устНАЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Требования к качественному письменному и устному речевому продукту 2. Взаимосвязь коммуникативно-речевой компетенции с орат
844.39K
Категория: Русский языкРусский язык

Основные текстовые и речевые характеристики публичного выступления

1. устНАЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

УСТНАЯ
НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ
Основные текстовые и
речевые характеристики
публичного
выступления
Лекция 6

2. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Требования к качественному письменному и устному речевому продукту 2. Взаимосвязь коммуникативно-речевой компетенции с орат

СОДЕРЖАНИЕ:
1. Требования к качественному письменному
и устному речевому продукту
2. Взаимосвязь коммуникативно-речевой
компетенции с ораторским искусством/
мастерством
3. Основные понятия современной риторики
4. Уровни владения речевой деятельностью
5. Разделы риторики
6. Риторические законы и принципы

3.

1. Требования к качественному речевому
продукту (любого жанра, стиля, формы, вида)
Конечная цель – убедить, доказать
состоятельность мысли.
Языковое воплощение мысли и достижение цели с
учетом формы общения (устной/письменной)
Структурно-композиционное и содержательное
решение в соответствии с коммуникативными
задачами и условиями общения
Соблюдение правил вербального и невербального
оформления/сопровождения текста (условный язык
и/или паралингвистические/экстралингвистические
составляющие)
Учет особенностей адресата и факторов влияния

4.

1.1. Письменная (научная) форма общения
Автор антиципирует восприятие/понимание адресата,
выясняя:
Автор демонстрирует приобретенное знание, продвигаясь
к цели на основе своего понимания того:
что адресат знает о теме/предмете общения/рассуждения,
как адресат относится к вопросу обсуждения (научная позиция).
о чем пишет,
что и в какой мере адресат знает о теме/предмете
общения/рассуждения,
как адресат относится к рассматриваемой проблеме.
Автор опирается прежде всего на:
логическое движение мысли и четкость структуры текста,
пошаговую доказательность и демонстрацию объективности.
Отсюда:
языковая реализация – в развернутой монологической форме,
межиндивидуальная основа содержания – пересекающиеся
элементы в точке зрения автора и потенциального адресата.

5.

1.2. Устная (научная) форма общения
Условия и требования продуцирования письменной речи в целом
актуальны для речи устной. Вместе с тем в ней на первый
план выходят:
одновременность процесса создания речевого продукта и
его реализации;
диалог как форма организации убеждающей речи и
эффективности взаимодействия;
невербальные составляющие:
фактор адресата как ведущий критерий в определении и
реализации цели;
паралингвистические и экстралингвистические факторы
как показатель взаимопонимания;
персонификация в создании межиндивидуальной основы
содержания как ориентация на реального (конкретного)
адресата.

6.

1.3. Влияние пара- и экстралингвистических
факторов на устное общение и построение речи
Вербальные и невербальные проявления адресата как
реакция на речевое поведение автора, в связи с чем
фиксация и оценка в процессе общения автором того :
как адресат относится к сообщаемой информации, в какой
мере ее понимает, каковы мотивы и степень его
заинтересованности;
каковы личностные и нравственные качества (духовный опыт,
интеллектуальный уровень, система ценностей) адресата;
как адресат относится к самому автору и насколько это
отношение соответствует самооценке автора.
Корректировка автором целей и речевого поведения
в зависимости от поведения и отношения адресата
(аудитории/партнера/собеседника).

7.

1.3. Влияние пара- и экстралингвистических факторов
на устное общение и построение речи
Создание межиндивидуальной основы содержания
посредством персонификации и выявления оптимальных
путей реализации поставленной цели, в связи с чем
определение и изменение автором речеповеденческой
тактики по следующей схеме:
итоговая цель (намерение) – ожидание адекватного понимания:
промежуточные, пошаговые микроцели – частичные речевые
действия – промежуточные, отдельные шаги – нахождение
пересекающихся элементов, общих позиций в точке зрения
автора и актуального адресата – адекватное ответное речевое
действие – достижение взаимопонимания – реализация
намеченной цели – эффективность общения.
Аналогичные процедуры фиксации и оценки адресатом
поведения партнера как обратная связь при взаимодействии

8.

