Похожие презентации:
Проблемы анализа философской лирики XIX – XX веков на уроках литературы в 10 – 11 классах
1.
Проблемы анализа философской лирикиXIX – XX веков
на уроках литературы
в 10 – 11 классах
М.Г.Карновская
методист ГБУ ДППО ЦПКС
«Информационно-методический центр»
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
2.
Содержание:1. Предмет художественного изображения
философской лирики
2. Особенности сюжета философской лирики
3. Особенности структуры логического определения
и особенности его воплощения в поэтическом тексте
4. Примеры
5. Структура и система художественных образов
философской лирики
3.
Предмет художественного изображенияфилософской лирики определяет такие ее
особенности:
- субъектная организация;
- характер сюжетообразующих
оппозиций;
- особенности движения авторской
концепции;
- структура и система художественных
образов;
- художественное пространство и
время.
4.
субъектная организацияХарактерны внеличные и
обобщенно-личные формы выражения
авторского сознания
(характерны безличные или обобщенно-личные
синтаксические конструкции).
Нет лирического героя.
5.
Специфика сюжета философской лирикипроявляется в:
- характере сюжетообразующих оппозиций;
- особенности движения авторской концепции
В основе сюжета –
а) нравственно-философские,
б) натурфилософские или
в) социально-философские оппозиции.
Сюжет строится на сопоставлении понятий:
- всеобщих,
- общезначимых,
- обозначающих субстанциональные
начала жизни
6.
Натурфилософские оппозиции (Тютчев):- человек и природа
(«Певучесть есть в морских волнах», «Два голоса»,
«Итальянская villa», «Не то, что мните вы,
природа…»);
- личность и всеобщий закон бытия
(«Фонтан», «Из края в край, из града в град…»);
- жизнь и смерть
(«Смотри, как на речном просторе,,,», «Сижу
задумчив и один…»);
- гармония и хаос
(«О чем ты воешь, ветр ночной?», «Цицерон», «Сон
на море», «День и ночь» и др.)
7.
Натурфилософские оппозиции(Боратынский):
- наивно-непосредственная реакция
героя и аналитическая, трезворассудочная оценка жизни
(«Две доли», «Уныние», «Признание», «На что вы,
дни! Юдольный мир виденья…»);
-
движение и покой, связь и свобода
(«Смерть», «Мудрецу»)
8.
1 особенность:- влияние контекста философской
лирики на нравственнопсихологические произведения;
2 особенность:
- логика движения авторской мысли
напоминает логическое определение,
(в роли родового понятия выступает один из
членов сюжетной оппозиции)
9.
Структура логического определения:Видовое
понятие
Родовое
понятие
Один из членов
сюжетной
оппозиции
1 – 2 видовых
признака
10.
Особенности структуры логическогоопределения в поэтическом тексте:
- художественно реализуется лишь
первая часть приема
(подведение объекта изображения под широкое
родовое понятие без указания на его видовые
отличия),
- не соблюдается требование
подведения под ближайший род
(выбор родового понятия зависит от системы
нравственных ценностей художника, в нем
проявляются субъективность и ассоциативность
художественного мышления поэта)
11.
А есть ВЛюбовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И …поединок роковой (Ф.И.Тютчев)
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней. (Ф.И.Тютчев)
12.
А есть ВКак сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь. (Ф.И.Тютчев)
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам!
Животворящая святыня!.. (А.С.Пушкин)
13.
Не тем, Господь, могуч, непостижимА есть
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звездный день Твой светлый серафим
Громадный шар зажег над мирозданьем
И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти Твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.
(хотя
родовое
понятие прямо не
Нет,
Ты могуч
и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
названо,
а
дано
опосредованно,
Ношу в груди, как оный серафим,
путем
описания)
Огонь сильней
и ярче всей
вселенной.
Меж тем как я – добыча суеты,
Игралище ее непостоянства, —
Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
Ни времени не знает, ни пространства.
Сознание человека –
самое большое чудо жизни
В
14.
Стихотворение А.С.Пушкина«Вновь я посетил…»
А есть В
Движение сюжета – распространение
изменений на новые и новые области жизни
героя. Весь мир подвержен изменению, оно –
общий закон.
В этом стихотворении нет прямого
обобщения, но логика движения авторской
мысли – определение объекта через другое,
выступающее в контексте стихотворения
как родовое по отношению к определяемому
(изменение – общий закон жизни).
15.
Est in arundineis modulatio musica ripis*А есть В
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония
в стихийных
спорах,
Понятие
определяется
И стройный мусикийский шорох
через
«контрастное»
сопоставление
его
Струится в зыбких камышах.
другим
Невозмутимый стройсво
всем,
Созвучье
полное
в природе,столь
же
широким понятием –
Лишь
в нашей призрачной
свободе
в стихотворении
раскрывается
оппозиция
Разлад мы с нею сознаем.
«человек
–
природа»
Откуда, как разлад возник?
(это И
происходит,
когда определяемое
понятие
отчего же в общем
хоре
такое
широкое,
что кчто
нему
трудно подобрать
Душа
не то поет,
море,
более широкое
И ропщет мыслящий
тростник?
* Есть музыкальнаяродовое
стройность
в прибрежных
понятие)
тростниках (лат.).
16.
Структура и системахудожественных образов философской лирики
Предельная обобщенность образа:
- отказ от эмоционального элегического
эпитета,
- употребление старославянизмов,
- использование мифологических образов,
- использование библейских образов,
- возвращение к ритмико-интонационному
строю оды
17.
Философская лирика ХХ века:- Импрессионистская деталь –
укрупняет образ до символа (Блок);
- Метафора (Блок);
- Аллегория (Вяч.Иванов);
- Гипербола (Маяковский);;
- Метафорический гротеск (Маяковский);
- Сложная сюжетная метафора
(Мандельштам)
18.
Система художественных образовотличается рационалистической
четкостью
(в результате обнажается смысл авторской
концепции и акцентируется понятие,
лежащее в основе художественного образа)
Этому может способствовать
симметричность композиции
19.
образпредельная
обобщенность
Отождествление
объекта с разными
видовыми вариантами
родового понятия
Метафора сложная,
«обнаженная»
Конкретночувственное
воплощение идеи
субъективность
выбора определяющего
родового понятия
20.
В презентации использованы текстыпроизведений
Ф.И.Тютчева,
А.С.Пушкина,
А.А.Фета.