12.71M
Категория: ИсторияИстория

Мир в древности. Народы и политические образования на территории современной России в древности

1.

Московский государственный университет спорта и туризма
кандидат исторических наук, доцент
ЯНГЕЗ Дмитрий Иванович
«МИР В ДРЕВНОСТИ. НАРОДЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА
ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ В ДРЕВНОСТИ»
Москва, 2023
1

2.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
ВОПРОС 1. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ РОЛЬ В
ИСТОРИИ
ВОПРОС 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ
ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ,
ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ
И
ДРЕВНЕРИМСКОЙ
ВОПРОС 3. СТРАНЫ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, СИБИРИ
И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ВОПРОС 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ

3.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
А. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Касьянов, В. В. История России: учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 255 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/455907
Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Зуев, М. Н. История России: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /
М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. —
545 с. — (Бакалавр. Прикладной курс). — ISBN 978-5-534-02724-2. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431092
2. Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах и тестах: учебное
пособие для вузов / В. С. Прядеин ; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва:
Издательство Юрайт, 2020. — 198 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05439-2. —
Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454835
3. История России : учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина ;
МГУ им. М.В. Ломоносова .— 4-е изд., перераб. и доп. .— Москва : Проспект, 2020 .— 528 с. –
Текст : непосредственный. – То же. –
2015. - ЭБС Проспект. – URL:
http://ebs.prospekt.org/book/22069
4. Мунчаев, Ш. М. История России : учебник / Ш. М. Мунчаев. — 7-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 512 с. - ЭБС ZNANIUM.com. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1069037

4.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»:
1. Российское историческое общество (РИО) https://historyrussia.org/
2. Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
https://www.shpl.ru/
3. Российская государственная библиотека: http://rsl.ru/
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
1.http://documentalfilms.ucoz.ru/load/on_i_ona/uspeshnye_ljudi/russkie_cari_14_fil
mov/42-1-0-2824Документальные фильмы «Русские цари» (12 фильмов)
2. https://yandex.ru/video/preview/ Документальные фильмы Романовы Царское
дело (5 серий) 2014 г.
3.http://voenhronika.ru/publ/grazhdanskaja_vojna_v_rossii/romanovy_carskoe_delo
_rossija_2013_god/7-1-0-2671 Документальный фильм. Романовы. Царское дело
(Россия) 2013
4. http://www.youtube.com/playlist?list=PL123471F1918892A2 Документальные
фильмы. История России XX век.
5.
http://voinadoc.net/hronika_vojny/newsreel_page1.html
Документальные
фильмы. Вторая мировая война.
6. http://skuky.net/98606 Документальный фильм «Президент» История России
XXI в.
7. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/

5.

ВОПРОС 1. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ РОЛЬ В
ИСТОРИИ
5

6.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИИ
АРХЕОЛОГИЯ изучает историю человечества путем исследования
омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в
прошлом, своего рода «немых свидетелей истории»
Археология последовательно занята поисками археологических
памятников, их раскопками и извлечением из полученных источников
информации с помощью лабораторных методов исследований.
Конечный результат исследования в археологии — это реконструкция в
той или иной мере исторических процессов, объектов и фактов
В археологии различают предмет и объект исследования.
Под предметом обычно понимают само древнее общество во всей его
совокупности
аспектов:
материального,
духовного,
бытового,
этногенетического, социального.
Объекты же исследования — это прежде всего вещественные
источники, являющиеся основой для исторических реконструкций.
Иначе говоря, археология — это наука, изучающая историческое
прошлое человечества в основном по археологизированным памятникам
прошлого и вещественным источникам

7.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИИ
Соотношения археологических и письменных источников в
реконструкции исторического процесса
Начало археологического периода истории определяется появлением
первых артефактов деятельности человека примерно около 3 млн лет назад.
При этом общая тенденция ясна: чем глубже в историю проникает наш
интерес, тем весомее, а в большинстве случаев просто ничем не заменима,
роль археологии, так как других источников, кроме археологических,
просто нет.
И с появлением ранних письменных источников археологические
материалы дают представление о древних и средневековых обществах

8.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ АРХЕОЛОГИИ
Археология
фиксирует
крупные
исторические
общечеловеческого масштаба, например заселение в палеолите
события
Археологические раскопки раскрыли принципиальное значение для
человечества той колоссальной по своим последствиям революции в
хозяйстве, которая на рубеже мезолита и неолита привела к зарождению
земледелия и скотоводства
Археологические материалы имеют большое значение для изучения
ранних стадий развития производящего хозяйства на Переднем Востоке, в
Средней Азии и Закавказье.
Они дают представление о зонах первоначального земледелия и
скотоводства,
позволяют
проследить
процессы
урбанизации,
возникновения городской культуры и цивилизации
Значительные территории, в том числе и в России, например Сибирь,
принадлежат к зонам бесписьменной или позднеписьменной истории.
Археологические, этнографические, лингвистические и прочие
материалы являются для таких регионов основными в изучении и
реконструкции далекого прошлого

9.

СОВРЕМЕННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИСТОРИИ
СПЕЦИФИКА
АРХЕОЛОГИИ
РОССИИ
В русской и особенно советской археологии давно стало традицией
выделение комплекса археологических материалов и признаков,
характеризующих
определенную
археологическую
культуру
от
древнекаменного века до средневековья
В ходе накопления материалов катастрофически возрастает и
количество археологических культур.
При этом надо учитывать, что понятие «археологическая культура»
неодинаково для различных эпох.
Для древнекаменного века археологическая культура — это
определенный способ обработки каменных орудий труда, а для эпохи
бронзы или раннего железа — это целый комплекс признаков,
включающий особенности поселений, погребальных сооружений, обряда
погребения и инвентаря.
Для средневековья археологическая культура может быть связана даже
с определенным этносом
9

10.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ И ИХ
ТИПОЛОГИЯ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ — это остатки деятельности
людей в ту или иную археологическую эпоху.
Будучи органично связанными с природной средой, с ландшафтом
археологические памятники являются недвижимыми.
И если часть их, например древние изваяния, почти все перенесены в
музеи, первоначальное их место было на природе
Все археологические памятники в прошлом были связаны в той или
иной мере с деятельностью людей прошлого, будь то места поселений,
погребений, места добычи камня, руды, оросительные сооружения и др.
После того как по разным причинам они перестали быть объектами
человеческой деятельности, они подвергались археологизации, т. е. стали
омертвленными, изменили со временем свой вид, покрылись дерном и
растительностью.
Это и есть процесс образования археологических памятников —
АРХЕОЛОГИЗАЦИЯ

11.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ И ИХ
ТИПОЛОГИЯ
Типы
археологических
памятников
Характеристика
ПОСЕЛЕНИЯ
Общее название целой группы археологических
памятников, связанных с жизнью людей в прошлом.
В зависимости от эпохи и характера деятельности
людей они различны: среди них выделяются
собственно поселения, расположенные, как правило, на
приречных террасах, берегах озер или древних
водоемов, которых сейчас нет.
По условиям расположения:
открытые, не имеющие никаких специально
сделанных укреплений;
использующие только естественные особенности
ландшафта (удобная береговая терраса, возвышение,
овраги, ручьи, естественно закрытые пещеры в
горной местности)

12.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологические
памятники
Характеристика
ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧАЮТСЯ:
по длительности пребывания людей в одном месте;
недолговременные поселения обычно называются
СТОЯНКАМИ.
Древние поселения, окруженные валами, рвами,
содержащие остатки укреплений,— это ГОРОДИЩА.
Они появились в эпоху бронзы и характерны для
последующих эпох
Особый
вид
археологических
памятников.
Известны
превратившиеся
в
археологические
памятники
города
Древнего
Египта;
города
средневековья — Старая Рязань, Любич, Старая Ладога
и др.
Сюда
же
относятся
представляющие
археологическую ценность ныне существующие города
и укрепленные части городов — цитадели, крепости и
пространство внутри них
ДРЕВНИЕ
ГОРОДА

13.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологические
памятники
Характеристика
Наиболее многочисленная группа археологических
ПОГРЕБЕНИЯ И
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ памятников.
СООРУЖЕНИЯ
Они представлены грунтовыми могильниками,
курганами и гробницами.
КУРГАНЫ. Для территории России самое массовое
погребальное сооружение.
Они хронологичны, так как курганные сооружения
над
погребениями
появляются
в
начале
палеометаллической эпохи, с распространением в
Евразии производящих форм хозяйства.
Они создавались людьми с учетом особенностей
местности, как часть ее.
ГРУНТОВЫЕ МОГИЛЬНИКИ. Погребальные
памятники, которые никак не проявлены на
поверхности

