Похожие презентации:
Ономапоэтика комедии «Ревизор и поэмы «Мёртвые души»
1.
Ономапоэтика комедии «Ревизор ипоэмы «Мёртвые души»
2. Ономапоэтика изучает роль имён собственных в художественном тексте, к их числу относятся и «говорящие» имена, фамилии
персонажей.«Говорящие» имена, фамилии – это
средство , позволяющее расширить
рамки текста ,т. к.они несут в себе
ключ к прочтению характера
персонажа, основополагающие
качества его характера.
3. Комедия «Ревизор»
Её героев объединяет общаязабота о сокрытии истинного
положения дел в ведомствах,
страх, связавший чиновников
воедино перед идеей «ревизии»,
уродливая поззия благоговения
перед чином
4. Поэма «Мёртвые души»
Отражает проблемы, которыебыли актуальны во второй
половине 19 века: крепостное
право, положение помещиков и
крестьян, власть чиновников,
бюрократические отношения,
стремление к обогащению,
.денежные махинации
5. Ономапоэтика комедии «Ревизор»
Ряд фамилий персонажей «говорит» озлоупотреблении служебным положением
: это смотритель училищ Хлопов;
полицейский, чья фамилия даже стала
нарицательной - Держиморда.
Фамилия судьи –Ляпкин-Тяпкин –
напротив – «говорит» о
пренебрежительном отношении к своим
служебным обязанностям.
6.
Некоторые фамилии обнажают личностнуюсущность их носителя: Земляника –
фамилия внешне обходительного до
слащавости, но внутренне (по контрасту) –
глубоко непорядочного(небогоугодного)
чиновника.
Добчинский и Бобчинский – созвучные
фамилии городских помещиков, намекающие
на двух одинаково пустых до комичности
человечков.
Хлестаков – бездумно «хлещет» языком,
человек «без царя в голове»,постоянно
сочиняет о себе небылицы , чтобы хоть
немного быть лучше , чем он есть на самом в этом сущность хлеставковщины .
7. «Говорящие фамилии» в поэме «Мёртвые души»
Мёртвые души – это не только умершиекрепостные , но и их хозяева-помещики.
Помещик Манилов – за «манящей» внешностью –
внутренняя пустота, это пустопорожний
мечтатель.
Коробочка – мелочная накопительница .
Собакевич Михайло Семёнович – проекция на
зоологическую сущность помещика-кулака.
8. Таким образом, многие фамилии и имена героев «Ревизора» и « Мёртвых душ» «говорят» об общем , основополагающем в их характерах
, - они все«мёртвые» духовно.
В высшей мере чуткий к юмору имён,
кличек,фамилий, Гоголь мастерски использует
возможности ономапоэтики для сатирического
отображения уродств жизни , мешающих прогрессу
России.