2.87M
Категория: ЛитератураЛитература

Образы богатырей в русском устном народном творчестве

1.

Образы богатырей в русском устном народном
творчестве
О витязь! Делами твоими
Гордится великий народ.
Твое громоносное имя
Столетия все перейдет.
А Толстой
Презентацию подготовила: Удахина Г.И., учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШ №23 г. Симферополя

2.

Почему герои живут вне времени?
Проблемные вопросы
Насколько близки ценности Древней Руси
современному человеку?
Как связано прошлое с настоящим и будущим?
Кого можно назвать современными богатырями
земли Русской?

3.

Кого называют героем?
Богатыри земли русской - кто они?
Имеют ли былинные герои прототипы?

4.

5.

Слова «богатырь» нет в других
славянских языках, за исключением
польского (bohater), который
заимствовал его из русского.
Первоначальная форма слова была
«багатырь», и оно первоначально
употреблялось в значении «татарский
воевода» и титула, ставившегося при
собственных именах в значении
теперешнего «господин».
Впервые это слово встречается в
Ипатьевской летописи при
упоминании монгольских
военачальников в повествовании о
нашествии Батыя на Русь.

6.

Имя этого богатыря
Святогор можно
считать за эпитет,
создавшийся по
его месту
жительства —
Святым горам.

7.

Святогор старше
многих богов.
Многие знакомы с
этим могучим
великаном по
былине, где он
встречается с
Ильей Муромцем
и прячет его
вместе с конем в
карман.

8.

Святогор в эпосе является огромным великаном ,
«выше леса стоячего, ниже облака ходячего»; его
с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на
святую Русь, а живёт на высоких Святых горах;
при его поездке мать-сыра земля потрясается,
леса колышутся и реки выливаются из берегов.

9.

По другому рассказу, Илья Муромец в пути
находит богатырскую постель .
Он засыпает на ней на три дня. На третий
день явился Святогор.
На пути у Северной горы богатыри встречают
гроб с надписью: «Кому суждено в гробу
лежать, тот в него и ляжет».
Гроб оказался велик для Ильи, а за
Святогором захлопнулась крышка, и тщетно
он пытался выйти оттуда.
Передав часть своей силы и свой меч Илье,
он велит рубить крышку гроба, но с каждым
ударом гроб покрывается железным обручем.

10.

Однажды Святогор похвалился, что
если б было кольцо в небе, а другое в
земле, то он перевернул бы небо и
землю.
Это услышал Микула Селянинович
и бросил на землю суму, в которой
была заключена «вся тягость
земная».
Святогор тщетно пытается сдвинуть
суму, сидя на коне, а затем, сойдя с
коня и взявшись за суму обеими
руками, погрязает в землю по
колени и здесь, не одолев «тяги
земной», умирает. В другой версии
былины Святогор не умирает, а
Микула открывает ему секрет сумы.

11.

Отчего же так тяжела эта сумочка, что богатырь в землю
врос и нашел здесь смерть свою? Оказывается, в сумочке
— «тяга земная», «тягость матушки сырой земли». Вот с
чем пробовал состязаться богатырь — с земной мощью
великой! Былина словно предупреждает: в такой борьбе
— неправедной, разрушительной — богатырь проиграет,
потому что землю нужно пахать, обустраивать и
защищать, а не состязаться с ней в мощи и силе.

12.

Святогор, богатырь старых времен, далекий от
забот и интересов Русской земли, уходит
навсегда. Приходят новые богатыри, которые
видят свое призвание в служении родной
земле, в защите ее от врагов

13.

Образ Святогора встречается во многих картинах
русских художников.Например, у И. Билибина и
И.Савченко

14.

•Святогор, в славянской
мифологии сын Рода, брат
Сварога, а Сварожичи
доводились ему племянниками.
•Его отец назван «темным», то
есть слепым, ошибочно: Род
изначален, вездесущ, всевидящ.
•Рожден же Святогор был для
того, чтобы стоять на страже
мира Яви и не пускать сюда
темных чудищ из Нави.

15.

16.

Как называют главного положительного героя сказки?
В начале сказки братья называют младшего Иванушкой: «Молод он
еще, чтобы на бой идти».
В середине сказки сказитель называет героя Иваном, а затем Иваном — крестьянским сыном.
Иванушка — это ласковое имя. Так называют обычно маленьких,
младших. Обращение Иван — уважительное, а Иван —
крестьянский сын похоже на обращение по имени и отчеству (в
старину говорили — Иван Петров сын). Обращение по имени и
отчеству надо было заслужить. Имя Иван обозначает «благодать
Божия»

17.

Так какими чертами обладает главный
положительный герой?
Достоинствами героя волшебной сказки является то,
что он кроткий, чистый сердцем.
Как правило, окружающие его считают глупым, не
дурачком, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а
корень всех пороков и страстей – гордость.
Почему Ивану всё удаётся? Кто ему помогает?

