1.20M
Категория: ИскусствоИскусство

Искусство революционной Франции

1.

ИСКУССТВО
РЕВОЛЮЦИОННОЙ
ФРАНЦИИ
Жак Луи Давид, Эжен Делакруа
Разработчик: Ковалев Василий Андрееви

2.

Жак Луи Давид (1748-1825)
• С середины 18 века в европейском
искусстве господствуют тенденции
предромантизма (а затем романтизма) и
классицизма, позиции которого были
особенно сильными во Франции. Именно
Франции суждено было стать родиной
наиболее крупного представителя
классицистической живописи рубежа 1819 веков – Жака Луи Давида.
• Давид был современником Гойи. Оба они
стоят у истоков художественной культуры
Нового времени. Однако трудно себе
представить более разных живописцев:
если Гойя ломал традиции и проявлял
абсолютную независимость в творчестве,
то Давид следовал традиционным
нормам и стал основоположником
революционного классицизма.

3.

• Главной картиной, посвященной теме патриотизма и
самоотверженности, становится шедевр неоклассицизма
«Клятва Горациев»
• Сюжет картины восходит к античному историку Титу
Ливию, который рассказывает историю братьев
Горациев. Они защищали Римскую республику от
враждебного города Альбы и сразились с тремя
братьями Куриациями.
• Один из братьев, увидев, что их сестра Камилла
оплакивает своего жениха-Куриация, убивает ее. Но
отец оправдывает сына перед народом.
• Таким образом, одним из главных мотивов этой
работы – мотив жертвенности.
• Форма картины так же строга и аскетична, как и ее
идея, как ее суровый и жестокий сюжет
• Смысловой и математический центр картины – руки
отца, держащие мечи – символ воинской славы и
доблести
• Главной фигурой является фигура отца – ее значение
акцентируется цветом – красным плащом – самым
крупным и ярким пятном в колорите картины
• У Давида все точно рассчитано и подчинено логике,
но эта строгая, рассудочная классицистическая
форма одухотворена патриотическим порывом
юношей, решимостью отца, сдержанным лиризмом
женских образов…
Клятва
Горациев
Современники восторженно приняли
картину. Еще в Риме, где Давид начал
работу над ней, к ней приносили цветы…

4.

• Давид становится на сторону революционеров и в это
время создает еще один свой шедевр – «Смерть Марата».
Давид был потрясен известием о гибели Марата, одного из
самых видных и непримиримых деятелей революции
Художник тут же принялся работать над картиной,
которая должна была увековечить память о пламенном
революционере
Давид принял беспрецедентно смелое решение: он
изобразил гибель Марата так, как она произошла на самом
деле. Марат принимал ванну, прописанную ему врачами,
но, прикрытый простынями, продолжал работать, разбирая
письма и отвечая на них. Именно в этой ситуации он был
заколот Шарлоттой Корде, которую принял, получив от
нее записку с просьбой о помощи.
Своеобразие картины заключается в том, что художник
изобразил, казалось бы, бытовую ситуацию, но
интерпретировал ее в мифологизированном аспекте.
Ванна срезана краями холста и представлена в таком
ракурсе, что напоминает саркофаг, а крупные складки
простыней напоминают погребальную пелену.
Простой деревянный ящик, служивший Марату столом,
уподобился надгробной стеле, что подчеркивается
надписью: Марату – Давид.
В картине царит атмосфера торжественного и
Смерть Марата

5.

Эжен Делакруа
(1798-1863)
• Другим крупнейшим
мастером французского
романтизма был Эжен
Делакруа
• Он переосмыслил
традиционное понимание
формы и цвета – вдохнул в
живопись ошеломляющую
эмоциональную энергию,
которой у него подчинены
и форма, и цвет. Сейчас
вы это увидите.

6.

«Свобода, ведущая
народ 28 июля 1830
года»
Эта картина и в наши
дни остается самым
великим воплощением
революции в искусстве
Это образ
вольнолюбивого порыва
Фигуры: студент
(автопортрет?),
мальчик, рабочий.
За ними в клубах дыма
угадываются повстанцы
Убитые и раненые на
первом плане
олицетворяют трагедию
жертвенности

7.

«Львиная охота в Марокко»
• 1832 год – посещение Марокко,
Алжира и Испании.
Романтическое расширение
репертуара.
• Проявление живейшего
интереса к Востоку – это
романтическое бегство от
реальности
• Колористическое обновление
• Это был триумф романтической
живописи
• Но в массе своей к этому
времени романтическое искусств
выродилось в поверхностный
экзотизм и банальное эпигонство

8.

Литература
• Кантор А. М. , Кожина Е. Ф. , Лившиц Н. А. и
др. Малая история искусств. Искусство XVIII
века. М., 1977.
• Раздольская В. И. Европейское искусство XIX
века. Классицизм, романтизм. М., 2005.
English     Русский Правила