Похожие презентации:
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
1. Ф. М.Достоевский
Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ«Преступление и наказание»
Сыскова Татьяна Ивановна,
учитель литературы МБОУ «СОШ №23»
г.Калуги
2.
«Человек есть тайна…Ее надо разгадать, и ежели
будешь разгадывать всю
жизнь, то не говори, что
потерял время. Я занимаюсь
этой тайной, ибо хочу быть
человеком.»
К.Васильев
Ф.М.Достоевский
3. Биография писателя
Рождение в семьенебогатого врача
Учеба в Инженерном
училище
Литературный дебют
«Бедные люди», новое
пробуждение личности в
«маленьком человеке»
Кружок Петрашевского,
казнь и ссылка
Перерождение убеждений
И.Глазунов
4. Эволюция мировоззрения Ф.М.Достоевского
Эволюция мировоззренияОзаглавьте таблицу
Ф.М.Достоевского
Даты
1840-е годы
1848 – 1858
годы
1858 – 1881
годы
События
жизни
Знакомство с
Белинским,
кружок
Петрашевского
«Казнь» и
каторга
После
каторги
Народ,
Христос
«Идея о
человеке»Найти Бога
в себе
Мировоз- Социализм,
зрение
испытание веры
5. Тема «маленького человека» в русской классике
Вырин (Пушкин«Станционный
смотритель»)
Башмачкин (Гоголь
«Шинель»)
Евгений (Пушкин
«Медный всадник»)
6. Тема «маленького человека» в русской классике и творчестве Ф.М.Достоевского
18481861-62
1866
Поднял тему в
романе
«Бедные люди»
Расширение и
углубление в романе
«Униженные и
оскорбленные»
Выдвинул как одну
из главных в романе
«Преступление и
наказание»
Главный герой страдает
не от того, что беден, а
от сознания, что его
нищету видят другие.
«Самый забитый,
последний человек есть
тоже человек и
называется брат мой».
унижающих (ДуняСвидригайлов, Лужин.
Соня-Лужин, Катерина
Ивановна –
Лебезятников)
«Маленькие люди» Достоевского отличаются
Показал пробуждение
Гуманистическая
Решает через истории
ранимостью
сердца,
личности бескорыстием,
в
направленность
взаимоотношений
«маленьком»
человеке. состраданием
романа.
униженныхгорю.
и
гордостью,
к чужому
7.
Писатель сочувствует в своихпроизведениях не человеку
положительному, а – просто человеку, в
том числе и падшему, греховному.
Нищета не безобидна для человека, она
уродует его, нравственно ломает, ставя
перед страшным выбором. Загнанному в
угол герою предоставлено не многое:
-нарушить нормы, стать преступником;
-пожертвовать собой во имя спасения
других;
-вознестись над людьми, взять на себя
миссию спасения человечества;
-погибнуть.
8. «Преступление и наказание» как идеологический роман
9.
10. История создания романа
60-ые годы – это эпоха спада революционно-демократического движения, волна реакции, надежды на
крестьянскую революцию не оправдались.
В эпоху идейного бездорожья и социальной расшатанности
появились симптомы общественной болезни. Люди
становились бесноватыми. Молодой человек, потеряв
нравственные ориентиры, попадал во власть сомнительных
теорий о сверхчеловеке.
Достоевский создал идеологический роман, в основе
которого конфликт одержимых идеями людей.
11. Носителями каких идей являются Раскольников, Соня, Мармеладов, Катерина Ивановна, Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович,
Разумихин?Идеи
жертвенности
насилия
справедливости
гуманности
…
12. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои
В чьих произведениях создаетсяобраз города?
Чем вас удивил писатель в
описании Петербурга, знакомого
по произведениям Пушкина,
Гоголя?
С какой целью Достоевский дает
аллюзию на пушкинский текст?
Почему действие романа вынесено
на городские улицы?
Какие детали облика города
повторяются, какие
представляются символическими?