14.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологические
памятники
Характеристика
ГРОБНИЦЫ - вид погребальных сооружений в
ПОГРЕБЕНИЯ И
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ основном раннегосударственных обществ.
СООРУЖЕНИЯ
Сюда
относятся
египетские
пирамиды,
погребальные сооружения Мезоамерики, гробницы
китайских императоров династии Цинь, Хань и Мин,
величественные сооружения правителей Бахая на
Дальнем Востоке, античные гробницы и склепы
этрусков, средневековые мусульманские мавзолеи.
Особенности этих сооружений: при их возведении
использовался камень - долговечный строительный
материал; погребение совершено в помещении внутри
сооружения и к нему ведет коридор-дромос

15.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологические
памятники
Характеристика
ТРУПОПОЛОЖЕНИЕ. В археологии исследователи
ПОГРЕБЕНИЯ И
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ обычно встречают не труп, а скелет некогда
СООРУЖЕНИЯ погребенного человека и предметы, которые были с ним
положены в соответствии с представлениями о
«загробной жизни» и обычаями погребального культа.
Однако надо отметить, что встречаются и трупы
погребенных, но только в определенных условиях.
ТРУПОСОЖЖЕНИЕ - широко распространенный в
археологии обряд, имеющий специфические черты:
сожжение трупа внутри могильной ямы; захоронение
останков сожжения, горсти углей и пепла внутри
могильной ямы; погребение останков сожжения в
погребальных урнах, горшках и оссуариях.
КЕНОТАФЫ - своеобразные «погребения» без
останков умершего, т. е. пустая могила

16.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологические
памятники
Характеристика
МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ
СООРУЖЕНИЯ
Это дольмены-ящики из крупных каменных
блоков, сверху покрытые каменной плитой; менгиры большие каменные стелы и кромлехи - круглые
сооружения из больших камней.
Назначение их различно.
Дольмены
своеобразные
погребальные
сооружения, менгиры являлись частью погребальных
конструкций, а кромлехи, вероятно, были связаны с
космическими
наблюдениями,
как,
например,
знаменитое сооружение Стонхем в Англии.
Эта
группа
археологических
памятников
относится в основном к концу каменного века и
палеометаллической эпохе

17.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологические
памятники
Характеристика
Представлены
так
называемой
пещерной
живописью (полихромные изображения), которая
относится к древнекаменному веку (палеолиту), и
наскальным искусствам открытого типа более
позднего периода (в некоторых местах они
«доживают» до современности). Этот вид памятников
известен на всех континентах.
Это
археологические
остатки
объектов
ПАМЯТНИКИ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ремесленного
производства
керамического,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ бронзолитейного, кузнечного, кожевенного и др.
Такие памятники встречаются в горах, в карстовых
ПЕЩЕРНЫЕ
ПАМЯТНИКИ отложениях. В пещерах встречаются и погребения.
Например, одно из самых ранних погребений человека
среднего палеолита - неандертальца - было
обнаружено в пещере Тешик-Таш
ПАМЯТНИКИ
НАСКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА

18.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологические
памятники
Характеристика
Это цитадели и кремлевские комплексы
АРХИТЕКТУРНОАРХЕОЛОГИЧЕСК средневековья
в древних городах; замковые
ИЕ ПАМЯТНИКИ постройки, архитектурно-религиозные комплексы,
городские укрепления
Это
археологические
остатки
объектов
ПАМЯТНИКИ
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ремесленного
производства
керамического,
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ бронзолитейного, кузнечного, кожевенного и др.
КАМЕННЫЕ
ИЗВАЯНИЯ
Принадлежат разным археологическим эпохам,
известны от энеолита и до средневековья.
Они различны по изображению, назначению,
функциям. В одних случаях каменные изваяния
связаны с погребальными комплексами и являлись их
частью, хотя и несли самостоятельную смысловую
Функцию, в других — это полностью самостоятельные
монументально-изобразительные памятники

19.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
Археологическ
ие памятники
Характеристика
КЛАДЫ
Археологическими
кладами
называют
собрания
предметов, которые, строго говоря, не являются кладами.
Например, амударьинский клад - собрание археологических
предметов из разных мест Средней Азии, скупленных в XIX в.
на рынках Пакистана.
Клады как археологические памятники имеют следующие
особенности: они занимают, как правило, небольшую
территорию, никак не обозначены и содержат предметы обычно
одного периода или археологической культуры, но всегда более
ранние по происхождению, чем время, когда они стали кладом
ЭПИГРАФИЧЕС
КИЕ
ПАМЯТНИКИ
Сохранившиеся каменные стелы с надписями разных эпох,
имеющие историческую ценность
ПАМЯТНИКИ
ПОДВОДНОЙ
АРХЕОЛОГИИ
Это остатки прибрежных поселений прошлого,
могильники и наскальные изображения, которые
находятся под водой, затонувшие корабли разных
археологических эпох

20.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ
ПАМЯТНИКОВ
ЗЕМЛЯНОЙ КУРГАН
ДОЛЬМЕН (СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ)
ВИД НА ГОРОДИЩЕ ГОРОДЕЦ С
ОСТАТКАМИ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО
ВАЛА
КУРГАНЫ С КАМЕННЫМИ ОГРАДКАМИ
И СТОЛБАМИ ПО УГЛАМ
(ЮЖНАЯ СИБИРЬ)

21.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ
ПАМЯТНИКОВ
КАМЕННОЕ ИЗВАЯНИЕ
ПОГРЕБЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ КОЛЬЦЕВЫМИ
ОГРАДКАМИ
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

22.

СХЕМА ПРОЦЕССА АРХЕОЛОГИЗАЦИИ И
ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СЛОЕВ
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ И ДВА АРХЕОЛОГИЗИРОВАННЫХ КУЛЬТУРНЫХ СЛОЯ
АРХЕОЛОГИЗИРОВАННЫЙ СЛОЙ ДРЕВНЕЙ ЖИЗНИ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ ЭТАП
ДРЕВНИЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

23.

ОБРАЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ СЛОЕВ
Культурных
слоев
может
быть
несколько
и
изучение
последовательности их залегания весьма актуально.
Они могут быть разделены так называемыми стерильными
прослойками, не содержащими археологических остатков.
В таком случае мы имеем дело с прерывностью жизни на этом месте.
Но культурные слои могут залегать сплошной полосой, без
разделяющих прослоек.
В этом случае требуются опыт и знания археолога-исследователя
отделить по признакам один слой от другого, отличающиеся по времени.
Не менее важно и горизонтальное изучение культурного слоя,
определение границ его распространения, изменения толщины,
неровности

24.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Археологический памятник становится АРХЕОЛОГИЧЕСКИМ
ИСТОЧНИКОМ только в результате раскопок, полевых археологических
исследований или других исследовательских процедур.
Полученный таким образом комплекс материалов представлен
чертежами, фото- и видеоматериалами, дневниковыми записками,
коллекциями полученных предметов и взятыми на анализ образцами
Характеристика
Археологические
источники
ПРЕДМЕТНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
(АРТЕФАКТЫ)
В каждом отдельном случае набор артефактов будет
различен в зависимости от характера памятника и того,
к какой эпохе он относится. Тем не менее
археологические источники представлены несколькими
группами предметов.
Орудия труда. Эта группа предметов включает
первые примитивные сделанные из окатанных камнейгалек орудия труда, более совершенные ручные рубила,
остроконечники, резцы и т.д.

25.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Археологические
источники
Характеристика
ПРЕДМЕТНЫЕ
ИСТОЧНИКИ
(АРТЕФАКТЫ)
Предметы быта - вещи из долговечных материалов:
камня, бронзы, железа, кости, т. е. не разрушенными
временем.
Вооружение. Все артефакты этой группы состоят из
предметов наступательного, поражающего действия и
защитных приспособлений.
Украшения. Эту группу источников составляют, как
правило, личные предметы: кольца, браслеты, шейные
гривны, ножные украшения, различные нашивки,
многочисленные
бусы,
подвески,
пронизки,
художественно-символические предметы.
Они сделаны из кости, камня, раковин каури,
отлиты из металла

26.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Периодизация и хронология - инструмент любого исторического
процесса, объединяющего исторические факты, события по большим
периодам, которые отличаются друг от друга уровнем развития
производства, культуры, социальных отношений и хозяйственной
спецификой
В археологии, исходя из специфики источников и методов изучения
исторического прошлого, разработана и применяется своя, археологическая
периодизация.
Основы
современной
археологической
периодизации
были
разработаны в конце XIX - начале XX в. Она имеет свою историю,
связанную с развитием науки и является ее результатом
Периодизация каменного века

27.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Периодизация и хронология - инструмент любого исторического
процесса, объединяющего исторические факты, события по большим
периодам, которые отличаются друг от друга уровнем развития
производства, культуры, социальных отношений и хозяйственной
спецификой
В археологии, исходя из специфики источников и методов изучения
исторического прошлого, разработана и применяется своя, археологическая
периодизация.
Основы
современной
археологической
периодизации
были
разработаны в конце XIX - начале XX в. Она имеет свою историю,
связанную с развитием науки и является ее результатом
Периодизация каменного века

28.

СОВРЕМЕННАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ

29.

ВОПРОС 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ, ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ И
ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
29

30.

ТИПОЛОГИЯ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Все древние общества, обычно, рассматриваются в рамках единой
рабовладельческой формации, основным и определяющим признаком которой
является господство рабовладельческих отношений
Более разумным было бы строить типологию древних обществ не только
на основе экономических отношений, а на комплексе явлений общественной
жизни: на сходстве и различии политических, социальных, экономических и
культурных характеристик отдельных цивилизаций.
То есть следует говорить не о рабовладельческих государствах единой
общественной формации, а о древних цивилизациях, имеющих
специфические черты, которые отличают их друг от друга и от более поздних
цивилизаций
Прежде всего, как нам кажется, в истории древнего мира следует
выделять и различать две большие цивилизации, которые мы условно назовем
СУПЕРЦИВИЛИЗАЦИЯМИ, так как каждая из них включает в себя
несколько локальных цивилизаций

31.

АНТИЧНАЯ (ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ) И
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ СУПЕРЦИВИЛИЗАЦИИ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ
ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ
а) товарно-денежное хозяйство с
а) полунатуральное хозяйство и
наличием чеканных металлических отсутствие чеканных монет.
монет и зачатками банковского дела
Первые чеканные монеты на
Востоке были выпущены Дарием I
под влиянием греков Малой Азии,
попавших под власть персов
б)
господство
частной
б) господство государственной
собственности и вместе с тем (или
царской)
и
общинной
скромное значение государственной и собственности при неразвитости или
общинной собственности
полном
отсутствии
частной
собственности
в) отсутствие регулярных налогов
в) наличие регулярных налогов и
с граждан
трудовых повинностей для рядового
населения

32.

АНТИЧНАЯ (ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ) И
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ СУПЕРЦИВИЛИЗАЦИИ
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ
а)
основной
социальный
а) достаточно четкие социальные
водораздел лежит между гражданским границы между знатью и рядовым
коллективом в целом (включая фетов населением
и
между
в Греции и пролетариев в Риме) и имущественными слоями
массой неграждан
б)
тенденция
социальной
б) отсутствие в официальной
политики
государства
к политике даже идеи социальноимущественному
нивелированию экономической нивелировки граждан
граждан
в) очень рано законодательно
в)
наличие
законодательно
было запрещено долговое рабство: подтвержденного долгового рабства,
рабами могли и должны быть только то есть права на порабощение
варвары (негреки и неримляне)
местного населения

33.

АНТИЧНАЯ (ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ) И
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ СУПЕРЦИВИЛИЗАЦИИ
3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ
а) подавляющее большинство
государств имеет республиканское
устройство, где высшим органом
власти является собрание всех
граждан
а)
доминирование
так
называемых деспотий с практически
неограниченной
властью
наследственных
и
нередко
обожествляемых монархов
б) должностные лица выбираются
б) назначение должностных лиц и
всеми гражданами путем открытого их смещение зависят от воли
или тайного голосования
правителя
в) достаточно четкое разделение
в)
отсутствие
разделения
государственной власти на отдельные государственной власти на отдельные
ветви:
законодательную, ветви: власть сосредоточены в руках
исполнительную и судебную
монарха
г)
отсутствие
постоянной
профессиональной армии
г) наличие постоянной армии

34.

АНТИЧНАЯ (ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ) И
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ СУПЕРЦИВИЛИЗАЦИИ
4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ
а) Различие соотношения внешней и внутренней сторон в памятниках
культуры. Древневосточной культуре присуще преобладание внешнего блеска
над внутренним содержанием, тогда как античных мастеров интересует скорее
последнее
б) Авторское творчество. Литературные памятники древнего Востока
представляют собой либо запись фольклора, либо отражают взгляды
определенной социальной группы или же всего населения в целом. Для
античной литературы характерно отражения авторского «Я»
в) Различия в объекте культуры и техники исполнения. Основная масса
памятников искусства древнего Востока изображает правителей, чиновников и
их жизнь. Главным объектом античной культуры является не должность
человека и не его социальный статус, а он сам: его тело, эмоции, духовный
мир

35.

АНТИЧНАЯ (ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ) И
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ СУПЕРЦИВИЛИЗАЦИИ
4. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
ДРЕВНЕЕВРОПЕЙСКАЯ
ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ
г) Соотношение рационального и иррационального. Древневосточная
философия практически неотделима от религии и мифологии, составляя с
ними единый мировоззренческий комплекс. Античная философия
представляет собой самостоятельную отрасль знаний и включает множество
учений, в которых по сути нет места божественному началу
Почему же древневосточные общества, многие из которых достаточно
прочно изолированы друг от друга, не создали действительно уникальные
цивилизации, так же различающиеся между собой, как античная и
древневосточная в целом?
1. Особая роль, которую сыграли в становлении античного мира древние
греки. Именно они первыми на Западе вступили на путь цивилизованного
развития: создали эффективные для того времени социально-политические
системы, достигли значительных успехов в области экономики и культуры

36.

ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ И
ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ СУПЕРЦИВИЛИЗАЦИИ
2. Древнейшие цивилизации Востока возникли в долинах больших рек,
где нормальное занятие земледелием возможно только при создании
эффективной, но достаточно трудоемкой системы искусственного орошения.
Ирригационная система частично требует концентрации трудовых ресурсов. В
свою очередь концентрация людских сил нуждается в действенном
централизованном руководстве, что в конечном счете приводит к
возникновению единого, монопольно распоряжающегося властью правителя и
единого унитарного государства
3. Восточные государства после нескольких веков упадка и стагнации
вновь возобновили свое развитие по традиционному для них пути
4. Государства Греции, возникшие в отличие от восточных сравнительно
недавно, и социальная дифференциация которых делала только первые шаги,
были как бы отброшены назад к состоянию родоплеменного строя. Отдельные
общины после уничтожения центральной администрации дворцов цитаделей, связывавших их в единый политический и экономический
комплекс, стали совершенно автономными и в силу географических условий
Греции и депопуляции населения достаточно изолированными друг от друга

37.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
АНТИЧНОСТИ
сложились образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь;
заложены основы европейского менталитета;
в политике даны образцы государственного устройства, принципов
демократии, форм управления государством;
в праве созданы основы общего и частного права всех европейских
государств;
в науке сформирована теоретическая база многих областей знания, в том
числе философии, логики, филологии и др.;
в образовании введены принципы дидактики и воспитания
подрастающего поколения;
в искусстве созданы образцы для подражания, школа художественного
вкуса и эстетических принципов освоения мира;
в военном деле установлены правила организации войска, обучения
воинскому делу, основы стратегии и тактики;
в спорте создана основа многих его видов, заложены принципы
соревновательной деятельности и Олимпийских игр

38.

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД СВОЕГО
ВЫСШЕГО РАСЦВЕТА

39.

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Римская цивилизация считается эпохой наивысшего расцвета античной
культуры. Рим называли «вечным городом», а поговорка «Все пути ведут в
Рим» сохранилась до наших дней. Римская империя представляла собой самое
большое государство, охватившее все территории, примыкающие к
Средиземноморью. Слава и величие ее измерялись не только обширностью
территории, но и культурными ценностями входивших в нее стран и народов
Падение Западной Римской империи было одним из самых серьезных
превращений за всю историю человечества. За сто лет до этого Рим был
мощным государством с огромной армией. Спустя сто лет и власть и армия
исчезли.
Проблема падения Римской империи принадлежит к числу «вечных
проблем» мировой истории
Процессы, имевшие место в Европе и в Средиземноморье в целом между
III и VIII вв., рассматриваются, как правило, и тогда, когда им придается
форма «столкновения цивилизаций», – в данном случае столкновение между
обществами римлян и германцев

40.

