Тема урока:
Домашнее задание:
План:
Задание 1 - раб. тетрадь, стр.15
Задание 4 - раб. тетрадь, стр.15
Задание 2 - раб. тетрадь, стр.15
12.76M
Категория: ИсторияИстория

Идеология, наука и культура в послевоенные годы

1. Тема урока:

История России , 10 класс
Тема урока:
«Идеология, наука и культура в
послевоенные годы»

2. Домашнее задание:

Параграф 29
Вопросы и задания на стр.97
Рабочая тетрадь № 3
Рубрика «Думаем, сравниваем,
размышляем» (стр. 97-98)
Задание № 1-4,6

3. План:

Послевоенные идеологические кампании
2. Восстановление и развитие системы
образования
3. Развитие пауки
4. Основные тенденции развития искусства
1.

4.

Проблемный вопрос ! (стр.92)
Какие явления характеризуют
духовную жизнь послевоенной
страны?

5.

Актуализация знаний
Константин
Симонов –
военный
корреспондент.
Из воспоминаний К. Симонова
«Глазами человека моего поколения»:
«И в конце войны, и сразу после нее,
и в сорок шестом году довольно широким
кругам интеллигенции, во всяком случае
художественной, казалось, что должно
произойти нечто, двигающее нас в сторону
либерализации… Существовала атмосфера
некой идеологической радужности…
Во всем этом присутствовала некая
демонстративность, некая фронда, основанная и
на неверной оценке обстановки и на молчаливо
предполагавшихся расширении возможного и
сужении запретного после войны».
Эти надежды были растоптаны в 1946 г.

6.

1. Послевоенные
идеологические кампании

7.

Послевоенные идеологические кампании
«И в конце войны, и сразу после нее, и
в сорок шестом году довольно
широким кругам интеллигенции
казалось, что должно произойти
нечто, двигающее нас в сторону
либерализации… ».
К. Симонов
Война пробудила надежды на ослабление партийноидеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что
наметившаяся в годы войны тенденция к относительному
смягчению контроля за духовной жизнью общества получит
развитие.

8.

Послевоенные идеологические кампании
«Не каждому государству под силу
взять на себя задачу политического
воспитания народа. Особая
ответственность за дело
политического воспитания народа в
нашей стране лежит на партии».
В. Молотов
С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление
против «западного влияния» на отечественную культуру. По
существу, речь шла о возвращении безраздельного партийнополитического контроля над интеллигенцией.

9.

Послевоенные идеологические кампании
Поход против «западничества» возглавил отвечавший за
идеологию А. А. Жданов.
«Надо учитывать, что чуждые буржуазные
влияния из-за границы будут перекликаться
с пережитками капитализма в сознании
некоторых представителей советской
интеллигенции, выражающимся в
несерьезных и диких стремлениях поменять
сокровищницу советской музыкальной
культуры на жалкие лохмотья современного
буржуазного искусства».
А.А. Жданов

10.

Послевоенные идеологические кампании
После войны наметилась
некоторая оттепель в отношениях
с западом, однако ненадолго. С
лета 1946 г. развернулось широкое
наступление против «западного
влияния», которую возглавил
ответственный за идеологию
СССР А.А.Жданов. Борьба
получила название
«космополитизм», что значит,
борьба против непатриотического
поведения.

11.

Послевоенные идеологические кампании
Термин космополит в системе советской идеологии и
пропаганды стал обозначать врага. В советской печати
постоянно утверждалась мысль, что космополиты – пособники
США, антипатриоты, противники советской власти.
Л.Д. Ландау
«Направления в работе диктуются сверху…
Патриотическая линия принесет нашей
науке вред. Мы еще более отгораживаемся
от передовых ученых и техников… Я
интернационалист, но меня называют
космополитом. Я не разделяю науки на
советскую и зарубежную. Мне совершенно
безразлично, кто сделал то или иное
открытие».

12.

Послевоенные идеологические кампании
«Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе
развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с
«космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в
идеологической, но и в культурной изоляции от остального
мира.
Железный занавес- система мер,
направленных на внешнюю изоляцию
СССР от других стран.

13.

Послевоенные идеологические кампании
Один из первых ударов был нанесен по литературе. В 1946
г. вышло постановление о критике журналов «Звезда» и
«Ленинград», которые были «чуждыми духу партии» и
печатали «безыдейные, идеологически вредные
произведения». Особой критике подверглись Анна
Ахматова и Михаил Зощенко.
Обложка журнала
«Звезда».

14.

Послевоенные
идеологические
кампании
В чем , по мнению А.
Жданова, состоит главная
задача
советской литературы?
«Сила советской литературы, самой
передовой литературы в мире, состоит в
том, что она является литературой, у
которой нет и не может быть других
интересов, кроме интересов народа,
интересов государства. Задача советской
литературы состоит в том, чтобы помочь
государству правильно воспитать
молодежь, ответить на ее запросы,
воспитать новое поколение бодрым,
верящим в свое дело, не боящимся
препятствий, готовым преодолеть всякие
препятствия».
А.А. Жданов

15.

Послевоенные идеологические кампании
«ЖДАНОВЩИНА»
Период по имени главного идеолога
партии – Жданова А.А.
В августе 1946 г выступил с докладом,
осуждающим А.Ахматову и М.М.
Зощенко; этот доклад лёг в основу
партийного постановления «О
журналах «Звезда» и «Ленинград».
По поручению ЦК партии руководил
проведением июньской философской
дискуссией 1947 г.
Жданов А.А.

16.

Послевоенные
идеологические
кампании
В чем обвинены
М.Зощенко и А. Ахматова?
Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и
«Ленинград»
«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой
журнала «Звезда» является предоставление своих страниц
для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой...
Зощенко... изображает советских людей бездельниками и
уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как
мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой
копание в самых низменных и мелочных сторонах быта.
Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До
убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии
взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и
моленной».

17.

