204.28K
Категория: ИнформатикаИнформатика

Условия профессиональной деятельности журналиста. Должное и реальное в журналистике

1.

Условия профессиональной
деятельности журналиста
Должное и реальное
в журналистике
Профессор Т.И. Фролова

2.

3.

Требования к профессиональной личности
Болонская декларация 1992 года
• Самостоятельность в принятии решения и
выборе средств
• Умение отвечать за свои решения
• Способность нести ответственность за себя и
близких
• Готовность к действиям в нестандартных
ситуациях
• Обладание набором компетенций
• Способность работать в команде
• Готовность к образованию в течение всей
жизни
• Информационная грамотность

4.

Виды карьеры в журналистике
(А.В. Колесниченко)
• Административная: корреспондент, редактор
отдела, зам. главного редактора, редактор –
увеличение количества подчиненных.
• Внутрипрофессиональная: «просто журналист»,
«эксперт», «звезда» – увеличение стоимости
работы, которую делает журналист.
• Карьера «вбок»: переход в другое издание, уход в
PR, смена профессии – переоценка личных
ориентиров.

5.

Карьерный рост в журналистике
Типы журналистов
• «Карьеристы»: совершенствуются
в профессии
• «Культурники»: остановились в
профессиoнальном росте и увлеклись хобби
• «Разгильдяи»:
имеют вредные привычки и часто
не обладают профессиональными
навыками.
Расширение списка?...

6.

Мотивы карьерного роста
• Навыки
(повышение квалификации):
наиболее продуктивная ориентация,
стабильно приводит к росту зарплаты
и повышению в должности
• Деньги
• Статус

7.

Индикаторы
профессионализма в журналистике
1. Наличие сложных тем
в профессиональном репертуаре: умение
писать сложные тексты; доля сложных текстов в
общем объеме работы.
2. Качество работы с источниками: широта
контактов; объем и качество извлекаемой
информации; уровень использования.
3. Время и скорость работы: писать быстро
при приемлемом качестве; время и объем
редакторской правки.

8.

9.

Профессиональная ответственность:
осознание последствий
• Ответственность – осознание
последствий, понимание зависимости
между профессиональной
деятельностью и последствиями,
которые она может иметь для общества
и для конкретных людей. Реализуется в
действиях, которыми приносят
обществу пользу (общественное благо)
и не наносят вред ему.

10.

Профессиональная совесть:
психологический комфорт
• Профессиональная совесть –
внутреннее эмоциональное состояние
человека, переживаемое журналистом
в ходе работы и стимулирующее
профессионально ответственное
поведение. Внутренний комфорт или
дискомфорт – индикатор соответствия
долгу. Совесть журналиста и
проблемные ситуации.

11.

Профессиональные качества журналиста
(материалы исследования)
Наиболее часто встречающиеся
позитивные качества
Наиболее часто встречающиеся
негативные качества
• Целеустремленность
• Коммуникабельность
• Уверенность
• Ум
• Чувство юмора
• Цинизм
• Умение воспользоваться
ситуацией
• Наглость
• Самонадеянность
• Эгоизм

12.

Профессиональные качества журналиста
(материалы исследования)
Наименее присущие позитивные
качества
Наименее присущие негативные
качества
• Честность
• Независимость
• Бережливость
• Желание заниматься
благотворительностью
• Благородство
• Бескорыстие
• Патриотизм, верность
родине
• Безответственность
• Лживость
• Криминальность

13.

Журналистика
профессиональная и гражданская
«Я пишу не для себя»
«Не могу молчать»
Производство контента
Создание текста
Исполнение
профессионального долга
Профессиональная
деятельность
Опора на опыт других людей
Трансляция информации
Выражение гражданской
позиции
Профессионально незамкнутая
деятельность
Опора на личный опыт
Распространение идей

14.

Личный выбор в журналистике
Понимать миссию журналиста
Иметь представление о профессиональных
обязанностях журналиста
• Осознавать объективные свойства
профессии и ее возможности
• Рационально оценивать собственные
качества и делать правильный выбор
• Заниматься проверкой
теоретических построений на
практике

15.

Должное и реальное
в журналистике

16.