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Кризисные явления в империи фактически начались в III в., когда
произошли глубокие изменения в политической, экономической и культурной
жизни.
Политическая анархия, связанная с постоянно сменой императоров и
узурпаторами в разных частях государства в совокупности с вторжением
германских племен вели к дестабилизации всей империи.
Варвары постоянно проникали через границу, а у императоров не хватало
времени, сил и ресурсов, чтобы изгнать их из провинций
ВОЕННЫЙ БЛОК
а) Слабое руководство войсками
б) Эксплуатация солдат (присваивание большей части их жалованья)
в) Демографический кризис
г) Нежелания служить, так как не было никаких стимулов к этому
(империя больше не вдохновляла солдат, не вызывала у них патриотического
желания сражаться за ее спасение)
д) Нежелания крупных землевладельцев отдавать работников в армию
е) Найм варваров на службу приводил к ослаблению армии и
проникновению их на территорию и в управленческий аппарат империи

41.

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК
а) Упадок основной базы экономики империи - среднего землевладения
б) Формирование расщепленной формы собственности нового типа,
которая в будущем разовьется в различные формы феодальной собственности
в) Тяжелое налоговое бремя
г) Принудительное привлечение граждан для оказания различных услуг
д) Высокая стоимость перевозки продукции, застой в производстве и
сокращение посевных площадей в результате посягательств со стороны
чужеземных захватчиков
е) Инфляция
ж) Натурализация хозяйства при резком социальном расслоении
з) Разрушение денежной системы

42.

ПАДЕНИЕ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
СОЦИАЛЬНЫЙ БЛОК
а) Богатые и правительство находились в конфронтации между собой.
Влияние богатых возрастало, а правительства снижалось
б) разорение среднего класса (нападения внешних врагов, внутренние
мятежи, инфляция, рекрутирование) и упадок городских советов
в) Строгая регламентация всей жизни для обеспечения нужд армии и
сохранения имперской системы
г) Громоздкий, и все менее действенный аппарат государственной
службы, который был саморазвивающимся органом, так как многие его
институты стали наследственными
д) При императорском дворе существовали свои тщательно продуманные
церемониалы, процветали лицемерие и низкопоклонство
е) Неудачная попытка ассимилировать живших германцев или, хотя бы,
добиться реально осуществимого соглашения с их вождями
ж) Отказ все большего числа людей участвовать в общественной жизни
з) Насилие против язычников и христиан различных толков
и) Христианство вытеснило политеистическую римскую религию,
которая рассматривала императора как имеющего божественный статус

43.

КАРТА ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
(ВИЗАНТИИ) ПРИ ЮСТИНИАНЕ ВЕЛИКОМ

44.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ представляет собой, с точки зрения её
граждан, органическое продолжение развития Римской империи.
После падения Рима территории бывших эллинистических государств
стали основой Византийской империи
Византия занимала особое место в средневековом европейском мире. В
силу этого можно говорить о византийской цивилизации внутри европейской
средневековой цивилизации
В отличие от Запада, Византия не знала насильственной ломки всех сфер
общественной жизни, поэтому ее развитие шло на основе континуитета
(преемственности) политических, экономических и социальных структур:
Истоками византийской цивилизации были римская правовая и
государственная культура, греческая книжность и христианство;
Основой политической структуры была императорская власть. Василевс
был олицетворением идеи божественной власти, к чему Западная Европа
приходит лишь к периоду абсолютной монархии;
Наличие изначально сильного централизованного государства со
сложившимся правом, бюрократией, армией создавало в Византии не знать
земельную, но знать бюрократическую

45.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Разделение империи позволило в полной мере раскрыться специфике
социально-экономического, политического и культурного развития Византии.
Константинополь строился как новая, «христианская», столица, свободная от
груза старого, отживающего, как центр государства с более сильной
императорской властью и гибким аппаратом управления
В состав Византии вошла вся восточная половина распавшейся Римской
империи. Она включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, о-ва
Эгейского моря, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, о-ва Крит и Кипр,
часть Месопотамии и Армении, отдельные районы Аравии, а также опорные
владения на южном побережье Крыма (Херсон) и на Кавказе
Верховная власть (законодательная, исполнительная,
судебная)
принадлежала ИМПЕРАТОРУ. Сложился союз государственной власти с
христианской церковью: Император признавался единственным законным
повелителем всей ОЙКУМЕНЫ.
В самой Византийской империи получила оформление доктрина
божественного происхождения власти императора, повелителя всей ойкумены,
всех христианских народов (универсалистская теория ойкуменизма)

46.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Император (по-гречески «василевс»), в руках которого находилась вся
законодательная и исполнительная власть, был окружен поклонением и
восточной роскошью
В государственном устройстве Византии были особенно устойчивы
традиции ДОМИНАТА.
Центральное управление сосредоточивалось в императорском дворце и
делилось на ряд ведомств, во главе которых стояли высшие чиновники,
назначенные императором.
Провинциальное управление было также строго централизовано и
подчинено центральной власти, которая постоянно и упорно боролась со
всякими проявлениями сепаратизма провинциальных правителей.
Вся сложная иерархия бюрократического аппарата определялась табелью
о рангах
Система налогового обложения, организация армии были унаследованы
от поздней Римской империи. В IV—VI вв. в армии все чаще начинает
практиковаться замена поставки рекрутов землевладельцами уплатой
денежных взносов. Все большую роль в ней играют наемники из различных
варварских племен

47.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
С середины IV в. христианство было официальной религией,
обязательной для всех полноправных подданных империи.
Начавшееся еще значительно раньше формирование на всей территории
империи церковных диоцезов (епископий и митрополий) окончательно
оформилось при поддержке государства
Важно иметь в виду и другое: если в Риме распространение христианства
пришлось на период заката империи, то в Византии новая религия укрепила
имперскую идею, придав ей священный характер.
Еще в IV в. сподвижник византийского императора Константина, Евсевий,
разработал религиозное обоснование ромейской государственности
И уже в IV в. обнаружились заметные различия между восточной и
западной церквами и в вопросах догматики, и в организации управления, и в
церковной обрядности.
Церкви и монастырям высшая власть раздавала привилегии в первую
очередь. Их освобождали от многих налогов и ото всех отработочных
повинностей. Церковные иерархи имели право суда над подвластными им
церковнослужителями, а игумены — над монахами в монастырях

48.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
В начале своей истории Византия оставалась рабовладельческой страной.
Но в дальнейшем в ней, как и в Западной Европе, победили феодальные
отношения. Правда, своеобразие византийской цивилизации обусловило и
довольно необычные формы феодализма
В Европе развитию феодализма в определенной мере способствовали
завоевания германцев, ускорившие разложение рабовладельческих порядков.
А в Византии, которая в первые века своей истории не испытала сильного
влияния варваров, феодализм развивался гораздо медленнее.
Вплоть до VI в. в империи было широко распространено рабство: рабы
трудились в поместьях землевладельцев, в частных и государственных
ремесленных мастерских
Трудно сказать, как могла бы сложиться судьба феодализма в Византии,
если бы эта цивилизация не погибла в 1453 г.
В ней причудливо сочетались элементы западноевропейского и
восточного (т. е. «государственного») феодализма.
Правда, чем больше слабела централизованная власть, тем сильнее
проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским

49.

ВЗАИМОТНОШЕНИЯ ВИЗАНТИИ И СЛАВЯН
Византия долгое время служила для остальной Европы примером
цивилизованности и образцом сильного централизованного государства.
Многие страны и народы попадали под обаяние византийской модели, дав при
этом свои ответы на тот вызов, который посылала соседним народам прямая
наследница Римской империи. Будучи лидером в европейском мире вплоть до
начала XI в., Византия была включена в общеевропейские процессы, при этом
сохраняя те типологические особенности, которые позволяют говорить об
особой византийской цивилизации
Массовые миграции славянских племен, а затем и переселение их на
территорию Византийской империи являлись завершающим этапом Великого
переселения народов. Славяне того времени отличались особой
интенсивностью межэтнических контактов
С начала VII в. идет процесс расселения славян в отдельных локусах
собственно греческих земель. Славянские племена, начав продвижение на юг
и завершив расселение на Балканском полуострове, в VI-VII вв. растворили в
своей среде тюрко-язычных булгар, вступили в контакты с эпиротами, греками
и положили начало южнославянским этносам

50.

ВЗАИМОТНОШЕНИЯ ВИЗАНТИИ И СЛАВЯН
Расселение славян по Южной Македонии, Греции и Малой Азии
происходило с конца VI - начала VII вв. Оно имело очаговый характер. Полной
славянизации населения этих территорий не произошло. Номинально данные
территории остались под властью империи, фактически же Южная Македония
и значительные части Греции власти империи не подчинялись
Поток славянского переселения делится на ряд направлений. Наиболее
важное для нас то, где славяне оказались внутри глубинных районов империи.
Там они смогли заселить лишь отдельные относительно небольшие локусы
(Восточный Пелопоннес и др.), но не создали своих государственных
образований типа федератских королевств, и в исторической перспективе
были со временем ассимилированы
Славяне в Византии вследствие своего расселения составили достаточно
большую этническую группу среди негреческого населения в пределах
империи («Византийская Склавиния»), состоявшую из отдельных очагов. При
изучении роли византийских славян, отметим, что они никогда не составляли
единого целого в империи, поэтому судьбу каждой из групп следует
рассматривать в рамках этнорегиональной истории отдельных провинций

51.

ВЗАИМОТНОШЕНИЯ ВИЗАНТИИ И СЛАВЯН
Славяне
становятся
уникальным
звеном
византийского
мультикультурализма.
Прочие народы, служившие империи и императору в лице отдельных
представителей или династий (армяне, исавры и т.д.), имели элементы своей
государственности или компактно проживали на своей исторической родине в
пределах империи.
Славяне стали пришлым, внешним элементом, который остался во многом
чужеродным на землях Греции и Малой Азии
Формами интеграции и ассимиляции славян в Греции были:
• военное завоевание,
• христианизация,
• эллинизация,
• включение в войско, в фемные структуры, принудительное переселение,
налоги, приписка к монастырям и владениям (феодальная зависимость),
утверждение вождей.
Этот процесс остался незавершенным в Лаконии до самого падения
Византии

52.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Нет единого мнения, когда образовалась Византийская империя.
Константин (306 — 337), основатель Константинополь, по первому
Византийского Императора.
В течение царствования Диоклетиана (284 — 305), который для
облегчения управления огромной империей, официально разделил ее на
восточную и западную половины.
Царствования Феодосия I (379 — 395) и официальное выдавливание
Христианством язычества, или, при его смерти в 395, когда политическое
разделение между Восточной и Западной частями империи обострилось.
Также вехой является 476 год, когда Ромул Август, последний западный
император отказался от власти и соответственно император остался только в
Константинополе. Важным моментом стал 620 год, когда при императоре
Ираклии государственным языком официально стала греческий
Закат империи связан со многими причинами, как внешними так и
внутренними. Это развитие других регионов мира, в частности Западной
Европы (в первую очередь Италии, Венецианской и Генуэзской республик), а
также стран ислама. Также это обострение противоречий между различными
регионами империи и раскол ее на Греческое, болгарский, сербский и другие
царства

53.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ
Считают, что империя прекратила существование
Константинополя под ударами Османской империи в 1453 году
с
падением
Крупнейшие территории империя контролировала при императоре
Юстиниане II, который вел широкую завоевательную политику в западном
Средиземноморье стремясь восстановить былую Римскую империю
С этого времени она постепенно теряла земли под натиском варварских
королевств и восточноевропейских племен.
После арабских завоеваний занимала лишь территорию Греции и Малой
Азии.
Экспансия в IX—XI веках изменилась серьезными потерями, распадом
страны под ударами крестоносцев и гибелью под давлением турок-сельджуков
и турок-османов
Западную Европу ошеломило падение центра Православия под ударами
турецких янычар.
Вместе с тем ни одна Западная держава толком не оказала помощи
Византии. Предательская политика западноевропейских стран обрекла страну
на гибель

54.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПРИ КАРЛЕ ВЕЛИКОМ
И ЕГО СЫНОВЬЯХ С 768 ДО 843

55.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Упадок императорской власти, все возрастающая непопулярность
римского правления создавали благоприятные условия королям-союзникам
Рима для расширения полномочий, для удовлетворения их политических
претензий
Но особую роль в Западной Европе суждено было сыграть салическим
(приморским) франкам, входившим в союз германских племен, сложившийся
в III в. на северо-восточной границе Галлии, провинции Римской империи
Рим уже не мог защищать границы от вторжений иноземных племен и
прежде всего германцев - восточных соседей Галлии.
В итоге большая часть страны оказалась захваченной вестготами,
бургундами, франками (салическими и рипуарскими) и некоторыми другими
племенами.
Из этих германских племен в конечном на юге оказались наиболее
сильными салические франки.
Им потребовалось чуть более 20 лет, чтобы в конце V — начале VI в.
захватить большую часть страны

56.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Возникновение государства у франков связано с именем одного из их
военных вождей — ХЛОДВИГА (486-511) из рода Меровингов.
Под его главенством была завоевана основная часть Галлии
Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией.
Оно возникло в переходном от общинного к феодальному обществе,
которое миновало в своем развитии стадию рабовладения
В процессах становления и развития государственного аппарата франков
можно выявить три главных направления.
Первое направление, особенно характерное для начального этапа (V—VII
вв.), проявилось в перерождении органов племенной демократии франков в
органы новой, публичной власти, в собственно государственные органы.
Второе — определялось развитием органов вотчинного управления.
Третье — было связано с постепенным превращением государственной
власти франкских монархов в «частную» власть государей-сеньоров с
формированием сеньориальной монархии, что выявилось в полной мере на завершающем этапе развития франкского общества (VIII—IX вв.)

57.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Социально-экономические, религиозно-идеологические, этнографические
и др. изменения в галльском обществе оказали непосредственное влияние на
процессы складывания и развития специфических черт государственного
аппарата ФРАНКСКОЙ ИМПЕРИИ, поглотившей в VIII-IX вв. большинство
варварских государств Западной Европы
Государство франков достигает своего наивысшего могущества, охватывая огромную территорию при короле Карле Великом (768-814 гг.).
Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Риме императорской
короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римских
императоров
В начале IX века Франкское государство находилось в зените своего
могущества. Охватывая территорию почти всей Западной Европы и не имея на
своих границах противника, равного ему по силам, оно казалось
несокрушимым и незыблемым.
Однако уже тогда оно несло в себе элементы приближающегося упадка и
распада

58.

ФРАНКСКОЕ ГОСУДАРСТВО
Созданное путем завоеваний, оно представляло собой конгломерат
народностей, ничем кроме военной силы не связанных.
Сломив на время массовое сопротивление порабощенного крестьянства,
франкские феодалы утратили былую заинтересованность в едином
государстве
Не было прочных стабильных хозяйственных связей между отдельными
районами.
Отсутствовали и какие-либо другие факторы, способные сдержать
раздробление страны. Франкское государство завершало свой путь развития от
раннефеодальной монархии к государственности периода феодальной
раздробленности
В 843 году раскол государства был юридически закреплен в договоре,
заключенном в Вердене внуками Карла Великого.
Правопреемниками империи стали три королевства: западнофранкское,
восточнофранкское и срединное (будущие Франция, Германия и отчасти
Италия)

59.

ВОПРОС 3. СТРАНЫ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, СИБИРИ
И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
59

60.

СТРАНЫ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Становление и ранняя история славян не могут быть изучены и поняты
в отрыве от процессов формирования и развития других этнических групп
Европы. Начальная история праславян, не совсем еще ясная, тесно
переплетается с историей кельтов и германцев, скифо-сарматов, финноугров и балтов.
Поэтому проблема происхождения восточных славян обычно
рассматривается на материалах нескольких археологических культур начала
I тыс. до н.э. - первой половины I тыс. н.э., памятники которых оставлены
населением, обитавшим на территории современных России, Польши,
Украины, Белоруссии и Молдовы
По сообщениям «Повести временных лет» (начало XII в.), названия и
территория расселения славян хорошо известны и тесно связаны с
проблемой формирования достоверных раннеславянских культур.
Ни одна из земледельческих археологических культур раннего
железного века и первой половины I тыс. н.э. не являлась чисто славянской
- население каждой из них было неоднородным и состояло из различных
этнических компонентов, автохтонных и пришлых

61.

СТРАНЫ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
В первой половине I тыс. н.э. на территории степной и лесостепной зон
Восточной Европы наблюдаются (по археологическим данным)
неоднократные передвижения различных групп населения, оставивших
памятники многих археологических культур, в том числе и практически
синхронных киевской и черняховской, более поздней — колочинской, а
также целого ряда других культур.
Эти археологические культуры традиционно рассматриваются в рамках
вопроса о происхождении славян
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА.
Памятники Черняховской культуры расположены в лесостепных
районах Украины и России (часть Курской и Белгородской областей),
черноморских степях к западу от Днепра, в Молдове и Юго-Восточной
Румынии: от Северского Донца до Нижнего Дуная и от верховьев Бута по
Нижнего Поднепровья.
В степи памятники Черняховской культуры встречаются гораздо реже.
Период существования культуры середина III — начало V в. н.э.

62.