Послевоенные идеологические кампании
Объектами критики в первом
постановлении были
«салонная дворянская
поэтесса Ахматова». А.
Ахматову упрекали в
эстетстве и декадентстве.
«Не то монахиня, не то блудница, а
вернее блудница и монахиня, у которой
блуд смешан с молитвой».
А.А. Жданов

18.

Послевоенные идеологические кампании
Анна Ахматова
Поэт Серебряного века,
переводчица и литературовед,
одна из наиболее значимых
фигур русской литературы XX
века. Была номинирована на
Нобелевскую премию по
литературе.
Родилась: 23 июня 1889 г.,
Умерла: 5 марта 1966 г. (76
лет),

19.

Послевоенные идеологические кампании
МУЖЕСТВО
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших
часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми
лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

20.

Послевоенные идеологические кампании
Анна Андреевна
Ахматова
Жданов об А.А. Ахматовой:
«Поэзия взбесившейся барыньки, мечущейся
между будуаром и моленной»
«Не то монахиня, не то блудница,
а вернее блудница и монахиня,
у которой блуд смешан с молитвой…»
«Почему вдруг понадобилось
популяризировать поэзию Ахматовой? Какое
она имеет отношение к нам, советским
людям? Почему нужно предоставлять
литературную трибуну всем этим упадочным
и глубоко чуждым нам литературным
направлениям?»

21.

Послевоенные идеологические кампании
«Хулиган ваш Зощенко! Балаганный
писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь.
Он это улавливает, но его смех рвотный порошок».
И. Сталин
«Мелкобуржуазный пошляк и
хулиган Зощенко». Поводы
указывались самые нелепые: М.
Зощенко обвиняли в очернительстве
советской действительности на
страницах детского рассказа
«Приключения обезьяны».

22.

Послевоенные идеологические кампании
— Бог есть, — строго сказал поп. — Не
поддавайся на это... А чего, вспомни,
сын-то еще говорил? — Да разное
говорил.
— Разное!— сердито сказал поп.— А
откуда все сие окружающее? Откуда
планеты, звезды и луна, если бога-то
нет? Сын-то ничего такого не говорил
— откуда, дескать, все сие
окружающее? Не химия ли это?
Припомни — не говорил он об этом?
Дескать, все это химия, а? — Не
говорил,— сказала Фекла, моргая
глазами» — А может, и химия,—
задумчиво сказал поп.— Может,
конечно, и бога нету — химия все...
Фрагмент из рассказа «Исповедь»

23.

Послевоенные идеологические кампании
Жданов о М.М. Зощенко:
«Зощенко как мещанин и пошляк, избрал
своей постоянной темой копание в самых
низменных и мелочных сторонах быта».
«Зощенко с его омерзительной моралью
удалось проникнуть на страницы большого
ленинградского журнала»
«Насквозь гнилая и растленная общественнополитическая и литературная физиономия
Зощенко».
Михаил Михайлович
Зощенко.
Из «Постановления»:
«Предоставление страниц «Звезды»
таким пошлякам и подонкам литературы
как Зощенко, недопустимо».

24.

Послевоенные идеологические кампании
Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда»
заменено руководство.

25.

Послевоенные идеологические кампании
«…Последний из опубликованных рассказов Зощенко "Приключения
обезьяны" представляет пошлый пасквиль на советский быт и на
советских людей. Зощенко изображает советские порядки и советских
людей в уродливо карикатурной форме, клеветнически представляя
советских людей примитивными, малокультурными, глупыми, с
обывательскими вкусами и нравами.
Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу
пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом
пессимизма и упадочничества … наносят вред делу воспитания нашей
молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе.
Предоставление Зощенко и Ахматовой активной роли в журнале … внесло
элементы идейного разброда и дезорганизации в среде ленинградских
писателей. В журнале стали появляться произведения, культивирующие
несвойственный советским людям дух низкопоклонства перед современной
буржуазной культурой Запада. Стали публиковаться произведения,
проникнутые тоской, пессимизмом и разочарованием в жизни (стихи
Садофьева и Комиссаровой в № 1 за 1946 г. и т.д.). Помещая эти
произведения, редакция усугубила свои ошибки и еще более принизила
идейный уровень журнала».

26.

Послевоенные идеологические кампании
?
Чем было вызвано постановление
«О журналах «Звезда» и «Ленинград»»?
Из «Постановления»:
«Наши журналы не могут быть аполитичными… являются могучим
средством в деле воспитания советских людей
и должны руководствоваться тем, что составляет
жизненную основу советского строя – его политикой».
Из доклада А.А. Жданова:
«Почему ЦК принял такие крутые меры
по литературному вопросу? … Своим решением
ЦК имеет в виду подтянуть идеологический фронт
по всем другим участкам нашей работы».

27.

Послевоенные идеологические кампании
Президиум 3-го пленума Еврейского
Антифашистского Комитета.
В центре – С.М. Михоэлс.
Оборотной стороной
державного курса стало
нагнетание шовинизма
и антисемитизма.
В 1946 г. глава МГБ
В.С. Абакумов начал сбор
компрометирующих материалов
против Еврейского
Антифашистского комитета
(ЕАК),
созданного в 1941 г.
для получения финансовой
помощи СССР со стороны
еврейских организаций США.

28.

Послевоенные идеологические кампании
С.М. Михоэлс
в роли короля Лира.
Председателем ЕАК был
художественный руководитель
Государственного еврейского театра,
выдающийся артист С.М. Михоэлс.
МГБ обвиняло ЕАК в том, что он
стал превращаться в еврейский
национальный центр
в СССР.
Попытки ЕАК организовать изучение
еврейской национальной истории
рассматривались как «сползание
на позиции еврейского национализма
и сионизма».

29.