Задачи лекции
• Ввести и охарактеризовать комплекс
понятий, описывающих условия
профессиональной деятельности
журналистов.
• Представить особенности функционирования
основных медиаканалов, транслирующих
продукты журналистского творчества.
• Сопоставить должное и реальное в
журналистике.

17.

Литература
• Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации
СМИ и журналистики. М., 2013.
• Дзялошинский И.М. Современное
медиапространство России. М., 2014
• Иваницкий В. Л. Модернизация журналистики:
методологический этюд. М., 2010.
• Лазутина Г.В., ред. Должное и реальное в
журналистике. М., 2017.
• Лукина М.М., ред. Интернет-журналистика:
теория и практика
• Медиасистема России. М., 2020.
• Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2012
• Свитич Л.Г. Социология СМИ.
• Отраслевые доклады

18.

19.

Медиапространство:
характеристики и субъекты
(И.М. Дзялошинский)
• Создатели контента: профессионалы и
любители
• Институты регулирования и контроля:
органы власти (законы, дотации, надзор,
давление); собственники; журналистские
организации; общественные организации…
• Распространители контента: редакционные
и бизнес-структуры
• Аудитория: активность пользователей в
современном медиапространстве
(корпоративная, элитарная, массовая)

20.

Общество и СМИ: стратегии
воздействия и формы контроля (что?)
• Управление: целенаправленное воздействие на субъект с
целью использования его ресурсов. Внешнее воздействие
(прямое подчинение, принуждение) государства / «Закон
о СМИ»
• Регулирование: применение правил и норм,
стабилизирующих объект; обеспечение целенаправленного
изменения с целью оптимизации. Государство,
общественные институты (внешний контроль) / Указы
президента, Роскомнадзор
• Саморегулирование: воздействие внутрикорпоративных
институтов, обеспечивающих самоконтроль в соответствии с
внутренними законами функционирования субъекта
(внутренний самоконтроль) / кодексы, редакционные
уставы, Общественная коллегия…

21.

Субъекты регулирования СМИ
(кто?)
• Внешние регуляторы: власть, бизнес,
общественные организации, аудитория и др.
агенты (церковь, общественные организации,
криминалитет… )
• Корпоративные регуляторы:
журналистские организации, редакционные
коллективы
• Индивидуальные регуляторы:
журналисты

22.

Государство: механизмы
воздействия на СМИ (как?)
• Правовой контроль:
основные законы,
текущие изменения в законодательстве,
текущий контроль ведомств на предмет соблюдения законодательства (например,
закон о защите детей от вредной информации, «антитабачный» закон, закон о
защите интеллектуальных прав, ответственность за размещение материалов,
содержащих нецензурную брань, «новый закон о клевете»)…
Многие из них вызвали общественные споры и были признаны экспертами
неоднозначными для общественного развития как возможные рычаги
давления на СМИ и журналистов.
• Экономический контроль: прямое и косвенное финансирование /В.Л.Иваницкий
• Конкурсы: преимущество освещению приоритетов государственной политики
• Государственные контракты: договоры на поставку услуг на государственные
нужды
• Прямое вмешательство в редакционную политику

23.

Собственники: влияние
на медиадискурс
Способы воздействия на СМИ:
• Назначение топ-менеджмента
• Выбор главного редактора (устав СМИ)
• Экономические механизмы: отказ в
финансировании определенных программ или
поощрение конкретных медиаперсон
• Прямое вмешательство в работу редакции и
журналистов
• Коррупция в медиасреде: подкуп журналистов и
редакторов

24.

Саморегулирование СМИ
как альтернатива давлению
Внешнее регулирование: законодательное регулирование
необходимо обществу, однако существует опасность негативного
воздействия внешних агентов на медиапространство - они могут
1) действовать для обеспечения групповых интересов,
противоречащих интересам общества в целом,
препятствующих развитию демократических процессов.
2) нарушать внутренние закономерности
медиапространства.
Саморегулирование: сознательная внутрикорпоративная
деятельность, инструмент влияния профессиональной
общности на отдельных профессионалов. Опора на
профессиональную мораль.
Сорегулирование: гармоничное сочетание права и этики

25.

26.

Журналистика влияния:
производство идей
• Журналист – над аудиторией
• Журналистика – часть элиты, обладающей
ресурсами и влиянием.
• Цель – воздействие, управление сознанием и
поведением людей.
• Функция – формирование повестки дня, влияние
на медиадискурс: многократный повтор тем и
оценочного тона; в результате повестка дня способна
влиять на представления людей об общественных
проблемах.
• Политизация СМИ, манипулятивные
стратегии

27.

Журналистика
как медиабизнес: производство товара
• Ориентация на коммерческий успех
• Журналист – производитель товара
• Цель – делать пользующийся спросом товар, отвечать
интересам аудитории.
• Медиа должны работать по законам рыночного спроса:
производить товар под названием «внимание
аудитории», который продается рекламодателям.
• Коммерциализация и массовизация СМИ;
• зависимость от аудитории; снижение
социальной роли и качества журналистики.
• «Сервисная журналистика»; «сервильная
журналистика»

28.

Журналистика
как общественная служба:
производство участия
• Журналист – внутри аудитории
• Цель – полное и адекватное информирование
аудитории о происходящих событиях; соответствие
потребностям аудитории; активизация граждан.
• Общественное вещание, гражданская журналистика,
журналистика соучастия, социальная журналистика.
Желаемый и эффективный результат, но:
неразвитость гражданских отношений,
недостаток ресурсов (в России)

29.

Журналистика
как самовыражение
• Журналист - без аудитории
• «Новый журнализм» (Том Вулф), гонзожурналистика: необходимость личного
погружения, подробное наблюдение обстановки,
обогащение журналистики новыми
выразительными средствами, активность
авторского участия; крайний субъективизм,
высокая эмоциональность
«дурная искренность, опасное и заразное
заболевание» (Д. Соколов-Митрич)

30.

31.

Общество и массмедиа: теоретические подходы
Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т.
«Четыре теории прессы» (1956)
• Авторитарная теория: контроль государства, инструмент власти,
предварительная цензура, навязывание журналистам правил поведения /государство
Либертарианская теория: абсолютное право гражданина, свобода
журналиста от государства, неограниченное право высказываться, отказ от цензуры,
свобода от вмешательства в рынок /личность
Теория социальной ответственности: объективное освещение событий в
интересах всего общества; контроль над другими институтами, принятие на себя
ответственности перед обществом; самоконтроль СМИ; голос всего народа, а не отдельных
групп или элит; опора на профессиональные стандарты /общество
• Советская коммунистическая теория: контроль коммунистической
партии; отсутствие политических дискуссий; подчинение цели; воспитательная роль;
иные новостные стандарты; цензура.
• ***
• Теория переходного периода (development media theory)
• Теория демократического участия (партиципаторная)
Нормативные модели (базовые концепции)

32.

Европейская модель журналистики
• Важность общественных функций
журналистики
• Предпочтение отдается «мнению», точке
зрения автора
• Внимание к эффектам журналистского
воздействия на аудиторию, теории жанров,
приемы диалога и полемики
• Журналистика как часть
общелитературного процесса

33.

Разнообразие национальных медиасистем
• Северная Европа: дотации государства в целях
обеспечения плюрализма
• Италия: политическая вовлеченность
• Россия: от непропорциональной глобализации
(сериалы из Латинской Америки) через
адаптацию западных форматов («Поле чудес»,
«Как стать миллионером», «Фабрика звезд») к
становлению новой профессиональной культуры
(пример «Русского Newsweek», «Русского
репортера»)

34.

Американская модель журналистики
• Коммерчески ориентированная
• Предпочтение фактам
• Внимание к навыкам журналистам, умению «добыть
факты»
• Принцип «перевернутой пирамиды»
• Анонимность репортеров
• Журналистика как один из каналов коммуникации,
используемый в целях распространения через СМИ
важной для коммуникатора информации
• В основе образования – стандарты журналистики,
фундаментальная профессионализация

35.

Российская модель журналистики:
процесс становления и развития
Советский период
• идеологический институт советского
общества: орудие пропаганды
• жесткий партийный контроль
• функции: «пропаганда, агитация,
организация»
• доминирование вертикальной
иерархической структуры газетножурнального рынка
• бюджетное финансирование
• предварительная цензура
• «единомыслие»
• отсутствие профессиональной свободы
…….
• ???
Постперестроечное время
новые предпочтения аудитории:
«читающая нация»стала телевизионной и
сетевой
изменение структуры печатного рынка:
вместо вертикальной модели горизонтальные и сетевые конфигурации на
региональных рынках
введение рекламы в каждодневную
практику: основной источник
финансирования - реклама
изменение статуса: рыночные принципы
деятельности – возникновение
медиаинфраструктуры и медиаиндустрии
адаптация глобальных тенденций:
международные концерны, медиабренды,
новая профессиональная культура …
……….
• ???

