85.95K
Категория: ЛитератураЛитература

Образ багульника как символ нашего региона в стихотворении М.Е. Вишнякова «Даурский багульник! Реликтовый старец…»

1.

Образ багульника как символ
нашего региона в стихотворении
М.Е.Вишнякова «Даурский
багульник! Реликтовый старец…»

2.

Предмет исследования:
М.Е.Вишняков «Даурский
багульник! Реликтовый старец…»

3.

Цель исследования:
Творческое прочтение и
осмысление содержания через
раскрытие авторского замысла в
создании образа багульника

4.

Гипотеза:
Багульник ассоциируется с
Забайкальским краем и
символизирует любовь к жизни и
труд человека в суровых
климатических условиях

5.

Исследуемый текст
• Даурский багульник! Реликтовый старец.
Как пахари, трудятся корни твои.
Живучий, колючий, упрямый кустарник
на северных склонах сибирской земли.
• Вдоль тёмных оврагов, в песчанике
рыжем,
везде, где проходят земные пути,
задача не просто вцепиться и выжить,
задача - так буйно и ярко цвести..

6.

Словарная работа:
Даурский – от Даурия, название региона, соотносимого по
тер. и границам с Забайкальем; пос. при ж.-д. ст. на ветке
Тарская-Забайкальск на зап. Заб. р-на.
Реликт, -а, м.(спец). Животный или растительный организм,
сохранившийся как пережиток древних
эпох.\\прил.реликтовый, -ая, -ое. Реликтовые формы растений.
Р.лес.
Пахарь, -я, м. Человек, который пашет землю, землепашец.\\
прил. Пахарский, -ая,-ое.
Песчаник, -а, м. Осадочная горная порода из спрессовавшегося
песка. \\ прил. песчаниковый, -ая, -ое.
Вцепиться, вцеплюсь, вцепишься; сов., в кого-что(разг). Цепко
схватить что-н или кого-н. за что-н. В. поручни. \\ несов.
Вцепляться, -яюсь, -яешься.

7.

Анализ стихотворения
• Жанр: лирическая миниатюра
• Стихотворный размер: амфибрахий
• При чтении стихотворения возникают
символический образ неутомимого
трудяги-крестьянина, картины сплошных
горных склонов, усеянных розовым цветом,
тенистых низин с рыжеватым песком, так
же охваченных нежным багуловым цветом.

8.

Изобразительные средства
• Авторское отношение к предмету своего
восхищения передается через
риторическое восклицание - Даурский
багульник!, метафорические эпитеты реликтовый старец – живучий, колючий,
упрямый кустарник.

9.

Изобразительные средства
• И здесь же есть образное сравнение
кустарника с пахарем, который неустанно
обрабатывает землю. Подобно пахарю,
багульник глубоко вскапывается в почву, чтобы
пустить все новые корни, схватиться всей
силой за жизнь и дать природе буйный чудоцвет. Это действо можно даже ощутить
благодаря аллитерации - повторам согласных
звуков «р», «с», «ж», упорство и усталость
труженика подчеркивается ассонансом гласным «у».

10.

Языковые средства
• Раскрытию образа багульника, его
неутомимой деятельности способствуют
глаголы настоящего времени множественного
числа и в неопределенной форме «трудятся
корни», «вцепиться и выжить», которые
свидетельствуют о долговременности
процесса произрастания. И результат этого
упорного действия налицо – буйный и яркий
цвет, радующий всех любителей природы. Вот
оно - предназначение человека на земле- быть
активным строителем своей жизни.

11.

Вывод
• Таким образом, все лексические и грамматические
средства выразительности в стихотворении М.Е.
Вишнякова подчинены раскрытию образа
красивейшего цветка багульника, который вызывает
удивительное чувство восторга и неутомимо
борется за жизнь в суровых климатических
условиях и выходит победителем в упорной схватке
за право жить и цвести. Это и есть настоящий
венец красоты и грации, силы и мощи, терпения и
стойкости, олицетворяющие качества истинного
забайкальца, и багуловый цвет является настоящим
символом нашего непростого региона и образом
родной Земли.

12.

Роль кустарника в жизни человека
• И с самого раннего детства и, можно
сказать, что на протяжении всей жизни мы,
забайкальцы, вдыхаем нежный аромат
багульника и любуемся бархатным цветом.
Каждый год выпускники школ дарят эти
чудесные цветы своим учителям, выражая
благодарность и уважение к их труду. И,
наконец, багульник – примета весны и
пробуждения загадочной природы
Забайкальской земли.

13.

Легенда о багульнике
• Рододендрон появился на территории
современного Забайкалья ещё в доледниковый
период, когда здесь простирались вечнозелёные
леса. Возможно, как раз в ту самую пору в нашем
краю поселились и первые забайкальцы.
Когда это было, знают только горы, и древняя
легенда гласит, что прикочевал в Забайкалье
Эвенкийский род. Остановились возле озера,
отпустили оленей пастись, поставили чумы. А ночью
у самой красивой женщины родился мальчик,
назвали его Алунай.

14.

Алунай
• В поисках невесты сильный и смелый
Алунай оказался далеко от родимых мест у
хана, обещавшего выдать за него
прекрасную свою дочку, если тот останется
жить у него и возглавит его войско.
• Но ветка багула, отправленная матерью
Алуная, напомнила ему о его Родине.

15.

Смысл легенды
• Так гласит прекрасная легенда, дошедшая до
нашего времени по обычаям древности и
подтверждающая мысль о глубокой
привязанности человека к родимому краю.
Ещё говорят, что много раз увозили багул в
теплые края. Но не растет он на чужой земле,
погибает. Так и человек. Сурова наша земля,
но родная. И горе тому, кто ее забудет. Сердце
такого человека никогда не познает радости.

16.

Практическое значение
• Удивительно, но эта легенда, по-моему,
объясняет то, почему человека всегда тянет к
родным местам, где бы он ни жил. И по
необъяснимым причинам мы так же, как и
поэт Михаил Евсеевич Вишняков, с любовью и
восхищением относимся к цветку багула,
собирая его в каждую весну для дарения
своим близким и учителям, и не только
наслаждаемся запахом, видом, красотой
кустарника, но и стараемся защитить его в
опасную пору сезонных пожаров.

17.

Подтверждение гипотезы
• Таким образом, на основе абстрагирования, т.е.
мысленного выделения особенностей произрастания
багулового кустарника с опорой на источники
информации, также в результате собственного анализа
текста и изучения статей о творчестве поэта могу
утверждать, что багульник для забайкальцев – не просто
растение. Он символ региона, символ цепкой и активной
жизни. Если вчитаться в замечательные строчки
стихотворения М.Е.Вишнякова, можно соотнести его с
легендой и понять, почему это растение так притягательно
и почему так много общего между багульником и теми,
кто живёт сейчас или жил когда-то в Забайкалье. Их,
действительно, взрастили силы неизбывные, а закалили
зимние стужи и свирепые вьюги.

18.

Литература
• Алёшкин А.М. Утрата: странник с берёзовым посохом. //
Слово Забайкалья. - 2008. - №4
• Вишняков М.Е. Стихи и поэмы. Москва: «Русь» - 2005. 350 с.
• Камедина Л. Знаки творчества и жития поэта. // Слово
Забайкалья - 2008. - №3
• Куренная И. Ветра и тропы поэта. Слово Забайкалья 2008. - №3-4
• Макаров Б. Любовь и боль. Талант и мудрость. // Слово
Забайкалья. - 2008. - №3
• Яранцев В. «И мне хотелось всё понять и плакать…» //
Слово Забайкалья. - 2008. - №3
English     Русский Правила