пришли 500 норманнов, и
разгромили поселение. Значит, было что грабить и громить.
57.
В 2009 году на Никольской стороне села был установленЗолотой Крест Варзуги в память об этом событии.
58.
Крестьяне, жившие тут, занимались нетолько рыбалкой и промыслом морского
зверя, они и рожь сажали и овёс. В
общем, вели полноценное хозяйство.
59.
Естественно, раз село - то и церковь должна быть. Была идаже не одна.
60.
Вскоре Варзуга разрослась вкрупное село – 124 двора. На
свободе народ развернулся. В
Варзуге было 4 церкви,
училище, школы. До
революции тут жило больше
тысячи человек.
61.
В настоящее времяВарзуга известна своими
памятниками
деревянного зодчества,
что нашло отражение в
гербе поселения.
62.
На правом, Пречистенском берегу рекинаходится Пречистенский комплекс
церквей. Среди них — храм Успения
Богородицы XVII века. Он построен без
единого гвоздя и признан памятником
русского деревянного зодчества.
63.
Большой художественной ценностьюотличается сохранившийся внутри храма
древний резной иконостас. Согласно
надписи на доске, прикреплённой у входа
в алтарь, он был освящён 3 августа 1677
года, спустя 3 года после окончания
строительства церкви. Тогда он включал
84 иконы. Особенно удивительна
деревянная резьба иконостаса с
фигурами летящих ангелов.
64.
Князь-Владимирский святой источник находится влесу на Никольской стороне близ села Варзуга.
Согласно старинному преданию, для исцеления от
болезней душевных и телесных необходимо
омыться тремя ковшами святой воды и
помолиться. Эти резные ковши и сейчас висят под
навесом у источника.
65.
Но самое большоебогатство Варзуги —
люди, живущие здесь
из поколения в
поколение. Поморы доброжелательный
народ, одинаково
крепко стоящие на
твердой земле и на
палубе.