1.95M
Категории: БиографииБиографии МузыкаМузыка

Никколо Паганини

1.

Никколо
Паганини
Духовная
сила гения
Автор: Бажутина Людмила Васильевна
искусствовед, преподаватель
теоретических дисциплин, высшая
квалификационная категория
МОУ ДОД ДШИ село Кленовское
Свердловская область
Нижнесергинский район
2011 год

2.

Никколо Паганини
27.10.1782 - 27.05.1840
(Генуя - Ницца)
Знаем ли мы, какой ценой дается человеку величие?
«Мой закон - это разнообразие и единство в искусстве»
Н. Паганини
«Ничьей славе не сравниться с его славой, не сравниться и чьему-нибудь имени с
его именем… Никогда ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами… И
я решительно утверждаю: второго Паганини не будет. Такое сочетание
колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его
на самую вершину славы, – это единственный случай в истории искусства… Он
был велик…» [Ф.Лист)
«…Найдётся ли ещё один такой художник, жизнь и слава которого сияли
бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своём
восторженном поклонении признал бы королём всех художников».
Ф.Лист

3.

Именно он – итальянский скрипач и композитор – призван был возвестить миру
начало новой эры – эры музыкального романтизма. Как провозвестник
зарождающегося течения он повлиял на весь дух искусства, на многие стороны
композиторского и исполнительского мышления. Он ввел такие открытия и
находки в технике игры на смычковых инструментах, которыми воспользовались
не только современники, но и композиторы наших дней.
В истории инструментального исполнительства, Паганини небывало
поднял престиж артиста и определил его новую общественную функцию:
вывел скрипку из аристократических салонов и церкви на широкие
подмостки больших концертных залов и оперных театров. Он первым стал
играть не для узкого круга утонченных ценителей искусства и
профессионалов, а для демократической аудитории, оказывая огромное
эмоциональное воздействие и вызывая невиданный ранее энтузиазм
массового слушателя.
Его скрипка раскрыла невиданный дотоле звуковой мир – мир тончайшей поэзии и
глубокой драмы, горькой иронии и нежного лиризма – мир, в котором отразилась и
душа артиста.
Когда сорокалетний Паганини, талант которого в то время достиг вершин совершенства,
выступал в концертах, публика испытывала потрясение, словно перед каким-то
сверхъестественным явлением.
Он вызывал такую бурю восторгов, столь могучими оказывались и чары его воздействия
на воображение слушателей, что восприятие переносилось за пределы
действительности.

4.

Волшебный ореол легенды окутывает эту
своеобразную фигуру, вымысел смешивается с
реальными событиями его жизни. Он был одним
из великих чародеев, умевших покорять толпу; и
поскольку колдовство это творилось с помощью
небольшого инструмента и тонкого смычка,
которые никогда прежде не обладали таким
могуществом, разгоряченное воображение народа
расшило ткань событий и воспоминаний
необычайными узорами.
Детские годы Паганини
Отец Никколо, торговец Антонио Паганини, рано обнаружил
в мальчике музыкальный дар и принялся усиленно развивать его.
Упражнения на скрипке, по сути, лишили ребенка детства: уже в 6 лет
Никколо был вынужден постоянно заниматься музыкой. Это плохо
сказалось на здоровье нервного и чувствительного мальчика, но его отец
был доволен: уже в 11 лет юный Паганини начал давать концерты,
имевшие необыкновенный успех.

5.

Природа наделила Никколо необыкновенным даром — тончайшим, до
предела чувствительным слухом. Даже удары колокола в соседнем соборе
били ему по нервам.
Мальчик открывал для себя этот особый, звенящий необыкновенным
богатством красок мир. Он пытался воспроизвести, воссоздать эти краски на
мандолине, гитаре, на своей маленькой скрипочке — любимой игрушке и
мучительнице, которой суждено было стать частью его души.
Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом
подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он
часто и тяжело болел.
У Никколо было несколько более или менее талантливых учителей, у
которых он учась, совершенствовал свою технику исполнения. Кроме того,
он начал сам сочинять музыкальные произведения для скрипки, гитары,
скрипки с оркестром. Но только лишь виолончелист Гаспаро Гиретти,
прекрасный полифонист привил юноше отличную композиторскую технику.
Он заставлял его сочинять без инструмента, развивая способность слышать
внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для
фортепиано в четыре руки.

6.