2. Взаимосвязь коммуникативно-речевой компетенции
с ораторским искусством/мастерством
Коммуникативно-речевая компетенция в публичной
(научно-профессиональной) речи – это владение
ораторским мастерством, предполагающим:
знание законов организации устного (публичного) общения;
умение грамотно, логично и убедительно выстраивать свою речь,
лучше и легче думать;
умение свободно держаться на публике, уверенно владеть голосом и
жестом, устанавливать контакт в различных ситуациях общения;
умение безошибочно реагировать на поведение аудитории,
понимать ее потребности, отвечать на вопросы, вести дискуссию,
полемику;
навык слушать и слышать, выполнять конкретные разновидности
речевых действий и многое другое.

9.

3. Основные понятия современной риторики
Софистика (греч. софист – мудрец) – наука об искусстве спора,
публичной речи. Основатель Горгий (5 век до н.э.).
Риторический идеал софистов:
Монолог – адресат пассивный объект, а не активный субъект
Манипуляция – важна не истина, а победа
Борьба – победа одного есть поражение другого
Постулаты:
• Внешняя форма важнее внутреннего смысла
• Мнение превыше истины
• Удовольствие важнее добродетели
Развитие софистических идей – в современной американской
риторике (Д.Карнеги)
Риторический идеал – система наиболее общих требований
к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той
или иной культуре и отражающая систему ее национальных
ценностей – эстетических и этических (нравственных).

10.

3. Основные понятия современной риторики
Ораторское искусство (от лат. оратор – человек, обладающий даром
речи, владеющий мастерством воздействия на слушателей в
нужном направлении) – умение убеждать словом.
Выдающийся оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.).
Риторика (от греч. ритор – человек, обладающий даром речи,
владеющий мастерством воздействия на слушателей в нужном
направлении) – наука об искусстве убеждать словом (ораторском
искусстве), теория и мастерство публичной речи. Основатель
величайший философ античности Сократ (470-399 гг. до н.э.) .
Риторический идеал античности:
Диалог
(каждый частник – активный субъект, цель общения –
побуждение к мысли)
Смысл
(поиск истины, которая заключена в предмете общения)
Гармония (объединение усилий для достижения согласия по поводу
смысла, цели и результатов общения)

11.

3. Основные понятия современной риторики
Красноречие (рус. происх.) – умение говорить красиво и
увлекательно.
Автор первой российской риторики «Краткое руководство
к красноречию» (1798 г.) – М.В.Ломоносов, по определению
Н.М.Карамзина , – «отец российского красноречия».
«Поэтом рождаются, оратором становятся». (Цицерон)
Неориторика – теория и мастерство (искусство) эффективной
(целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.
Предмет неориторики – совершенствование речевого поведения в
различных ситуациях общения.
Отечественный риторический идеал – триединая гармония
ума, красоты и добра.
«Не та речь хороша, что убеждает,
а та, что, убеждая, объединяет». (Л.Н. Толстой)

12.

4. Уровни владения речевой деятельностью
1 уровень – репродуктивный: простая передача информации без
учета специфики аудитории, индивидуальных особенностей
слушателей (внимание оратора занято содержанием и красотой
словесного оформления речи; процесс понимания не
управляется) – соотносится с красноречием.
2 уровень – адаптационный: незатруднительное использование
языковых средств с учетом цели и особенностей аудитории
(оратор управляет вниманием слушателей и влияет на процесс
усвоения материала) – соотносится с культурой речи.
3 уровень – творческий: не только управление вниманием
слушателей, но и активизация у них творческого мышления
(оратор в процессе общения побуждает слушателей делать
собственные частные и промежуточные выводы) – соотносится с
риторикой (ораторским искусством).
Хорошая современная речь – это речь «возбуждающая в слушателе
его собственное внутреннее слово». (В.Ф.Одоевский)

13.

