История государства и права зарубежных стран
История государства и права зарубежных стран
I. ИГПЗС как наука и учебная дисциплина
Государство и право Древнего мира
III. Государство и право Средних веков
V. НОВОЕ ВРЕМЯ
VI. НОВОЕ ВРЕМЯ
IX. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
Древний Египет. Хронология
Древний Египет. Хронология
Древний Египет. Хронология
Древний Египет. Хронология
Буддизм
Периодизация истории государства и права Древнего Китая.
Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на
Конфуций
Идеология конфуцианства
20.11M
Категория: ИсторияИстория

История государства и права зарубежных стран

1. История государства и права зарубежных стран

Лекция № 1
«Предмет, метод, периодизация
ИГПЗС.
Государство и право
Древнего Востока»
Подготовил:
к.и.н., доцент ДПРЭД, доцент
Терениченко Алексей Александрович

2.

Цель:
Ознакомить студентов с целями и задачами курса
“История государства и права зарубежных стран”, как одной
из фундаментальных историко-юридических дисциплин,
дать характеристику основной доступной литературы и
учебникам. Предложить периодизацию ИГПЗС
Разъяснить, опираясь на историю и отдельные
положения из теории государства и права, как и под
влиянием каких факторов возникли государства и правовые
отношения.
План лекции
Предмет, метод, периодизация ИГПЗС.
Возникновение и особенности древневосточных
государств
Общественный
строй
древневосточных
государств.
Государственный строй. Восточная деспотия.

3. История государства и права зарубежных стран

исследует
вопросы
возникновения,
развития,
функционирования государства и права стран, которые в
определенную эпоху воплотили наиболее характерные черты
государственности данного исторического времени и региона;
анализирует содержание государственно-правовых процессов,
происходящих в определенном времени и пространстве;
раскрывает присущие им причинно-следственные связи, а также
закономерности государственно-правовой истории, равно как и
наиболее типичные ее особенности, проявляющиеся вразных
странах в различные времена.
в числе важнейших конкретно-исторических проблем
изучает механизмы возникновения и развития прав человека и
гражданина, правового государства, федерализма, разделения
властей, парламентаризма, основных институтов частного и
публичного права. Она дает возможность учитывать достижения
прошлого, равно как и учиться на совершенных ошибках, чтобы
их не повторять.
Неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированого
юриста является изучение основных общественных, государственных,
правовых институтов больших исторических эпох в связи с
современными проблемами права.

4. I. ИГПЗС как наука и учебная дисциплина

Место в системе общественных наук
Всемирная
история
ТГиП
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ИОГП
История
политических
и правовых
учений
ИГПЗС
Политология

5. Государство и право Древнего мира

Древний Восток
Античность
Египет
Древняя Греция
Месопотамия
Древний Рим
Индия
Китай

6. III. Государство и право Средних веков

Салические франки. Франция в
Средние века
Средневековая Германия
Средневековая Англия
Государство и право Византии
Арабский Халифат и
мусульманское право

7. V. НОВОЕ ВРЕМЯ

Англия в Новое время: государство и право
Франция в Новое время: государство и право
Германия и Австрия в Новое время: государство и право (теория
разделения властей), Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо (теория народного
суверенитета)
Юриспруденция Великой Французской Революции
Япония и Китай в Средние века и Новое время.

8. VI. НОВОЕ ВРЕМЯ

Образование и государственно-правовое
развитие США в конце XVIII – XIX вв.

9. IX. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Фанция
Германия
США
Великобритания
Япония и Китай

10.