С 1797 года юный Паганини начал давать концерты в разных городах
Северной Италии. Отец выполнял при нем роль импресарио. Постепенно
между Антонио и его сыном стали возникать конфликты: ставший
знаменитостью скрипач тяготился жесткой опекой отца. Вскоре Никколо
получил место первого скрипача при дворе в итальянском городе Лукке.
Эта должность позволила ему разорвать деловые отношения с отцом
и начать самостоятельную карьеру.
В 1804 году молодой Паганини ненадолго
вернулся в родную Геную, но затем снова
уехал в Лукку, на этот раз на должность
дирижера оркестра. Там же он написал
свою знаменитую «Любовную сцену» —
музыкальную пьесу, написанную только
для двух струн скрипки, «ми» и «ля»,
посвященную княгине Элизе Бачокки.
Это произведение вызвало восторг
у публики, и вскоре Паганини создал еще
более сложную пьесу — военную сонату
«Наполеон», исполнявшуюся на одной
струне, «соль».

7.

Вскоре Паганини знакомится с Джоаккино
Россини и они становятся друзьями.
Паганини было 32 года, Россини 22, когда они
впервые встретились на концертной эстраде в
Болонье, - счастливого итальянского города
того времени.
«Счастье для итальянских композиторов,
что Паганини при своей железной воле не
направил своего дарования на оперу; тогда
он затмил бы всех своих соперников».
Дж. Россини
Джоаккино Россини
1792 - 1868

8.

С 1808 года Паганини снова начал
давать концерты в разных городах
Италии, зарабатывая тем самым
средства для жизни. Его
выступления сопровождал
феноменальный успех, газеты
публиковали восторженные статьи.
Его концертные туры околдовывали
слушателей «волшебным
искусством». Даже
у недоброжелателей не остается
сомнения: Никколо Паганини —
гений. Ходят даже слухи, что его
уникальный дар имеет
не человеческое происхождение,
а был получен скрипачом от дьявола
в обмен на душу.

9.

В возрасте 46 лет, на вершине
славы, Паганини впервые
выезжает за пределы Италии. Он
дает концерты по всей Европе,
выступая в крупных городах, при
королевских дворах и в светских
салонах.
Его концерты в Европе вызвали
восторженную оценку передовых
деятелей искусства. Ф.Шуберт и
Г.Гейне, И.В.Гёте и О.Бальзак, Э.
Делакруа и Т.А.Гофман, Р. Шуман
и Ф. Шопен, Г.Берлиоз, Дж.
Россини, Дж. Мейербер и многие
другие находились под
гипнотическим влиянием скрипки
Паганини. Феномен удивительного
скрипача оказал сильнейшее
воздействие на творчество
Ф.Листа, называвшего игру
итальянского маэстро
«сверхъестественным чудом».
Паганини. Александр Маранов. 1995 г.

10.

В 1830 году в Вестфалии великий скрипач
получает титул барона, который после
смерти передастся его сыну Ахиллу.
Он продолжает сочинять музыкальные
пьесы, вводя в них новые приемы,
рассчитанные, прежде всего, на его
собственные уникальные способности.
Вена, Лондон, Париж, снова Вена и так
бесконечно… В Париже в 1833 году он
встретился с Гектором Берлиозом, у
которого брал уроки композиции.
«Грохот падения династии и эпидемия холеры
сопровождали приезд Паганини во Францию. Но
даже ужас, вызванный этим смертоносным
бичом, не смог удержать порыва любопытства, а
затем – восторга, повергнувшего толпу к ногам
Паганини. Трудно поверить такому
возбуждению, вызванному при подобных
обстоятельствах музыкантом-виртуозом, но
это факт».
Г. Берлиоз
Гектор Берлиоз
(1803 – 1869 гг.)

11.

Паганини обладал драгоценной коллекцией скрипок Страдивари,
Гварнери, Амати, из которых свою замечательную и наиболее любимую и
известную скрипку работы Гварнери завещал родному городу Генуе, не
желая, чтобы какой-нибудь другой артист на ней играл.

12.

Созданные им «Каприччи» совершили переворот в скрипичном
языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной
концентрации выразительности в сжатых построениях,
спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало
характерным для всего его творчества, в том числе и
исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров,
звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие
эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего
собственного языка. Уже Первый каприччо покоряет
импровизационной свободой, красочным использованием
возможностей скрипки. Мелодия Четвертого отмечена суровой
красотой и величием. В Девятом блистательно воссоздана
картина охоты — здесь и имитация охотничьих рогов, и скачки
лошадей, выстрелов охотников, порхание взлетающих птиц, здесь
и азарт погони, гулкое пространство леса.
Тринадцатый каприччо воплощает различные оттенки
человеческого смеха — кокетливого женского, безудержные
раскаты мужского. Завершает цикл знаменитый Двадцать
четвертый каприччо — цикл миниатюрных вариаций на тему,
близкую стремительной тарантелле, в которой явственно
проступают народные интонации.