Послевоенные идеологические кампании
Тираж составленной И.Г. Эренбургом
и В.С. Гроссманом «Черной книги»
о преступлениях нацистов против
еврейского народа был уничтожен.
Запрет публикации мотивировался тем, что
«Черная книга» содержит серьезный
политические ошибки.
?
Титульный лист
«Черной книги», 1947 г.
Как вы думаете: какие «политические
ошибки» могли быть обнаружены
в книге о преступлениях нацистов?
Политической ошибкой считалось
упоминание об истреблении
именно евреев

30.

Послевоенные идеологические кампании
Соломон Михайлович
Михоэлс
Сразу после войны откровенно
антисемитские репрессии были бы
крайне непопулярны за границей.
К тому же Сталин надеялся превратить
Израиль в форпост СССР
на Ближнем Востоке.
Поэтому он предпочел не репрессировать
Михоэлса, а расправиться с ним негласно.
В январе 1948 г. во время поездки
в Минск С.М. Михоэлс был убит,
а его тело бросили под грузовик,
чтобы инсценировать
несчастный случай.

31.

Послевоенные идеологические кампании
Толпа у Московской Хоральной синагоги
во время встречи посла Израиля в Москве
Голды Меир. 1948 г.
В 1948 г. Сталин
перестал считаться
с зарубежным
общественным
мнением:
отношения с
Западом уже были
безнадежно
испорчены.
К тому же восторженный прием, устроенный евреями
Москвы послу Израиля в СССР Г. Меир, навел Сталина
на мысль о нелояльности советских евреев.
Рассеялись и надежды на просоветский курс Израиля.

32.

Послевоенные идеологические кампании
В ноябре 1948 г. Еврейский
Антифашистский комитет
был распущен,
все его члены арестованы.
Арестованных под пытками
заставляли признаться в шпионаже
и террористических замыслах.
Обвиняемые вины не признали.
Дело
по обвинению членов
Еврейского
Антифашистского
комитета,
том 10.

33.

Послевоенные идеологические кампании
Соломон
Абрамович
Лозовский,
председатель
Совинформбюро
Давид
Рафаилович
Бергельсон,
писатель
Перец
ДавидовичМ
аркиш, поэт
Лев
Моисеевич
Квитко,
поэт
Борис
Абрамович
Шимелиович,
врач
Из 15 подсудимых 12 расстреляны,
(бывший зам. министра Госконтроля С.Л. Брегман)
умер в тюрьме,
(Л.С. Штерн) приговорена к трем годам заключения
и последующей ссылке

34.

Послевоенные идеологические кампании
Лина
Соломоновн
а Штерн,
академик
АН СССР,
физиолог,
геронтолог.
Лине Штерн сохранили жизнь,
скорее всего, потому, что
Сталин, страшно боявшийся
смерти, интересовался работами
по геронтологии.
За связь с ЕАК была отправлена
в ссылку на пять лет жена
Молотова П.С. Жемчужина
(Молотов,
по требованию Сталина,
развелся с ней).
Полина
Семеновна
Жемчужина

35.

Послевоенные идеологические кампании
Государственный еврейский театр
в Одессе.
Закрыт в 1948 г.
Репрессии не ограничились
Еврейским Антифашистским
комитетом.
Разгрому подверглась вся
еврейская культура в СССР.
Были закрыты все еврейские
театры, музеи и библиотеки,
газеты и журналы
на языке идиш,
распущены объединения
еврейских писателей,
а сами писатели почти все
арестованы по обвинению
в буржуазном национализме,
многие из них погибли.

36.

Послевоенные идеологические кампании
Гонениям подверглись и евреи,
работавшие не в еврейской,
а в русской культуре.
Январь 1949 г. – статья в «Правде»
«Об одной антипатриотической
группе театральных критиков».
Критиков (большей частью евреев)
обвинили в космополитизме.
Слово «космополит»
(греч. – гражданин мира)
трактовалось как «непатриот».
В ход вошло выражение
«безродные космополиты».

37.

Послевоенные идеологические кампании
Неприглядную роль в деле
театральных критиков сыграло
руководство Союза Писателей СССР
во главе с А.А. Фадеевым.
Критики нападали на творчество
официозных драматургов
А. Сурова и А. Софронова.
При этом они, естественно, указывали
и на недостатки
в работе Союза Писателей.
Фадеев обвинил их
в идеологическом вредительстве.
Фадеев стремился угодить Сталину,
а заодно защищал себя
и свое ведомство.

38. Задание 1 - раб. тетрадь, стр.15

Установите соответствие

39.

2. Восстановление и развитие
системы образования

40.

Восстановление и развитие системы образования
В годы войны сильно пострадала материально-техническая база
образования. Многие школьные и вузовские здания были
разрушены. Значительную их часть использовали для военных
нужд. Восстановление происходило с большими трудностями.
Сохранялась введённая накануне войны плата за учёбу в старших
классах школы, вузах и техникумах. Несмотря на это, в
послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем
семилетием образовании.

41.

Восстановление и развитие системы образования
Ф.Решетников.
«Опять двойка»
В 1950/51 учебном году на семилетние
и средние (8—10 классы) школы
приходилось около 80% учащихся..
Широкое распространение получили
школы рабочей и сельской молодёжи,
школы для взрослых. В них получали
школьное образование уже работающие
молодые люди, не имевшие ранее
возможности учиться. Однако
семилетнее образование всё ещё
оставалось недоступным для
значительной части детей школьного
возраста. Гораздо легче было получить
его в городах, где строилось больше
новых школ и был выше уровень жизни
населения.

42.

Восстановление и развитие системы образования
После войны активно
развивалось образование.
Было построено 18,5 тыс.
школ. Увеличилось более чем
вдвое число ВУЗов и училищ.
К концу 4-й пятилетки
число подготовленных в
ВУЗах составило 652 тыс.
Среднее образование
получило 1278 тыс. человек.

43.

Восстановление и развитие системы образования
В 1946 г. по государственному
бюджету было выделено на
образование в 2,5 раза больше,
чем в 1940 г.
1952 - переход к обязательному
семилетнему образованию.
Восстановление народного
хозяйства требовало
квалифицированной рабочей силы,
появились школы рабочей
молодёжи, школы фабричнозаводского обучения, ремесленные
и железнодорожные училища. Они
подготовили только за 46-50-е
годы около 3,5 миллиона рабочих.

