10.70M
Категории: ИсторияИстория СпортСпорт

История физической культуры

1.

ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Темы для рассмотрения:
1. Формирование физической культуры Античной Греции
2. Зарождение в середине XIX в. в Англии спортивно –
игрового направления в физическом воспитании.
3. Традиции ОИ по зажжению Олимпийского огня,
церемонии зажжения огня и эстафеты Олимпийского огня
Выполнила:
Болдырева Маргарита

2.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
АНТИЧНОЙ ГРЕЦИИ
Актуальность темы заключается в том, что Классическая Эллада в общественноэкономическом отношении не была наиболее развитым рабовладельческим
образованием (в сравнении с Древним Китаем и Древним Римом). Несмотря на это,
физическая культура греческих полисов в VI-V вв. до н.э. достигла такого уровня,
которому могут позавидовать современные цивилизации - многогранное начальное
физическое обучение, агонистика, система регулярных публичных состязаний, сеть
стадионов и специальных учебных заведений.

3.

Многогранное начальное физическое обучение, агонистика, движущим мотивом
которой было достижение более высоких качественных показателей, система
регулярных состязаний, сеть стадионов и палестр - специальных учебных
заведений. Сюда относится, прежде всего, демократическое устройство
большинства постоянно соперничавших друг с другом полисов, которое при всей
ограниченности являлось предпосылкой подлинного развития физической
культуры.
Во-вторых, ни у какого другого народа древности не переплетались столь тесно, как в
греческих городах, физическая культура и тяга к объединению.
В-третьих, в пору расцвета физической культуры в Греции человек сбросил с себя
путы ритуалов и начал познавать свой потенциал на более высоком уровне.

4.

Расцвет системы физического воспитания Древней Греции нашел наиболее яркое
выражение в физической культуре Спарты и Афин.

5.

Спартанская система воспитания
До 7 лет дети воспитывались в семье. Уже здесь их приучали не бояться темноты, терпеть
боль, питаться любой без разбора пищей. С 7 лет воспитание детей проходило в
государственных интернатах. Все мальчики разделялись на отряды (имевшие свои
названия) соответственно возрасту. Их воспитанием руководили представители
государства, отбиравшиеся из свободных и уважаемых граждан. В обучении могли
принимать участие и любые свободные спар-тиаты, которые приходили на тренировки,
наблюдали, давали советы и имели право наказывать.
Основу физического воспитания составляли бег, борьба, метание диска и копья. Девочки
также должны были выполнять эти упражнения, чтобы их будущие дети были крепки
телом. Законы Спарты запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ
жизни. Физическое воспитание юношей дополнялось охотой и военными играми.
Главной целью спартанского воспитания было достижение полной физической
закаленности.

6.

С 16 до 20 лет юноши занимались в
отрядах эйренов, где больше внимания
уделялось уже упражнениям с оружием,
строевой подготовке. Практиковали
боевые танцы, во время которых
имитировался поединок с противником,
умение управляться со щитом и копьем.
С 20 лет юноши после успешных
испытаний переходили в группу эфебов,
где подготовка длилась до 30 лет.

7.

Особенности воспитания в Афинах
В Афинах, в отличие от Спарты, воспитание детей было частным делом
родителей, которые после достижения детьми 7-летнего возраста отправляли их
в школу грамматиста, где они обучались чтению, письму и счету, а позже или
одновременно - в школу кифариста, где занимались музыкой, пением,
декламацией. Некоторые авторы эти школы называли мусическими (от слова
«муза» - богиня-покровительница искусства, науки). С 12-14 лет они посещали
палестры, частные школы, где под руководством педатриба в течение 2-3-х лет
занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политические и
нравственные темы.
Наиболее богатые граждане Афин содержали свои палестры, где занимались их
сыновья (девушки в Афинах не обязаны были заниматься физическими
упражнениями).

8.

