946.63K
Категории: ИсторияИстория ГеографияГеография

Культовые сооружения Саратова

1.

Культовые сооружения Саратова
Учитель географии МОУ-СОШ с
Рекорд Краснокутского района
Саратовской области
Гвоздюк Т.Г.

2.

Одним из старейших храмов Нижнего Поволжья считается
Саратовский Свято-Троицкий собор. Первыми поселенцами
города-крепости Саратова (1590 год основания) были
московские стрельцы, которые привезли список с образа
Спасителя работы учеников Андрея Рублёва для
благословения нового города. Ещё одну икону прислали из
Казани – список Казанской Божией Матери. Обе иконы,
расположившиеся в Казанской церкви, в тогда ещё
левобережном Саратове, положили православное начало в
саратовской губернии.
XVI век не прошёл бесследно для Саратова: постоянные
набеги диких племён, жестокие пожары оставляли от города
лишь пепелище… Церковь восстанавливали много раз, пока
в 1694 году не началось строительство каменного храма.
В 1701 году Троицкая церковь открылась для прихожан. Но
в 1712 году Саратов вновь горел. При восстановлении
церкви были пристроены открытая галерея и трапезные.
Известно, что по пути в Азов Петр I прибыл в Саратов 10
июня 1722 г. вместе с императрицей Екатериной I для
осмотра храма. В Троицком соборе для собравшегося в
Персидский поход царя был отслужен напутственный
молебен.
В 1723 году окончили постройку колокольни, а в середине
семнадцатого века на ней установили уникальные для того
времени механические часы с музыкой и боем, которые
работали до сороковых годов девятнадцатого века.
Настоящим испытанием для Саратовского Свято-Троицкого
собора стал двадцатый век, век самого длительного и
жестокого гонения за всю её историю: репрессии
священнослужителей, вандализм и осквернение
исторической святыни.
В наше время полностью реконструированный храм
находится в одном из самых красочных районов Саратова,
рядом с набережной и известным на весь мир мостом через
Волгу и является главной исторической
достопримечательностью Саратова.

3.

Свято-Троицкий собор

4.

У подножия Соколовой горы, недалеко от
моста через Волгу, стоит пятиглавая
церковь во имя Сошествия Святого Духа.
С горы храм смотрится как дивный уголок
прошлого. Этой церкви почти полтора
века.
. В 1855 году у почетного гражданина
http://sobory.ru/article/?object=02697
Саратова купца первой гильдии Петра
Федоровича Тюльпина скончался 27летний сын — титулярный советник
Николай Петрович Тюльпин. В память о
безвременно ушедшем сыне супруги
Тюльпины решили на месте деревянной
Духосошественской церкви построить
каменный трехпрестольный храм, причем
один престол должен был быть в честь
небесного покровителя их сына - Николая
Чудотворца. Петр Федорович Тюльпин
пользовался большим авторитетом среди
купечества и других жителей Саратова.
Он дважды избирался на пост городского
головы. Саратовцам была известна
склонность Тюльпина и его супруги к
жертвованию больших взносов на это
благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром.
В 1858 году на средства Тюльпиных было
открыто и содержалось убежище святого
Хрисанфа, где дочери бедняков обучались
грамоте и рукоделию. Тюльпин передал в
пользу города капитал, проценты с
которого использовались для
благотворительных целей.

5.

Храм Покрова Богородицы в Саратове. Фото с сайта tochka-nakarte.ru

6.

В 1859 году на площади при
пересечении улиц Александровской
(современной М. Горького) и
Большой Горной тщанием
саратовского купца Воронова был
возведен деревянный
трехпрестольный храм. Главный его
престол был освящен во
имя Покрова Пресвятой Богородицы;
Каменный Покровский храм в г. Саратове. Фотография
кон. XIX - нач. XX вв.
В середине 1870-х годов главным
саратовским архитектором А. М.
Салько было спроектировано новое
здание, каменное, с пятью куполами.
Проект был утверждён в 1876 году,
средства на строительство собирались
в основном за счёт местных купцов и
мещан, которые также даровали
строительные материалы и иконы.
Строительство было завершено
в 1882 году, после чего внутренняя
отделка продолжалась ещё два года.

7.

