Д. И. Фонвизин
«Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.
Родословная. Детство
Комедия «Недоросль»
Постановка комедии
Термины
Драма – от греч. «действие»
Основные виды (жанры) драмы
Любовный конфликт
Социально-политический конфликт
Урок Митрофана
Тришкин кафтан
Нравы семьи Простаковых
Отрицательные герои
Образ Стародума
Образ Простаковой
«Недоросль» как комедия классицизма
Направления в искусстве
Классицизм сложился
Запишите основные положения лекции
Принципы классицизма
Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль
Петродворец
«Самсон, разрывающий пасть льва»
Классицизм в живописи
Основные требования классицизма в литературе
Деление жанров
Мольер – знаменитый классицистический комедиограф Франции
«Недоросль» как классицистическая комедия
Домашнее задание
Способы создания комического
1.76M

Д.И. Фонвизин. «Недоросль», как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии

1. Д. И. Фонвизин

2. «Недоросль» как сатирическая комедия. Сюжет и конфликт комедии.

.
«НЕДОРОСЛЬ» КАК САТИРИЧЕСКАЯ
КОМЕДИЯ. СЮЖЕТ И КОНФЛИКТ
КОМЕДИИ.

3. Родословная. Детство

• Какова по
происхождению
фамилия Фонвизиных?
• Когда они появились в
России?
• Где родился
Фонвизин?
• В честь кого он
назван?
• Где и как он учился?

4. Комедия «Недоросль»

• Какие недостатки
обличает Фонвизин?
• В чьи уста вложил он
свои сокровенные
мысли?

5. Постановка комедии

• Где впервые была
поставлена комедия?
• Что сказал князь Потёмкин
Фонвизину после выхода
комедии?
• Что осудил писатель в
комедии?
• Что раньше обозначало
слово «недоросль»?

6.

Роды литературы
Эпос
Лирика
Драма
Еёлирики
содержание

•Чем, по-вашему, драма отличается от
и эпоса?
диалоги и
монологи
•Она предназначена для постановки
на сцене
действующих
лиц. Их речь
сопровождается
ремарками

7. Термины

• Диалог – разговор двух или нескольких
лиц
• Монолог – речь, рассказ, выражение
мыслей и чувств от первого лица
• Ремарка – авторское указание об
обстановке действия, о внутреннем
состоянии героев, их мимике и жестах

8. Драма – от греч. «действие»

• В драматическом
произведении движения
событий протекают
особенно остро и
напряжённо. В то же
самое время события
могут быть просты и
обыкновенны., но
каждое слово и
движение раскрывает
характер персонажа.

9. Основные виды (жанры) драмы


Трагедия
Драма (как жанр)
Комедия
Водевиль
Фарс
Мелодрама

10. Любовный конфликт

Попытка похитить
Софью
Кульминация
Известие
о приезде
Завязка
Стародума
Счастливый финал –
соединение
Милона и
Развязка
Софьи
Рассказ о Софье и о
соискателях
Экспозицияна её
руку

11. Социально-политический конфликт

Попытка похитить
Софью
Кульминация
Известие
о приезде
Завязка
Стародума
Рассказ о
Простаковой
Экспозицияи её
семье
В финале порок
наказан – Простакова
Развязка
и её имение отданы
под опеку

12. Урок Митрофана

• Про «экзамен»
Митрофана сказано, что в
этой сцене происходит
столкновение истинного
просвещения и
воинствующего
невежества. Согласны ли
вы с этим? Почему?

13. Тришкин кафтан

• Как вы думаете,
почему комедия
начинается сценой с
портным Тришкой?
• Что мы узнаём о жизни
в доме Простаковых
при внимательном
прочтении 1-ого
действия?

14. Нравы семьи Простаковых

• Что мы узнаем от
Простаковой и
Скотинина об их
родственниках?
• Каковы
взаимоотношения между
членами семьи?
• Каковы отношения
дворян к крепостным,
интересы помещиков?