Кроме палестр, в Афинах существовали
общественные учебные заведения - «гимнасии»,
возглавляемые гимнасиархами, которые несли
ответственность перед общиной. Гимнасии были
трех типов - академии, ликеи, киносар-ги - и
строились обычно вблизи храмов. В них, кроме
физической подготовки, ученики развивали
умственные способности, получали эстетическое и
этическое воспитание. Гимнасии посещали ученики
с 16-18 лет. После 18 лет дети наиболее имущих
граждан обучались в группах эфебов, где они
готовились управлять государством, изучали законы,
учились командовать войсками, изучали тактику,
строевую подготовку, различные виды воинской
подготовки, а также философию.

9.

Древнегреческая агонистика
Весомое место в развитии физической культуры Древней Греции, и впоследствии в
современной спортивной жизни, сыграли древнегреческие агоны (игры). Агонистика - это
разработанная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования
по строго установленным правилам. Корень агонов лежит в ритуальных обрядах посвящения. С
появлением эллинской системы физического воспитания, начиная с IХ в. до н.э., агонистика
возродилась в новом качестве. Причиной послужили постоянная междоусобица и раздоры
Древнегреческих государств. Чтобы предотвратить их, царь Элиды Ифит и Ликург из Спарты
подписали договор "Об обязательном сохранении божественного мира во время игр". Однако
придавать древнегреческим агонам только политическую окраску было бы несправедливо, т.к.
они еще имели и глубокие культовые, культурные и нравственные истоки.

10.

По убеждению античных греков, чем
прекраснее тело человека, тем лучше он сам.
Это убеждение строилось на идеале калогатии
(сумма совершенства тела и духа) и
определяло образ жизни свободного
гражданина Эллады по принципу "золотой
середины". Стремление к совершенству и
эстетике нашло свое отражение в названии
участников древнегреческих агонов "aisthetikos", что означало эстетический,
чувственный, т.е. красивый. В роли атлетов
считали почетным выступать историки,
философы, ораторы, драматурги

11.

В Древнем мире физическая культура начала приобретать классовый
характер: ее достижения оказались в основном достоянием так называемых
свободных граждан, рабовладельцев.
Развитие физической культуры достигло довольно высокого уровня: система
воспитания в Спарте, Афинах, агонистика. Физическое воспитание в
основном носило военно-прикладной характер.
В Древнем мире физическое воспитание становится самоцелью. Физические
упражнения выполняют функцию подготовительных действий для более
эффективного труда и военного дела.

12.

ЗАРОЖДЕНИЕ В СЕРЕДИНЕ XIX В. В АНГЛИИ
СПОРТИВНО – ИГРОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В
ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
Раньше, чем в других странах, буржуазная спортивно-игровая система сложилась в
этом старейшем капиталистическом государстве. Ее создание было тесно связано с
экономическим, политическим, культурным развитием.

13.

К середине XIX в. в Англии начинает
формироваться школьное физическое
воспитание, основанное на современной
спортивной и игровой деятельности. Своими
корнями это направление уходит в
педагогическую практику ректора колледжа
г. Регби Томаса Арнольда.
Томас Арнольд (1795-1842 гг.).

14.

Большинство школьников, того времени, были очень плохо
развиты физически, к тому же, у молодежи была масса
поведенческих морально-этических проблем. Когда
Арнольд в 1827 г. принял руководство колледжем, ему
пришлось столкнуться с явлениями, характерными для всех
английских учебных заведений с интернатом. Свои
впечатления он записал в дневнике так: «Колледжи, где
формируется завтрашнее поколение, погружены в гущу
моральной заразы. Здесь можно встретить: всевозможные
преступления и пьянство; систематическую ложь; тиранию
старших над более юными; недисциплинированность и
непослушание учащихся; пренебрежение школьными
правилами; всеобщую леность и уклонение от работы;
организованную солидарность на почве нарушения
дисциплины…
Эту картину необходимо дополнить еще тем, что ученики –
завзятые картежники. Моральное падение физически
слабого большинства сопровождает изнеженность и
телесный упадок… кроме расфуфыривания собственной
прически, они ничем больше не интересуются».

15.