Храм «Утоли моя печали» назван в честь иконы
Божией Матери, находится в самом центре
Саратова и является одной из главных
достопримечательностей города.
Церковь–часовня была освящена в 1906 году, до
этого было два года постройки под руководством
архитектора П.М.Зыбина. Соседство с площадью
Чернышевского, парком «Липки» и проспектом
Кирова вызывает больший интерес у гостей города.
Церковь иконы Божией Матери является
уменьшенной копией московского Покровского
храма, расположенного на Красной площади.
Каменная шатровая церковь с витыми главами
удачно вписывается в исторический центр города и
служит декоративным акцентом «старого
Саратова».
Храм не функционировал с 1930 по 1990 годы, как
и многие другие храмы при советской власти, и
был использован как планетарий.
Источник: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim
_info.asp?ID=8459#ixzz3Eu0GXpYv

8.

В. Х. Валеев в книге "История
саратовских церквей" приводит
отрывок из летописи Саратова за
1836 год: "Открытие в Саратове
татарской мечети, на Татарской
улице, третьей части города, в
собственном здании." По данным
Е.К. Максимова мечеть, которую
мы видим на снимке возведена по
проекту архитектора М.Н.
Грудистова в 1894 году. Вид
мечети до 1894 года пока
остается загадкой.

9.

Татары в Саратове стали жить оседлой жизнью еще в XVIIXVIII веках, когда гоняли нагорной стороной из Астрахани
лошадей на продажу в центр России. Как правило, за
табунами тянулись обозы купцов из разных стран и городов,
среди которых можно было встретить персов, хивинцев,
бухарцев и армян Караваны не заходили в Саратов, но на
случай остановки татарам было отведено далеко за городом
место, как нехристям, где с разрешения властей они начали
строить загоны для скота, лавки, дома. Постепенно Татарская
слободка вошла в состав растущего города, а улица, на
которой они жили, стала называться Татарской.
Первую каменную мечеть в Саратове начали строить в 1834
году и открыли через два года. В летописи Саратова есть
запись за 1836 год: Открытие в Саратове татарской мечети,
на Татарской улице, третьей части города, в собственном
здании.
Мечеть была небольшой, но добротной и красивой,
обращенной строго в сторону Мекки. Во всем чувствовался
вкус Мастера: в больших овальных окнах, в рамах с
узорчатой вязью, в изяществе минарета, куда по деревянной
лесенке поднимался азанче, созывая прихожан на молитву.
Во дворе мечети стоял двухэтажный деревянный флигель, на
первом этаже которого размещалась школа. В мечеть
приходило много народу. Шли мусульмане со всего Саратова.
И так продолжалось сто два года...
В 30-е годы ХХ века власть открыто требовала: "С религией
надо бороться беспощадно!". Религия была объявлена
"опиумом", "злейшим врагом прогресса". Началось
невиданное в истории гонение на служителей культа всех
религий и конфессий. В Саратове в этот период времени одна
за другой закрывались, разрушались, взрывались, сносились
церкви и молельные дома. В декабре 1938 года пришел черед
и лучшей, старейшей в Саратовском крае мечети на
Татарской улице (ныне улица Зарубина). Ее двери закрылись
перед прихожанами.

10.

Над храмом поднимется минарет высотой в 46 метров,
с винтовой лестницей, с двумя балконами, четырьмя
ярусами. У мусульман есть старая традиция: строить
мечеть на средства верующих, на их пожертвования.
Так было всегда, ведь волжские татары приняли
мусульманство более 1100 лет назад.
После войны, в 1947 году, мечеть снова
открыли, но она была уже...
обезглавлена. Без минарета. Теперь
азанче созывал на молитву, стоя у
входа. К сожалению, мечеть действовала
недолго, года полтора.
В 1992 году старую, оскверненную
мечеть на улице Зарубина (бывшая
Татарская ) решено было сломать. А 4
декабря 1995 года произошло важное
событие, ставшее вехой в истории
российских последователей Мухаммеда,
в истории Саратова. На улице Зарубина
в присутствии многих своих единоверцев
имам Мукаддас Бибарсов на месте
будущей мечети заложил первый камень.
При этом он произнес проповедь, в
которой просил Аллаха ниспослать свою
милость, помочь в строительстве храма.
Храм имеет два купола - большой и
малый. Оба синего цвета - цвета неба.
Фасад полосатый. Полосы - красные и
белые - чередуются одна за другой.
Окна мечети арочные, с восточным
орнаментом. На втором этаже молельный
зал с михрабом.
источник:http://www.sarrest.ru/tourism/c
h/chuk01.html
фотографии:http://www.sarrest.ru/touris
m/ch/chuk01.html

11.

