Итоговое сочинение - 2017
Открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
Критерии для проверки Итогового сочинения
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий №3 «Композиция»
Критерий №4 «Качество речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Объем сочинения
Алгоритм работы над сочинением
Вступление:
Основная часть:
Заключение:
Интернет - ресурсы
549.00K

Итоговое сочинение - 2017

1. Итоговое сочинение - 2017

2. Открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года

«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»

3. «Разум и чувство»

Направление предполагает раздумье о разуме и
чувстве как двух важнейших составляющих
внутреннего мира человека, которые влияют на его
устремления и поступки. Разум и чувство могут
быть рассмотрены как в гармоническом единстве,
так и в сложном противоборстве, составляющем
внутренний
конфликт
личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей
разных культур и эпох: герои литературных
произведений нередко оказываются перед выбором
между велением чувства и подсказкой разума.

4.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
Ф.М.
Достоевский
наказание», «Идиот»
«Преступление
и

5. «Честь и бесчестие»

В основе направления лежат полярные понятия,
связанные с выбором человека: быть верным
голосу совести, следовать моральным принципам
или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на
изображении разных проявлений человека: от
верности нравственным правилам до различных
форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого
морального падения личности.

6.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений
Онегин», «Станционный смотритель»
Джек Лондон «Белый клык»,
Л.Н. Толстой «Война и мир»,
В.В. Быков «Сотников»

7. «Победа и поражение»

Направление позволяет размышлять о победе и
поражении в разных аспектах: социальноисторическом,
нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть
связано как с внешними конфликтными
событиями в жизни человека, страны, мира, так
и с внутренней борьбой человека с самим собой,
ее
причинами
и
результатами.
В литературных произведениях нередко
показана неоднозначность и относительность
понятий «победа» и «поражение» в разных
исторических условиях и жизненных ситуациях.

8.

Э. Хемингуэй «Старик и море»,
Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
В.П. Астафьев «Царь-рыба»

9. «Опыт и ошибки»

В рамках направления возможны рассуждения о
ценности духовного и практического опыта
отдельной личности, народа, человечества в целом,
о цене ошибок на пути познания мира, обретения
жизненного
опыта.
Литература часто заставляет задуматься о
взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте,
предотвращающем ошибки, об ошибках, без
которых невозможно движение по жизненному
пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

10.

Джек Лондон «Мартин Иден»,
А.П. Чехов «Ионыч»,
М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
Генри Марш «Не навреди»

11. «Дружба и вражда»

Направление нацеливает на рассуждение о ценности
человеческой
дружбы,
о
путях
достижения
взаимопонимания между отдельными людьми, их
сообществами и даже целыми народами, а также об
истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений
связано с теплотой человеческих отношений или
неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду
или наоборот, с изображением человека, способного
или не способного ценить дружбу, умеющего
преодолевать конфликты или сеющего вражду.

12.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
Э.М. Ремарк «Три товарища»,
Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,
В.А. Каверин «Два капитана»

13. При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

соответствие открытым тематическим направлениям;
обеспечение надпредметного характера итогового сочинения
(темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ
конкретного произведения);
обеспечение литературоцентричного характера итогового
сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора
литературного материала для аргументации);
нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в
формулировке);
соответствие возрастным особенностям выпускников, времени,
отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем
сочинений.

14. Критерии для проверки Итогового сочинения

сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и
№2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо
получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление
«незачета» по одному из этих критериев автоматически
ведет к «незачету» за работу в целом), а также
дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других
критериев (№3-№5).
При выставлении оценки учитывается объем сочинения.
Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении
менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе
и служебные), то такая работа считается невыполненной и
оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в
сочинении не устанавливается: в определении объема своего
сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю
работу отводится 3 часа 55 минут.

15. Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания
сочинения.
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав
путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос,
поставленный в теме, или размышляет над
предложенной проблемой, или строит высказывание на
основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если
сочинение не соответствует теме или в нем не
прослеживается конкретной цели высказывания, т.е.
коммуникативного замысла (во всех остальных случаях
выставляется «зачет»).

16. Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал для построения рассуждения на
предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не
менее одного произведения отечественной или мировой
литературы, избирая свой путь использования литературного
материала; показывает разный уровень осмысления литературного
материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа
художественного текста в единстве формы и содержания и его
интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала, или в нем существенно
искажено содержание произведения, или литературные
произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой
для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется
«зачет»).

17. Критерий №3 «Композиция»

Данный критерий нацеливает на проверку умения
логично
выстраивать
рассуждение
на
предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли,
стараясь выдерживать соотношение между тезисом
и доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если грубые
логические нарушения мешают пониманию смысла
сказанного
или
отсутствует
тезиснодоказательная часть (во всех остальных случаях
выставляется «зачет»).

18. Критерий №4 «Качество речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя
разнообразную лексику и различные
грамматические конструкции, при необходимости
уместно употребляет термины, избегает речевых
штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое
качество речи существенно затрудняет
понимание смысла сочинения (во всех остальных
случаях выставляется «зачет»).

19. Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность
выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении,
затрудняют чтение и понимание текста (в сумме
более 5 ошибок на 100 слов).

20.

Алгоритм
работы над сочинением

21. Объем сочинения

1. Вступление / тема - тезис: формулирование
основной мысли, рассуждение/ 50 слов
2. Основная часть (250) слов. Аргумент
1 + аргумент 2
3. Заключение - 50 слов

22. Алгоритм работы над сочинением

Переформулируйте тему в вопрос
Выделите в формулировке ключевые слова
Подберите аргументы
Объем вступления не должен превышать 5-7 СП
Объем основной части не должен быть меньше
2 страниц тетрадного формата
Объем заключения не должен превышать 5-7
СП
Вступление и заключение - 1/4 объема сочинения

23. Вступление:

чтобы эта часть получилась удачной,
сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на
которые можно в принципе ответить в рамках
вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые
будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой
выбор. Также приведите термины, которые вам
понадобятся для ответа на эти вопросы, и
приведите их определение, свидетельствующее о
вашем понимании этих терминов. Не бойтесь
вопросительных знаков, смело формулируйте
вопросительные предложения. Иногда во
вступлении кратко характеризуется эпоха создания
произведения или само произведение, если тема
сочинения предполагает анализ какого-то
отдельного его аспекта.

24. Основная часть:

главное ее содержание - это развернутый и
доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые
вы сформулировали во вступлении. Вы
убеждаете читателя вашей работы в том, что
вопросы вы поставили правильно и правильно
их решаете. По объему эта часть самая большая.

25. Заключение:

задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках
ваших рассуждений во второй части по тем проблемным
вопросам, которые вы сформулировали во вступлении.
Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом
ключевые слова или термины, входящие в
формулировку выбранной темы: если в ней были слова
"проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д.,
повторите их в заключительных выводах. Помните, что
заключение и вступление во многом по содержанию
повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от
вопросительной к утвердительной.

26. Интернет - ресурсы

https://neznaika.pro/
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
English     Русский Правила