Рекомендуемая литература:
а) основная:
1. Абрамова М.Г., Савельев В.А. История государства и права зарубежных стран / рабочая программа
учебной дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 «Юриспруденция»
(программа подготовки бакалавра) – М.: Финансовый университет, кафедра «Теория и история
государства и права», 2013. – 38 с.
2. История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. д.ю.н., проф. Батыра К.И. – 5-е изд.,
испр. и доп. – М.: Издательство Проспект, 2011.
3. Рубаник В. Е. История государства и права России: учебник для бакалавров / под общ. ред. В.
Е. Рубаника. — М. : Издательство Юрайт, 2014. – 876 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2 т. / Отв. ред. д.ю.н., проф. Н. А.
Крашенинникова. Т.1: Древний мир и Средние века, т.2.: Новое и Новейшее время. - М.: Норма, 2009.
б) дополнительная:
1. Вологдин, А.А. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учеб. пособие / А.А.
Вологдин. – М.: Высш. шк., 2005. – 286 с.
2. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М.А. Исаев – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт – ИД Юрайт, 2013. – 957 с. Серия: Бакалавр. Базовый курс.
3. История государства и права зарубежных стран: учебно-методическое пособие / отв. ред. Н.А.
УЧЕБНАЯ
ЛИТЕРАТУРА Крашенинникова. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 320 с.
4. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. Учебник для бакалавров / М.Н.
Прудников – Изд. Юрайт, 2013. – 811с.
5. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). Учебнометодическое пособие к семинарским занятиям. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.: ИКД
«Зерцало-М», 2013. – 128 с.
6. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под редакцией К.И. Батыра и Е.В.
Поликарповой. Т. I, II. – М.: Юристъ. 2007.
7. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) /
Составитель: д.ю.н., проф. В.А. Томсинов. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000 – 496 с.
8. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) /
Составитель: д.ю.н., проф. Н.А. Крашенинникова. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2000 – 496 с.
9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2000 – 576 с.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. http://www.kodeks.ru – официальный сайт информационно-правового консорциума «Кодекс».
2. http://www.law.edu.ru – федеральный правовой портал
3. http://www.consultant.ru /Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
4. http://www.garant.ru / Справочно-правовая система «Гарант»

11.

Для родовой структуры общества характерно:
ОБЩЕСТВЕННАЯ
ВЛАСТЬ В
ДОГОСУДАРСТВЕННОМ
ОБЩЕСТВЕ
При матриархате:
• запрещение половых связей с кровными родственниками. При матриархальном роде женщины (вероятно) выбирают мужей в другом сообществе;
• в основе рода - общее право на имущество: землю, скот, военную добычу,
орудия охоты и труда;
• коллективные функции по управлению производственными процессами и пр.;
• распределение, усыновление посторонних, исполнение религиозных обрядов
(прежде всего магических), связанных с плодородием почвы и умножением
скота);
• нападения, грабеж соседей и пр.
При патриархате (дополнительно - новые функции):
• наделение землей и ее перераспределение. Принудительный севооборот,
создание страховых запасов, общей казны и организация контроля над их
распределением;
• взаимная помощь и защита рода;
• владение общим имуществом, отделенным от имущества семей;
• контроль за наследованием имущества;
• опека и попечительство;
• организация общественных работ: строительство храмов, ремонт дорог,
мостов, ирригационных сооружений и пр.

12.

Переход к государству
ПРИЧИНЫ И
УСЛОВИЯ
интенсивность развития производящего хозяйства определялась природными
условиями;
с расширением производящего хозяйства идет процесс накопления имущества у
семьи, рода. Учитывая, что земля длительное время остается собственностью рода и
распределяется по жребию, основным богатством является скот, используемый как
средство производства (пашенное земледелие), пища, товар;
освоение новых земледельческих площадей и пастбищ, увеличение объемов производства вело к накоплению излишка продукта и демографическому росту. Следовательно, росла потребность в дополнительной рабочей силе. Семья и в целом община,
уже не справлялась с объемом работ, поэтому, источником получения дополнительной
рабочей силы становится военный плен – рабство;
наличие излишка продукта и специализация производства способствуют выделению
ремесла и торговли, которые не ограничиваются пределами рода, племени.
стремление к увеличению продукта для обмена и торговли ведет к расширению
практики использования рабов. Формируются и существенные различия в правах между
свободными и рабами;
углубление различий и противоречий между богатыми и бедными (особенно, после
того как земля переходит в собственность отдельных семей или лиц). Власть избранного вождя и старейшин в результате обогащения и особых полномочий, постепенно
переходит в наследственную. Закладываются основы наследственной знати;
вторичный, но важный фактор - завоевания и войны (не влияют на процессы эволюции общинных связей, но ведут к созданию мощных военно-организационных структур, способствуют ускорению процесса создания протогосударств).