13.

Непревзойденный успех Паганини лежал не только в глубоком музыкальном
даровании этого артиста, но и в необычайной технике, в безукоризненной
чистоте, с которой он исполнял труднейшие пассажи, и в новых горизонтах
скрипичной техники, открытых им. Работая усердно над произведениями
Корелли, Вивальди, Тартини, Виотти, он сознавал, что богатые средства
скрипки не вполне ещё угаданы этими авторами. Труд знаменитого
Локателли «L’Arte di nuova modulazione» навёл Паганини на мысль
воспользоваться разными новыми эффектами в скрипичной технике.
Разнообразие красок, широкое применение натуральных и искусственных
флажолетов, быстрое чередование пиццикато с арко, удивительно искусное и
разнообразное применение стаккато широкое применение двойных и
тройных струн, замечательное разнообразие применения смычка— всё это
приводило в удивление публику, знакомившуюся с доселе неслыханными
скрипичными эффектами.
Паганини был настоящим виртуозом, обладавшим в высшей степени яркой
индивидуальностью, основывая свою игру на оригинальных технических
приёмах, которые он исполнял с непогрешимой чистотой и уверенностью.

14.

Имя Паганини было окружено некой
таинственностью, чему содействовал и он
сам, говоря о каких-то необычайных
секретах своей игры, которые он
обнародует только по окончании своей
карьеры. При жизни Паганини было
напечатано очень мало его сочинений,
что его современники объясняли боязнью
автора к обнаружению многих тайн его
виртуозности. Таинственность и
необычность личности Паганини
вызывала предположение в его
суеверности и атеизме, и епископ Ниццы,
где скончался Паганини, отказал в
заупокойной мессе. Только
вмешательство папы уничтожило это
решение, а прах великого скрипача
окончательно обрел покой лишь к концу
19 столетия.
Г. Ф. Керстинг.
Портрет Н.Паганини,
написанный в 1829 г.

15.

Современники о Паганини
Феликс Мендельсон
1809-1847
Из письма Ф.Мендельсона
известному немецкому пианисту
Игнацу Мошелесу: «Паганини в
Берлине. Он даёт здесь свой
последний концерт в субботу и
затем едет прямо в Лондон, где его
ждёт, как я убеждён, огромный
успех, так как его совершенное
искусство выходит за пределы
человеческого понимания. Вы
требуете слишком многого, если
ожидаете, что опишу вам его
исполнение. Невозможно в письме
дать исчерпывающий анализ и
рассказать о впечатлении от его
игры, настолько он оригинален и
неподражаем».

16.

Современники о Паганини
Роберт Шуман
1810-1856
«Пасхальное воскресенье. Вечером –
Паганини! Разве это не восторг! Под его
руками самые сухие упражнения
пламенны, как пророчества пифии.
Когда я впервые пришёл послушать его,
то думал, он начнёт небывало сильным
звуком. Но он начал так слабо, так
незначительно. Однако едва лишь он
легко и незаметно набросил на толпу
свои магические цепи, как она сразу же
заколебалась. Звенья цепи становились
всё чудеснее, смыкались всё уже, люди
теснились друг к другу всё ближе, он
стягивал их всё крепче, пока они
постепенно не слились как бы в единого
слушателя…»

17.

Современники о Паганини
«Самое необычайное чудо, захватившее
меня в настоящее время в Париже
врасплох, - это Паганини…
Не думайте, будто речь идёт о его
смычке, пальцах, фантастических
звуках, которые он извлекает из своей
скрипки… Есть, без сомнения, что-то
загадочное в этом человеке; но если я его
благословляю, восхищаюсь им, и если буду
посещать каждый его концерт, то не
только из-за эгоистической страсти, из
фанатизма артиста…
Паганини представляется мне
Наполеоном жанра…»
Оноре де Бальзак
1799 - 1850

18.

