Похожие презентации:
Тема "маленького человека" в русской литературе XIX века
1.
ТЕМА "МАЛЕНЬКОГОЧЕЛОВЕКА" В РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА
Шалафаева Эльвира
8 А класс
2.
3.
В качестве причин этого можноназвать, наверное, то, что
изображение маленького человека
характерно, прежде всего, для
реализма, а этот художественный
метод окончательно оформился
только в XIX веке.
4.
Впервые даннаятема появилась в
русской
литературе
именно в XIX веке
(в «Бедной Лизе»
Карамзина).
Сцена из "Бедной Лизы"
Н.М.Карамзина (1947)
5.
Однако эта темамогла бы быть
актуальной в
любой
исторический
период.
6.
Она предполагаетописание
отношений
человека и власти, а
отношения эти
существуют с
древнейших
времен.
7.
Следующим (после «Бедной Лизы») значительным произведением,посвященным данной теме, можно считать «Станционного смотрителя»
А. С. Пушкина. Хотя для Пушкина это вряд ли было характерной темой.
8.
Одно из максимальных проявленийтема маленького человека нашла в
творчестве Н. В. Гоголя, в частности
в его повести «Шинель».
9.
Акакий Акакиевич Башмачкин (главный герой повести) –один из типичнейших маленьких людей.
•Это чиновник, «не то чтобы очень замечательный».
•титулярный советник,
•до крайности беден,
•абсолютно беззащитен,
•нет у него в жизни никаких перспектив,
• вследствие своего невысокого чина он полностью зависит
от начальства,
•«вечный титулярный советник».
Добытую после таких трудов и мучений шинель у него в
самом скором времени отбирают на улице. Казалось бы, есть
закон, который его защитит. Но оказывается, что никто не
может и не хочет помочь ограбленному чиновнику, даже те,
кто просто обязан был бы это сделать.
10.
11.
Башмачкина Гоголь называет«одним чиновником», и служит
Башмачкин в «одном департаменте», и
человек он самый заурядный. Все это
позволяет говорить, что Акакий Акакиевич
– обычный маленький человек, в его
положении находятся сотни других
чиновников. Такое положение слуги власти
характеризует соответствующим образом и
саму власть. Власть бессердечна и
безжалостна.
12.
Таким же беззащитнымпоказан маленький человек у
Ф. М. Достоевского в его
романе
«Преступление и наказание».
13.
14.
Здесь, как и у Гоголя, маленьким человеком представленчиновник – Мармеладов. Этот человек оказался на самом
дне. За пьянство его выгнали со службы, а после этого его
ничто уже не могло остановить. Он пропил все, что мог
пропить, хотя отлично понимал, до чего он доводит семью.
Он сам о себе говорит: «Я звериный образ имею».
Конечно, он больше всех виноват в своем положении, но
примечательно и то, что ему никто не хочет помочь, все над
ним смеются, лишь немногие готовы ему помочь (например,
Раскольников, который отдает семье Мармеладова последние
деньги). Маленького человека окружает бездушная толпа.
«Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства
ищу…», – говорит Мармеладов. «Жалеть! зачем меня жалеть!»
– восклицает он и тут же признает: «Меня жалеть не за что!»
15.
К маленьким людям относится и Соня,дочь Мармеладова, и бывший студент
Раскольников. Но здесь важно то, что эти
люди сохранили в себе человеческие
качества – сострадание, милосердие,
чувство собственного достоинства .Они
еще не сломлены, еще способны бороться
за жизнь.
16.
Достоевский иГоголь
приблизитель
но одинаково
изображают
социальное
положение
маленьких
людей, но
Достоевский, в
отличие от
Гоголя,
показывает и
внутренний
мир этих
людей.
17.
Тема маленького человека присутствует и впроизведениях; М. Е. Салтыкова-Щедрина. Возьмем,
например, его сказку «Мед» ведь на воеводстве». Все
персонажи здесь даны в гротескной форме, это одна из
особенностей сказок Салтыкова-Щедрина. В
рассматриваемой сказке есть маленький, но весьма
содержательны, эпизод, касающийся темы маленьких
людей. Топтыгин «Чижика съел». Съел просто так, без,
причины, не разобравшись. И хотя его сразу засмеяло
все лесное общество, важна сама возможность
беспричинного нанесения вреда начальником
маленькому человеку.
18.
Маленькие люди показаны и в «Истории одного города», причемпоказаны очень своеобразно. Здесь они – типичные обыватели.
Идет время, сменяются градоначальники, но обыватели не
изменяются. Они остаются все той же серой массой, они зависимы
полностью, безвольны и глупы. Градоначальники берут город
Глупов приступом, ходят на него в походы. Но обыватели к этому
привыкли. Они хотят только, чтобы градоначальники почаще их
хвалили, называли их «ребятами», выступали с оптимистичными
речами. Органчик говорит: «Не потерплю! Разорю!» А для
обывателей это нормально. Затем, обыватели понимают, что
«бывший прохвост» Угрюм-Бурчеев олицетворяет собой «конец
всего», но безмолвно лезут останавливать реку, когда он
приказывает: «Гони!»
Автор здесь не только описывает положение маленьких
людей, но и обвиняет их самих в бездействии, в нежелании
изменить их же положение.
19.
“Маленький человек” нашего города 60-х - 70-х г. неспособен выбраться на поверхность жизни и громко
заявить о своем существовании. Но ведь и он человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе
Раскольников, и он заслуживает не просто внимания,
но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли
ему те, кто в наше время стремился “спины
выпрямить горбатым.” Новые писатели вступают в
защиту правды и совести, они формировали человека
нового.
Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в
огромной книге посвященной ему - “маленькому
человеку! ”