Похожие презентации:
Этапы этнокультурной интеграции тюркоязычных этносов Центральной Азии в домонгольский период
1.
Лекция 2Этапы этнокультурной
интеграции тюркоязычных
этносов Центральной Азии в
домонгольский период
Осколков В.С.
КОУ
11 сентября 2023 года
из 67
1
2.
Вопросы лекции1. Государства тюркского периода
2. Экономика тюркских государств
3. Культурное наследие тюрков
из 67
2
3.
1. Государства тюркского периодаПервое упоминание этнонима «тюрк» в
китайских летописях в 542 г., где говорится о
тюрках как о потомках гуннов.
Разгром тюрками в 552 году аваров (жуаньжуаней) послужил основой для образования
раннефеодального государства Тюркского
каганата.
Основатель явялется Бумын-каган.
В годы правления его преемника Мукан-кагана
(553-572) каганат достиг политического
господства в Центральной Азии (включая
территорию Казахстана).
из 67
3
4.
Флаг тюркского каганатаиз 67
4
5.
Тюркский каганатиз 67
5
6.
из 676
7.
1. Государства тюркского периодаВ своём движении дальше на запад тюрки
столкнулись с племенами эфталитов.
Эфталиты (хиониты), кочевые племена,
вторгшиеся на территорию Индии из
Центральной Азии в 5 в.
Отличаясь языком и внешностью от остальных
гуннов, они за белый цвет кожи получили
название «белых гуннов».
В китайских источниках эфталиты впервые
упоминаются как жители Джунгарии
из 67
7
8.
1. Государства тюркского периодаПерсы платитли дань эфталитам
Царь эфталитов сам спровоцировал войну, приказав
убить тюркских послов, направлявшихся через его
территорию в Иран в 560 году.
Для успешной борьбы с эфталитами Персия и тюрки
создали союз.
Царь Персии Хосров I женился на дочери тюркского
кагана Истеми.
Кроме того Персия в 562 г. заключила мир с
Византией – это развязало ей руки в борьбе с
эфталитами.
из 67
8
9.
из 679
10.
из 6710
11.
1. Государства тюркского периодаВ 563 г. персы нанесли поражение эфталитам
В 565 тюрки нанесли эфталитам окончательное
поражение.
Но в последствии тюрки стали вести борьбу за
господство на Великом Шёлковом пути и с
персами.
Для поиска союзников ими в 568 году было
направлено посольство в Константинополь.
из 67
11
12.
1. Государства тюркского периодаБыл заключён торговый и военный договора с
Византией против Персии.
В результате совместных действий Персия была
разгромлена и обязалась выплачивать дань
тюркам и не препятствовать их международной
торговле.
Но вскоре в среде тюрков началась
междоусобная борьба. Это привело к
ослаблению каганата.
В 603 г. он распался на Восточный и Западный
каганаты.
из 67
12
13.
Западно-тюркский каганатиз 67
13
14.
1. Государства тюркского периодаЯдром Западно-Тюркского каганата служил союз
«десять племен». В основном он занимал земли
древних усуней.
Племена разделялись на две части − к востоку от
реки Чу проживали 5 племен «дулу», к западу 5
племен «нушиби».
Столицей являлся город Суяб, летней резиденцией
был Минг-Булак.
Верховный правитель каган (он же владетель
подвластных земель и военачальник).
Высшие титулы ябгу, шад и эльтебер (из каганского
рода).
Судебные функции исполняли буюруки и тарханы.
Сбор податей исполняли тудуны.
Основное население свободные общинникискотоводы (карабудун).
из 67
14
15.
1. Государства тюркского периодаВершина могущества каганата во время
правления Джегуй-хана (610-618) и его брата
Тон-джабгу-хана (618-630).
Походы тюрков в Тохаристан и Афганистан.
Расширение границ до северо-запада Индии.
