2.06M
Категория: ЛитератураЛитература

Русская литература Серебряного века. 11 класс

1.

2.

• Изучить тенденции развития русской литературы конца
XIX – начала XX веков.
• Познакомиться с новыми направлениями в искусстве и
литературе Серебряного века
• Аргументировать тезис «Серебряный век — явление
русской культуры, основанное на глубинном единстве
всех его творцов».
• Интеллектуально и эмоционально постичь характер
эпохи Серебряного века
• Определить роль поэзии в литературе Серебряного века
• Совершенствовать навыки выразительного чтения и
литературного анализа

3.

Какие мысли возникают в вашем сознании,
когда вы слышите эти слова?
Какие ассоциации вызывает звучание этих
слов?

4.

Серебряный век — блеск, яркость, звон,
утонченность, бряцанье, хрусталь, бокалы,
хрупкость, капель, металл, оружие,
мгновенность, недолговечность,
отражения, блики, прозрачность, свечение,
сияние, дымка, туман, волшебство, тайна,
шепот, голоса, уста, глаза...

5.

Каким десятилетием, каким
историческим событием можно
очертить конечную границу
Серебряного века?

6.

а) Каково основное содержание эпохи, именуемой
Серебряным веком? Почему именно поэзия
заняла в культуре ведущее место?
б) Что дает основания для объединения поэтов
начала века, чьи творческие принципы столь
различны, под общим понятием «творцы
Серебряного века»?
в) Мир человеческих отношений, мир любви и
дружбы людей.

7.

• Каково основное содержание эпохи,
именуемой Серебряным веком?
• Почему именно поэзия заняла в
культуре ведущее место?

8.

• Декадентство (лат. decadentia— упадок) — явление в
культуре конца XIX — начала XX веков, отмеченное
отказом от гражданственности, погружением в сферу
индивидуальных переживаний.
• Модернизм (фр. Modern — новейший, современный) —
художественно-эстетическая система, сложившаяся в
начале XX века, воплотившаяся в системе относительно
самостоятельных художественных направлений и
течений, характеризующихся ощущением дисгармонии
мира, разрывом с традициями реализма, бунтарскоэпатирующим мировосприятием, преобладанием
мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и
иллюзорной свободы художника, замкнутого в
пространстве своих фантазий, воспоминаний и
субъективных ассоциаций.

9.

М.Врубель. Демон поверженный.

10.

В.Борисов-Мусатов. Призраки.

11.

К.Петров-Водкин.
Купание красного коня.

12.

Александр Скрябин. Сергей Рахманинов

13.

Михаил Фокин. Анна Павлова.

14.

Поэзия — это всплеск чувств, озарение,
сердечная боль, безумство, апатия... и всегда
потрясение. Сколько бедствий, катастроф
вобрал в себя период начала века! Надежды и
разочарования, взлеты и падения, обретения и
потери... А что ждало человека впереди? Этого
не знал никто. Только поэты предчувствовали
будущее. Предчувствие обретало форму стиха.
Стих был ярко индивидуален...

15.

«Я каждый миг исполнен откровенья»
Владимир
Сергеевич
Соловьев
(1853 — 1900)

16.

Мирра (Мария)
Александровна
Лохвицкая
(1869 — 1905)

17.

Константин
Дмитриевич
Бальмонт
(1867— 1942)

18.

Дмитрий
Сергеевич
Мережковский
(1865— 1941)

19.

Федор Сологуб
(Федор Кузмич
Тетерников)
(1863 — 1927)

20.

Михаил
Алексеевич
Кузмин
(1875 — 1936)

21.

Максимилиан
Александрович
Кириенко-Волошин
(1877 — 1932)

22.

Марина
Ивановна
Цветаева
(1892 — 1941)

23.

Владислав
Фелицианович
Ходасевич
(1886 — 1939)

24.

Велимир
(Виктор
Владимирович)
Хлебников
(1885— 1922)

25.

Игорь Северянин
(Игорь Васильевич
Лотарев)
(1885 — 1941)

26.

Владимир
Владимирович
Маяковский
(1893 — 1930)

27.

Автор, годы жизни
Поэтическая Я-концепция
В.Соловьев
(1853 — 1900)
«...Мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам»,
«...И в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам»
М.Лохвицкая
(1869— 1905)
«Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи...», «Мне мил и солнца луч...
И шорох тайн манит меня», «...Суждено мне до конца
Стремиться вверх...»
К.Бальмонт
(1867—1942)
«Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин», «Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто»
Д.Мережковский
(1865 — 1941)
«Сладок мне венец забвенья темный»,
«Я люблю безумную свободу»,
«Мчится дух мой к дальнему восходу»
Ф.Сологуб
(1863 — 1927)
«Я — бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах»
М.Кузмин
(1875 — 1936)
«...Тот родник, что бьется в нас, —
Божественно неисчерпаем»,
«Из сердца пригоршней беру я радость»

28.