СТРАНЫ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
КИЕВСКАЯ КУЛЬТУРА.
На рубеже II-III вв. н.э. в пределах леса и лесостепи в северной части
Среднего и южной части Верхнего Поднепровья, на территории Подесенья
и смежных районов левобережья Днепра складывается киевская культура,
памятники которой существуют до середины V в.
Процесс ее формирования связан со сложным взаимодействием постили позднезарубинецких племен, различных местных и проникавших сюда
с запада — пшеворских группировок
На основе киевской складывается КОЛОЧИНСКАЯ КУЛЬТУРА,
которая в последнее время некоторыми исследователями рассматривается
как культура славянская.
Датируется эта археологическая культура периодом от середины V до
второй половины VII в., и ареал ее памятников почти полностью совпадает
с территорией предшествующей культуры

63.

СТРАНЫ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
ПРАЖСКАЯ КУЛЬТУРА
На территории от Эльбы до Днепра и от Поморья до Дуная в V в.
складывается относительно единообразная археологическая культура,
получившая название ПРАЖСКОЙ.
Пражская культура является практически единственной культурой, чья
принадлежность ранним славянам является общепризнанно
Пражская культура явилась новым культурным образованием, которое
сформировалось в период великого переселения народов.
Существуют три основные теории ее происхождения.
Первая видит ее прототипы в славянском компоненте пшеворской
культуры, вторая - в продолжении традиций зубрицкой культуры, третья
зону ее формирования связывает с территорией Белорусского Полесья
В пределах пражской культуры в результате взаимодействия
расселяющихся групп славянского населения и их соприкосновения с
местными племенами формируются ее локально-хронологические
варианты.

64.

СТРАНЫ И НАРОДЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
На территории Европы выделяются несколько основных культур, так или
иначе связанных с пражской.
На территории Украины выделяют две: пражско-корчакскую и лукарайковецкую
ПРАЖСКО-КОРЧАКСКАЯ КУЛЬТУРА
Памятники этой культуры распространены на территории Прикарпатья,
междуречья Днепра и Буга. Период бытования культуры — V-VII вв.
ЛУКА-РАЙКОВЕЦКАЯ КУЛЬТУРА
Памятники культуры распространены от Белорусского Полесья на севере
до бассейна р. Прут на юге и от верховий Западного Буга на западе до Среднего
Поднепровья на востоке. Период существования культуры VIII-X вв.
ПЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА
После гуннского завоевания 70-х гг. IV в. в лесостепной зоне Среднего
Поднепровья сохранилась часть неоднородного черняховского населения,
принявшего наряду с продвинувшимися с севера носителями киевской
культуры участие в процессе формирования пеньковской культуры в течение VI
в. Основной район формирования культуры — Среднее Поднепровье и бассейн
р. Южный Буг

65.

ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
(V-XI вв.)
Лесная зона Восточной Европы с глубокой древности была заселена двумя
значительными этноязыковыми массивами племен — балтами и финно-уграми.
Занимаемая ими территория простиралась от берегов Балтийского моря до
Уральских гор и от Среднего Прикамья до Среднего Поволжья
ТУШЕМЛИНСКАЯ КУЛЬТУРА
Период существования тушемлинской культуры — V-VII вв. н.э. Наиболее
распространенный тип поселения — селища. Они обычно расположены на
пологих склонах надпойменных террас, иногда у подножия холмов, занятых
городищами раннего железного века
СЛАВЯНЕ ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
Предполагают, что в VIII в. происходит постепенное продвижение
некоторых групп славянского населения из районов Верхнего Днестра на
северо-восток, на левый берег Днепра и на территорию бассейна р. Десна, где
формируется население, которое летописец называет радимичами.
Поселения этой территории изучены слабо. Особенностью радимического
ареала является преобладание курганов с трупосожжениями, совершенными на
месте возведения насыпи на специально сооруженной подсыпке

66.

ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
(V-XI вв.)
КУЛЬТУРА ДЛИННЫХ КУРГАНОВ
В VI-VIII вв. на территории от Псковского озера и до Верхней Волги
распространяются удлиненные валообразные погребальные памятники —
длинные курганы.
Длинные курганы распространились на территории, занятой в
предшествующее время финскими и балтскими племенами, которые в
основном имели грунтовые могильники.
Исключение составляет небольшая территория на востоке Эстонии и
севере Латвии, где курганы известны со II в. н.э.
КУЛЬТУРА СОПОК
В VII-VIII вв. в основном на территории бассейна озера Ильмень
распространяются сопки — высокие крутобокие погребальные насыпи,
резко отличающиеся от всех известных курганов этого времени.
Отдельные сопкообразные насыпи встречаются и на других
территориях: в бассейнах рек Западной Двины, Великой и Мологи.
Наиболее поздние захоронения в сопках датируются IX в.

67.

НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
История сибирского «коренного» населения обычно рассматривается в
плане проживания его на территории Сибири.
Но все «сибиряки» являются пришлыми - они пришли на вторую
родину в разное время и из разных мест.
И нередко эта первая родина остаётся неизвестной либо спорной
УГРЫ. Финно-угры отделились от общих с европейцами предков
раньше, чем разбились на этнические группы верхнепалеолитические
племена.
Появление угров в Сибири отражает начальный этап заселения этой
территории человеком разумным
САМОДИЙЦЫ. Этноним самодийцы искусственный, это благозвучие
он получил вместо самоядь - «сами себя едят», как называли русские
ненцев.
Топонимический материал образует тонкую ниточку, которая
связывает самодийцев Сибири с давними (доиранскими) жителями
Передней Азии к югу от Каспия.
Эта ниточка позволяет предполагать, что самодийский язык был
принесён в Сибирь из Южного Прикаспия

68.

НАСЕЛЕНИЕ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ СТЕПИ
ФИННО-УГОРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ И
ВОЛГО-ОКСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ
МЕРЯ — одно из крупных восточно-финских племен, упомянутое
Повестью временных лет среди племен, участвовавших в призвании
варягов.
Территория обитания этого восточно-финского племени, полностью
ассимилированного славянами, — нижнее течение р. Оки. Оба этих
племени наряду с другим финно-угорским населением Северо-Запада,
Севера и Северо-Востока Восточной Европы приняли участие в
формировании древнерусской народности и ее культуры
КОЧЕВНИКИ В V-VIII В. Н.Э. ГУННЫ
В конце IV — начале V в. н.э. в степях Восточной Европы происходит
резкая смена археологических культур, в значительной степени связанная с
вторжением с востока на эти территории новых орд кочевников.
К 420-430-м гг. оформляется огромная держава ГУННОВ с центром на
Среднем Дунае, подчинившая многие народы от Центральной Европы до
Поволжья и частично объединившая их в рамках некоей культурной
общности

69.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
КОЧЕВОЕ И ПОЛУКОЧЕВОЕ НАСЕЛЕНИЕ В VII-XI ВВ. ХАЗАРЫ
На обширных пространствах степи и лесостепи от Волги до Приазовья
и Крыма, от верховьев Северского Донца и Дона до предгорий Кавказа в
последней четверти I тыс. н.э. сформировалось и расцвело одно из первых
раннесредневековых государственных образований Восточной Европы —
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья‚
то есть территория современного ДАГЕСТАНА
Хазарский каганат образовался в середине седьмого века‚ и его
столицей был сначала город СЕМЕНДЕР ‚ а затем ИТИЛЬ в устье Волги
Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне‚
северяне‚ вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и
платили им дань.
Хазары вели долгие войны с Арабским халифатом‚ и Хазария сыграла
важную роль в истории восточноевропейских народов‚ заслонив их от
арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий

70.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
После невиданного цивилизационного подъема политическая ситуация
в Хазарском каганате начала изменяться уже в начале IX века и
характеризовалась ростом центробежных сил в причерноморских и
донских степях
Результатом похода князя Святослава в 965 году и постоянных набегов
печенегов и гузов в 965–969 гг. стало полное разорение страны,
разрушение городов и в итоге – падение каганата, который в конце IX века
уже полностью прекратил свое существование как государство
Но причины краха Хазарии находились внутри самого каганата, а не в
постоянных и изматывающих войнах с соседями.
Неспособность Хазарского каганата к отражению внешних угроз была
всего лишь симптомом кризиса всей системы.
Ведь гражданская война в каганате начала IX века и войны с Арабским
халифатом были куда более масштабными событиями, но хазарское
государство после этих потрясений все же выстояло и сохранилось, а вот
упадок государства начался с конца IX века

71.

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ

72.

