1.46M
Категория: ЛитератураЛитература

Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения

1.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Мифологема дерева в русской и
современной мордовской
поэзии:
к опыту сравнительносопоставительного изучения
(на материале поэзии С. А.
Есенина
и В. А. Ващалкина)
Автор работы: Рогачева К.,
ученица 6 Б класса
Руководитель работы:
Лоскутова О.А., учитель
русского языка и литературы

2.

Цель исследования - выявить
особенности художественного
воплощения мифологемы дерева в
русской и современной мордовской
поэзии в сравнительносопоставительном аспекте
(на материале поэзии С. А. Есенина
и В. А. Ващалкина).

3.

МАТЕРИАЛ
ИССЛЕДОВАНИЯ

4.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
несмотря на важную роль мифологических
представлений в разработке и художественном
воплощении «древесных» образов в русской и
современной мордовской поэзии, у учащихся
отсутствуют достаточные умения и навыки их
аналитического рассмотрения, в том числе и
сравнительно-сопоставительном аспекте, хотя
культурологический комментарий в данном
случае имеет определяющее значение для верного
понимания их семантики и общей роли в
художественном пространстве лирического
повествования, для расширения знаний о
национальных культурах в целом

5.

ДЕРЕВЬЯ
В МИФОЛОГИИ МОРДВЫ

6.

В мифологических верованиях мордвы
деревья имели большое сакральное
значение и прежде всего отождествлялись
с образом Мирового Древа,
поддерживавшего связь между Небом и
Землей, а также подземным
пространством, которые в своей
совокупности соотносились с реальным и
ноуменальным планами бытия. В роли
Мирового Древа, как правило, выступали
береза, дуб, яблоня, обладающие
разветвленной корневой системой
(символом рода) и пышной кроной
(символом большого потомства, достатка).
Также нередко жертвенным становилось и
дерево, отождествлявшееся с женским
началом, – липа, что отражает
доминирование матриархального порядка
в жизненном укладе мордвы тех времен.
Наоборот, осина и ель считались
«плохими» деревьями, поскольку
соотносились с миром мертвых

7.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ТВОРЧЕСТВА В. ВАЩАЛКИНА
- простота и задушевность ;
- лаконизм, емкость и семантическая
глубина;
- динамичность образов;
- предметная точность эпитетов;
- музыкальность;
- лиричность;
- минорность звучания.

8.

«ДРЕВЕСНЫЕ» МОТИВЫ И ОБРАЗЫ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В. ВАЩАЛКИНА
«Древесные» мотивы весьма характерны для поэзии
В. А. Ващалкина. Сохраняя то семантическое поле, которым
они наделены в мифологии мордвы, он сопрягает образы
деревьев (осины, ели, березы, липы, клена и др.) с категориями
Памяти, Воспоминания. Если прошлое, особенно детство,
кажется поэту радостным, безоблачным, то в нем он обычно
рисует черемуху в саду, березы рядом с любимым стареньким
домом, красивый клен с пышной кроной, липу, обнаруживая
множество сходств с есенинской лирикой, вплоть до прямых
«перекличек». Наоборот, в стихотворениях, обращенных к
настоящему лирического героя, ощущающему, подобно
осенней природе , увядание (отсюда доминирование мотива
смерти, что отражается в лексическом оформлении его
произведений: Лета (река), надгробье, прах, убийца и др.), мы
чаще встречаем образы ели и осины, считающихся в народной
мифологии «нехорошими» деревьями, поскольку призывают
смерть, гибель.

9.

10.

11.

«Древесные» мотивы и образы в поэзии
С. А. Есенина в полной мере отражают особенность
его поэтического мировосприятия – умение
запечатлеть окружающий мир в звуке и цвете,
показать одухотворенность русской природы, в том
числе и ее фауны. Сопрягая свои личные
поэтические находки с традиционными народными
представлениями, налагающими на каждый
древесный образ свою устойчивую семантику, поэт
останавливает свое внимание на самых светлых и
чистых из них – березе и черемухе, символизирующих
в художественном пространстве его произведений
женское начало, невесту. Так создается прекрасный,
светлый, восторженный мир ранней поэзии С. А.
Есенина, любующегося и восторгающегося русской
природой.

12.

13.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА
МОУ «СОШ № 22» г. САРАНСКА

14.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ:
Прочтите несколько стихотворений С. А. Есенина из его
сборника
«Радуница»
и
мордовского
поэта
В. А. Ващалкина. Обратите внимание на «древесные»
мотивы и образы. С чем связано их появление в
произведениях? Какие сходства и различия вы в них
усматриваете?
Можно ли такую поэзию считать по своей стилистике
языческой? Почему?
Какие из прочитанных стихотворений вам понравились
больше и почему?
С чем, на ваш взгляд, связаны сходства и различия в
данных текстах? Ведь они принадлежат не просто разным
авторам, но прежде всего поэтам различных литературных
эпох.

15.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила