506.53K
Категория: ЛитератураЛитература

М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"

1.

2.

История романа покрыта тайной. До сих пор
неизвестно, что именно вдохновило Лермонтова на
создание книги. Однако известно, что у многих персонажей и
ситуаций в произведении имели свои реальные прототипы:
Так, Лермонтову самому пришлось испытать то, что произошло с
его героем в главе «Тамань».
Образ доктора Вернера был вдохновлён доктором Н. В. Майером,
имевшим дружбу с сосланными на Кавказ декабристами.
А юнкер Грушницкий стал отражением никого иного, как Николая
Мартынова, которому было суждено стать убийцей Лермонтова.

3.

Несмотря на наличие некоторых романтических черт, вроде южной
экзотики и такой яркой личности, как Печорин, противопоставляемого
остальному обществу, «Герой нашего времени» принято относить к
направлению реализма. Лермонтов стремится к натуральному
изображению всех аспектов жизни, а персонажи полностью
соответствуют окружающей среде и живут по соответствующим ей
закономерностям.
«Герой нашего времени» стал первым лирико-психологическим романом
в русской литературе. Поэт сочетает глубокий психологизм с чёткой
сюжетной канвой и активными действиями персонажа.
Лермонтов использовал прием анахронизма не случайно. Историческая
действительность не представляла для автора первостепенной важности.
Главная задача романа – раскрыть образ центрального персонажа.
Кроме всего прочего, композиция «Героя…» осложнена сменой
рассказчиков. В романе их три – странствующий офицер, Максим
Максимыч и сам Григорий Александрович.

4.

Повесть «Бэла» представляет из себя рассказ Максима Максимыча
(коменданта сторожевой крепости на Кавказе), пересказанный неким
странствующим офицером. События разворачиваются в отдаленной
кавказской крепости, где томится от скуки блестящий императорский
офицер Григорий Александрович Печорин, сосланный в эту глушь за
какую-то светскую провинность (позже читатель узнает, что это дуэль с
Грушницким). Привыкнув к свисту пуль, Печорин жаждет новых острых
впечатлений и выкрадывает у горского князька дочку, а у сорвиголовы
Казбича – любимого коня.
Пленницу зовут Бэла. Ее экзотичная красота манит молодого офицера, он
готов на все ради того, чтобы обладать ею. Мало-помалу Бэла привыкает и
сама влюбляется в бывшего похитителя. Пара переживает прекрасные
дни безграничного счастья, после чего пыл Печорина ослабевает. За
красотой Бэлы не скрываются живой ум и образованность, так
необходимые Печорину. Прекрасная дикарка вскоре ему попросту
надоедает. Тяжко мучаясь от холодности любимого, Бэла погибает от руки
Казбича, зарезавшего ее из мести за украденного коня.

5.

В небольшой истории, очевидцем которой стал все тот же странствующий
офицер, нет остросюжетной фабулы. Встретились два старых знакомых,
перебросились парой-тройкой дежурных фраз, подали друг другу руки и
разошлись. Ничего примечательного. Такие встречи случаются каждый
день.
Драматизм момента станет понятен только тем, кто уже знаком с
историей Григория Андреевича Печорина и Максима Максимыча. После
пятилетней разлуки старик был готов кинуться на шею товарищу, с
которым они служили в одинокой крепости на Кавказе. Однако Печорин
лишь холодно подает руки и говорит со стариком так, будто и не было тех
лет службы, не было Бэлы и Казбича.

6.

Раздосадованный Максим Максимыч передает офицеру дневниковые
записи Печорина, которые он до этого бережно хранил. Теперь у читателя
есть возможность проникнуть в самую суть противоречивой натуры
главного героя.
Описываемые события произошли еще до ссылки Печорина на Кавказ. По
долгу службы, неудавшийся петербургский студент Григорий
Александрович Печорин приезжает в Тамань («самый скверный
городишко из всех приморских городов России»). Там он случайно
оказывается в центре авантюрной истории, выводит на чистую воду
шайку контрабандистов и сам едва не погибает во время ночной стычки с
преступниками.
Боясь, что военный донесет на них, контрабандисты Ундина и Янко
навсегда уплывают из Тамани, оставляя на произвол судьбы слепого
мальчишку, который им пособничал. И вновь Печорин, ворвавшийся в
спокойной мирок «честных контрабандистов», рушит их привычный
уклад жизни – обрекает Ундину и Януса на новые скитания, а убого
мальчика на голод и одиночество.

