Александр Исаевич Солженицын
123.00K

Александр Исаевич Солженицын

1. Александр Исаевич Солженицын

2.

Александр Исаевич Солженицын
родился в 1918г. В семье офицера,
умершего до рождения сына. Еще в
школе писал стихи, рассказы и
мечтал стать писателем, но, не имея
возможности уехать в столицу, в
1939г. поступил на физикоматематический факультет
ростовского университета. В 1939г.,
не оставляя университета, поступил
на заочное отделение Московского
института философии, литературы
и искусства и в 1941г. окончил его.
Солженицын – участник Великой
Отечественной войны. Прошел
путь от Орла до Восточной
Пруссии. Был награжден орденами
Отечественной войны и Красной
Звезды.

3.

В феврале 1945г. был арестован за переписку с другом, где
критически высказался о Сталине, и приговорен к 8 годам
лагерей.
В 1953г. после окончания срока был отправлен на
«вечное поселение» в аул Кок-Терек в Южном Казахстане.
Во время ссылки преподавал в сельской школе физику,
математику и втайне писал. В 1956г. был реабилитирован,
переехал в Рязань.
В 1961г. опубликовано первое произведение Солженицына,
принесшее мировую славу. Отставка Хрущева поставила
писателя в сложное положение, а с 1967г. началась травля.

4.

В 1969г. он был исключен из Союза писателей
СССР, в 1970г. удостоен Нобелевской премии по
литературе. В 1974г. Солженицын был арестован,
обвинен в «измене Родине», лишен советского
гражданства и выслан из страны . Жил в Цюрихе, с
1976 – в США. За границей вышло 18- томное
собрание его сочинений.
В 1974г. Солженицын основал «Русский
общественный фонд», передав в него все гонорары
за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1994г. писатель с
семьей вернулся на родину.

5.

Знаменательным событием стала публикация в
одиннадцатом номере журнала за 1962 год повести
А.Солженицина «Один день Ивана Денисовича»,
первоначально носившая название «Щ-854 (Один
день одного заключенного)». Это произведение
открыло в литературе больную для общественного
сознания периода «оттепели» тему недавнего
прошлого страны, связанного с именем Сталина. В
контексте антисталинских настроений, стремления
к преодолению последствий культа и была
прочитана в те годы повесть А.Солженицына.

6.

Секрет возникновения повести и жанровую форму
ее (детальная запись впечатлений, жизнеощущений
одного дня из жизни рядового, сказ о себе
заключенного) писатель объясняет так: «я в
1950году, в какой-то долгий лагерный зимний день
таскал носилки с напарником и думал; как описать
всю нашу лагерную жизнь? По сути дела,
достаточно описать всего один день в
подробностях, в мельчайших подробностях, и день
самого простого работяги, и тут отразится вся наша
жизнь». В авторе увидели человека, сказавшего
беспощадную правду о запретной стране под
названием «Архипелаг ГУЛАГ».

7.

В то же время некоторые рецензенты выразили
сомнение: почему Солженицын избрал своим
героем не коммуниста, незаслуженно
пострадавшего от репрессий, но оставшегося
верным своим идеалам, а простого русского
мужика? Но А. Твардовский именно в выборе
такого героя, передавшего народную точку зрения
на все происходящее, видел особенность
Солженицына и его отличие от Достоевского, с
которым начинающего автора постоянно
сравнивали: «Ведь у Достоевского все наоборот:
там интеллигент – ссыльный смотрит на жизнь
простого острожного люда, а здесь все глазами
Ивана Денисовича, который по-своему и
интеллигента (Цезаря Марковича) видит».

8.

«В этой повести народ сам от себя заговорил, язык
совершенно натуральный», - отметил С. Маршак.
Как «суровую, мужественную, правдивую повесть о
тяжком испытании народа», написанную «по долгу
своего сердца, с мастерством и тактом большого
художника», охарактеризовал книгу Солженицына
Г. Бакланов. Так наиболее проницательными
рецензентами была обозначена глубинная
проблематика повести Солженицына, скрытая для
многих за его злободневной темой. Общий вывод
был единодушным: отныне писать так, словно в
литературе не было этого произведения, уже
невозможно.

9.

В те годы повесть Солженицына расценили как
подлинно партийное произведение, написанное в
духе XX съезда и помогающее в борьбе с культом
и его пережитками. Даже сама публикация повести
стала возможной только после того, как
Твардовский через помощника первого секретаря
обратился к Н.С. Хрущеву, который прочитал
произведение и настоял на его выходе в свет. Для
автора же было важно не официальное признание,
а та, как он говорил, «неплохая распашка
общественного сознания», которая стала
результатом дискуссий вокруг его произведений.

10.

Рассказ «Матренин двор», как и предыдущая
повесть, написан в 1959г., а опубликован в 1964.
«Матренин двор» - произведение
автобиографическое. Это рассказ Солженицына о
той ситуации, в которой он оказался, вернувшись
«из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря.
Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой
нутряной России», найти «тихий уголок России
подальше от железных дорог». Бывший лагерник
мог наняться только на тяжелые работы, он же
хотел учительствовать. После реабилитации в 1957
году Солженицын некоторое время работал
учителем физики во Владимирской области, жил в
деревне Мильцево у крестьянки Матрены
Васильевны Захаровой.

11.

Рассказ «Матренин двор» выходит за рамки
обычных воспоминаний, а приобретает глубокое
значение, признан классикой. Данный рассказ
написан не только о страданиях, бедах,
несправедливости, выпавшей на долю русской
женщины. А.Т. Твардовский писал об этом так:
«почему судьба старой крестьянки, рассказанная на
немногих страницах, представляет для нас такой
большой интерес? Эта женщина неначитанная,
малограмотная, простая труженица. И, однако, ее
душевный мир наделен такими качествами, что мы
с ней беседуем, как с Анной Карениной». На что
Солженицын ответил: « Вы указали самую суть – на
женщину любящую и страдающую, тогда как вся
критика рыскала все время

12.

поверху, сравнивая тальновский колхоз и
соседние».
Так открывается главная тема «Матрениного двора»
– «чем люди живы». Вот об этом и рассказывает
А.И. Солженицын в своем рассказе. но в то время,
когда Солженицына продолжали воспринимать как
антисталиниста, он шел дальше к исследованию
истоков трагедии, пережитой народом его страны.
Здесь начинает обозначаться глубокий водораздел
не только между Солженицыным и Твардовским,
Солженицыным и «Новым миром», но прежде всего
между Солженицыным и уровнем массового
сознания, не приемлющего в те годы решения,
предложенного писателем.
English     Русский Правила