13. Древний Египет. Хронология

Раннее царство
(XXXI – XXVIII вв. до н. э.) 3100 г. до н.э. – Менос
Верхний + Нижний Египет
(номы

территории).
Столица – Мемфис.
Древний Египет
Древнее царство
(XXVIII – XXII вв. до н. э.) –
Деспотическая
монархия.
Страна – «Дом царя». +
земли храмов и вельмож.
Государство
поглотило
общину.
Бюрократия.
Письменность.

14. Древний Египет. Хронология

Среднее царство
(XXI – XVIII вв. до н. э.) – расцвет.
Единые системы ирригации и
обороны. + Нубия и Палестина.
«Древневосточная»
система
эксплуатации.
Распределение на государственные
работы – «паек». Рабы – «домашние»
(египтяне), чужеземцы – тяжелые
работы. Падение – нашествие
гиксосов.

15. Древний Египет. Хронология

Луксорский храм.
(Древние Фивы)
Новое царство
(XVI – XI вв. до н. э.) –
границы до IV порога и
Евфрата (Тутмос III). Рабычужеземцы: каналы, храмы.
Столица – Фивы.
XIV в. до н. э. - Аменхотеп IV
(Эхнатон) – религиозная
реформа. Неудача.
Рамзес II – новый расцвет
XIII в. до н. э. Разгром хеттов
у Кадеша (1296). Но: потеря
владений.

16. Древний Египет. Хронология

Позднее царство
(XI – IV вв. до н. э.) – распад:
Нижний Египет – династии
ливийцев,
Верхний

нубийцев.
VII в. до н. э. – Египет периферия
молодых
империй (Ассирия, Персия)
332 г. до н.э. – завоевание
Александром Македонским.
Эллинистический
период.
Александрия Египетская.

17.

Древний Египет
-глава гос-ва;
Канцелярия (писцы)
Фараон
-главнокомандующий;
-административная;
-контроль за всем;
-законодательная;
-судебная;
Джати (начальник дворца) -военная власть;
-верховный судья;
религиозные функции
Начальник дома
оружия
«Заведующий тем,
что даёт небо,
производит земля и
приносит Нил»
«Больших послушных
призыву царя»
Начальник работ
(строительство)
«Дом царских
сокровищ»
Начальник архива царя
Хранитель печати
(юстиция)
Высший суд из 30 судей
Верховный маг
«Суд Оракула»
«6 великих палат»
Местное управление
Джаджати
(общинные
советы)
Номархи
(возглавляли
номы)
Наместник
(глава
области)

18.

• Осн. Социальные
группы
Древневавилонского
общества:
АВИЛУМЫ,
МУШКЕНУМЫ.

19.

20.

21.

Первыми источниками зарождающейся правовой
мысли в Индии явились священные тексты - веды. Они
представляют собой сборники религиозных и
ритуальных текстов различного содержания и
назначения. Таких сборников четыре: Ригведы,
Самаведы, Яджурведы и Артхарваведы

22.

Как источник политической
мысли наибольший интерес
представляет «Ригведа»
(собрание гимнов) - первый
дошедший до нас памятник
древнеиндийской литературы
и первое выражение
мировоззрения ведийской
эпохи и «Атхарваведа» сборник заговоров и
заклинаний.

23.