ТЮРКСКИЕ КАГАНАТЫ
В VI в. просторы Восточно-Европейской равнины пересекли
мигрирующие в Восточную Европу кочевые племена АВАРОВ.
На территории Закарпатья авары создали АВАРСКИЙ КАГАНАТ,
который существовал с середины VI по начало IX в.
Аварский каганат объединял в себе множество различных народов и
племён, которые постепенно смешивались друг с другом.
В дальнейшем Аварский каганат распался под натиском франков и
булгар
В VII в. своё государство создали тюрки — БУЛГАРЫ. Их государство
раскинулось от Кубани до Днепра. Булгары вели ожесточённые войны с
хазарами и проиграли.
Часть их ушла на Дунай, где соединилась с южными славянами и
создала новое государство — Болгарию.
Другая часть булгар ушла к северу и заняла земли в междуречье Камы
и Волги. Здесь булгары покорили местные финно-угорские племена и,
переняв у них традиции земледелия, перешли к оседлому образу жизни.
Постепенно территория ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ расширялась, включив в
себя Среднее и Нижнее Поволжье

73.

ТЮРКСКИЕ КАГАНАТЫ

74.

НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Перед переселением в Сибирь предки самодийцев концентрировались
в Южной Туркмении, куда они мигрировали с Иранского нагорья.
Физический тип современных самодийцев неоднороден. У лесных
ненцев и селькупов отмечаются полные губы, у тундровых ненцев широкий нос, у селькупов - прогнатизм, у нганасан - большие челюстные
размеры
КЕТЫ. В науке давно установилось мнение о большой древности
кетоязычных (арины, ассаны, собственно кеты, котты, пумпоколы) племён
Сибири, но археологи и этнографы не находили им место в хронологии
древностей и даже в системе археологических культур.
Единственное, что было принято почти единогласно, - это народ,
который живёт сам по себе, и включили его в сборную палеоазиатскую
семью, наравне с эскимосами и чукчами
На Дальнем Востоке России человек появился в результате миграции
древних людей из Сибири.
Основу населения Сибири формировали миграционные волны из
переднеазиатского очага через Среднюю Азию до Алтая, и далее на северовосток и восток до берегов Амура и Лены

75.

НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
КРАЙНИЙ СЕВЕР-ВОСТОК АЗИИ — ЧУКОТСКО-КАМЧАТСКАЯ
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ - была заселена:
чукчами (самоназвание - чавчу);
эскимосами (самоназвание - иннуит);
коряками (самоназвание - намылан, чауч);
ительменами (камчадалы);
алеутами (унчан).
Формирование этих народов началось в период
затяжного неолита. Чукчи, коряки, ительмены
являются автохтонным населением Чукотки, Камчатки
В начале новой эры на Крайнем Северо-Востоке появились эскимосы с
их специализированной культурой морского зверобойного промысла.
Они оказали влияние на производственную деятельность, культуру и
язык чукчей и коряков.
В свою очередь язык эскимосов вобрал в себя значительное
количество чукотско-камчатской лексики

76.

НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
ТАЕЖНО-ТУНДРОВЫЕ РАЙОНЫ
ОХОТСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ, СЕВЕРОВОСТОКА АЗИИ И СЕВЕР
ПРИАМУРЬЯ
Заселяли:
эвены (ламуты, самоназвание - эвэн,
ороч);
эвенки (старое название - тунгусы);
юкагиры (самоназвание - одул), их
языки относятся к тунгусской группе.
Этногенез юкагиров, эвенов и эвенков
(тунгусов) сложен и является объектом
дискуссий ученых.
Все эти народности вели кочевой
образ жизни, делились по типу
хозяйствования на пеших и оленьих

77.

НАРОДЫ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
АМУРО-САХАЛИНСКАЯ ОХВАТЫВАЕТ ПРИАМУРЬЕ,
ПРИМОРЬЕ, САХАЛИН
Это районы проживания:
нанайцев (самоназвание - нани,
прежнее - гольды);
ульчей (самоназвание - ольчи);
удэгейцев (удэ, удэге);
орочей (самоназвание - нани);
ороков (старое название ульта);
негидальцев
(самоназвание
элькан, бэйэниан),
нивхов (старое название гиляки);
айнов

78.

ГОСУДАРСТВО БОХАЙ
Государство БОХАЙ (в корейском чтении Пархэ) существовало в
средние века на территории России, КНР и КНДР.
Это первое государство на юге Дальнего Востока России
Во главе страны находился король (ван). Его ближайшие родственники
возглавляли самые высшие должности в государстве. Рангом ниже
располагались представители наиболее знатных родов и служилая знать
Территория бохайского государства делилась на 5 столиц и 15
областей.
Главной столицей, начиная с середины VIII века, была Верхняя
Столица, остатки которой находятся близ г. Дунцзинчэн провинции
Хэйлунцзян, КНР
Бохайские короли основывали свою власть не на реальном
экономическом могуществе, а на своем ритуальном статусе в
идеологической жизни страны
Административный аппарат состоял из двух министерств, которые
подразделялись на три отдела и три ведомства. Чиновники делились на
ранги и носили подобающую каждому рангу одежду и знаки отличия.
Регионами управляли наместники

79.

ГОСУДАРСТВО БОХАЙ

80.

ГОСУДАРСТВО БОХАЙ
В стране была развита не только внутренняя, но также и внешняя
торговля.
В Китае ценилась бохайская пушнина
Многочисленные посольства в Китай и Японию наряду с
официальными представителями правителя Бохая включали в себя
большое количество купцов
Государство славилось своими поэтами и учеными.
Бохай славился, как самое цветущее государство на берегу восточного
моря, страна просвещения и ученых.
Бохайские князья отправлялись учиться в соседние страны. В сельской
местности создавались училища, где молодежь обучали грамоте
Бохайское государство просуществовало в течение 200 лет.
Оно сыграло большую роль в истории народов Дальнего Востока. Это
было первое государство на территории Приморья.
Его
создание
способствовало
социально-экономическому
и
культурному прогрессу в регионе, были заложены предпосылки для
возникновения
впоследствии
чжурчжэньской
и
маньчжурской
государственности

81.

ВОПРОС 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА.
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
81

82.

ОСНОВЫ НОВОЙ РЕЛИГИИ
Ни одна религия не появилась сразу как окончательно сложившаяся
система.
Так, христианство появилось отнюдь не в виде готовой, вполне
определившейся религии, как нас обыкновенно учат.
Оно, как все известные мира религии, развивалось постепенно, шаг за
шагом, пока не превратилось в законченное религиозное учение
При изучении истории ислама важное методологическое значение
имеет анализ эволюции его первоначальных идей.
Исламская идеологическая система сформировалась в течение
длительного периода времени в условиях сложнейшей идейнополитической борьбы между различными течениями: суннитами, шиитами,
мутазалитами и другими социально-политическими силами в халифате
Эта борьба продолжалась до Х века, т. е. до окончательного
определения официального текста Корана.
До этого среди мусульман существовали различные варианты Корана:
мединский, куфийский, сирийский, магрибинский в зависимости от
региона

83.

ОСНОВЫ НОВОЙ РЕЛИГИИ
На первом этапе доктрина ислама представляла собой
преимущественно разрозненные и нередко противоречивые призывы.
Лидеры мусульманского движения в это время ставили перед собой
самые ближайшие социальные и духовные цели, востребованные
обстоятельствами той эпохи.
Тогда они и не думали о перспективах начатого ими движения, которое
на тот момент существовало лишь в окрестностях Мекки и Медины
социально-экономическими и духовными проблемами региона
Однако после выхода арабов за пределы Аравии и образования
халифата возникла необходимость в идеологическом подкреплении
потребностей мусульман этого периода. Именно эти задачи и решали
мусульманские теологи в последующий после Мухаммада период
Чтобы превратиться в такую цельную религиозную систему и стать
общей социальной доктриной мусульманского мира, отвечающей
догматическим, политическим, философским и морально-правовым
потребностям мусульманского общества, исламу понадобилось около трех
веков

84.

ОСНОВЫ НОВОЙ РЕЛИГИИ
Первоначальные идеи Мухаммада, отраженные в Коране, в
дальнейшем постепенно эволюционировали в систему, идеализирующую
феодальные общественные отношения.
Ислам превратился в господствующую идеологию и стал играть
главную роль в социально-духовной жизни мусульманского феодального
общества
Ислам изначально выступил силой, объединившей все племена в
рамках принципиально нового государственного устройства. Отсюда
универсальность ислама, пронизывающая все сферы жизни, отсюда и
тенденция к теократии
ПРОРОК МУХАММЕД - призывал к вере в единого Бога, говорил о
необходимости соблюдения элементарных норм морали, а также
проповедовал братство верующих.
Мухаммед, спасаясь от преследований язычников, покинул Мекку и
поселился в Медине. Это событие (переселение Мухаммеда с
единомышленниками из Мекки в Медину) именуется в исламе ХИДЖРОЙ
и считается датой начала мусульманского летоисчисления

85.

