Похожие презентации:
Романский стиль
1.
Учебный предмет: Историяизобразительного искусства
в рамках Дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной
программы в области изобразительного
искусства «Живопись»
Класс: 5
Тема: Искусство Западной Европы
средних веков. Стили средневековой
архитектуры. Романский стиль
2.
Цель урока: сообщить основные сведения о средневековомискусстве. Раскрыть понятие «романский стиль».
Задачи урока:
• сформировать представление об основных этапах
романского искусства
• охарактеризовать основные виды искусства романского
периода;
• закрепить у учащихся навыки описания и анализа
произведений романского стиля.
План презентации:
1. Введение. Представление темы. Повторение этапов
средневекового искусства (3 минуты).
2. Введение понятий: «дороманский период», «романский
период», «готический период» (5 минут).
3. Основная часть. Проработка основных понятий:
«романский стиль», «романская архитектура», «базилика»,
проиллюстрированных с помощью планов романских
соборов и фотографий фасадов. (5 минут).
4. Заключение. Закрепление понятий «романская
архитектура», «скульптура в романском храме», «базилика»
(5 минут).
3.
Искусство Западной Европысредних веков
Этапы средневекового искусства:
Раннее средневековье (конец V —
середина XI веков)
Высокое средневековье (середина XI —
конец XV веков)
Позднее средневековье (XVI—XVII века)
4.
Искусство Западной Европысредних веков
• Этапы средневекового искусства (архитектуры).
• От падения Римской империи до конца X века.
Дороманский период. Характеризуется отсутствием
единого стиля и разнообразия форм, сложившихся в
результате
взаимодействия
различных
художественных
традиций.
К
концу
начинают
складываться первоначальные основы романского
стиля.
• XI–XII вв. Романский период. Здания перекрывались
полуциркульными сводами, подобными тем, какие
применялись в Европе еще во времена древних
римлян.
• XIII–XIV вв. Готический период. Использование
стрельчатой арки.
5.
Дороманский период• Искусство «темных веков» (VI – VIII
вв.)
• Искусство меровингской Франции
(VI – VIII вв.)
• Искусство Каролингской империи
(VIII – IX вв.)
• Искусство Оттоновской Германии
(X – X вв.)
6.
Романский стиль• Романский стиль – один из важнейших
этапов развития средневекового
европейского искусства,
художественный стиль, который
развивался в Западной Европе (и в
некоторых странах Восточной Европы)
в X—XII веках, в некоторых регионах и
в XIII веке.
• Наиболее полно он выразился в
архитектуре.
• Термин «Р. с.» был введён в начале XIX
в.
7.
Романская архитектура• Огромное
различие
между
романской
архитектурой и архитектурой предыдущих
веков заключалось в невероятном росте
строительной активности.
• Монах Рауль Глабер в XI в. восклицал, что
мир
покрывается
«белым
плащем
церквей». Церкви становились больше,
совершенней с точки зрения архитектурных
форм, их стиль все сильнее обнаруживал
сходство со зданиями Древнего Рима.
8.
Романская архитектура• Главная роль в романском стиле отводилась
суровой
крепостной
архитектуре:
монастырским комплексам, церквям, замкам.
• Основными постройками в этот период
становятся храм-крепость и замок-крепость,
располагающиеся на возвышенных местах,
господствующие над местностью. Главным
элементом композиции монастыря или замка
становится башня — донжон. Вокруг неё
располагались
остальные
постройки,
составленные из простых геометрических
форм — кубов, призм, цилиндров.
• Основным типом сооружений, из которого
развилась романская архитектура, была
древнехристианская базилика
9.
План базилики10.
История базилики• В Афинах базиликами называли место заседания
архонта – базилея, чей трон располагался в конце
среднего нефа, в апсиде.
• В Древнем Риме базилики – гражданские здания для
торговли,
судопроизводства
и
политических
собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В
центральном нефе располагался зал заседаний, в
одном из концов которого в полукруглой апсиде,
иногда отделенной от остального зла колоннадой,
возвышался трибунал с местами для судейских
чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое,
место принадлежало квестору или претору. Перед
апсидой находился алтарь для жертвоприношений.
Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник,
поднятый на высокий, украшенный скульптурой
цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой
неф.
11.
Планировка базилики• БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский
дом) – тип здания, прямоугольный
в плане, состоит из нечетного
количества (3 или 5) разных по
высоте нефов (лат. navis –
корабль).
• Нефы разделены продольными
рядами колонн или столбов, имеют
самостоятельные покрытия.
12.
Планировка базилики• Более широкий и высокий центральный
неф освещается окнами второго яруса и
завершается апсидой (лат. absida, гр.
hapsidos – свод, арка), покрытой
полукуполом.