7.

В главе «Княжна Мери» Печорин отправляется на лечебные воды в Пятигорск.
Здесь собралось светское общество, приезжающее сюда из года в год. Здесь
происходят события, круто повлиявшие на Печорина: от его руки погибает
недавний юнкер Грушницкий, страдает бывшая возлюбленная Вера, узнает
горесть неразделенной любви молоденькая Мери Лиговская, которую офицер
влюбил в себя.
Действия Печорина не приносят ему никакой выгоды. Если история с Бэлой
начиналась с искреннего влечения, то к Мэри Печорин не испытывал ничего
больше симпатии. Его привлекла молодость, непосредственность
молоденькой княжны, он хотел досадить заносчивому Грушницкому, который
был влюблен в Лиговскую, желал потешить собственное самолюбие, в
очередной раз почувствовать себя завоевателем.
Отголоском прошлой жизни, когда Печорин был способен искренне любить,
является Вера, приехавшая на воды вместе с законным, но не любимым мужем.
Примечательна одна из заключительных сцен повести, когда Печорин гонится
на взмыленном коне за повозкой, уносящей Веру в город. Импульсивная
попытка все исправить, начать жить заново, заканчивается поражением.

8.

В заключительной части романа образ Печорина представлен в
демоническом свете. Теперь ему не нужно ничего предпринимать –
достаточно сказать слово, и человек обречен на гибель.
Глава «Фаталист» является завершающей главой о Печорине. Она
дополняет образ главного героя. Его рассуждения об астрологии здесь
тоже не случайны, помогают понять его мировоззрение, отношении к
философии и религиозным вопросам. Григорий Александрович
признается, что имеет правило ничего не отвергать решительно и ничему
не вверяться слепо. В этих словах Печорина слышатся базаровские нотки.
Буквально через пару десятков лет герой Тургенева будет отрицать всякое
предопределение, религии и признает только науку и медицину.

9.

Образ Печорина является связующей основой «Героя нашего времени».
Все происходящие в романе события служат тому, чтобы полнее его
раскрыть.
Образ главного героя препарировали в сотнях исследовательских работ.
Одни называют его отщепенцем своего времени, лишним человеком,
другие, напротив, считают Печорина типичным представителем русского
дворянства. Его беда – это болезнь века. Григорий Александрович
одновременно жертва и злодей, обыкновенный человек, который не
может найти своего места в жизни, и грозный демон, призванный нести
горе и разочарования.

10.

Лермонтов показал непростую судьбу «лишнего» человека, указав на болезнь,
которая разъедала дворянское общество девятнадцатого века. Он метко
подметил симптомы и признаки диагноза, и смысл его романа состоит
именно в диагностике и изучении общественного феномена —
инфантильного, циничного и надломленного поколения после декабристов
. Главная мысль автора состоит в том, что герой нашего времени — следствие
политических и социальных проблем, которые многие люди предпочитали
замалчивать. Так, бессмысленность жизни молодого и богатого дворянина
объясняется лишь одним обстоятельством — он не видит достойного
применения для своих сил. Он умен и видит, что за стоящую инициативу
(декабристское восстание) государство отвечает дворянам каторгой, поэтому
разочаровывается в своей роли опоры государства и прожигает жизнь
впустую. Он не нужен своей стране, безнадежно далек от других сословий и
подсознательно винит себя в удручающем неравенстве между трудовым
народом и аристократией. Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи
оппозиционером, винил свое поколение в инфантильности и обличал
разъедающий душу цинизм. В укор ему и себе (как его части) он
изобразил трагический путь Печорина

11.

Роман «Герой нашего времени» – уникальное явление русской
культуры. Опираясь на литературные тенденции 30-х–40-х годов
XIX века, Михаил Юрьевич Лермонтов во многом стал новатором.
Он создал первый реалистический роман в прозе на русском
языке, творчески переосмыслил метод циклизации, расширил
функциональные возможности композиции и подарил миру
эпохальный образ Печорина – лишнего человека, выпавшего из
круговорота своего мятежного времени.
English     Русский Правила