ОСНОВЫ НОВОЙ РЕЛИГИИ
С деятельностью Мухаммеда связано также формирование главной
священной книги мусульман – КОРАНА (означает «чтение вслух,
назидание»).
Согласно исламской традиции, Коран составлен самим Богом и
является вечным словом Божиим.
В течение 22-х лет, как веруют мусульмане, он был по частям передан
пророку Мухаммеду через ангела Джибриля (то же, что в христианской
традиции архангел Гавриил). Первоначально, при жизни пророка,
содержание Корана передавалось из уст в уста по памяти
Согласно Корану, Аллах – единый всемогущий Бог, Творец всего
сущего. В исламе он не имеет конкретного образа и является
единственным объектом поклонения мусульман.
Аллах, согласно мусульманским догматам, есть абсолютный владыка
мира, он всеведущ и вездесущ. Аллах опекает свои творения и
промышляет о них, Аллах проявляет здесь свое милосердие. Вместе с тем
он сурово наказывает грешников и «неверных» (т. е. язычников). Согласно
Корану, каждая вещь свидетельствует о всемогуществе Аллаха, о его
премудрости, абсолютном совершенстве, абсолютном единстве

86.

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ
СУННИТЫ
Характерной чертой этого течения в исламе является конформизм
(прагматизм), т. е. установка на достижение в исламском мире статуса-кво,
на узаконение утвердившихся обрядов, верований и институтов.
В настоящее время суннизм исповедуют порядка 85–90 % мусульман,
это самое распространенное течение в исламе
ШИИТЫ
В отличие от суннитов, шииты признают законным временный брак
(мута) и могут осуществлять «благочестивое скрывание своей веры»
(такия).
В шиизме можно совершать в одно и то же время полуденную и
послеполуденную молитвы, а также совмещать вечернюю и ночную
молитву.
Что же касается суннитов, то подобное объединение молитв
практикуется у них только в дальних путешествиях.
Шииты получили широкое распространение в странах Среднего
Востока, прежде всего, в Иране

87.

ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ
СУФИИ
Это сугубо аскетическое движение, оно представляло своего рода
социальный протест против резкой дифференциации мусульманской
общины, против таких широко распространенных в прошлом явлений, как
роскошь и праздность жизни мусульманской верхушки.
Суфии верят, что каждый человек может добиться общения с Богом с
помощью самоотречения, аскетизма, а также особых молитв
АЛАВИТЫ
Эклектическое религиозное течение в исламе, представители которого
вобрали в себя элементы персидского направления в исламе и даже
шиизма.
Это своего рода эзотерическое направление в исламе.
Последователи течения подобно шиитам исповедуют культ зятя и
двоюродного брата Мухаммеда – Али

88.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСЛАМА
В ходе распространения ислама постепенно начинает складываться
АРАБСКАЯ (ИСЛАМСКАЯ) ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Преемники Мухаммеда стали именоваться ХАЛИФАМИ, т. е.
религиозно политическими вождями. Первым халифом был избран АБУ
БАКР.
За два года его правления ислам был принят всеми арабскими
племенами
Утвердившись на восточном побережье Средиземного моря, арабы
смогли в скором времени построить передовой военно-морской флот и
начали захватывать острова Средиземного моря
Кроме того, арабы покорили также Северную Африку (Магриб).
Упорное сопротивление завоевателям оказали только берберские (иначе –
«мавританские» племена), которые вели кочевой образ жизни и были
близки по образу жизни и быту к бедуинам. Вскоре берберы также приняли
ислам и приняли деятельное участие в походах арабов в Европу. В
процессе многочисленных арабских завоеваний образовался ХАЛИФАТ –
теократическое государство (т. е. сосредотачивавшее в своих руках как
светскую, так и духовную власть) во главе с ХАЛИФОМ

89.

ХАЛИФАТ ОМЕЙЯДОВ
С 661 по 750 г. существовал ХАЛИФАТ ОМЕЙЯДОВ, которые
перенесли свою столицу в завоеванную СИРИЮ (ДАМАСК)
При Омейядах фактически оформилась внутренняя структура нового
государства. Прежде всего это обстоятельство касается принципа
соединения светской и духовной власти (теократия)
Халиф именовался официально «заместителем посланника Аллаха
Мухаммеда». Он при этом обладал всей полнотой власти как светской
(эмират), так и духовной (имамат)
Арабский язык стал государственным языком в пределах халифата, что
способствовало интеграции регионов. На арабском языке составляли
деловые документы, научные трактаты, писали художественные
произведения
Тем не менее, несмотря на попытки централизации, Омейяды не
смогли в полной мере справиться с ростом сепаратизма на окраинах.
Фактически в наместничествах, на которые была поделена арабская
империя, господствовали правители-эмиры, в распоряжении которых были
финансы, армия, а также бюрократический аппарат

90.

ХАЛИФАТ ОМЕЙЯДОВ

91.

ХАЛИФАТ АББАСИДОВ
Вскоре после того, как в целом завершились великие завоевания
арабов, началось ожесточенное соперничество между Сирией и Ираном
Во главе сопротивления встал знатный род АББАСИДОВ, которые
после победы стали ХАЛИФАМИ
Главной провинцией нового халифата стал ИРАН со столицей в
БАГДАДЕ, и Багдад постепенно стал самым богатым городом Ближнего
Востока.
Именно здесь встречались многочисленные купцы из Египта, Аравии,
Ирана, Индии и даже Китая.
Багдадским халифам удалось собрать в казну несметные запасы золота
и драгоценностей
В городах халифата изготовлялось дорогое оружие, ювелирные и
стеклянные изделия, ковры, пестрые ткани и пр.
Изделия, произведенные в халифате, вывозились вместе с товарами из
Индии и Китая на Запад, в Византию, на Русь и даже в Западную Европу.
Таким образом, арабы и покоренные ими народы являлись торговыми
посредниками и соперниками Византийской империи

92.

ХАЛИФАТ АББАСИДОВ

93.

РАСПАД ХАЛИФАТА
К IX в. происходит фактическое обособление наместников халифов,
правителей наместничеств, или эмиров.
Они постепенно превратились в практически независимых государей и
великая арабская империя начала распадаться на части
На их территориях Ближнего Востока и Испании возникали
многочисленные государственные образования – султанаты, эмираты и пр.
Они то появлялись, то также быстро исчезали.
Их место тут же занимали другие аналогичные государственные
образования, которые также весьма быстро исчезали.
ХАЛИФЫ,
которые
первоначально
являлись
фактически
теократическими правителями, то теперь они все больше и больше
приобретали положение исключительно духовных правителей, тогда как
светская власть постепенно выпадала из их рук
К концу IX столетия начинается постепенный упадок Багдадского
халифата.
В Средней Азии фактически самостоятельно правила династия
САМАНИДОВ.
Столица Саманидов Бухара соперничала по роскоши с Багдадом

94.

РАСПАД ХАЛИФАТА

95.

РАСПАД ХАЛИФАТА
Войны между многочисленными государственными образованиями,
возникшими на месте единого халифата, разоряли страну и подрывали
хозяйство.
АРАБСКИЙ МИР ВСТУПИЛ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ
РАЗДРОБЛЕННОСТИ
В середине XI в. произошло окончательное падение халифата.
Жившие в Средней Азии турки-сельджуки вторглись в Иран.
В 1055 г. султан (правитель) кочевых турок-сельджуков Тогрул-бек
захватил Багдад.
Халифы из династии Аббасидов окончательно лишились власти и
оказались в прямой зависимости от сельджукских султанов
Нашествие сельджуков и междоусобицы на Ближнем Востоке серьезно
подорвали экономику и культуру этих территорий, привели в упадок
грандиозные оросительные сооружения

96.

ВОПРОСЫ НА САМОПОДГОТОВКУ
1. Раскрыть предмет и объект археологии как науки. Провести типологию
археологических памятников
2. Раскрыть содержание археологических источников и периодизацию
археологии
3. Основные
цивилизаций
направления
и
особенности
развития
Древневосточных
4. Основные
цивилизации
направления
и
особенности
развития
Древнеримской
5. Основные
цивилизации
направления
и
особенности
развития
Древнегреческой
6. Страны и народы восточной Европы
7.
(V-XI вв.)
Племена
лесной
зоны
8. Народы Сибири и дальнего востока
9. Арабский халифат
10. Население восточноевропейской степи
восточной
европы

97.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила