Похожие презентации:
Творчество Р. Шекли
1.
2.
Нарядус именами Р.Бредбери, А.Азимова,
К.Саймака в американской фантастике второй
половины ХХ в. стоит имя Р. Шекли. Уникальный
мир его книг пронизан не только смелым
воображением, но и особой философичностью,
которая позволяет считать автора преемником так
называемой
«вольтеровской
традиции»
в
литературе. Следует отметить, что творчество Р.
Шекли не является достаточно изученным в
отечественном
литературоведении,
хотя
и
содержит в себе большой научный потенциал.
3.
(работаН.В.Шолиной, 2000). Немногочисленные
статьи освещают вопросы архетипичности главного
героя (А.А. Бубнихин), также рассматриваются
философские сюжета в произведениях Р.Шекли (П.С.
Гуревич), фантастическая теология (С.В. Рязанова),
изучается вопрос об использовании экспрессивных,
эмоциональных и оценочных лексических единиц в
языке в его коротких рассказах (Н.А. Абросимова, М.П.
Прокопьева), анализируется использование каламбура
для создания юмористического эффекта (Л.Р.
Сибгатуллина).
4.
которыйувидел в произведениях писателя
традиции Вольтера и Свифта. Американский
исследователь изучил в контексте вольтеровской
традиции рассказ Р.Шекли «Координаты чудес»,
наметив таким образом возможный вектор
изучения и других произведений этого автора.
Однако, продолжения в научном мире не
последовало, и указанный путь замер на начальной
отметке. Видим актуальным и перспективным
продолжение идей Б.Олдисса, что отразилось на
выборе темы квалификационного исследования.
5.
рассмотреть творчество Роберта Шекли вконтексте «вольтеровской традиции».
6.
быладана характеристика жанру научной
фантастики, а также месту в ней творчества
Р.Шекли,
выявлены
характеристики
«вольтеровской традиции» в литературе в целом, и
в творчестве Р.Шекли, в частности.
7.
1.Обращение к темам жизни и смерти, неуязвимости
и
бессмертия
(рассказ
«Кое-что
задаром»),
гарантированной жизни после смерти («Корпорация
Бессмертие»), вопросам о сути бытия человека (рассказ
«Верный вопрос»). Это свидетельствует о том, что Р.
Шекли пытается приподнять завесу над такими
сложными и до сих пор не решёнными философскими
проблемами
человеческого
существования
как
конечность и процесс ухода из жизни, познать
закономерность жизненного цикла и увидеть в этом
некий высший смысл.
Вольтер в
своих убеждениях колеблется между
отрицаниями и утверждениями бессмертия души.
8.
2.Отрицание утопических идей и самой утопии, как
чего-то абсолютно нереального для жизни человека.
Писатель не отрицает притягательности идеального
мира, но рекомендует любоваться им издалека
(подробнее про это можно прочитать в рассказе
«Билет на планету Транай»). В отличие от
многочисленных утопистов Шекли считает, что для
обеспечения успешного будущего человечества
никаких глобальных изменений не требуется. А
достаточно всего лишь более полно узаконить право на
жизнь каждого.
Религия, с точки зрения Вольтера, - это грандиозный
обман с корыстными целями. Вольтер характеризует
католичество как «сеть самых пошлых обманов,
сочинённых ловкими людьми».
Особое место во взглядах Вольтера занимало
отношение к христианству вообще.
9.
В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «Заи против». В этой поэме он доказывает, что
христианская религия, предписывающая любить
милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким
тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем
самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с
христианскими верованиями: «В этом недостойном
образе я не признаю Бога, которого я должен чтить…Я
не христианин…».
В «Назидательных проповедях», а также в философских
повестях неоднократно встречается и аргумент
«полезности», то есть такое представление о Боге, при
котором он выступает в качестве социального и
нравственного регулирующего принципа. В этом
смысле, вера в него оказывается необходимой,
поскольку только она, по мысли Вольтера, способна
удержать человеческий род от саморазрушения и
взаимного истребления.
