2.91M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Зарождение искусства

1.

2.

Древнейшие
сохранившиеся художественные произведения
были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то
время люди ещё не знали металла и орудия труда изготовляли из
камня; отсюда и название эпохи - каменный век. Люди каменного
века придавали художественный облик предметам повседневного
обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не
было практической необходимости. Зачем они так поступали?
На этот счёт мы можем строить лишь предположения.
Одной из причин возникновения искусства считают
человеческую потребность в красоте и радости творчества,
другой - верования того времени. С поверьями связывают
прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а
также выгравированные на камне изображения, которыми
покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные
росписи.

3.

Пещерные росписи
Точное время создания пещерных росписей до сих пор
установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по
мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад.
В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда;
пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка.
Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север
первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших
условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом,
холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал
великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки
крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них
встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки,
лошади, северные олени и другие.
Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые
позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи.

4.

Пещера Ориньяк
Первые
произведения
первобытного
изобразительного искусства
относятся к
Ориньякской
культуре
(поздний
палеолит),
названной по
пещере Ориньяк
(Франция).

5.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере
исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный
козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались —
огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью

6.

Движение в пещерной
живописи передается через
положение ног
(скрещивающиеся ноги
например, изображали
животное набегу), наклон тела
или поворот головы.
Неподвижных фигур почти нет.
Археологи так и не обнаружили
в древнекаменном веке
пейзажных рисунков. Почему?
Может быть, это еще раз
доказывает первичность
религиозной и вторичность
эстетической функции
культуры. Животных боялись и
им поклонялись, деревьями и
растениями только
любовались.

7.

Для пещерной живописи
характерно сочетание
изображений животных и
линейных штрихов —
типичное явление, где
голова самки оленя
пересечена
многочисленными
извилистыми линиями,
наложенными друг на друга.
Неизвестно, имеют ли они
некое магическое значение,
или речь идет о
предварительных набросках
по сырой глине.

8.

9.

Пещера Ласко находится в
историческом регионе Франции
Перигоре. Она расположена на
левом берегу реки Везер в
известняковом холме.
Пещера была случайно открыта
12 сентября 1940 года четырьмя
подростками. Они наткнулись на
узкое отверстие,
образовавшееся после падения
сосны, в которую попала
молния.
Возраст рисунков превышает 20
тысяч лет.
С 1979 года весь подземный
комплекс внесен в
Список Всемирного наследия
ЮНЕСКО.
План пещеры Ласко

10.

В отличие от многих других пещер региона, Ласко — относительно
«сухая» пещера. Слой непроницаемого мрамора ограждает её от
проникновения воды.
Совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при
средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в
основном в верхней части системы.

11.

Чтобы упростить описание, пещеру по традиции
разделили на
некоторое количество зон, соответствующих залам и определенной
цветовой гамме. Эти образные названия, которые существуют сейчас,
предложил А. Брейль.
зал — это «зал быков» или «ротонда» : длина — 17 м,
ширина — 6 м и высота — 7 м.
Первый
той
быков» переходит в «осевой проход» более узкую галерею,
же длины
Из
«зала быков» можно попасть в «пассаж» - галерею длиной в 15 м.
За
«проходом» находится «неф» более высокий, длиной в 20 м.
«Зал
Далее
находится «кошачий лаз» - узкий коридор длиной 20 м.
«Апсида»— это круглый зал, который находится на востоке в месте
соединения «прохода» и «нефа».
«шахта»
или «колодец» находятся за апсидой.

12.

Всего в пещере Ласко
обнаружено 1433
Наскальных рисунка.
Животные,
изображенные
на стенах Ласко - в
основном это лошади,
зубры, бизоны, олени
и каменные бараны.
Наиболее известным
является зал быков.

13.

В «зале быков»
находится самая
красочная
композиция Ласко.
Ее кальцитные
стены плохо
подходили для
гравировки, поэтому
были украшены
живописными
изображениями
внушительных
размеров:
некоторые из них
достигают
5 м в длину

14.

Сражение
быков

15.

Другие изображения
животных
встречаются реже
поскольку эти
животные часто
представляли
потенциальную
опасность для
человека (например,
медведи, носороги и
крупные животные из
семейства
кошачьих).
Зал «Кошачий лаз» обязан своим
именем изображению группы животных
семейства кошачьих.

16.

Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с
одной стороны и три с другой.

17.

Двум зубрам с
северной стены
сопутствуют десяток
лошадей и большое
загадочное
животное, на лбу
которого
изображено нечто
вроде рога, за что
он и получил
название
«единорог».

18.

На рисунке видна убегающая лошадь, нарисованная марганцевым мелком
на высоте 2,50 м от уровня грунта.
Некоторые животные изображены на потолке и будто перебегают с
одной стены на другую, выполнение таких изображений требовало
строительства лесов.

19.

Гравированный северный
олень в «апсиде»

20.

Одна из самых загадочных
сцен Ласко: падающий
человек между бизоном и
носорогом.
У человека птичья
голова, бизон поражен
дротиком, а носорог будто
удаляется от этой сцены.
Рядом с человеком
изображен удлинённый
предмет, увенчанный
фигурой птицы, быть может,
это планка, которую
привязывали к копью или
гарпуну для усиления
броска.
Изображение находится в
«Шахте»

21.

Кроме того, в данной композиции присутствуют
две группы интересных знаков:
- между человеком и носорогам — три пары
точек (такие же есть в глубине «кошачьего
лаза» и в самой отдаленной части пещеры);
- под изображением человека и бизона —
сложный зубчатый символ.
Практически идентичные знаки можно найти
и на других стенах, на остриях дротиков и на
светильнике, найденных неподалеку от этого
места.

22.

В 1963 году пещера Ласко была закрыта для посетителей с целью обеспечить
охрану уникальных рисунков от воздействия углекислого газа и микробов, которых
"приносили" с собой более 100 тысяч посетителей за год.
Для экскурсий в начале 1970-х годов построили ее точную копию - Ласко-2.

23.

В древности люди рисовали на скалах, чтобы
выразить свое понимание красоты, запечатлеть свою
жизнь, сцены охоты, животных, которых они
приручали.
Возможно, пещера Ласко была святилищем, чем-то
вроде культового места для людей того времени.
Может быть, это были священные для них животные –
быки, лошади, кошачьи.
Они восхищались их силой, хитростью, быстротой.
Еще на рисунках есть какие-то священные,
ритуальные для древних людей знаки – может быть,
обереги от злых духов, а может быть, просто счёт.

24.

Первобытное искусство отразило
первые представления человека об
окружающем мире, благодаря ему
сохранялись и передавались знания и
навыки, происходило общение людей
друг с другом.
Обращение
первобытных людей
к новому для них виду
деятельности — искусству —
одно из величайших событий в
истории человечества.

25.

Презентация к уроку «Первобытное
искусство»
Выполнила:
Учитель МХК Бакутина Е.И.
English     Русский Правила