С «Ригведы» берет начало концепция всемогущего
космического или божественного закона - риты.
Наряду с ритой в ведах употребляется понятие
«дхарма». Постепенно оно вытеснило риту в
качестве общего определения нормы
поведения. Дхарма - понятие, включающее весь
круг обязанностей и ответственности человека. В
этот круг входит и то, что мы называем правовыми
обязанностями и ответственностью. Право, закон,
распоряжение , но вместе с тем мораль, ритуал,
знание вед, правила гигиены, очищения и приема
пищи, образа жизни в зависимости от возраста и
варны - тоже дхарма.

24. Буддизм

Формирование крупных государств
сопровождалось формированием новой
идеологии.
Возникновение буддизма легенды связывают с
деятельностью Сиддхартхи Гаутамы, или Шакья
Муни (563 - 483 гг. до н.э.). Будда означает
познавший истину, достигший просветления.
Буддизм возник как своеобразный бунт против
религии брахманизма, переживавшей упадок,
погрязшей в суевериях, обрядности и корысти
высших сословий. Центральная идея буддизмаосвобождение человека от мирских страданий.

25.

Особое место в истории
древнеиндийской политической
мысли занимает трактат под
названием «Артхашастра»
(«Наставления о пользе»)
Автором считается Каутилья –
советник царя основавшего
империю Маурьев.
«Артхашастра» – наиболее полный
в индийской литературе свод
прикладных знаний о политике,
своего рода энциклопедия
политического искусства.
Идеи «Артхашастры» выражали
программу уступок со стороны
светской власти и жречества.

26.

27.

28. Периодизация истории государства и права Древнего Китая.

1. Период Шан (Инь)- 18—
12 в.в. до нашей эры;
2. Период Чжоу- 12 в. до
н.э. - 221 г.;
3. Период усиления
царства Цинь- 246 г. до
нашей эры- 207 г. до
нашей эры;
4. Период Хань (206 г. до
н.э.—220г. нашей эры).

29. Приверженцы взглядов Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты же настаивали на

Правовая система Древнего Китая
испытывала мощное влияние двух
противоборствующих философских
учений: конфуцианства и политикоправовой концепции легизма.
Приверженцы взглядов Конфуция считали
главным регулятором поведения людей не
закон, а нормы морали. Легисты же
настаивали на том, что жизнь подданных
должна быть упорядочена с помощью
общеобязательных законов, выражающих
интересы государственной власти.

30. Конфуций

Наиболее влиятельной
доктриной в истории
правовой мысли Китая
являлось конфуцианство.
Родоначальник этого
направления Конфуций
(551-479 гг. до н.э.). защищал
интересы слоев,
стремившихся примирить
имущественную и
наследственную знать.

31. Идеология конфуцианства

Изречения мыслителя собраны
его учениками в книге
"Суждения и беседы".
Основными категориями
конфуцианства являются
понятия благородного мужа,
человеколюбия и правил
ритуала. Управлять
государством, согласно
Конфуцию, призваны
благородные мужи во главе с
государем - "сыном неба"

32.

В УСЛОВИЯХ ЭПОХИ ЧЖАНЬГО (V-III ВВ. ДО Н.Э.), КОГДА В КИТАЕ
ОЖЕСТОЧЕННО СОПЕРНИЧАЛИ РАЗЛИЧНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ
ШКОЛЫ, КОНФУЦИАНСТВО ПО СВОЕМУ ЗНАЧЕНИЮ И ВЛИЯНИЮ
СТОЯЛО НА ПЕРВОМ МЕСТЕ.
"УМНЫЙ ЧЕЛОВЕК
СОЗДАЕТ НОВЫЕ
ЗАКОНЫ, ГЛУПЫЙ
ЗАКОНАМ
ПОДЧИНЯЕТСЯ"
Шан Ян, «Исторические
записки» Сыма Цян
• НО НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ПРЕДЛАГАВШИЕСЯ КОНФУЦИАНЦАМИ МЕТОДЫ
УПРАВЛЕНИЯ СТРАНОЙ ТОГДА НЕ ПОЛУЧИЛИ ПРИЗНАНИЯ. ЭТОМУ
ПОМЕШАЛИ СОПЕРНИКИ КОНФУЦИАНЦЕВ – ЛЕГИСТЫ (ПО-КИТАЙСКИ
ФАЦЗЯ), ЧЬИ ИДЕИ В ПОСЛЕДСТВИЕ СТАЛИ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ
ИДЕОЛОГИИ КИТАЯ.
• У ИСТОКОВ ЭТОГО УЧЕНИЯ СТОЯЛ ШАН ЯН, ЧИНОВНИК ВАНА ЦАРСТВА ЦИНЬ
СЯО-ГУНА. ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ЦАРСТВА ЦИНЬ И ДЛЯ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЕМУ
УТРАЧЕННОЙ ГЕГЕМОНИИ НАД СОСЕДЯМИ ШАН ЯН ПРОВЕЛ РАДИКАЛЬНУЮ
РЕФОРМУ ПРИНЦИПОВ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

33.

34.

• Шан Ян (Прави́тель о́бласти Шан,
собственное имя — Гунсунь Ян, 390 до
н. э. — 338 до н. э.) — выдающийся
китайский мыслитель, один из
основоположников легизма —
философско-политического учения,
противного учениям даосизма и
конфуцианства. Шан Ян известен прежде
всего как человек, первым
сформулировавший законченный
принцип тоталитарного государства.
• Честолюбивый и волевой человек.
Мечтал о карьере чиновника. Правитель
Цинь искал способных советников.
Изложил свои идеи. Если до этого
правитель засыпал, то доводами Шан
Яна увлёкся.

35.

СЛАБЫЙ НАРОД - ЗНАЧИТ СИЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВО, СИЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЗНАЧИТ СЛАБЫЙ НАРОД. ОСЛАБЛЕНИЕ
НАРОДА, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, - ГЛАВНАЯ
ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА, ИДУЩЕГО
ПРАВИЛЬНЫМ ПУТЕМ".
НАСЕЛЕНИЕ РАССМАТРИВАЛОСЬ НЕ КАК
"СОДЕРЖАНИЕ", ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО
ГОСУДАРСТВА, А КАК НЕЧТО ВНЕШНЕЕ,
ИСХОДНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕГО-ТО
НУЖНОГО
I
ГОСУДАРСТВУ: "ПОБЕДА НАД НАРОДОМ
ПОДОБНА РАБОТЕ ГОРШЕЧНИКА НАД
ГЛИНОЙ". ТО ЕСТЬ, ЧЕМ МЯГЧЕ ГЛИНА
(СЛАБЕЕ НАРОД), ТЕМ ЛЕГЧЕ ЕЕ

36.

• Государственные
ценности - армия и
заготовка зерна.
Поощрялось доносительство
как мера предупреждения
проступков, утверждалась
круговая порука.
Все люди ценятся только
по их заслугам, невзирая на
происхождение
Военные заслуги измерялись в
головах убитых противников.
Отстающие подразделения
строго наказывались. За гибель
командира казнили всё
подразделение.
Заслуги в бою и в заготовке
зерна следует поощрять
присвоением ранга знатности
и чиновнической должности;
освобождением от
повинностей.
Поощрялись переселенцы из
других стран для освоения
пустующих земель, им давались
льготы в налогах и повинностях.
поощрения и наказания строго
регламентируются законом
«Искоренение наказаний
через наказания», что
выражалось в применение
строгих наказаний даже
за малые провинности
Почитание традиций,
культ предков,
конфуцианские ценности,
учёность, ритуал,
музыка, литература
являются
паразитами
Все
равны перед
законом,
Подушный налог зерном
вынуждает всех
«бездельников» работать.

37.

ШАН ЯН УТВЕРЖДАЛ, ЧТО "В СТРАНЕ,
ДОСТИГШЕЙ ГЕГЕМОНИИ (ИМЕННО
ЭТИМ СЛОВОМ ПЕРЕВОДИТСЯ
СПЕЦИФИЧЕСКОЕ КИТАЙСКОЕ
ПОНЯТИЕ), 10 НАКАЗАНИЙ
ПРИХОДИТСЯ НА ОДНУ НАГРАДУ; В
СИЛЬНОЙ СТРАНЕ 7 НАКАЗАНИЙ НА 3
НАГРАДЫ; И В СТРАНЕ, КОТОРАЯ
ПОДВЕРГАЕТСЯ РАСЧЛЕНЕНИЮ, 5
НАКАЗАНИЙ НА 5 НАГРАД". И ДАЛЕЕ:
"ЕСЛИ НАКАЗАНИЯ ПРЕОБЛАДАЮТ, ТО
НАРОД СПОКОЕН, НО ЕСЛИ
ИЗОБИЛУЮТ НАГРАДЫ, ТО
РОЖДАЮТСЯ МЕРЗОСТИ".

38.

ВСЕ НАСЕЛЕНИЕ СТРАНЫ БЫЛО
ПОДЕЛЕНО НА ГРУППЫ ИЗ ПЯТИ
ИЛИ ДЕСЯТИ СЕМЕЙ,
СВЯЗАННЫХ КРУГОВОЙ
ПОРУКОЙ. ОНА ОЗНАЧАЛА, ЧТО
ЕСЛИ "ВИНОВАТ" ОДИН ИЗ ЭТОЙ
ГРУППЫ, ТО НАКАЗАНИЯ НЕСЛИ
ВСЕ ЧЛЕНЫ ГРУППЫ.

39.

НОВЫЙ ТИП СВЯЗИ: ПРАВИТЕЛЬ –
ОБЩИННИК БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ. В
ЛИЦЕ ПЛЕМЕННОЙ ВЕРХУШКИ И
ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
«ЕСЛИ КТО-ЛИБО ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В СВОИХ
ОТНОШЕНИЯХ С НАРОДОМ НЕ БУДЕТ
СЛЕДОВАТЬ ЗАКОНУ, ТО ЛЮДИ МОГУТ
ОБРАТИТЬСЯ ЗА РАЗЪЯСНЕНИЕМ К
ВЫСШЕМУ ЧИНОВНИКУ-ЗАКОННИКУ, И
ТОТ ОБЯЗАН ОБЪЯСНИТЬ ИМ, КАКОЕ
НАКАЗАНИЕ ОЖИДАЕТ НАРУШИВШЕГО
ЗАКОН. ЭТИ ЛЮДИ ДОЛЖНЫ
ОЗНАКОМИТЬ ПРОВИНИВШЕГОСЯ С
МНЕНИЕМ ВЫСШЕГО ЧИНОВНИКАЗАКОННИКА».

40.

В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРАВИТЕЛИ ОСОЗНАЛИ, ЧТО МЕЖДУ
КОНФУЦИАНСТВОМ И ЛЕГИЗМОМ ОСОБОЙ РАЗНИЦЫ НЕТ:
ПЕРВЫЕ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ПОВИНОВЕНИЕ - ГЛАВНАЯ
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОДДАННОГО, А ВТОРЫЕ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО
ЗАКОН ЕСТЬ ВЫРАЖЕНИЕ ВОЛИ ВАНА. ПОЭТОМУ
ДАЛЬНЕЙШАЯ ИДЕОЛОГИЯ КИТАЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ
ИХ СПЛАВ, ХОТЯ И НАЗЫВАЕТСЯ КОНФУЦИАНСТВОМ.
У КОНФУЦИАНСТВА ИДЕОЛОГИЯ ВЗЯЛА ТРАДИЦИОННУЮ
КУЛЬТУРУ (ИСКУССТВО, ОБРЯДНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ ЛИ И
ЖЕНЬ, А У ЛЕГИЗМА - ПРИНЦИП "ЗАКОНА" КАК
ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ, СИСТЕМУ НАКАЗАНИЙ И
ПООЩРЕНИЙ, КРУГОВУЮ ПОРУКУ. ЭТА ИДЕОЛОГИЯ ЖИВА В
КИТАЕ ДО СИХ ПОР.
English     Русский Правила