10.
3.Размышления о гениальности и ответственности
гения за свои поступки. В творчестве Р. Шекли
присутствуют рассказы о неудавшихся злых гениях,
которым катастрофически не везёт с создаваемыми
творениями (рассказ «Доктор Вампир и его мохнатые
друзья» и др.). Следует отметить, что в решении
многих проблем автор прибегает к различным
приёмам
смеховой
культуры,
раскрывающим
отношение автора к происходящему в современном
мире. В данном конкретном случае, на наш взгляд,
выражается некий скепсис касательно возможностей
науки.
11.
Вольтер так же прибегал к приемам смеховой культуры.Одни из лучших произведений, в которых проявляется
талант Вольтера-сатирика, следует назвать следующие:
«Задиг»; «Кандид»; «Микромегасе». Повести эти
наполнены остроумием, пересыпаны язвительными
шутками и в карикатурных формах изображают пороки
современного Вольтеру общества. Так, «Задиг»
является жестокой
сатирой
на
судебные и
административные порядки, царившие во Франции
при Людовике XV. «Кандид», написанный по
возвращении из Пруссии, – злая сатира на засилье
католической церкви, её нелепые запреты и
установления. В «Микромегасе» в гротескносатирической
манере
писатель
высмеивает
французское правительство.
12.
4. Развитие темы расовой многообразия. Эта темапозволяет
увидеть
уникальность
людей,
представляющих разные этномиры. Через эту тему
реализовывается
мотив
толерантности,
уважительного отношения к тем, кто отличается от
нас. Ну, а кроме того, заставляет по-новому
оценить то, что мы имеем. Так, например, в
рассказе «Потолкуем малость» рассказывается о
расе, у которой была мода на языки, в следствие
чего их язык общения эволюционировал с
безумной скоростью. А в рассказе «Извините, что
врываюсь в ваш сон..» – о цивилизации, которая
умудрялась жить на руке главного героя.
13.
5. Немало произведений посвящаются критикекаких-то общепринятых терминов и понятий,
причём, стоит признать, Р. Шекли полностью
удалось показать их несостоятельность. Так,
например, в рассказе «Человек по Платону» автор
критикует устоявшееся определение человек
разумного. В рассказе «Из луковицы в морковь»
наглядно иллюстрируется польза двуличности. В
рассказах «Специалист» и «О высоких материях»»
– говорится о том, что смысл жизни может
восприниматься в неожиданном аспекте.
14.
По социальному мировоззрению Вольтер являетсясторонником неравенства. Согласно его философии,
общество должно подразделяться на «образованных и
богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», должен на них
работать или им доставлять удовольствие. Он говорит о
том, что трудящемуся человеку не нужно поэтому
образование. По письмам Вольтера, где он пишет о
народе следующее, что «если народ начнёт рассуждать,
всё погибло». Когда Вольтер печатал «Завещание»
Мелье, он выкидывает всю его острую критику частной
собственности, которую находит «возмутительной». По
данной точке зрения можно и объяснить его
отрицательное отношение к Руссо, хотя в их
взаимоотношениях и имелся налицо личный элемент.
15.
6. Развитие темы альтернативной реальности,построенной на описании галлюцинаций.
Например, роман «Выбор» (или «Варианты
выбора») и многие рассказы («Через пищевод и в
космос с тантрой, мантрой и крапчатыми
колесами», «Свалка миров» и «Застывший мир»)
представляют мир галлюцинаций, что приводит к
мысли о призрачности наших убеждений, а порой
и заставляет сомневаться в истинности всего
происходящего.
16.
позволиливыявить наличие «вольтеровской
традиция» в ряде из них, и определили анализ
конкретных произведений во второй главе. В ней
рассматриваются повести «Координаты чудес»,
«Билет на планету Транай» в аспекте философскосатирических подходов к созданию авторской
картины мира.
В ходе исследования, мы выявили, что повести
«Координаты чудес», «Билет на планету Транай» —
относятся
к
иронично-сатирическим
фантастическим повестям.