Трудно установить, когда впервые на территории
Саратовского края появились евреи. Известно, что в
конце первого тысячелетия новой эры эта территория
называлась Хазарией, а хазары, как известно,
приняли иудаизм. Но вплоть до XVIII века следов
евреев здесь не обнаруживается. В этом веке они, в
небольшом количестве, уже жили в Саратове. При
Николае I, который ввел обязательную воинскую
повинность для евреев, в городе появились
еврейские солдаты и кантонисты (еврейские детирекруты). В середине XIX века в Саратове жило всего
несколько еврейских семей купцов и ремесленников
синагога на ул.Кутякова
синагога на ул. Гоголя
Рост еврейского населения города вызвал
настоятельную потребность в правильной
организации общинной жизни в соответствии с
еврейским Законом. Для этого была необходима
синагога
Приспособленный дом и строящееся новое здание
Ул Посадского 208

12.

Саратов, как центр немцев Поволжья, был в то же
время и одним из самых больших центров
католичества в Российской империи. Первая
католическая церковь города была деревянной и
была построена в 1805 году в Немецкой слободе.
В 1856 году Саратов стал центром Тираспольской
епархии, здесь была основанасеминария, а церковь
получила статус собора.
Поскольку ветхая деревянная постройка мало
подходила на роль кафедрального собора, в 1873
году был заложен новый каменный храм на Немецкой
улице (ныне ул. Кирова). Его строительство
продолжалось 8 лет, в 1881 году собор был освящён
во имя Святого Климента, папы римского.
Кафедральный собор был возведён в
псевдороманском стиле по проекту архитектора
Грудистова. Его украшали две высокие колокольни,
внутренний интерьер был богато отделан, своды были
расписаны фресками, а в окна вставлены витражи.
В 1935 году собор был закрыт, убранство
разграблено. Колокольни собора были разрушены, а
остальное здание перестроено и приспособлено под
детский кинотеатр «Пионер», в каковом качестве оно
и используется по сей день
Бывший католический собор Саратова (сохранился
частично). Сегодня на его месте располагается
кинотеатр "Пионер" на улице Кирова

13.

Архитектор А.Мушта
После восстановления нормальной деятельности
Католической церкви в России 14 апреля 1992 года в
Саратове вновь был зарегистрирован католический
приход, который окормлялся священникамисалезианцами. Здание бывшего собора, ныне
кинотеатра, не было возвращено католической общине,
но городская администрация выделила землю для
строительства нового собора, а также помещение для
временной часовни на тот период, пока идёт
строительство.
26 ноября 1995 года архиепископ Тадеуш
Кондрусевич освятил часовню во имя Божией Матери
Фатимской, устроенную в здании, расположенном
напротив бывшего кафедрального собора.
Строительство нового храма, однако, столкнулось с
серьёзными трудностями, связанными с тяжёлыми
гидрологическими условиями участка близ берега
Волги. Лишь к концу 1997 года было завершено
строительство фундамента и начато возведение стен. В
ноябре 1998 года в ещё недостроенном соборе была
отслужена первая месса. Наконец, 15 октября 2000
года Апостольский нунций в России Георг Цур освятил
новое здание собора во имя святых апостолов Петра и
Павла. Архитектура собора в стиле модерн необычна —
фасад имеет полукруглую форму с шестью
треугольными окнами. Над фасадом — большой крест. К
основному кораблю собора пристроены полукруглые
боковые строения.
С 2002 года новый храм имеет статус кафедрального
собора епархии Святого Климента в Саратове. В
октябре 2010 года торжественно отмечалось
десятилетие освящения нового собора

14.

источники
источник:http://www.sarrest.ru/tourism/ch/chuk01.htm
l
фотографии:http://www.sarrest.ru/tourism/ch/chuk01.
html
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?I
D=8459#ixzz3Eu0GXpYv
http://sobory.ru/article/?object=02697
http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=
7891#ixzz3EttMsjT9
https://ru.wikipedia.org
English     Русский Правила