760.23K
Категория: ИскусствоИскусство

Метаболизм в архитектуре. Особенности стиля

1.

МЕТАБОЛИЗМ
в архитектуре

2.

Метаболизм - (франц. metabolisme от греч. metabole –
перемена) – течение в архитектуре середины XX в. , пришедшее на
смену функционализму интернационального стиля 1930-1940-х гг.
Архитекторы-метаболисты стремились к развитию принципов
конструктивизма согласно концепции «изменяемого пространства».
Оптимальная конструктивная основа сооружений сочеталась с
комбинаторикой - вариационными «ячейками», благодаря чему
архитектурные композиции приобретали более разнообразный вид
(сравн. необрутализм; новый экспрессионизм; органическая
архитектура; футурологическое проектирование).
Метаболисты воспринимали город как живой организм со
всеми свойственными организму процессами – отсюда и
экзотическое название движения. Они делили город на постоянные
и временные элементы – кости, кровеносные сосуды и живые
клетки, которые меняются с течением времени. Лучшим
произведением метаболизма признана первая же постройка Кисё
Курокавы Nakagin Capsule Tower в Токио, включенная в список
всемирного архитектурного наследия DOCOMOMO International. В
90-е годы Курокава стал одним из ведущих мастеров японского хайтека.

3.

4.

Особенности стиля
В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития
живого организма (онтогенеза) и конволюции. Метаболизм не стоит, однако,
путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание
живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом,
принципы формообразования.
Особенностями архитектурного языка метаболистов стали
незавершенность, «недосказанность», относительная «деструктивность» и
открытость структуры зданий для «диалога» с изменяющимся
архитектурным, культурным и технологическим контекстом городской
среды. Распространён приём акцентирования внимания на пустоте, с целью
создания эффекта «материализации внимания», визуальное закрепление
незастроенных и неосвоенных пространств при помощи символических
пространственных структур. При этом создаётся некое промежуточное
пространство (иначе — мезопространство), которое согласно теории
метаболизма являет собой недостающее звено между архитектурой (как в
высшей степени упорядоченной средой обитания) и окружающим хаосом
изменчивой городской среды или «вакуумом» природного ландшафта.
Один из признаков такой архитектуры — её модульность, ячеистость.

5.

6.

В начале 70-х годов образовалось движение группы японских архитекторов,
называющих себя «метаболистами».
К числу метаболистов относятся Кионори Кикутакэ (род.1928), Кишо Нориаки
Курокава (1934-2007), Масата Отака(род.1923), Арата Исодзаки(род.1931), Нобуру
Кавадзое(род.1925), Кодзи Камия(род.1929) и др. Под их влияние попал и Кендзо
Танге(1913-2005).
Группа отрицала принцип завершенности архитектурной формы. К структуре города
они применили биологическое понятие метаболизма – циклической
последовательности стадий развития, которой, как они полагали, подчинена и
динамика человеческого общества.
В своих статьях Кендзо Танге так ставил для себя архитектурную задачу того
времени: «Архитектура,<..>, объединяет функциональность и выразительность,
содержание и форму – эти основы основ с их собственной неотъемлемой правдой и
логикой. Объединение и слияние их в органичное целое, каким является сооружение,
отвечающее как материальным, так и эстетическим требованиям, - это и есть
архитектурное творчество». «Мы живём в мире, в котором соседствует абсолютно
несовместимое: человеческий масштаб и масштаб сверхчеловеческий, стабильность
и мобильность, постоянство и изменчивость, индивидуальность и обезличенность,
ограниченность и универсальность. Это результат разрыва между прогрессирующей в
своем развитии техникой и человечеством как исторически сложившимся явлением.
Это проблема борьбы техники против человека, и в нашу эпоху задача архитектораградостроителя заключается в том, чтобы перекинуть между ними мост…》Отрывок
из книги Танге «This is Japan»(1965):

7.

8.

«Город подобен дереву в полном расцвете, со стволом, ветвями и
листьями. Ствол – это инженерные коммуникации города, его основа –
портовые сооружения, дороги и все элементы благоустройства. Эти
сооружения должны, как правило, строиться правительством и
проектироваться с расчетом на длительный срок эксплуатации. Ветвям на
дереве соответствуют индивидуальная жилая застройка, которую можно
рассматривать, как основной структурный элемент. Жилые здания
являются неотъемлемой частью материальной среды, но по сравнению с
инженерными сооружениями города они изменяются количественно и
качественно значительно быстрее. Наконец листьям на дереве сродни
различные предметы постоянного обихода, которыми пользуются в
течение некоторого времени, а затем бросают. Потребление таких
предметов увеличивается из года в год и из месяца в месяц, что влечет за
собой все ускоряющийся темп их замены – житейский метаболизм.<…>
Трагедией сегодняшнего дня не только в Японии, но и во всех
странах является именно то, что процесс роста городов не был в свое
время достаточно предусмотрен…
Наши города имеют в действительности ветви, но не имеют ствола.
В результате огромные массы энергии, расходуемые на строительство,
порождают хаос и замешательство.

9.

10.

Наша задача – преобразовать эту энергию хаоса в энергию созидания и
равновесия.
Современный уровень цивилизации таков, что не только большие города,
но даже районные образования в разных странах мира следует рассматривать
как растущие и видоизменяющиеся живые организмы».
Метаболистов привлекла борьба с преждевременным моральным
старением сооружений, обгоняющим их технический износ. Сущность их теории
– в системной архитектурной организации, распространяющейся на город в
целом. Однако градостроительные претензии в условиях современного им
общества наталкивались на непреодолимые ограничения. В Японии эти рамки
были особенно тесны. Метаболисты не мечтали сломать их – они искали пути
фрагментарной реализации своих идей в отдельных постройках. Кендзо Танге.
«Пространственный город и искусственная земля»
Ряд фантастических проектов метаболистов Танге дополнил проектом
«Токио – 1960». Его идея – преобразовать замкнутую, устремленную к
внутреннему ядру систему одного из крупнейших мегаполисов мира в линейную,
свободно растущую, перебросив «ось общественной жизни» от старого центра
через воды Токийского залива и решить таким путем проблемы дальнейшего
развития города. От функционалистского творческого метода здесь был сделан
шаг к структурному методу, основанному на логике систем
English     Русский Правила