• В первых церквях в центре апсиды,
завершающей неф, располагался алтарь
– стол, где совершали богослужения,
украшенный
скульптурой,
золотом,
драгоценностями.
Алтарем
также
называлась вся восточная часть храма,
отделенная алтарной преградой
13.
Планировка базилики• Входом
в
базилику
служит
поперечный объем – нартекс (от гр.
«ларчик», «шкатулка») – притвор,
входное помещение, примыкающее
обычно
к
западной
стороне
христианских храмов, реже к 3
сторонам храма.
14.
Планировка базилики• Христианские базилики часто строились с
одним или двумя поперечными нефами–
трансептами (лат. transeptum от лат. trans
–
за,
septum
–
букв.,
ограда),
пересекающими под прямым углом
основные (продольные) нефы.
• Трансепт появился при необходимости
увеличить пространство перед алтарем и
апсидой,
и
его
расположение
преобразовало план храма в латинский
крест (в православных храмах – в
православный крест).
15.
Планы базилик16.
Базилика. План. Разрез. Аксонометрия17.
Третья церковь Аббатства Клюни.План базилики
18.
Третья церковь Аббатства Клюни• Гигантская базилика, известная как
Третья церковь в Клюни, была
сооружена в 1088—1095 годах и
оказала сильное влияние на романский
стиль в архитектуре.
• Длина базилики составляла 187 м,
высота — 30 метров, что делало её
самой большой церковью Европы
вплоть до строительства Собора
Святого Петра.
19.
Аббатство Клюни. 1088—109520.
Третья церковь Аббатства Клюни.Реконструкция
21.
Аббатство Клюни. 1088—109522.
Аббатство Клюни. 1088—109523.
Третья церковь Аббатства Клюни.1088—1095
24.
Церковь Сен-Нектер. Оверни. Франция.Около 1080 г.
25.
Церковь Всех Святых в Валенцано.Италия. Строительство начато в 1060 г.
26.
Клуатр монастыря Сен-Трофим. Арль. Франция XII в.27.
Церковь Св. Гонората. НекропольАлискамп. Арль. Франция. XII в.
28.
Мост Сен-Бенезэ. Авиньон.Франция.1177
29.
Собор Св. Михаила в Хильдесхайме.Германия. 1010-1033
30.
Романская скульптура• Расцвет с 1100 года,
• В основном использовалась во
внешнем украшении соборов.
• Рельефы чаще всего находились на
западном фасаде, где располагались
вокруг порталов или размещались по
поверхности фасада,
на архивольтах и капителях.
31.
Рельеф церкви Сен-Мадлен в Везеле.Франция. 1104-1279
32.
Романская скульптура• Особое внимание уделялось
скульптурному украшению западного
фасада и входу в храм. Над главным
перспективным порталом обычно
размещался тимпан с рельефом,
изображающим сцену Страшного Суда.
Кроме тимпана, рельефами на фасаде
украшались архивольты, колонны,
порталы, на которых изображались
апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
33.
Скульптуры порталаШартрского собора. 1145.
http://www.cathedrale-chartres.fr/
34.
Романская скульптура• Скульптурное убранство поражает
обилием фантастических существ,
отличается экспрессией и
отзвуками языческих
представлений. Романская
скульптура передавала волнение,
смятение образов, трагичность
чувств, отрешённость от всего
земного.
35.
Романская скульптура36.
Романская скульптура• Фигуры в середине тимпана должны были
быть крупнее угловых. Во фризах они
приобретали приземистые пропорции, на
несущих столбах и колоннах —
удлинённые.
• Изображая религиозные сюжеты,
романские художники не стремились
создать иллюзию реального мира. Их
основной задачей стало создание
символического образа вселенной во
всем её величии.
37.
Кафедральный собор Сен-Лазар. Главныйпортал. Отен. Франция. 1130-1145
38.
Скульптуры портала Сен-Трофим.Арль. Франция. XII в.
39.
Хильдесхайм, собор Св. Михаила (10101033 гг.). Интерьер40.
Церковь Сен-Поль в Исуаре. Францияок. 1130-1150.
Интерьер. Роспись колонн
41.
Кафедральный собор. Верона. Италия.Первая половина XII века
42.
Кафедральный собор Св. Петра в Вормсе.Германия.
1130—1181
43.
Особенности архитектурыроманского собора:
• В основе плана —
раннехристианская базилика, то есть
продольная организация пространства
• Увеличение хора или восточной
алтарной части храма
• Увеличение высоты храма
• Тяжёлые своды требовали мощных
стен и колонн.
• Основной мотив интерьера —
полуциркульные арки.
44.
Замок Шомон Сюр Луар (наЛуаре). X век. Франция
45.
Средневековый замокСтруктура замка:
Ров;
Вал;
Крепостные стены;
Ворота;
Внутренний двор;
Донжон (главная башня);
Замок Бодиам (Англия). 1385