44.

Восстановление и развитие системы образования
Распространение среднего
школьного образования было
необходимой предпосылкой для
развития высшей школы.
Выпуск специалистов из
высших и средних специальных
учебных заведений в
четвёртой пятилетке (1946—
1950) составил около 2 млн
человек. Это было почти
столько же, сколько
подготовили советские вузы и
техникумы за восемь
предвоенных лет.

45.

Восстановление и развитие системы образования
Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились
для работы в сфере просвещения, а около 10% — в
здравоохранении. Это отражало прежде всего острую
потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую
часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры,
подготовленные для промышленности, строительства,
транспорта и связи.

46.

Восстановление и развитие системы образования
Только в 1946-1950 гг. было возведено 18,5
тыс. школьных зданий
В 1946 г. расходы на науку и образование
выросли в 2.5 раза
Начата реализация программы
всеобщего 7-летнего образования
В 1946-1948 гг. число высших учебных
заведений превысило довоенный уровень
В вузах было подготовлено
652 тыс. инженеров,
учителей, врачей, среднее специальное образование
получили 1278 тыс. человек

47.

3. Развитие пауки

48.

Развитие пауки
Потребности социальноэкономического развития страны
и советского военного комплекса
стимулировали заметный рост
науки. Численность научных
работников в 1950 г. превзошла
довоенный уровень более чем на
60 %. Значительная их часть
работала в вузах. Роль ведущего
научного центра играла Академия
наук СССР, президентами которой
в послевоенный период были
физик С. И. Вавилов и химик А.
Н. Несмеянов.
С. И. Вавилов

49.

Развитие пауки
В СССР, как и во многих других
странах, сложилась система
приоритетного государственного
финансирования наиболее важных
научных направлений, прежде всего
связанных с военными разработками.
Благодаря этому быстро развивался
советский ядерный проект, в котором
работали такие известные учёные, как
И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, Н. А.
Доллежаль, A. Д. Сахаров. Благодаря
усилиям научных институтов под
руководством конструкторов С. П.
Королёва, В. П. Глушко, B. Н.
Челомея быстрыми темпами
развивалось советское ракетостроение.
Обнинская АЭС, 1954г.

50.

Развитие пауки
КУРЧАТОВ
Игорь Васильевич
(1902/ 1903-60)
Физик, организатор и
руководитель работ по атомной
науке и технике в СССР,
академик АН СССР, трижды
Герой Социалистического
Труда. Под руководством
Курчатова сооружён первый
отечественный циклотрон
(1939), открыто спонтанное
деление ядер урана, разработана
противоминная защита
кораблей, созданы первый в
Европе ядерный реактор, первая
в СССР атомная бомба, первые
в мире термоядерная
бомба и АЭС.

51.

Развитие пауки
Создание атомной промышленности:
Советский атомный проект Л. П. Берия.
1946 г Курчатов получил приказ создать атомную бомбу, и как
можно быстрее.
1949 г – первое испытание ядерной бомбы в СССР
Создатели: Курчатов, Иоффе, Капица.
«Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной
бомбой, то, наверное, «попробовали» бы ее на себе» - И.В.
Сталин
1953 г. был произведен успешный взрыв водородной бомбы.

52.

Развитие пауки
П.Л.Капица (1894 – 1984)
В 50-е гг., работая над созданием
микроволнового генератора, Капица П.Л.
обнаружил, что микроволны большой
интенсивности порождают в гелии
отчетливо наблюдаемый светящийся разряд.
Измеряя температуру в центре гелиевого
разряда, он установил, что на расстоянии в
несколько миллиметров от границы разряда
температура изменяется примерно на 2 000
000К. Это открытие легло в основу проекта
термоядерного реактора с непрерывным
подогревом плазмы. Возможно, что такой
реактор окажется проще и дешевле, чем
термоядерные реакторы с импульсным
режимом подогрева, используемые в других
экспериментах по термоядерному синтезу.

53.

Развитие пауки
СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ (1906-1966)
Советский учёный, конструктор и организатор производства
ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР,
основоположник практической космонавтики. Дважды Герой
Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии,
академик Академии наук СССР.

54.

Развитие пауки
Исследования химика Н. Н.
Семёнова, физиков Л. Д.
Ландау, П. А. Черенкова, И.
Е. Тамма, И. М. Франка
послужили основой для
перспективных научных
разработок, в будущем
отмеченных Нобелевскими
премиями. В 1951 г. была
создана первая советская
электронновычислительная машина.

55.

Развитие пауки
Отрицательное воздействие на
развитие науки оказывала жёсткая
цензура, идеологический диктат,
репрессии против отдельных
учёных. В наибольшей степени от
этого страдали гуманитарные
науки, ограниченные узкими
рамками официальной идеологии.
Постоянному давлению
подвергались историки. Были
закрыты архивы. Работы по
истории советского периода в
основном повторяли положения
официальных партийных
документов.

56.

Развитие пауки
Изменения претерпела и история России. Цари после Петра I
представлялись самодурками и идиотами. Иван Грозный был объявлен
«прогрессивным деятелем», якобинский кровавый террор во Франции
был объявлен «неминуемым». Борец против царизма Шамиль стал
«агентом зарубежных стран». Сталин лично правил школьные учебники
истории.
Казнь французской
королевы Марии
Антуанеты во
время якобинского
террора во
Франции.

57.

Развитие пауки
Фрагмент учебника Истории СССР с личными правками Сталина.

58.

Развитие пауки
Новые враги и герои советской истории.
Шамиль.
Иван Грозный убивает своего
сына Ивана.

59.