13. Жилища героев (Раскольников, Соня, Мармеладовы)
Какая деталь в описании каждойиз комнат показалась самой значимой?
Приведите примеры
«психологических» эпитетов в
описании жилищ.
Какие наименования дает автор
жилищу Раскольникова?
Что должен чувствовать человек,
живущий в таких условиях?
Как в описании каморки и места его
обитания возле Сенной
прослеживается мотив «тупика»?
14. Сопоставительный анализ эпизодов «Раскольников на Николаевском мосту» и «Самоубийца утопленница» (ч.2,гл.2, ч.2,гл.6)
Почему «необъяснимым холодомвеяло…всегда на героя от «этой
великолепной панорамы»?
Отчего красота города не затрагивает
Раскольникова?
Почему Петербург «парадный» как бы
исключен их топографии романа?
Как городской пейзаж и интерьер жилищ
персонажей связаны с сознанием героев?
Почему Достоевский называет город
«фантастическим»?
15. «Униженные и оскорбленные» в романе
Что привело Мармеладова всостояние нищеты?
Как ведет себя Катерина Ивановна в
ситуации, когда «идти некуда»?
Как тема «униженных и
Какие качества сближают Катерину
оскорбленных»
связана
с
Ивановну
и Раскольникова
(о них
говоритпреступлением
Мармеладов) а также
объединяющие героев портретные
Раскольникова?
детали?
Как раскрываются образы Пульхерии
Почему Соня
является
Александровны
и Дуни
в письме к
Раскольникову,
со
любимойистории
героиней
Свидригайловым?
Достоевского?
Для нужно сопоставление Дуни и
Сони?
Что сближает Соню и Лизавету?
16.
17. Теория Раскольникова «крови по совести»
Путь героя от сострадания обездоленным кидее «крови по совести»
Истоки теории – вызов смирению толпы и
упование на сильную личность.
Идея неравноценности людей
Идея вседозволенности
Сцена убийства (ч.1,гл.7)
Каковы символика цвета в сцене убийства и роль
символических деталей?
Какие изменения во внутреннем состоянии героя
происходят в этом эпизоде?
Какую христианскую заповедь нарушает
Раскольников?
Почему автор «приводит» в квартиру Лизавету?
Как развенчивает «арифметику» героя? ( «Одна
смерть и сто жизней взамен…»_
18. Р.Раскольников «Я себя убил, а не старушонку!»
старухасам
Лизавета
мать
Нерожден
ная жизнь
маляр
Порфирий Петрович
Мать
Дуня
город
сам
Мармеладов Соня другие
19. Соня Мармеладова. «Солнцу прежде всего надо быть солнцем…»
РаскольниковДети
Мармеладов
Соня
Лизавета
Марфа Петровна мать
Дуня
маляр
20.
СамоотречениеНезаметное
подвижничество
Жертвенность
Благородство
Гордая решимость
Нравственная
стойкость
Отзывчивость
Бескорыстие
Сострадание к
чужому горю
21. Двойники Раскольникова. «Между нами есть какая-то общая точка…Мы одного поля ягоды…» (Свидригайлов Раскольникову)
Двойники Раскольникова. «Между нами есть какаято общая точка…Мы одного поля ягоды…»(Свидригайлов Раскольникову)
Раскольников
Свидригайлов
Д
У
Н
я
Лужин
Т
Р
И
Х
И
Н
ы
«Знаю, что выстрелишь, зверек хорошенький…»
(Свидригайлов Дуне)
22. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. Достоевский как писатель 20 века
Фабульный финал романа – признаниеРаскольникова в конторе. Зачем автору
нужен эпилог?
Можно ли сказать ,что безбожный мир
основной части романа сменяется
Божьим миром в финале эпилога?
Каково отношение героя к своей теории
в эпилоге?
Какова роль сна о трихинах в эпилоге?
Изжил ли Раскольников влияние своей
теории?
