Похожие презентации:
Классицизм: искусство классицизма, большой королевский стиль Людовика XIV
1.
КЛАССИЦИЗМ : ИСКУССТВО КЛАССИЦИЗМА,БОЛЬШОЙ КОРОЛЕВСКИЙ СТИЛЬ
ЛЮДОВИКА XIV
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
План урока
Что такое классицизм?
Что такое большой королевский стиль?
Ведущие архитекторы французского классицизма
Король-солнце как произведение искусства
Художники французского классицизма
Весь семнадцатый век… Выводы…
Проверим себя?
Презентация выполнена
учителем МХК ГБОУ
Школа 1164
Гераскиной Е.В. г.
Москва
2.
КЛАССИЦИЗМ – ВТОРАЯ СТИЛЕВАЯ СИСТЕМАXVII ВЕКА
Как стиль, классицизм возник в Англии и
Голландии (странах, где произошли первые
буржуазные революции).
Но особое звучание классицизм обретает
во Франции. Итогом жестокой,
кровопролитной борьбы с феодальным
сепаратизмом за централизованную
власть, стала победа абсолютизма.
Фанатичную религиозность сменяет «вера
без эксцессов», что и предопределило все
дальнейшее развитие культуры.
3.
ТРЕБОВАНИЯ АБСОЛЮТИЗМА К ИСКУССТВУ…Новые идеалы государственности потребовали
от искусства таких форм, которые
ассоциировались бы с величием правителей
древних греков и римлян.
Впрочем, строгий (рациональный) английский
классицизм казался недостаточно пышным для
прославления Людовика XIV — «короля-солнца».
Поэтому французские архитекторы и художники
обращаются к прихотливым, изощренным
формам итальянского барокко.
4.
«БОЛЬШОЙ КОРОЛЕВСКИЙ СТИЛЬ»Главное отличие: сочетает строгость
классических форм в архитектуре и садовопарковом искусстве с помпезностью барокко
в украшении интерьеров.
Наиболее ярко реализован:
Версаль (1624- 1687) — любимая загородная
резиденция короля Людовика XIV.
5.
ВЕРСАЛЬ ЛУИ ЛЕВО (1612-1670)Расширен старый охотничий дворец Людовика XIII и
В традициях классицизма выделена его центральная
ось парадным и садовым порталами.
По трем лучевым проспектам со стороны восточного
парадного входа являлись во дворец из Парижа, СенКлу и Со сильные мира сего. Придворная культура
версальского периода любила такие нюансы, и
ансамбль Версаля использовался как театральная
декорация в целях пышного прославления монарха.
6.
ВЕРСАЛЬ ЖЮЛЯ АРДУЭН-МАНСАРА(1646-1708)
Дворец увеличился благодаря пристройкам.
Зеркальная галерея, соединила парадные покои
короля и королевы и образовала парковый
фасад.
Парковый фасад придал Версалю классическую
строгость:
1. Преобладание горизонтальных линий,
2. Единая плоская кровля
3. Соответствие внешних размеров здания
величине внутренних покоев.
7.
8.
ВЕРСАЛЬ САДОВОДА-ПЛАНИРОВЩИКА АНДРЕЛЕНОТРА (1613-1700)
«ПАРК – ЭТО ПАРАДНАЯ ЗЕЛЕНАЯ АРХИТЕКТУРА»
Особенности одного из первых регулярных парков:
1. Наличие наружной ограды,
2. Использование ровного рельефа,
3. Осевое деление площади широкой центральной
аллеей с симметричными посадками по обеим
сторонам.
4. Обязательные элементы парка - травяные газоны и
цветники.
5. Большой канал, огромные плоские водоемы
6. Подстриженные тисовые шпалеры, лучевые аллеи и
далекие перспективы.
7. Для увеселения огромного количества гостей.
9.
ПЛОСКИЕ ВОДОЕМЫ СЛУЖАТ ГИГАНТСКИМИ ЗЕРКАЛАМИ,ДУБЛИРУЮЩИМИ ПРОСТРАНСТВО
Лучевые аллеи расширяют его зрительно до
бесконечности. Осевая аллея, начинающаяся от
паркового фасада дворца и переходящая в
Большой канал, создает впечатление
безграничной глубины и исключительной
грандиозности парка, выражая идею
недосягаемости королевской персоны.
Уходящая от дворца в западном направлении
центральная аллея «вбирает» в себя другие аллеи
и «впадает» в Большой канал словно для того,
чтобы все леса, поля и воды страны в
установленном порядке могли предстать перед
повелителем.
10.
РИТУАЛЫ «ПОВЕЛИТЕЛЯ ПРИРОДЫ»В зимний день король выходил со свитой в парк, и
оказывалось, что цветочные партеры благоухают
свежими цветами (именно поэтому все цветы в
Версале высаживались в горшки так удобнее
заменять увядшие),
Получалось, что присутствие «короля-солнца»
оживляет растения.