Арнольд видел в физическом воспитании не только средство повышения
физиологических возможностей, но и воспитание личностных качеств.
Он понимал, что может добиться коренной перестройки жизни колледжа
только в случае, если своими манерами не будет задевать обычаи
учащихся и их чувства, связанные с состязаниями (физическое
воспитание будет воспринято позитивно при условии введения игрового
метода и всевозможных соревнований). Также он заметил, что лучшие в
играх с мячом и др., занимали лидирующие позиции и вне спортивных
площадок. Различные команды, как своеобразные микросоциальные
единицы, во внутренних отношениях между своими членами держатся
тех же правил «честной игры», которые утвердились среди них в
процессе соревновательной борьбы. Так сложилось теоретическое
обоснование школьного физического воспитания Арнольда, основанного
на спортивных и игровых занятиях: совместным воздействием школы,
церкви и спорта можно успешно влиять на воспитание положительных
личностных качеств. Он ввел наблюдателей за порядком на игровых
площадках, состоящих из представителей, официально признанных
студентами и пользующихся их уважением. Решение воспитательных
задач осуществлялось через занятия такими видами спорта, как крикет,
плавание, фехтование, туризм, альпинизм.

16.

Школьное физическое воспитание в
спортивном духе колледжа г. Регби,
упорядоченные регулярные соревнования
молодежи, спортивные команды,
организованные на основе самоуправления,
стали образцом для подражания по всей
Англии. В различных частях Англии были
созданы школьные спортклубы в духе Регби

17.

ТРАДИЦИИ ОИ ПО ЗАЖЖЕНИЮ ОЛИМПИЙСКОГО
ОГНЯ, ЦЕРЕМОНИИ ЗАЖЖЕНИЯ ОГНЯ И ЭСТАФЕТЫ
ОЛИМПИЙСКОГО ОГНЯ
Олимпийский огонь — один из символов Олимпийских игр. Этот огонь
возжигают в городе проведения Игр во время их открытия, и он горит
непрерывно до их окончания.

18.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады
существовал культ Прометея, а в его честь проводились
Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.
Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких
образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь»
означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не
тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий
назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.
Во время летнего солнцестояния участники соревнований и
организаторы, паломники и болельщики воздавали почести
богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель
соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для
жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило
соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось
соглашение о мире посланцами от городов и народов.
Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а
позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

19.

В настоящее время олимпийский огонь
возжигают в Олимпии (Греция), за
несколько месяцев до открытия игр.
Одиннадцать женщин, в основном
актрисы, изображающие жриц,
проводят церемонию, в ходе которой
верховная жрица (греч. πρωθιέρεια)
возжигает огонь с помощью
параболического зеркала,
фокусирующего лучи Солнца.
Топливом для факела служит
природный газ. Затем этот огонь
доставляют в город, проводящий
Олимпийские игры.

20.

Для доставки огня обычно используют
факел, который несут бегуны, передавая
его друг другу по эстафете, однако в
разное время использовались и другие
способы транспортировки. Кроме
основного факела, от олимпийского огня
зажигают и специальные лампы,
предназначенные для хранения огня на
случай, если основной факел (или даже
огонь на самих играх) погаснет по той или
иной причине. Известно несколько
случаев, когда огонь затухал: во время игр.
Первоначально огонь переносился
исключительно бегунами, но постепенно
от этого правила отошли в пользу более
оригинальных способов передвижения.

21.

Эстафета завершается на центральном стадионе
столицы игр, в конце церемонии их открытия.
Последний участник эстафеты возжигает огонь в
чаше, установленной на стадионе, где он продолжает
гореть до окончания игр.
Организаторы игр стараются придумать
оригинальный способ возжигания огня в
олимпийской чаше и сделать это событие
запоминающимся. Подробности церемонии держатся
в тайне до самого последнего момента. Кому будет
поручено возжечь огонь, обычно также заранее не
сообщается. Как правило, это поручают известному
спортсмену страны — хозяйки Олимпиады.
English     Русский Правила