Непрерывные междоусобицы привели к 16летней межплеменной войне (640-657), что
вызвало ослабление каганата.
Этим воспользовалась китайская Танская
империя и предприняла вторжение в Семиречье.
В начале VIII в. началось возвышение племени
тюргешей, которые и положили начало новой
династии.
из 67
15
16.
Тюргешский каганат (700-756 гг.)Тюргеши пришли к власти в Семиречье в 704
году.
Родоначальник Уч-элик-каган (699-706).
Территория: от Шаша (Ташкент) до Турфана и
Бешбалыка.
Главная ставка находилась в городе Суяб,
другая ставка – город Кунгут (р. Или).
Страна была разделена на 30 уделов (по 7 тыс.
воинов в каждом).
С 705 года арабы начали захват междуречья
Амударьи и Сырдарьи, которое они называли
Мавераннахром (буквально, «то, что за рекой»).
из 67
16
17.
из 6717
18.
1. Государства тюркского периодаТюргеши совместно с согдийцам нанесли
поражение арабским войскам. Но в 709 году
состоялся арабский поход в район Бухары,
захват ее арабами.
При правлении сына Уч-элика Сакал-кагана (706711) в стране происходило отсутствие единства,
политическая дестабилизация в каганате.
При Сулук-кагане (715-738) каганат несколько
окреп. Ставка перенесена в город Тараз.
из 67
18
19.
1. Государства тюркского периодаПродолжается борьба с арабами и
китайцами.
За решительность Сулук-каган получил у
арабов прозвище «Бодливый».
В 751 году между арабами и китайцами
произошла битва у города Атлаха (близ
Тараза) на берегу реки Талас, которая
продолжалась 5 дней.
Исход битвы решили карлуки, которые в
решающий момент перешли на сторону
арабов.
из 67
19
20.
Карлукское государство (756-940 гг.)В результате Тюргешское государство пало в 756
г. под натиском усилившихся карлуков.
Карлуки кочевые племена, их прежняя
территория: между Алтаем и озером Балхаш.
В середине VII века в их составе были 3 крупных
племени: булак, чигиль и ташлык.
Вожди носили титул «эльтебер».
742 г. объединенные силы карлуков, уйгуров и
басмылов были обращены против восточных
тюрков. На их территории возникло новое
государство Уйгурский каганат (744-840).
В 746 году началась борьба между карлуками и
Уйгурским каганатом.
из 67
20
21.
из 6721
22.
1. Государства тюркского периодаСтолица город Суяб. Постепенно происходит
расширение границ и распространение влияния
на Фергану.
Вождь карлуков «джабгу», а после разгрома
Уйгурского каганата енисейскими киргизами (840
год) он стал носить титул «каган».
В VIII-X вв. территория Карлукского государства
значительно расширилась арабский географ
Ибн Хаукаль (X в.) рассказывал об этой стране:
«Требовалось 30 дней пути, чтобы пройти земли
карлуков с запада на восток».
из 67
22
23.
Государство Караханидов (942 – 1212 гг.)В X веке в Карлукском каганате начались
междоусобицы.
Этим воспользовались племена Кашгарии
(из карлукского же объединения).
В 940 году ими был взят город Баласагун.
Государство карлуков пало.
из 67
23
24.
Государство Караханидов (942 – 1212 гг.)Родоначальником династии Караханидов был
Сатук Богра-хан (915-955).
Ислам в 960 году был объявлен официальной
религией государства Караханидов.
Территория была разделена на многочисленные
уделы.
В 1030-е годы происходит фактический распад
государства на две части: западную и восточную.
из 67
24
25.
Государство Караханидов (942 – 1212 гг.)Западное государство включало
Мавераннахр. Столицей его был
Самарканд.
Постоянные усобицы привели к тому, что
в сельджукский султан Малик-шах в 1089
году захватил Самарканд.