Людовик XIV собственноручно высаживал в вазоны
свои любимые гвоздики, нарциссы-жонкиль,
туберозы, которые придворные льстецы заменяли
цветущими, уверяя что его магическое влияние на
природу позволяет посаженному растению развиться
за день.
11.
ЛЮДОВИК XIV – КОРОЛЬ-СОЛНЦЕ И АПОЛЛОН…Тем же целям служила солнечная символика,
связывающая образ «короля-солнца» Людовика XIV с богом
солнца Аполлоном.
Уже сама по себе регулярная планировка сада отражает
идею цикличности природы, жизнь которой дает солнце.
Лучевые аллеи ассоциируются с солнечными лучами. Все
садово-фонтанные скульптуры Версаля также подчинены
мифологии солнца.
Фонтан Аполлона в основании Большого канала
представляет бога солнца возникающим из моря на
квадриге в сопровождении дельфинов и трубящих в
раковины тритонов.
О солнце напоминают аллегорические статуи времен года,
суток, персонажей античной мифологии, связанных с
Аполлоном, таких как охотница Диана, его сестра, или
юноша Гиацинт, превращенный Аполлоном в цветок.
12.
СИМВОЛИКА ДВОРЦАСимволика дворца, занимающего в дворцово-парковом
ансамбле Версаля центральное место, все его жилые
покои несли отпечаток «ритуальности».
Главная «святыня» дворца — спальня короля —
располагалась на центральной оси восток-запад и была
обращена окнами в сторону восходящего солнца.
Вслед за солнцем и «король-солнце» перемещался в
парадные залы, посвященные античным богам Аполлону,
Венере, Марсу.
События дня достигали кульминации в Зеркальной
галерее, где происходили церемонии представления
королю знатных лиц, оформленные как пышное
театральное действо, в котором первую скрипку играл сам
король.
13.
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО ДЕКОРАВЕРСАЛЯ:
Преобладала тема солнца-Аполлона, как напоминание об
исключительности Людовика XIV.
Огромные, во всю стену, гобелены-вердюры (от франц.
Verdure – зелень) с изображением пейзажей и сцен охоты
дублировали жизнь королевского двора.
Живописные плафоны, повествующие о деяниях и
похождениях богов, намекали на досуг всесильного
правителя.
Большие зеркала, в которых отражался парковый ансамбль,
вызывали иллюзию бесконечного пространства, где царит
«король-солнце».
Скульптура, уподобленная античной, бронза, многоцветные
мраморы полов и стен, драгоценная мебель,
инкрустированная черепахой и перламутром,— вся эта
роскошь максимально удаляла среду обитания от прозы
жизни.
14.
XVII ВЕК ДЛЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ1. Один из наиболее значимых периодов в
истории культуры.
2. Следуя за эпохой Возрождения и предшествуя
эпохе Просвещения, он много унаследовал от
первой и предвосхитил открытия второй.
Главная черта эпохи - одновременное развитие
двух ведущих стилевых систем — барокко и
классицизма, при наличии значительной
художественной концепции столетия — реализма
15.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА:Впервые искусство перешагнуло рамки одного
большого, сложившегося в архитектуре стиля,
как это было в предшествующие времена.
Барокко создало искусство, полное движения,
энергии, страстей. Им владели порывы к
бесконечному, запредельному,
аффектированному.
Классицизм XVII столетия противопоставил
стихийной динамике барокко идеал
уравновешенности, регулярности,
рационализма.
16.
ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА (2):Реализм XVII в., возникший как реакция на
усложненность и отвлеченность выродившегося
искусства позднего маньеризма, создал образы,
в которых внутренний мир человека и
окружающая его эмоциональная среда
измерялись масштабами не столько
повседневности, сколько вечности.
В XVII в. национальные европейские культуры,
сохранив местную специфику, достигли столь
высокого уровня общности, что стало
возможным говорить о формировании единой
мировой художественной культуры столетия.
17.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ1. Какие черты свидетельствуют о «садовом быте»
французского классицизма? Для ответа используйте
иллюстрации из задания № 17 в рабочей тетради.
2. Выполните задание № 18 в рабочей тетради.
3. Выполните итоговое задание к разделу
«Художественная культура XVII века» в рабочей тетради.
4. Проектная деятельность. Найдите черты эстетики
барокко в окружающей действительности. Как она
проявляется в архитектуре, декоре, театральных
постановках, одежде, аксессуарах, человеческих типажах?
Определите различия в садово-парковой архитектуре
барокко и классицизма в вашем городе, областном
центре, пригородных усадьбах Петербурга и Западной
Европы.