Развитие пауки
В 1950 г. Сталин опубликовал
статью «Марксизм и вопросы
языкознания», вмешавшись
в развернутую незадолго
до этого дискуссию о языке.
В 1952 г. вышла брошюра
Сталина брошюру
«Экономические проблемы
социализма в СССР»,
в которой отрицал действие
товарно-денежных отношений и
законов рынка
при социализме.
Произведения Сталина были объявлены
последним словом науки.

60.

Развитие пауки
Карикатура на генетика
На сессии Всесоюзной академии
сельскохозяйственных наук в 1948 г. при
поддержке И. В. Сталина была разгромлена
как научное направление советская
генетика. В 1950 г. проводилась дискуссия
по вопросам языкознания, центральным
событием которой являлась публикация
статьи И. В. Сталина «Марксизм и
вопросы языкознания». Результатом этой
кампании было преследование ряда
лингвистов. Тогда же резкой критике
подверглись советские физиологи. В
1951—1952 гг. под руководством Сталина
проводилась дискуссия по вопросам
политэкономии, которая способствовала
дальнейшей идеологизации экономической
науки. Как лженаука осуждалась в
послевоенные годы кибернетика.

61.

Развитие пауки
Статья «Кибернетика»
в «Философском словаре» 1954 г.
Идеологический диктат
ощутили и некоторые
другие науки.
Объявление лженаукой
кибернетики обернулось
отставанием
в электронике
и информационных
технологиях.
В химии развернулась атака на теорию резонанса,
созданную американским химиком Р. Полингом,
а переведшие ее на русский язык Я.К. Сыркин
и М.Я. Дяткина были объявлены космополитами.
Физики избежали погромных «дискуссий», убедив начальство, что
это помешает работе над ядерным оружием.

62.

Развитие пауки
В годы войны немного ослабело давление на науку, однако ненадолго.
По проблемам биологии против генетики выступил Т.Лысенко,
выступивший с критикой «мухолюбов-человеконенавистников», в
которое вошли ученые А.Жебрак, П.Жуковский и др.
Академик Лысенко
Карикатура на
генетиков.

63.

Развитие пауки
Лысенковщина – авторитарная система
управления наукой 1948
самое страшное зло в науке – индивидуализм;
работать вне коллектива нельзя!
нужен коллективный план, никакой
самодеятельности
разобщенность ученых, теряющихся в отдельных
лабораториях, тормозит развитие науки
вся наука – партийна «не может быть большего
счастья, чем работать под руководством
пролетариата и его партии»

64.

Развитие пауки
Трофим Денисович
Лысенко,
президент ВАСХНИЛ
Борьба с космополитизмом обернулась
погромными кампаниями в науке
под видом «научных дискуссий».
Тяжелее всего, как и в конце 30-х гг.,
пострадала биология.
Осенью 1945 г. академик Т.Д. Лысенко
выступил с отрицанием внутривидовой
конкуренции в природе.
Большинство биологов выступило
против Лысенко.
К этому времени позиции Лысенко
пошатнулись, т.к. его предыдущие широко
разрекламированные «новшества» принесли
сельскому хозяйству
только вред.

65.

Развитие пауки
Лысенко громит генетику
на сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
Чувствуя ослабление своих
позиций, Лысенков в 1948 г.
обратился к Сталину
и получил поддержку.
С санкции Сталина Лысенко
организовал разгром своих
научных оппонентов
на сессии ВАСХНИЛ
31 июля – 7 августа 1948 г.
Сессия прошла в обстановке шельмования буржуазного
«менделизма-морганизма», которому противопоставлялась
«советская мичуринская биология».

66.

Развитие пауки
Из доклада Т.Д. Лысенко
«О положении в биологической науке»:
«Представители реакционной биологической науки, именуемые
неодарвинистами, вейсманистами, или,
то же самое, менделистами-морганистами, защищают
так называемую хромосомную теорию наследственности…
Менделисты-морганисты, вслед за Вейсманом, утверждают, что в
хромосомах существует некое особое «наследственное вещество,
передающееся следующим поколениям
вне зависимости от качественной специфики тела
и его условий жизни…».
«Борьба, разделившая биологов на два непримиримых лагеря,
возгорелась, таким образом, вокруг старого вопроса: возможно ли
наследование признаков и свойств, приобретаемых организмами в
течение их жизни?»

67.

Развитие пауки
Из доклада Т.Д. Лысенко
«О положении в биологической науке»:
«Иными словами, зависит ли качественное изменение природы
растительных и животных организмов
от качества условий жизни.
Мичуринское учение, по своей сущности материалистическодиалектическое, фактами утверждает такую зависимость.
Менделистско-морганистское учение,
по своей сущности метафизическо-идеалистическое,
бездоказательно такую возможность отвергает».
?
На основании знаний по биологии оцените
данное утверждение Лысенко.

68.

Развитие пауки
Лысенковщина. Торжество лженауки
Лысенко обещал быстрые результаты в сельском хозяйстве,
которые с точки зрения классической биологии были
невозможны, но для государства казались соблазнительными.
Лысенко подчеркивал противостояние западной буржуазной
науки и отечественной социалистической науки, что
соответствовало идеям борьбы
с космополитизмом и «низкопоклонством перед Западом».
Лысенко утверждал, что развитие растений, животных
и человека зависит не от наследственности, а от условий
жизни, что соответствовало идеологическим установкам
советской власти, стремившейся создать «нового человека».

69.

Развитие пауки
После сессии разгромлены
биологические институты
и кафедры.
Из учебных программ изъяты
разделы
по генетике.
Написанные генетиками
монографии и учебники
уничтожались.
Дмитрий
Анатольевич
Сабинин.
Почти все генетики уволены.
Владимир Павлович В.П. Эфроимсон, написавший в ЦК
о вреде, причиненном Лысенко,
Эфроимсон
в 1945 г.
брошен в лагерь (освобожден в 1955 г.).
Д.А. Сабинин покончил с собой после того, как
рассыпали набор его книги.

70.

Развитие пауки
Т.Д. Лысенко.
В 1948–1952 гг. Лысенко выдвинул
теорию о перерождении видов.
Он утверждал, что под воздействием
изменений среды обитания пшеница
может перерождаться в рожь,
сосна — в ель, овес — в ячмень,
капуста — в рапс и брюкву и т.п.
Опыты, подтверждавшие эти
«превращения», были полностью
фальсифицированы.
В результате разгрома генетики
отечественная биология была отброшена
на десятилетия назад, СССР не затронула
«зеленая революция», позволившая
за 20 лет удвоить сбор зерна.

71.

Развитие пауки
Ольга Борисовна
Лепешинская.
Расправа с генетикой отразилась и
на смежных дисциплинах:
вирусологии, микробиологии,
физиологии.
В программы и учебники
для ВУЗов были включены
«открытия» О.Б. Лепешинской
о возникновении клеток
и тканей из «живого вещества»,
и Г.М. Бошьяна о порождении
вирусов микробами.
Книга
Г.М. Бошьяна.

72.

Развитие пауки
Критика ряда направлений отечественной науки.
экономисты (Е. С. Варга), физики (Л. Д. Ландау, П. Л.
Капица и др.), биологи-генетики. В науку были
перенесены «классовые» оценки.
Историки Минц И.И., Разгон И.М., позднее А.Некрич и
Н. Эйдельман, подвергались публичным проработкам.
философ Александров Г.Ф. был обвинен в преклонении
перед Западом за книгу «История западноевропейской
философии». Предлагалось всем ученым вести идейную
полемику с буржуазными учёными.

73.

4. Основные тенденции
развития искусства

74.

Основные тенденции развития искусства
Ведущее место в советском
искусстве в 1940-е гг. занимала тема
войны. Ей были посвящены
известные произведения советских
писателей и поэтов: «Молодая
гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о
настоящем человеке» Б. Н.
Полевого, «В окопах Сталинграда»
В. П. Некрасова, «Спутники» В. Ф.
Пановой, «Василий Тёркин» А. Т.
Твардовского. Как и в предыдущий
период, популярными были
произведения на историческую и
производственную тематику.

75.

Основные тенденции развития искусства
В литературе господствовал
соцреализм.
Ведущая тема - прошедшая война.
Борис Николаевич Полевой в
1946 г. Написал «Повесть о
настоящем человеке».
Михаил Шолохов – «Тихий Дон»,
«Поднятая целина»
Историю трех поколений рабочей
династии изобразил в своем
романе «Журбины» (1952 г.)
В. А. Кочетов.
Михаил Шолохов

76.

Основные тенденции развития искусства
Казакевич Э.Г.: повесть «Звезда»
(1947 год) —удостоена Сталинской
премии ; роман «Весна на Одере»
(1949) был также удостоен Сталинской
премии в 1950 году. Военные повести
«Двое в степи» (1948) и «Сердце
друга» (1953).
Толстой А. Н. – «Пётр I» (1945 г).
Паустовский К.Г. - «Повесть о
жизни» (с 1945 по 1963 гг).
Пришвин М.М., Леонов Л.М.

77. Задание 4 - раб. тетрадь, стр.15

Установите соответствие

78.

Основные тенденции развития искусства
Ю. М. Непринцев «Отдых
после боя»
Развитие живописи и
скульптуры по-прежнему
определяет соцреализм.
Тема Великой
Отечественной войны
нашла отражение в
картинах
Ю. М. Непринцева
«Отдых после боя»
(«Василий Теркин» 1951 г.),
А. И. Лактионова «Письмо
с фронта» (1947 г.).

79.

Основные тенденции развития искусства
Письмо с фронта. С картины А. И.
Лактионова. 1947 г.

80.

Основные тенденции развития искусства
«Живописцы в СССР вдохновляются
великими идеями В.И.Ленина и
И.В.Сталина, животворящей силой
советского патриотизма. На основе
метода социалистического
реализма они стремятся глубоко и
правдиво отобразить
действительность в ее
революционном развитии».
Большая Советская энциклопедия,
издание 2

81.

Основные тенденции развития искусства
Классикой социалистического реализма стала картина
украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб» (1949 г.).

82.

Основные тенденции развития искусства
А.А. Пластов
«На колхозном
Т.Н. Яблонская
«Хлеб» току»

83.

Основные тенденции развития искусства
А.А. Пластов «Ужин тракториста»

84.

Основные тенденции развития искусства
На рубеже 40—50-х гг. - культ личности Сталина достиг своего пика:
изображения Сталина были повсюду,
без цитирования его трудов и многократного упоминания его имени
практически не обходились книги, статьи, радиопередачи,
сама фигура вождя уже при жизни превратилась в мифологическую.

85.

Основные тенденции развития искусства
Ф. Шурпина «Утро нашей Родины»

86.

Предположи,тенденции
какая из картин
получила сталинскую
Основные
развития
искусства
премию?
«Светлая по живописи и ясная по глубокой идее, картина
звучит вдохновенной песней во славу товарища Сталина. Он
идет уверенным шагом навстречу завтрашнему дню...
Шурпин своей картиной обогатил советское искусство...»
Журнал «Искусство» №1, 1950 г.

87.

Основные тенденции развития искусства
Доминирующий жанр того периода — парадный портрет.
Ведущий художник «направления» — А. М. Герасимов.

88.

Но были и другие картины…
Ф.П.
Решетникова
«Опять
двойка»
Ю.Н.
В.Н.
Непринцев
Кукрыниксы
Костецкий
«Отдых
«Возвращение»
«Конец»
после
боя»

89.

Основные тенденции развития искусства
Большое распространение
имели картины, тяготеющие к
повествовательности в духе
традиций передвижников
Решетников «Опять двойка»

90.

Основные тенденции развития искусства
СКУЛЬПТУРА
Воин-освободитель монумент в берлинском
Трептов-парке. Скульптор
Е. Вучетич, архитектор
Белопольский Я.Б.

91.