Усилившееся государство Хорезм
(Хорезмшахов) нанесло поражение
каркитаям, а в 1212 году хорезмшах
Мухаммед казнил в Самарканде
последнего правителя карханидов.
из 67
25
26.
из 6726
27.
Государство Караханидов (942 – 1212 гг.)Восточное государство граничило по реке
Сырдарье.
В его состав входили Тараз, Испиджаб,
Фергана, Семиречье и Кашгар.
Столицей его был Баласагун.
из 67
27
28.
Государство Караханидов (942 – 1212 гг.)В X веке монголоязычные племена каракитаев
(киданей) в Маньчжурии основали государство
Ляо, но вскоре были разбиты китайцами и в
первой половине XII века они были вынуждены
перекочевать.
Каракитаи захватили власть в Семиречье,
Восточном Туркестане Южном Казахстане и
Хорезме.
Все эти районы вошли в состав государства
карахытаев (1125-1213). Основателем
государства является Елюй Даши
из 67
28
29.
Огузское государство (IX – середина XI вв.)В середине VIII века в результате борьбы
с карлуками за тюргешское наследство
огузы покинули Семиречье и ушли в
предгорья Каратау (Южный Казахстан).
Первоначально было 24 племени, которые
делились на две равные части: «бузуков»
и «учуков».
из 67
29
30.
Огузское государство (IX – середина XI вв.)Столица Огузского государства Янгикент (в
низовьях р. Сырдарьи, на стыке караванных
путей). Верховный глава носил титул «джабгу».
В 965 году в союзе с Киевской Русью огузы
разгромили Хазарский каганат, а через 20 лет
нанесли крупное поражение Волжской Булгарии.
О значительном влиянии Огузов говорит хотя бы
то, что степная территория называлась арабами
«Мафазат аль-Гуз» - земля Огузов
из 67
30
31.
из 6731
32.
Огузское государство (IX – середина XI вв.)Последний правитель огузов Шахмалик.
Государство несколько усилилось и в 1041
году покорило Хорезм.
Здесь они столкнулись с сельджуками.
Шахмалик погиб.
Начавшиеся междоусобицы, тяжелая
налоговая подать и внешние войны
расшатали государство, которое пало под
ударами степных кыпчаков.
из 67
32
33.
Кимакский каганат (IX – начало XI вв.)Территория каганата в 766-840 гг.: Западный
Алтай, Тарбагатай и Алакольская котловина до
Весточного Туркестана.
Столица город Имакия на реке Иртыш.
Глава племен носил титул «ябгу».
В начале XI века происходит усиление
кыпчакских племен. Начавшиеся междоусобицы
привели к падению Кимакского каганата. Власть
кимаков перешла в руки кыпчакских ханов.
из 67
33
34.
Кыпчакское ханство (начало XI в. 1219)После падения Кимакского ханства
началась гегемония кыпчаков. Они
окончательно вытесненили огузов из
бассейна Сырдарьи и прикаспийских
степей.
Теперь степные просторы назывались
«Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков).
из 67
34
35.
из 6735
36.
Кыпчакское ханство (начало XI в. 1219)Караханиды предпринимали военные походы в
восточные пределы Кыпчакского ханства.
На юге кыпчаки вели ожесточенную борьбу с
Хорезмом за города в районе Сырдарьи.
В 1133 году кыпчаки потерпели поражение от
государства Хорезм, а в 1195 году хорезмийский
правитель Мухаммед II захватил Сыгнак.
Кыпчакское ханство просуществовало до
завоевания его монгольскими правителями в
начале XIII века.
из 67
36
37.
2. Экономика тюркских государствТипы скотоводства – кочевой,
полукочевой, оседлый.
Каган верховный собственник и
распорядитель всех земель государства.
На завоеванных территориях наместники
кагана тудуны − контролировали сбор
податей
Важное место в хозяйстве занимало
коневодство. Овцы в связи с тебеневкой.
из 67
37
38.
2. Экономика тюркских государствиз 67
38
39.