5. Разделы риторики
Инвенция (изобретение) – раздел риторики, раскрывающий секреты
организации мыслей, дающий рекомендации по подбору
материала и систематизации содержания речи, определению
путей доказательства своего взгляда и опровержения противного.
Диспозиция (расположение) – раздел риторики, обучающий
композиционному построению последовательности размещения
отобранного материала.
Элокуция (украшение) – раздел риторики, посвященный тропам и
фигурам – языковым средствам выразительности, освоение
которых помогает сделать речь яркой, красивой, воздействующей.
Меморио (запоминание) и Акцио (произнесение) – разделы
риторики, описывающие систему подготовки к выступлению:
требования к устной речи и речевому поведению оратора,
способы отработки, запоминания и преподнесения текста.
Таким образом, риторика дает конкретные рекомендации по
организации речевого поведения – от зарождения мысли до ее
речевой реализации – независимо от профессиональной сферы.

14.

6. Риторические законы и принципы
1 ЗАКОН – Закон гармонизирующего диалога:
• Фактор адресата (учет особенностей слушателя, его
психологии и восприятия и т.д.)
• Гармония речевого события (диалогическое взаимодействие
участников речевой ситуации)
• Принципы:
• внимание к адресату (деликатность в выборе тем и
обсуждении вопросов, ориентация на реакцию слушателя
ее предугадывание);
и
близость (соответствие содержания речи интересам и знаниям
адресата: опора на акты, примеры, доказательства из области,
хорошо знакомой и понятной слушателю);
конкретность (точность примеров и отобранных слов,
помогающая адресату «увидеть» внутренним взором
предъявляемую речь, а следовательно, лучше понять ее).
« Речь должна быть сшита по мерке слушателя,
как платье по мерке заказчика.» (Сократ)

15.

6. Риторические законы и принципы
2 ЗАКОН – Закон ориентации слушателя в пространстве речи:
слушатель должен вместе с говорящим продвигаться
к цели, предугадывать и понимать ход мыслей.
Средства реализации:
общая структура речи – неуклонное продвижение
говорящим к цели (а не топтание на месте), включение
в речь переходов как ее структурных компонентов;
языковые средства – риторические фигуры
диалогизации;
произнесение речи – голосоведение, темп, отсутствие
лишних пауз и др.;
• пантомимика – мимика, жесты, движения, поза.

16.

6. Риторические законы и принципы
3 ЗАКОН – Закон
эмоциональности речи:
говорящий должен не только рассудком творить
свою речь, но и эмоционально, личностно передавать то,
о чем сообщает.
Средства реализации:
• языковая выразительность (тропы и фигуры),
обеспечивающая образность речи;
интонационная выразительность (паузы, логическое
ударение, игра голоса, темп, тон, подтекст и др.), передающая
все оттенки чувств и делающая речь убедительной;
пантомимика (движения, жесты, мимика, взгляд и др.),
усиливающая эмоциональное впечатление.
Только внутренне пережитое, прочувствованное можно
сообщить убедительно, не оставив слушателя равнодушным.
(риторический постулат)

17.

6. Риторические законы и принципы
4 ЗАКОН – Закон удовольствия:
речь говорящего должна делать общение приятным,
должна быть легкой для восприятия – ясной, нескучной,
непутаной, с четко очерченным началом и концом.
Условия и средства реализации:
• соблюдение 1,2,3 законов риторики;
грамотная композиционно-содержаельная организация речи
(чередование «трудных» и «легких» мест, яркие цитатывысказывания, занимательные факты, интересные примеры, игровая
установка, и др.).
Данные универсальные законы общей риторики (топы):
• дополняют друг друга и опираются на общий принцип –
принцип коммуникативного сотрудничества общающихся.
• распространяются на все частные риторики, в том числе на
научно-профессиональное публичное /межличностное общение.

18.

СПАСИБО!
English     Русский Правила