Похожие презентации:
Тенденции духовной жизни
1.
2.
Начало XX века было связано созначительным ростом многообразия течений
и направлений в литературе,
изобразительном, театральном искусстве. В
среде творческой элиты усиливались
настроения пессимизма, озабоченности
будущим, росло стремление к
переосмыслению прошлого философского,
историко-культурного наследия.
Эти настроения отразили те
реальности, которыми ознаменовалось
наступление нового века.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Освальд Шпенглер (1880 -1936)
Немецкий философпредрекал закат
европейской культуры.
12. Арнольд Дж.Тойнби (1889 – 1975)
Рассматривал мировоеразвитие как процесс смены
локальных цивилизаций,
каждая из которых проходит
своеобразный жизненный цикл
от рождения до надлома,
упадка и умирания. Каждая
сменявшаяся цивилизация
опиралась на достижения
предшествующих ей культур,
достигала новых, более
высоких рубежей развития.
13. Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992)
Каждый этнос (народ) проходитнесколько этапов в своём
развитии – от возникновения,
взлёта энергии
(пассионарности) до упадка и
исчезновения. При этом
главным источником
этногенеза (процесса
зарождения и развития
этносов) является
взаимодействие этносов со
средой их обитания.
14. Два направления в духовной жизни, в восприятии мира философской мыслью в первой половине XX века
• Иррационалистическое• Рационалистическо-прагматическое
15. Зигмунд Фрейд (1856 – 1939)
Поведение человека взначительной мере определяется
неосознаваемыми им мотивами.
Они могут выражаться на языке
культуры, не воспринимаемом в
рациональных категориях, будучи
формой материализации
психической энергии
бессознательного. Грань между
«нормальным» и «ненормальным»
в культуре условна. Она
определяется людьми, которые
исходят из мнений, суждений,
предрассудков, меняющихся с
течением времени, неодинаковых в
разных обществах.
16. Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
Именно в культуре находит выражениеотношение человека к смыслу жизни,
деятельности, добру и злу, справедливости
и несправедливости, нормальности и
ненормальности. Будучи порождением
подсознательных мотивов человека,
культура выступает по отношению к нему
одновременно внешним и внутренним
фактором. Это определяет возможность
конфликта между осознанными
стремлениями и внутренними
ограничениями на их реализацию, такими
как совесть, честь, достоинство.
17. Клод Леви-Строс (1908-
Клод Леви-Строс(1908Хотя человек применяет условные знаки,
символы (буквы, цифры) сознательно, в
сфере культуры человек создал мир
символов, выражающих бессознательные
начала разума. А потому духовная
культура в очень большой мере условна,
построена на символах, иррациональных
началах и понятиях.
18. Х. Ортега-и- Гассет (1889 – 1955)
Утилитарный, материалистическийподход к жизни, превращающий
труд, производство и потребление в
идеал и идола, уничтожает дух
подлинной культуры. Её вытесняет
суррогат, создаваемый для
полуграмотных масс, вступающих в
духовную жизнь, в то время как
подлинная духовность и культура
развиваются и помаются лишь
немногими, элитой.
19. Джон Дьюи (1859 – 1952)
Основоположник прагматическогоподхода к культурной жизни.
Познание и творчество не более чем
инструменты решения жизненных
задач, позволяющие рационально
организовать своё поведение.
Когда человек добивается жизненного
успеха он добивается гармонии с
окружающим миром, получая от этого
эстетическое наслаждение. Искусство
в этой системе выступает как особая
форма обобщения жизненного опыта,
как форма разрешения личных
проблем человека, плохо
приспособленного к среде. Культура
прошлого имеет лишь музейную
ценность, если она не связана с
повседневным, текущим опытом
человека.
20.
Своеобразными формами прагматизма вXX веке стало отношение к культуре,
искусству как к инструментам
достижения определённых идейнополитических целей.
«Союз революционных художников»
(Германия, 1931 – 1933)
«Ассоциация революционных писателей и художников»
(Франция, 1932 – 1935)
«Революционный синдикат работников техники и
искусства» (Мексика, 1910 – 1917)
Характерная черта революционного искусства –
обращение к конкретным, социальным проблемам
общества, стремление быть понятым массами, звать
их к действию.
21.
Другим вариантом политическогоиспользования искусства была его
обращенность к национальной идее.
Восхваление славного прошлого , подлинной
народности, обычно ассоциируемой с идиллическим
изображением крестьянской темы, выступало
формой компенсации неудовлетворенного или
униженного национального самосознания,
готовило духовную почву прихода к власти партий
национального реванша.
22.
Домашнее задание.п. 19, отв. на вопр. 1-5
документы стр.174-176 (анализ)