17.
стремлениегероя к миру подлинному, бытийному, и,
одновременно, безнадежность этого стремления выражается в
убегании от зверя. В христианстве бытие и реальность
представлены как столкновение рая и ада.
В повести проявились такие черты Шекли, как неисчерпаемая
фантазия, уникальная философия, оригинальность авторских
версий создания мира и науки, переосмысление понятий добра
и зла, поиск смысла жизни. Однако на самом деле книга
«глубже», чем кажется, она высмеивает как на прямую, так и
через фантастические проекции многие аспекты нашей
реальности касающиеся быта, досуга, веры и многого другого.
Помимо этого, книга затрагивает аспект смысла бытия,
главный герой в процессе своих приключений испытывает
определенную нравственную трансформацию, и если вначале
относишься к нему снисходительно насмешливо, то под конец с
сочувствием и некоторым уважением.
18.
написана в иронично-сатирическом стиле, которыйявляется классикой фантастического жанра.
Р. Шекли в своем произведении продолжает
антиутопические традиции и создает достаточно
целостную
картину-модель
социокультурного
пространства. Следует отметить, что модель Траная
действительно
антиутопична
–
обладает
негативными, с нравственной точки зрения,
характеристиками. Открытым остается лишь вопрос
об исполнении или неисполнении антиутопиями
функции социального предупреждения. Хотя можно
сказать,
что
многие
характерные
черты
антиутопического
социума,
которые
были
представлены в повести, мы можем наблюдать в
современном обществе.
19.
Подслоем юмора скрывается довольно глубокий
комментарий к философии, религии, свободе воли,
законам жизни. Часть юмора здесь откровенна, как в
мире рекламных слоганов. «Координаты чудес» и
«Билет на планету Транай» - это извилистые комедии,
с философским контекстом.
Хочется также отметить, что успех и устойчивую
репутацию блестящего юмориста и сатирика принесли
Р. Шекли именно короткие рассказы. Хотя по большей
части творчество Шекли-рассказчика ограничено
задорным, искромётным и достаточно безобидным
юмором, в показном безоблачном «веселье» отчётливо
слышны тревожные ноты, особенно это касается тех
произведений, где автор ставит под сомнение
способность человека совладать с внутренними
демонами саморазрушения.
20.
Очень часто в рассказах этого автора между строк озахватывающих путешествиях и безоблачном юморе можно
встретить глубокие раздумья над человеческой слабостью
перед собственными демонами, которые пожирают человека
изнутри и заставляют делать совсем невообразимые вещи.
В «Абсолютном оружии» трое авантюристов ищут на Марсе
сокровища, но сокровища особые – это оружие погибшей по
неизвестным причинам марсианской расы. Они находят
оружие, достигают своей цели, но это приносит им гибель.
Рассказ носит ярко выраженный антивоенный характер.
Интересна и идея абсолютного оружия, то есть оружия,
поражающего любого, независимо от того, в чьих руках оно
находится. Этот рассказ – своего рода предсказание судьбы
тем, кто сегодня бряцает оружием и раскручивает новый
виток гонки вооружений. Таким образом, исследователи на
Марсе, польстившись на местное сверхоружие (уже
сработавшее на ставшей пустынной планете), забыли о том,
что таковое и предназначалось, видимо, абсолютно против
всех, включая нашедших его; та же идея является
центральной в «Пушке, которая не бабахает».
21.
состоит в том, что она обладает явно выраженнойфилософской направленностью и связана с так
называемой вольтеровской традицией. По нашему
мнению, произведения Роберта Шекли рассказывают о
том, что и заурядный человек может попасть в
необычную историю, о том, что все люди связаны с
системой, в которой они проживают, и эта система, так
или иначе, влияет на них. Шекли можно назвать
писателем – философом, ведь его произведения несут в
основе своей идеи о человеческой жизни и ее
трудностях, главная из которых заключается в том, что
свою цель человек должен достигать упорным трудом,
не прибегая к помощи сверхъестественных сил