Е.В.Вучетич
Воин-освободитель
Родина-мать
Берлин, Трептов-парк
Малахов курган,
Волгоград
Вучетич Евгений Викторович (1908 г. 1974 г.) — выдающийся советский
скульптор-монуменалист, народный художник СССР (1959), действительный
член (1953) и вице-президент (1970) Академии художеств СССР, Герой
Социалистического Труда, пятикратный лауреат Сталинской премии (1946—
1950), лауреат Ленинской премии (1970). Участник Великой Отечественной
войны, кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени,

92.

Основные тенденции развития искусства
Памятник Горькому в Москве. Бронза,
гранит. 1951. Скульпторы И. Д.
Шадр, В. И. Мухина
Памятник Максиму Горькому. Бронза,
гранит. 1952. Скульптор В. И. Мухина,

93.

Основные тенденции развития искусства
Главной задачей
архитекторов было
восстановление
разрушенного войной.
Почти заново пришлось
отстраивать Сталинград,
Киев, Минск, Новгород.
СТИЛЬ – по прежнему
«сталинский ампир».
В Москве возводятся
знаменитые увенчанные
шпилями высотки, в которых
традиции античной
архитектуры переплетаются
с элементами древнерусской.
Наиболее удачным принято считать
здание Московского университета на
Воробьевых горах.

94.

Основные тенденции развития искусства
Значительное место в
деятельности Щусева
занимают проекты
восстановления городов,
разрушенных в годы Великой
Отечественной войны Истры
(1942—1943), Новгорода
(1943—1945) и Кишинёва
(1947).
Последним творением Алексея
Щусева стала московская
станция метро
«Комсомольская кольцевая»,
отражающая торжество победы
над фашизмом.

95.

Основные тенденции развития искусства
«Сталинские высотки» Москвы
Жилой дом
на Котельнической
набережной
1952 г. 26 этажей
Жилой дом на
Кудринской
улице
1954 г. 22 этажа
Высотное здание
на площади
Красных ворот
1953 г. 24 этажа

96.

Основные тенденции развития искусства
Главное здание МГУ
1953 г. 36 этажей
МИД России
1953 г. 27 этажей

97.

Основные тенденции развития искусства
Гостиница Ленинградская
1952 г. 17 этажей
Гостиница «Украина»
1957 г. 29 этажей

98.

Основные тенденции развития искусства
Развитие советского
кинематографа, как
художественного, так и
документального,
тормозилось из-за слабой
материально-технической
базы. Фильмов снимали
немного. В 1949 г. на
экраны страны вышли 10
отечественных
художественных фильмов,
в 1952 г. — 17.
Фильм «Звезда»
(1949)

99.

Основные тенденции развития искусства
Афиша к фильму
«Повесть о настоящем
человеке» (1948)
Многие картины того времени
вызывают интерес и много лет
спустя. Например, фильмы о войне
«Подвиг разведчика» (режиссёр
Б. В. Барнет), «Молодая
гвардия» (режиссёр С. А.
Герасимов), фильмы-сказки
«Золушка» (режиссёры Н. Н.
Кошеверова и М. Г. Шапиро, по
сценарию Е. Л. Шварца),
«Садко» (режиссёр А. Л.
Птушко), комедия «Кубанские
казаки» и музыкальный фильм
«Сказание о земле Сибирской»
(режиссёр И. А. Пырьев).

100.

Основные тенденции развития искусства
Кадр из фильма
С. Герасимова
«Молодая гвардия»

101.

Основные тенденции развития искусства
Художественный фильм в жанре музыкальной комедии Ивана Пырьева,
снятый по сценарию Николая Погодина в 1949г.

102. Задание 2 - раб. тетрадь, стр.15

Установите соответствие

103.

Основные тенденции развития искусства
Цензура и идеологический контроль накладывали негативный
отпечаток на развитие всего советского искусства. От писателей,
режиссёров, художников требовалось создание произведений,
воспевавших советский строй, партию, вождей или
критиковавших западный империализм.

104.

Основные тенденции развития искусства
Критике подверглись театр и кино. Согласно постановлению партии
необходимо было исключить из репертуара «буржуазных пьес» и не надо
«идеализировать жизнь ханов, царей, вельмож». Критике подверглись
режиссеры С.Эйзенштейн, Л.Луков, Г.Козинцев и др.
Фрагмент фильма
«Иван Грозный»
С.Эйзенштейна.
Фрагмент фильма «Адмирал Нахимов»
В.Пудовкина.

105.

Основные тенденции развития искусства
В январе 1941 г. А.А.Жданов дал задание С. Эйзенштейну
снять фильм об Иване Грозном. Естественно, заказ исходил от
Сталина. Режиссер, чей фильм «Александр Невский»
получил высочайшее одобрение, согласился.

106.

Основные тенденции развития искусства
«Эйзенштейн справился с задачей. Иван
Грозный, как прогрессивная сила своего
времени, и опричнина, как его
целесообразный инструмент, вышли
неплохо ».
И. Сталин

107.

Основные тенденции развития искусства
Вторую серию уже смонтировали, а в марте 1946 г. ...
запретили.
Из постановления ЦК ВКП(б)
« Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма «Иван
Грозный» обнаружил невежество в изображении
исторических фактов, представив прогрессивное войско
опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов... а
Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером —
слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

108.

Ты можешь объяснить, какое дело ЦК до Ивана Грозного и
Гамлета?
«Царь у вас получился нерешительный. Все ему
подсказывают, что надо делать, а не он сам
принимает решения… Мудрость Ивана Грозного
состояла в том, что он стоял на национальной
точке зрения, ограждая страну от иностранного
влияния».
И. Сталин

109.

Какие обвинения были предъявлены создателям фильма
«Большая жизнь»?
Из постановления ЦК ВКП(б)
«Кинофильм «Большая жизнь» порочен в идейнополитическом и крайне слаб в художественном отношении
…В фильме фальшиво изображены партийные работники.
Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте
показан в нарочито нелепом положении, поскольку его
поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты
может якобы поставить его вне рядов партии.
Постановщики фильма изображают дело, таким образом,
будто бы партия может исключить из своих рядов людей,
проявляющих заботу о восстановлении хозяйства».