Современники о Паганини
В своём отчёте о концерте Паганини в «Гранд-опера» 9
марта 1831 года журналист Л. Берне писал:
Людвиг Берне
1786 - 1837
«Не могу выразить словами того впечатления,
какое произвёл Паганини. Я мог бы передать это
только на его скрипке, будь она у меня. Это было
божественно, это было дьявольское вдохновение!
Публика обезумела, да он и впрямь сводит с ума.
Ему внимали затаив дыхание, и неизбежное биение
сердца раздражало, мешая слушать… Когда
Паганини вышел на сцену, ещё прежде чем он
заиграл, его приветствовали громом рукоплесканий.
И тут посмотрели бы вы на смущённую фигуру
этого кровного врага балетного искусства. Он
качался во все стороны, словно пьяный. Он
подталкивал одну ногу другой и выставлял её
вперёд. Руки он то вскидывал к небу, то опускал к
земле, протягивал их к кулисам, взывая к небесам,
земле и людям о помощи в его великой скорби.
Потом снова останавливался с распростёртыми
объятиями, обнимая самого себя. Он широко
открывал рот и, казалось, спрашивал: относится

19.

ли это ко мне? Он был великолепнейшим увальнем, когда-либо
созданным природой, его стоило нарисовать.
Играл он божественно. В своих вариациях, сыгранных в заключение
концерта, Паганини выделывал такие штуки, что они вызывали
смех у самого артиста.
У него самый мефистофельский облик в мире, такой, что при виде
его одна дама не смогла сдержать крика ужаса. Мадам Малибран
спросила великого скрипача Байо, что он думает о Паганини. Тот
ответил: «Ах, мадам, это чудесно, непостижимо, не говорите мне о
нём, потому что есть от чего сойти с ума».
Итак:
Из 8 концертов Паганини для скрипки сегодня осталось 6.
Его 24 каприччио принадлежат к стандартному репертуару лучших
скрипачей. Они настолько трудные, что удалось лишь через 50 лет после его
смерти сыграть их без упрощений.
Также им создано: 12 сонат для виолончели и гитары, 6 квартетов для
виолончели, скрипки и гитары, 60 этюдов в вариациях для виолончели и
гитары.

20.

Портреты Н. Паганини, написанные европейскими художниками
Эжен Делакруа
1798 - 1863
Вильгельм Хензель
1794 - 1861
Жан Огюст Доминик Энгр
1780 - 1867

21.

Образ гения, запечатлённый в изобразительном искусстве

22.

23.

Музыка Паганини вдохновляла многих композиторов. Некоторые его
произведения обработаны для фортепиано Листом, Шуманом,
К.Шимановским. Мелодии же Кампанеллы и 24 каприса легли в основу
обработок и вариаций композиторов различных поколений и школ:
Ф.Листа, Ф.Шопена, И.Брамса, С.Рахманинова, В. Лютославского.
Сам же романтический образ музыканта запечатлён Г.Гейне в его повести
«Флорентийские ночи».
До сих пор образ великого мастера-виртуоза привлекает к себе
внимание многих художников, поэтов, кинорежиссёров…
Ю.Чистяков. Играет
Паганини
Ю.Врублевский. Паганини
С.Макеев. Паганини

24.

Паганини. Игорь
Жарков.

25.

Несколько интересных фактов из жизни Паганини
Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно скорее добраться до
театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и узнал великого маэстро, а узнав,
запросил с него плату, в десять раз превышающую обычную.
- Десять франков? - удивился Паганини. - Вы шутите!
- Вовсе нет, - отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет
слушать сегодня в концерте вашу игру всего на одной струне!
- Хорошо, я заплачу вам десять франков, - согласился Паганини, - но только в том случае,
если вы довезете меня до театра на одном колесе!
Перед концертом завистники Паганини подрезали на его скрипке все струны, кроме одной,
однако Паганини не испугался трудностей и, как обычно, сыграл блестяще.
Узнав об этом, восторженные поклонники поинтересовались:
- Маэстро, а совсем без струн вы моги бы сыграть!
- Пара пустяков, - усмехнулся Паганини и с присущей только ему виртуозностью исполнения
исполнил пиццикато на барабане.
Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за
половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую
сумму, если посетит концерт в театре!

26.

Список использованной литературы и материалов Internet
1. Виноградов А. Осуждение Паганини. Ульяновское книжное издательство.
1962.
2. Мария Тибальди - Кьеза. Паганини. Жизнь замечательных людей. М.,
Молодая гвардия. 2008.
3. Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., Музыка.,
1990.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. http://free-classic.ru/paganini.htm
6. http://www.liveinternet.ru/users/2991253/post104955880/
English     Русский Правила