2. Экономика тюркских государствСтруктура городов была типична для восточных
средневековых укрепленных центров – цитадель
(хисар), шахристан (медина), рабад.
Великий Шелковый путь (функционировал
регулярно со II в. до н.э. до XV в. н.э.). Общая
протяжённость – около 7 тыс. км.
Важный торговый центр Тараз («город купцов»)
в Тюргешском каганате. Крупный торговый город
Чуйской долины Суяб («в нем смешанно живут
торговцы из разных стран, а половину жителей
составляют купцы»).
из 67
39
40.
из 6740
41.
из 6741
42.
2. Культурное наследие тюрковВ X- начале XIII вв. в связи с распространением
ислама начинают возводиться мечети, строятся
мавзолеи.
Скромное убранство.
В окрестностях города Тараз памятники
культового характера. Наиболее ранним
является мавзолей Бабаджа-хатун (X-XI вв.) из
жженого кирпича, шатровый купол.
Также выдающийся памятник зодчества
мавзолей Айша-Биби (XI-XII вв.)
Сохранился памятник также Караханидского
зодчества мавзолей Кара-хана (Тараз).
из 67
42
43.
3. Культурное наследие тюрковиз 67
43
44.
3. Культурное наследие тюрковМонументальная каменная скульптура
(традиции саков и сарматов). Контурный
резной рисунок на плоскости камня. Реже
объемные скульптуры. Называют их
«каменные бабы» или «балбалы»: чаще
изображен мужчина с усами и бородой,
встречаются и женские фигурки.
из 67
44
45.
3. Культурное наследие тюрковиз 67
45
46.
3. Культурное наследие тюрковНаиболее древние памятники
древнетюркской письменности стелы
(каменные плиты), найденные в севере
Монголии на реке Орхон. Сохранились
крупнейшие из известных рунических
текстов памятники в честь Бильгекагана и Кюль-тегина.
Начиная с IX в. распространение получает
арабский алфавит и письменность.
из 67
46
47.
3. Культурное наследие тюрковиз 67
47
48.
из 6748
49.
3. Культурное наследие тюрковОдин из широко
распространенных мифов
сказание о Коркуте −
музыканте, композиторе,
легендарном создателе
кобыза, вступившем в
борьбу со смертью.
В народном предании
Коркут престает как
мудрый наставник хана,
народа.
из 67
49
50.
3. Культурное наследие тюрковВалихановскопотанинское толкование
слова "коркут"
производно от слова
"корк" - бояться,
устрашать, увещевать.
"Назову его мертвым - он
не мертв, назову его
живым - он не жив. Отец,
Святой Коркут".
" Как бы густо не выпал
снег, до весны ему не
из 67
остаться".
50
51.
3. Культурное наследие тюрков«Черным домам, куда не приходит гость, лучше
обрушиться; горьким травам, которые не есть конь, лучше
бы не вырасти; горьким водам, которые не пьет человек,
лучше бы не течь; грубому сыну, от которого нет славы
имени отца, лучше бы не выходить из спинного хребта
отца, не входить в чрев матери, не рождаться на свет».
«Сколько бы человек не хотел, больше своей доли ему не
съесть».
«Где те, которые хвастались: «мир - мой!»
из 67
51
52.
3. Культурное наследие тюрковАбу Наср альФараби (870-950). На
арабском языке писал
выдающийся ученый
Востока Абу Наср
аль-Фараби.
«Трактат о взглядах
жителей
добродетельного
города» (социальноутопическая
концепция),
из 67
52
53.
3. Культурное наследие тюрковЮсуф Баласагунский
(Баласагуни) (XI в.) Им
написано одно из
важнейших исторических
и литературных
произведений поэма
«Кудатгу билиг» («Знание,
приносящее счастье» или
«Благодатное знание»)
из 67
53
54.
3. Культурное наследие тюрков«Все думы у черни – про сытый живот,
Живёт лишь утробою тёмный народ.