Что, с авторской т.з. ,является
преступлением и наказанием для героя?
Какие пророчества Достоевского
сбылись в 20 веке?
23.
24.
25.
26. Тест
1.В каком романе Достоевского героя звали так же, как Толстого?
2.
Какое произведение стало литературным дебютом?
3.
Чем отличается трактовка темы «маленького человека» у
Достоевского от Пушкина и Гоголя?
4.
Какова эволюция взглядов писателя?
5.
Где бывал писатель на территории Калужского края?
6.
Жанр романа «Преступление и наказание».
7.
На какие 2 группы Раскольников делит всех людей в своей
статье?
8.
За кого собирается Дуня выйти замуж и почему?
9.
Почему именно Соне герой признается в преступлении?
10. Что сказала Соня, услышав такое признание?
11. Кто двойники Раскольникова?
27.
1.В романе «Идиот».
2.
«Бедные люди».
3.
Показал пробуждение личности в «маленьком человеке».
4.
От революционных взглядов пришел к Богу.
5.
Оптина пустынь.
6.
Идеологический роман, герои –носители идей.
7.
На обыкновенных и необыкновенных, которые двигают
человечество вперед и которые имеют право переступить
закон ради высокой цели.
8.
За Лужина, чтобы помочь брату, жертвуя собой.
9.
Он тоже ее считает преступницей.
10. «Что вы над собою сделали!»
11. Лужин и Свидригайлов –хозяева жизни, которые переступили
закон.
28. Петербург Достоевского
Это город социальных контрастов. Городнаездников и наездниц, давящих нищих
(судьба Мармеладова).
С одной стороны, пышный,
величественный, с другой –холодный,
равнодушный, несущий гибель людям.
29. Комментарии к схеме «Соня»
Соня становится солнцем, которая согревает всехтеплом своей души.
Все персонажи сфокусированы на Соне, они как бы
составляют содержание ее образа – солнца,
олицетворяющего в себе сострадание, доброту,
милосердие, любовь и действие.
Лизавета и маляр полярны, т.к. представляют собой
высший символ страдания в мужском и женском
измерении.
Жертвы других героев не принимаются. Только
жертвы Сони принимаются окружающими.
Лучи тепла достигают и Раскольникова, он
сопротивляется им, но в конце концов опускается
перед ней на колени…
30. Комментарий к схеме «Раскольников»
Стрелки берут начало из одного поля, обозначающегосоциальную действительность, которая отравляет сознание
героя. Что это за действительность?
Дуня жертвует собой, чтобы брат учился. Эта страшная истина
вызывает в герое протест.
Жестокий город давит на сознание героя, душит, навязывает
мысль, что выжить сможет сильный. Возникла идея отстоять
свое место под солнцем.
Черта «Порфирий Петрович» олицетворяет законность.
Раскольников переступает черту, одно преступление и тысяча
добрых дел.
Но смерть ненавистной старухи вдруг вспыхнула фейерверком
других смертей, из-за которых дорога пошла вниз.
Герой в тупике, он ничего не доказал.
31. Комментарий к схеме «Двойники Раскольникова»
Общее между героями – это «возлюби прежде всего одного себя,все позволено, кровь по совести, приглашение к убийству».
Именно поэтому стрелки замыкаются на планке – «трихины»
(микроскопические существа, заражающие людей вирусом
себялюбия, отчуждения и жестокости.)
Орбиты стрелок похожи: Лужин служит миллиону, Свидригайлов
отличается развратной похотью, Раскольникову «только мысль
разрешить». Но и эта мысль, и миллион покупаются одной и той
же ценой: платят за них одни и те же -«слабенькие».
Дуня –одна их них, она видит смысл жизни в страдании и
жертвенности и в то же время стреляет в Свидригайлова.
Героиня поражена уже язвами насилия. И в самую нравственную
среду проникли «трихины». Люди, зараженные ими, ужиться друг
с другом не могут…