15. Отрицательные герои

• Каково назначение
отрицательных героев?
Показать, какими и как не
должно быть.
• К какому выводу
приходит автор по
проблеме дворянства и
крепостного права?

16. Образ Стародума

Расскажите, о чём
говорит Стародум,
какие пороки он
обличает в своих
монологах?

17. Образ Простаковой

Адресат речи
Простаковой
1. С крепостными
и учителями
2. С Софьей
3. С Митрофаном
4. Со Стародумом
Примеры речи,
слова и
обращения

18. «Недоросль» как комедия классицизма

.
«НЕДОРОСЛЬ» КАК
КОМЕДИЯ КЛАССИЦИЗМА

19. Направления в искусстве

Классицизм
Модернизм
Сентиментализм
Романтизм
Реализм

20. Классицизм сложился

В литературе
Музыке
Архитектуре,
садово-парковом
искусстве
Живописи
Скульптуре

21. Запишите основные положения лекции

• Классицизм сложился во
Франции в 17 веке в связи
с началом эпохи
абсолютной монархии
• Классицисты подражали
древним грекам и римлянам
• Слово произошло от
латинского названия,
что значит
«образцовый»

22. Принципы классицизма

1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх –
воплощение разумного.
3. Главная тема – конфликт личных и гражданских интересов,
чувства и долга
4. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение
государственной идее
5. Наследование античности как образцу
6. Подражание “украшенной” природе
7. Главная категория – красота

23. Пример классицизма в садово-парковом искусстве и архитектуре - Версаль

• Версаль – резиденция
французских королей –
гордился своим парком,
созданным по проекту Андре
Ленотра. Природа приняла в
нем строго геометрические
формы, предписанные ей
разумом человека. Парк
отличался четкой
симметрией аллей и прудов,
строго выверенными рядами
подстриженных деревьев и
цветников, торжественным
достоинством
расположенных в нем
статуй.

24. Петродворец


Замечательным образцом
садово-паркового искусства
является и российский
Петродворец. Хотя он
создавался почти на столетие
позже, в нем, как и в Версале,
воплотились многие сильные
стороны классицизма.
Прежде всего это строгая
внутренняя соразмерность
грандиозного ансамбля в
целом, строгая разбивка
парка поражает своими
просторами и чистотой
пропорций.

25. «Самсон, разрывающий пасть льва»

• Как вы думаете,
почему это
классицистическое
произведение?
• Античный герой,
его красота,
патриотическая
тематика,
прославление
монарха

26. Классицизм в живописи

Картина Жака Луи Давида
“Клятва Горациев”
Лысенко «Прощание Гектора с
Андромахой»
Найдите здесь черты классицизма

27. Основные требования классицизма в литературе

1. Герои - “образы без лиц”. Они не меняются, являясь
выразителями общих истин.
2. Исключалось использование простонародного языка в высокоих
жанрах
3. Требование композиционной строгости
4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и
действия .
5. Строгое деление на жанры.
6. Система амплуа в комедии(герой, героиня, ложный герой,
субретка, обманутый отец, резонёр)
7. Деление героев на положительных и отрицательных
8. Герой-схема, носитель одного качества
9. Условность места действия
10. Застывшие характеры

28. Деление жанров

Высокие жанры
•Ода
•Героическая
поэма
•Трагедия
•Гимны
Низкие жанры
•Басни
•Комедии
•Сатиры

29. Мольер – знаменитый классицистический комедиограф Франции

“Задача комедии
состоит в том,
чтобы бичевать
пороки”.
Ж.-Б. Мольер

30. «Недоросль» как классицистическая комедия

Черты классицизма
Отход от классицизма

31. Домашнее задание

• Выучить теоретический материал
• Заполнить таблицу
• Художественный пересказ комических
фрагментов

32. Способы создания комического

Способы
Примеры
English     Русский Правила