И сколько людей погубил жадный рот:
Под черной землёй пламя ада их жжёт!»
При сытости чернь невоздержна на слово,
А слову дашь волю – оно бестолково.
Но нужно, о брат мой, общаться и с ней, Корми и пои, с чернью ладить умей.
Будь мягок на слово, отдай, что попросят, Даренье - дарующим пользу приносит.
Язык свой смири, речь рассчитывай точно,
из 67
И помни: обильное слово не сочно!
54
55.
3. Культурное наследие тюрковЕщё род людей есть – кто знаньем богат,
Их знанья звездой путеводной горят.
Любезен, учтив будь с такими людьми,
Хоть малое знанье от них перейми.
Где зло, где добро – различают они,
Известен их праведный путь искони.
Спеши мудрость знанья от них перенять,
Дары подноси им, слов лишних не трать.
из 67
55
56.
3. Культурное наследие тюрков«И про земледельцев скажу я теперь, Они очень нужные люди, поверь.
Общайся, дружи с ними – вот мой совет,
И будешь ты сытым, не ведая бед.
Отраду от них видит весь сущий люд:
Они и питьё и питанье дают.
Всем дышащим сытость приносит еда,
И есть у живого в кормящем нужда.
из 67
56
57.
3. Культурное наследие тюрковХоджа Ахмед Яссави (XII
в.) выдающийся
мыслитель и поэт. Жил в
г. Яссы (Туркестан). Был
проводником
мусульманской религии в
Казахстане. Яссави
принадлежит сборник
«Диван-и Хикмет» («Книга
о премудрости») на
тюркском языке.
из 67
57
58.
3. Культурное наследие тюрковЭй, друзья прослушайте внимательно, что скажу я вам,
Почему яушел в подземелье в шетьдесят три года.
В М” ирадже Хак Мустафа увидел мой рух (дух)
По этой причине в шестьдесят три года я ушел в подземелье.
Всевышний обратил на меня свой чудесный взор.
Стало светло в душе, ушел в подземелье.
Несчастный раб Твой покинул этот мир.
Так, усердным, я спустился в подземелье.
из 67
58
59.
3. Культурное наследие тюрковАллах нас создал для терпеливости, сдержанности.
Может, это хорошо: есть, пить и наслаждаться всем.
Но чтобы найти Истину, надо страдать душой и телом
Так, неправедным, я спустился в подземелье.
С великой благодарностью к Аллаху.
Сосредоточив свое внимание, вошел Ходжа Ахмед в
подземелье.
До шестидесяти лет он был достопочтенным правоверным.
Сосредоточив свое внимание, вошел Ходжа Ахмед в
подземелье, приняв веру.
из 67
59
60.
3. Культурное наследие тюрковМахмуд Кашгарский
(Кашгари) (XI в.) –
родом из Барсхана
(города на берегу
Иссык-Куля). В 1074 г.
после многолетних
путешествий составил
«Диван лугат ат-тюрк»
(Словарь тюркских
наречий»).
из 67
60
61.
3. Культурное наследие тюрковНаряду с собственными верованиями среди
населения в IX-XI вв. получили распространение
зороастризм, буддизм, манихейство,
христианство.
В VIII-X вв. христиане обратили в христианство
джабгу карлуков, была образована карлукская
митрополия, в Таразе и Мерке действовали
церкви.
Конец IX-X вв. начало исламизации населения
Казахстана. XI-XII вв. – ислам проник в широкие
слои оседлого и кочевого населения.
из 67
61
62.
3. Культурное наследие тюрковВ период раннего
средневековья
тюркоязычные жители
являлись язычниками.
Поклонялись Небу
(Тенгри) и Земле-Воде
(Йер-Су). Следующим по
значению было женское
божество Умай
(покровительница очага и
детей).
из 67
62
63.
Спасибо за вниманиеиз 67
63