2.25M
Категория: ИсторияИстория

Пугачев в фольклоре

1.

Выполнил ученик 8 класса
Кассамединов Адильбек

2.

Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Это событие,
как мы уже знаем, не раз было описано в
произведениях русских писателей: «История Пугачёвского бунта» и «Капитанская
дочка» А. С. Пушкина, для написания которых он провёл большую исследовательскую работу; поэма
Пугачёв» С. А. Есенина, который просто не мог не писать о
таком крупном событии в истории России. Но не стоит
забывать и о фольклорных произведениях разных жанров
(исторические песни, предания) на эту тему. Ведь фольклор
– это «творение» самого народа, очевидца всех этих
событий. Это выражение психологии, чувств, оценки
восстания и его предводителя из уст его участников. Да,
Пушкин и Есенин здесь тоже не ошиблись, но рассказ народа
в таком смысле бесценен.

3.

И почти всю сущность фольклорных сказаний о
Пугачёве можно извлечь хотя бы из того, что он был
предводителем народного восстания, заступником
крестьян, которому была не безразлична их судьба.
Русский народ всегда складывал легенды о том, что
придёт идеальный, «мужицкий» царь, которым и
посчитали Пугачёва, выдавшего себя за Петра III. А
люди и воспринимали его таковым, поэтому
изображали его истинным законным царём (как в
предании «О Пугачёве»).
Это и послужило основой «Пугачёвскому сюжету»
фольклора – борьба против произвола и угнетения
властей и помещиков, защита низов (крестьян,
рабочих), которые верны своему «царю» и готовы
всегда ему помочь.

4.

И, как того самого «мужицкий» государь,
Емельяна Ивановича уважали за его чисто
«мужицкие» черты характера: заступление за
простых людей, смелость, силу, стремление к
свободе. Он изображался так, что становился
похож на классических персонажей русского
фольклора – богатырей.
Как пример вольности и непокорности можно
привести песни «Пугачёв
в Астрахани» и «Пугачёв
и Панин».

5.

Как во славном городе Астрахане
Появился добрый молодец,
Добрый молодец Емельян Пугач.
Обряженный он в кафтанчик сто рублей,
Шеферочек на нем в пятьдесят рублей,
Шапочку набекрень держит,
Во правой ли руке тросточка серебряная,
На тросточке ленточка букетовая
Хорошо он по городу погуливает,
А тросточкой упирается,
Ленточкой похваляется,
Со князьями, со боярами не кланяется,
К астраханскому губернатору и под лад не идет.
Астраханский губернатор призадумался.
Он увидел его из хрустального стекла.
Посылает за ним слуг верныих
Допросить его словесным допросом.
Нагоняли его слуги верные,
Допрашивали его словесным допросом:
«Какого ты рода-племени?
Царь ли ты, или царский сын?»
«Я не царь и не царский сынок,
А родом – Емеля Пугач.
Много я вешал господ и князей,
По Рассеи вешал я неправедных людей».

6.

Народная любовь к герою видна из песен
«Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён». Люди
назвали Пугачева «народным заступником»,
«звёздочкой», «добрым молодцем», «красным
солнышком», а себя после его казни — «сиротами».
Это ещё более подчёркивает благодарность народа
к сделанному Емельяном Пугачёвым, сожаление о
его гибели. А частые повторы
уменьшительно-ласкательных слов
похожи на «травушку-муравушку»
из «Ильи Муромца». Пугачёв
действительно стал народным
героем, как и он.

7.

Емельян ты наш родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко закатилось…
Как осталися мы сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать.

8.

Но отношение у Пугачёву не всегда было таким
положительным. Если в одних он восхвалялся как
вольный казак и заступник народа, то в других
осуждался как самозванец. Эта противоречивость
вызвана различием оценок Пугачёва в разных
точек зрения, ведь люди в народе разные, а он в
одном смысле действительно творил зло.
И одна из таких исторических песен с критикой
Пугачёва – «Начало восстания на Яике».

9.

В любом случае народ любил и уважал казакасамозванца за все его качества, писал о нём как о
самом близком человеке. И даже не мог смириться
с исходом восстания – пошла новая легенда, что
якобы на самом деле Емельян Иванович жив, гдето собирает силы, и вот-вот снова придёт на
помощь крестьянам. А на казнь вместо него
добровольно пошёл обычный солдат.
English     Русский Правила