18.

Мы постарались узнать, чем питались богатыри русские. В книгах не
написано, что кушали богатыри, но есть описание пиров тех времён.
Тогда мы стали искать рецепты русской кухни.
Наши поиски привели нас к русским пословицам:
•«Хлеб да соль!»
•«Каша – мать наша»
•«Лук – от семи недуг»
•«Без капусты щи не густы»
•«Киселем брюха не испортишь»
•«Гриб да огурец в животе не жилец»
•«Рыба-вода, ягода – трава, а хлеб –всему голова.»
•«Блин брюху не порча»
• «У кого медок, у того весь год сладок»
•«Съешь и морковку, коли яблочка нет»

19.

Образ Ивана в сказке «Иван —
крестьянский сын и чудо - юдо» – это
воплощение лучших черт русского
крестьянина-землепашца:
силы
храбрости
верности своей родине
любви к труду на земле.
Сказка учит: как бы тебе ни было плохо,
умей слышать ближнего. Способность
участия в беде другого, когда и самому то тяжело, признается высшим
нравственным качеством и подчеркивает
богатство души.
« Поделись последним, протяни руку
помощи, скажи доброе слово надежды,
утешения, избавь от страданий.- и будешь
награжден по делам твоим», - учит
читателей герой сказки.

20.

«Илья Муромец»
линогравюра 1981 г.
.

21.

В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры на протяжении восьми
столетий бережно сохраняются нетленные мощи преподобного Ильи
из града Мурома. Все, кто побывал здесь, задумываются: тот ли это
знаменитый былинный богатырь Илья Муромец?
Несмотря на то, что Илья Муромец самый главный герой богатырского
эпоса и ему посвящено большое
количество научных статей, этот образ
по-прежнему окутан плотной пеленой
тайн и загадок.
Имя богатыря до сих пор не найдено в
летописях. Неизвестно точное место его
рождения, временной интервал жизни и
подвигов.
До сего дня не написано каноническое
житие святого Ильи Муромца.

22.

По происхождению он крестьянский сын, отец Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна
(иногда Епистимия). Лишь под старость послал
им Бог сына.
Радость появления первенца в семье была
омрачена тенью печали: сын-то - калека, «сиднем
сидел цело тридцать лет». В разных вариантах
былин по разному описывается его болезнь. «С
печи не вставал 30 лет», «30 лет был больной,
сидел на гноище», «сидел седуном».
В одном из вариантов былины записано, что
Илья не имел ни рук, ни ног 33 года, таким
образом он был наказан за грехи своего деда.
Согласно якутской сказке, отцу Ильи было 82
года, а матери - 70 лет, а самому Илье на момент
исцеления минуло 19 годков.
Крестным отцом будущего защитника земли
Киевской был знаменитый богатырь Самсон
Самойлович (Колыванович).

23.

Эпические сказания настойчиво указывают на постоянное
одиночество витязя и отсутствие у него семьи «Нет
у меня молодой жены, да любимой семьи».
Правда, в составе киевского цикла былин имеются
сведения о любви Ильи к полянице-богатырке
Златогорке (Маринке, Латымирке,
царице Заорданской), родом с берега моря,
от камушка Латыря.
Илья Муромец осуществил свой первый подвиг
- освободил от разбойников большой торговый путь к Киеву.
Это произошло близ современного села Девять Дубов,
которое расположено около города Карачева, на границе
современных Брянской и Орловской областей России.
Дальнейший маршрут Ильи Муромца пролег через Чернигов, в котором тогда
княжил Святослав Всеволодович (1164-1176) и дальше вдоль реки Десны к
стольному Киеву.
Илья Муромец свои подвиги совершил на территории Киевской земли.
Именно ее он так самоотверженно защищал на протяжении всей своей
жизни.

24.

После успешной воинской карьеры,
получив тяжелое ранение в битве с половцами
1185 г., Илья Муромец решил закончить свои дни монахом,
и принял постриг в Киево-Печерском монастыре.
Многие отмечают, что это был
традиционный шаг для православного воина
- сменить меч стальной на меч духовный и
проводить дни в боях не за земные блага,
а за небесные.
Преподобный Илья - не первый и не последний
воин, который поступил так.
Можно вспомнить великого полководца,
преподобного Александра Невского,
а также православных воинов Пересвета
и Ослябю, которые были послушниками
преподобного Сергея Радонежского,
и героически погибли на Куликовом поле.

25.

Удивительно, но для многих современных людей становится
откровением тот факт, что самый популярный герой эпоса почитается
святым Русской Православной церковью.
Илья Муромец был официально канонизирован в 1643 г.
(для стимулирования воинского духа во время Азовской войны казаков с
турками) в числе еще шестидесяти девяти угодников КиевоПечерской лавры.

26.

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
Святой Илья Муромец является покровителем Российских ракетных войск
стратегического назначения и Погранслужбы России.
В честь святого названы несколько православных храмов, в том числе церковь
в пос. Власиха (Одинцово-10) в Московской области.
Для справки: в пос. Власиха располагается штаб РВСН

27.

Русские народные сказки
В некотором царстве, в некотором
государстве жил-был царь. У него было
много во дворце князей, бояр и разных
вельмож. Один был придворный, которого
звали Лазарь Лазаревич,
а жену его звали Устиньей.
Родился у них сын, его прозвали
Еруслан Лазаревич.
Еруслан Лазаревич был маленький очень
красивый. Его мать, бывало, выкупает, в
колыбель положит, а он лежит хрусталь хрусталем. Она не нарадуется, его поцелует
и в щечки, и в глазки, а в губки три раза.
Еруслан Лазаревич рос не по дням, а по
часам, оказал свою силу богатырскую в
полтора года…

28.

29.

Повесть о Еруслане Лазаревиче"
известна на Руси с начала XVII века.
Вероятно, она возникла как запись одного из устных
пересказов неизвестного нам тюркского дастана,
повествующего о подвигах богатыря Рустама.
На эту связь указывают многие особенности повести.
Имя главного героя связывается с тюркским прозвищем
Рустама - Арслан (лев), а имя его отца - Залазарь - с именем
отца
Рустама Заль-Зера (седого Заля).

30.

Детство героя традиционно для богатыря. Уже в раннем возрасте
проявились богатырские качества Еруслана: он побеждает во
всех играх. Узнав, что ребенок причиняет увечья своим
сверстникам, отец отправляет его "в чисто поле". Там Еруслан
знакомится с конюхом Ивашкой и с его помощью добывает
богатырского коня и вооружение. Затем он отправляется
"гуляти-казаковати".

31.

Во время Во время странствий, Еруслан узнает, что его отец
захвачен в плен врагом и ослеплен.
Еруслан немедленно отправляется на выручку. По пути он
побеждает богатырей-соперников, сражается со сказочными
чудовищами, встречает загадочных дев-птиц,
которые переносят его в волшебную страну.
Там он знакомится с чудесной головой великана-богатыря.
От нее Еруслан узнает о волшебном мече, которым можно убить
Огненного царя.
Следуя советам головы,
Еруслан хитростью добывает меч и,
обманув Огненного царя,
отрубает ему голову.
Освободив и исцелив своих отца и
дядю с помощью печени противника,
Еруслан женится на спасенной им
от змея царевне

32.

Динамичный сюжет, замысловатые приключения главного героя,
обилие ярких и красочных описаний, элементы психологической
характеристики привели к тому, что "Повесть о Еруслане"
распространилась в большом количестве
рукописных списков и устных пересказов.
С начала XVIII века повесть печаталась
и в многочисленных лубочных изданиях,
став одной из первых народных книг.
Появление печатных изданий обусловило
неиссякаемый интерес к
повести новых читателей и слушателей,
не случайно даже
в конце XIX- начале XX века
были записаны различные варианты сказки
и даже былина о Еруслане, где он действует наравне с исконно русскими
фольклорными персонажами.

33.

В 17-18-м веках роль кинофильмов исполняли лубочные издания. Так
вот,
Еруслан Лазаревич был воистину Повестью, любимой
всем народом. Повестью, которую читали и перечитывали, а
собравшись вместе – пересказывали, о чем даже в "Конькегорбунке" П.П.Ершова помянуто было:
Вечерком одним сидели
В царской кухне повара
И служители двора,
Попивали мёд из жбана
Да читали Еруслана.

34.

О подвигах Руслана Лазаревича знал не только простой народ, но и дворянские дети
тоже. Сказки-то рассказывали им простонародные Арины Родионовны! Пушкин,
ворвавшийся в русскую литературу "Русланом и Людмилой", даже не скрывал
источник своего вдохновения, приводя в предисловии ко второму изданию поэмы
письмо одного возмущенного читателя:
Возможно ли просвещенному или хоть немного сведущему человеку терпеть, когда ему
предлагают новую поэму, писанную в подражание Еруслану Лазаревичу? Извольте же
заглянуть в 15 и 16 № "Сына Отечества". Там неизвестный пиит на образчик
выставляет нам отрывок из поэмы своей Людмила и Руслан (не Еруслан ли?).

35.

Земные кончаются тропы у серых морей на краю.
То Азия здесь, то Европа диктуют погоду свою:
То ливень балтийский внезапен, то ветер сибирский
жесток.
Полдюжины окон на Запад, полдюжины - на Восток.
А.Городницкий
Своим появлением среди известных с
древних времен русских богатырей
Еруслан Лазаревич доказал, что Россия
- страна, самим своим положением
предназначенная для смычки Запада и
Востока.
English     Русский Правила