М.Волошин
(1877—1932)
«В душе моей мрак грозовой...»,
«Из недра сознанья, со дна лабиринта
Теснятся виденья...»
М.Цветаева
(1892 — 1941)
«...Душа не уснет в покое»,
«...Забыть не могу тоски я»,
«...Душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская»
В.Ходасевич
(1886 — 1939)
«Я скитаюсь здесь напрасно
Путь далек мне...»
В.Хлебников
(1885 — 1922)
«...Я для вас // Звезда...»
И.Северянин
(1885 — 1941)
«Во всей вселенной нас только двое
И эти двое — всегда одно...»
В.Маяковский
(1893 — 1930)
«Я сразу смазал карту будня...»

29.

• Каждый поэт — ярчайшая индивидуальность,
бесспорно одаренная личность.
• Каждый считает, что он в ответе за будущее.
Каждый стремится вобрать в свое творчество, в
воображение и душу весь мир — космос, вечность,
явления живой природы, культуры. Поэтому подобное
стремление других поэтов воспринимается как
посягательство на собственную вселенную. Отсюда и
стремление защитить свой поэтический мир,
оградить его от вторжения оппонентов и желание во
что бы то ни стало доказать свою правоту
читателю.

30.

Символизм (греч. symbolon — знак, символ)
— направление в искусстве 1870 — 1910 годов;
универсальная философия, этика, эстетика и образ
жизни этого времени.
Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус,
В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб,
И. Анненский, Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый

31.

Акмеи́зм («Адамизм») (от греч. άκμη —
«пик, максимум, цветение, цветущая пора») —
литературное течение,
противостоящее символизму и возникшее в
начале XX века в России. Акмеисты
провозглашали материальность, предметность
тематики и образов, точность слова. Н. Гумилев,
С. Городецкий, О. Мандельштам, А. Ахматова,
В.Нарбут, М.Кузьмин

32.

Футуризм был одним из видов модернистского
искусства, тяготевшим к формальному
экспериментаторству и выступавшим против
выражения общественных тенденций в искусстве.
Для поэзии футуристов характерен дух
анархического бунтарства. Футуристы были
одержимы идеей разрушения старого мира.
Кубофутуристы (В. Хлебников, В. Каменский,
Д. Бурлюк, В. Маяковский) стремились к трудной
игре со словами. Эгофутуристы (И. Северянин)
выступали как поэты изысканной
общедоступности.

33.

Критерии для
сопоставления
1. Цель
творчества
Символисты
Расшифровка тайнописи,
воплощенной в слове,
пророче­ство
2. Отношение к Стремление создать картину
миру
идеального мира,
существующего по законам
вечной красоты
Акмеисты
Футуристы
Возвращение поэзии ясности,
вещности
Вызов традиции
Понимание мира как
совокупности простых
предметов, острых, резких
вещных знаков
Одержимость идеей
разрушения старого мира
3. Отношение к Понимание слова как много­ Стремление придать слову
Интерес к «самовитому слову»,
слову
смысленного послания, вести, определенное, точное значение словесным деформациям,
элемента тайнописи
создание неологизмов
4. Особенности Господство намеков и
Конкретная образность,
формы
иносказания, знаковое
«прекрасная ясность»
наполнение обычных слов,
изысканная образность,
музыкальность, легкость слога
Обилие неологизмов,
разговорная интонация, пафос
эпатажа

34.

Что дает основания для объединения поэтов
начала века, чьи творческие принципы столь
различны, под общим понятием «творцы
Серебряного века»?
• все эти поэты — современники, их объединяет время, сама эпоха;
они убеждены, что участвуют в духовном обновлении России;
• всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения,
душевной дисгармонии;
• все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу,
ритму; все они новаторы в области звуковой организации и
ритмико-интонационной структуры поэтического произведения;
• • они склонны к манифестам, программам, декларациям с
выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;
• • их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное
служение ему...

35.

•Каким десятилетием или каким историческим
событием можно очертить конечную границу
Серебряного века?
Если считать основным содержанием Серебряного века
то, что не утратилось во времени:
• торжество поэтической одаренности,
• необыкновенную теплоту человеческих отношений,
• очарование возвышенных помыслов и чувств — все то,
что оставлено русской поэзии и нам, читателям, в
наследство, то нельзя не считать, что под знаком
Серебряного века развивалась духовная, художественная
жизнь всего XX столетия.

36.

Есть еще одна бесценная страница в истории
Серебряного века. Это мир человеческих
отношений, мир любви и дружбы людей.
Обратимся к стихотворениям и посланиям
поэтов, адресованным их современникам, к
воспоминаниям о них. О чем говорят эти
строки?
English     Русский Правила