110.

Основные тенденции развития искусства
Критике были подвергнуты кинофильмы «Большая жизнь»
(2-я серия) режиссера Л. Лукова; «Адмирал Нахимов» В. И.
Пудовкина; кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.

111.

Основные тенденции развития искусства
Гонениям подверглась и музыка. С.Прокофьев, А.Хачатурян,
В.Мурадели, Д.Шостакович были обвинены в «пренебрежении
лучшими традициями классической оперы…». А.Жданов заявил, что
«не только музыкальное, но и политическое ухо советских
композиторов должно быть чутким».
А.Хачатурян
С.Прокофьев
Д.Шостакович

112.

Основные тенденции развития искусства
ВКритиковались
конце
1947 г. по
жесткий
пресс
обрушился и на
и заказу
другиеидеологический
композиторы,
«придерживающиеся
созданных
властей
к 30-летию
Октябрьской
советских музыкантов.
ПоводомС.
послужило
исполнение
формалистического,
антинародного
направления»,
—трех
Д. Д.
революции:
Шестой симфонии
С. Прокофьева,
«Поэмы»
Шостакович
и Н.«Великая
Я. Мясковский.
А. И. Хачатуряна
ипроизведений,
оперы
дружба» В. И.
Мурадели.

113.

Основные тенденции развития искусства
«Не только музыкальное, но и политическое ухо
советских композиторов должно быть очень
чутким».
А.А. Жданов

114.

Основные тенденции развития искусства
ФОРМАЛИЗМ
Общее негативное направление в литературе и искусстве,
отошедшее от канонов реализма.
Формалистов критиковали за поиск новых форм и содержания.
Формалисты: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян,
Мейерхольд.
Произведения композиторов — «формалистов» долгое время
не исполнялись.

115.

Основные тенденции развития искусства
Резкой критике были подвергнуты даже те писатели,
творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так,
руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был
раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая
гвардия», в котором было недостаточно-показано партийное
руководство молодыми подпольщиками;

116.

Основные тенденции развития искусства
М. А. Исаковский
поэт-песенник М. А. Исаковский — за пессимизм
стихотворения «Враги сожгли родную хату...».

117.

Основные тенденции развития искусства
Враги сожгли родную хату
Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.
М.А.Исаковский
Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего».

118.

Основные тенденции развития искусства
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
С.Я.Маршак

119.

Основные тенденции развития искусства
Обыкновенное
чудо
Обыкновенное
Обыкновенное
Тень Дракон
чудо
чудо
Дракон
Евгений Шварц в пьесе «Дракон» в 1943 г. вывел советскую
действительность на сцену. «Сказка ложь, да в ней намек...»

120.

За что
подверглось
критике
партии
театральное
Какие
задачи
выдвигало
советское
руководство
перед
искусство?
драматургами
и театрами страны?
«В театральной критике сложилась антипартийная
группа последышей буржуазного эстетства. Надо
решительно, раз и навсегда покончить с либеральным
попустительством всем этим эстетствующим
ничтожествам. Надо очистить атмосферу искусства
от антипатриотических обывателей.
Драматурги и театры должны отображать в пьесах и
спектаклях жизнь советского общества в ее
непрестанном движении вперед, всячески
способствовать дальнейшему развитию лучших сторон
характера советского человека, с особой силой
выявившихся во время Великой Отечественной войны».

121.

В постановлении ЦК ВКП(б) осуждалось
преобладание в театрах страны классического
репертуара в ущерб пьесам, посвященным
«пафосу борьбы за коммунизм».

122.

Уровень жизни советских людей
Уровень жизни советских людей был очень низким.
Жизнь в городах
Значительная часть городского населения имела общественное жилье: от
деревянных бараков и заводских общежитий до коммунальных квартир.
Отдельная городская квартира была в основном привилегией руководящих
партийных, хозяйственных и творческих работников.
Жили бедно, на виду у соседей, досуг проводили в основном не в тесных
помещениях, а прямо во дворах.
Рацион рядового городского жителя в первые годы после войны оставался
скудным. В городах продуктов не хватало, и основные из них попрежнему выдавались по карточкам.

123.

Уровень жизни советских людей
Жизнь в деревне была гораздо беднее городской.
Первые годы после войны многие крестьяне на разоренных войной землях жили в
сараях и землянках.
Строительством жилья на селе государство всерьез не занималось.
Крестьяне должны были строиться своими силами.
Питались колхозники в основном тем, что выращивали сами.
Государственные поставки обеспечивали село только самым
необходимым — хлебом, солью, мылом, спичками, но и эти поставки не всегда
были регулярными.
Внешне деревня мало изменилась с довоенных времен.
Развлечения для деревенских жителей ограничивались, как правило, сельским
клубом (он же кинозал) и танцплощадкой.

124.

Выводы
1. Ужесточение идеологического контроля государства
над обществом в связи с началом «холодной» войны.
2. Новые гонения на церковь.
3. Преследование «несоветских» деятелей культуры.
4. Борьба с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед
Западом».
5. Развитие культа личности Сталина.
6. Идеализация советской действительности в советском
искусстве.
7. Развитие образования и науки.
8. Низкий уровень жизни советских людей, по сравнению со
станами Западной Европы.

125.

Выводы
Большинство населения в суете повседневных забот не
очень задумывалось о политических и духовных
проблемах. Оно предпочитало верить официальной
пропаганде, объяснявшей все трудности реальными
последствиями войны и якобы новыми происками
“внешних и внутренних врагов”.
Между тем противоречие между этой пропагандой,
теорией марксизма-ленинизма и реалиями жизни
ощущались многими мыслящими людьми.
Все они хотели и ждали перемен.
English     Русский Правила