36.

«Двойной переход»и журналистика:
новые вызовы профессии (глобальные)
• Информатизация – необходимость владения мультимедийными
технологиями
• Коммерциализация – диктат владельцев и аудитории
• Политизация – давление со стороны участников
политического процесса
• Социальная трансформация - новые стандарты потребления
• Массовизация профессии – конкуренция со стороны социальных
медиа
• Демассовизация аудитории - удовлетворение фрагментированных
аудиторий
Технологическая революция,
социально-политический и ценностный переход
- кризис профессии
???

37.

Нравственые дилеммы профессии
• Свобода vs ответственность
Ответственный журналист должен создавать текст, думая о
последствиях.
Журналист может быть при этом свободен и честен?
• Вмешательство vs нейтральность
▫ Журналист стремится к социальному прогрессу.
▫ Журналист может совмещать вмешательство и сохранять
нейтральность?
• Факты vs мнения
▫ Журналист сообщает факты, а не свое мнение, разграничивает
факты и мнения.
Журналист может быть ответствен, не выражая позиции?
• Объективность vs субъективность
▫ Новости нейтральны и объективно существуют.
▫ Новостная журналистика всегда объективна?

38.

Профессиональная ответственность:
осознание последствий
• Ответственность – осознание
последствий, понимание зависимости
между профессиональной
деятельностью и последствиями,
которые она может иметь для общества
и для конкретных людей. Реализуется в
действиях, которыми приносят
обществу пользу (общественное благо)
и не наносят вред ему.

39.

40.

Медиаплатформы
Медиаплатформы – каналы
производства и распространения
медиаконтента, отличающиеся
техническими характеристиками,
которые влияют на содержание и его
формы, а также методы производства и
способы взаимодействия с аудиторией.

41.

Основные типы СМИ
•Информационные агентства:
традиционные и сетевые
• Печатные СМИ: газеты и журналы
• Аудиовизуальные СМИ: радио и
телевидение
• Новые медиа: интернет-СМИ,
мобильная журналистика
• Фотожурналистика - тип контента

42.

43.

Медиа XXI века:
глобальная «пересборка»
Профессор Е.Л. Вартанова
Академик РАО
Декан факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова

44.

Разноуровневые векторы
Медиа как часть телекоммуникационного бизнеса
• Цифровые платформы
Журналистика
Местная, региональная, общенациональная
Реклама и связи с общественностью
ИИ
Кино, музыка
• Глобальные технологии и национальная культура

45.

Изменения 2010-х
От
сложившихся
и
институционализированных
неинституционализированным и неформальным:
традиционные (legacy) массмедиа – цифровые медиа
структур
к
От стабильных и устойчивых структур к неустойчивым, «текучим» контекстам
политика, повседневность (ценности), медиа
От конвенционального профессионализма к персонализации профессии
От отраслевого регулирования к холистическим подходам (технологии +
контент)
• саморегулирование: «текучесть» общественного договора

46.

«Пересборка» медиасистемы?
Новостные медиа
(информирование,
просвещение)
• Традиционные СМИ
(редакция + цепочка
ценности
медиабизнеса)
• Аккаунты в соцмедиа
Развлекательные
медиа (рекреация)
• Кино, сериалы
• Короткие видео
• Музыка
• Стиль жизни
Социальные медиа
• Среда коммуникации
• Профессиональный
контент новостных и
развлекательных
медиа
• Контент «новых
профессионалов»

47.

Медиасреда: субъекты
Институционализированные: «традиционные СМИ»
Зарегистрированы Роскомнадзором
Работают в соответствии с «Законом о СМИ» и другими нормативными документами
При переходе в цифровую среду продолжают соответствовать принципам социальной ответственности,
объективности и достоверности, профессиональным стандартам
Неинституционализированные: «новые профессионалы» (блогеры/лидеры мнений)
Имеют разные интересы
Производят неоднородное по качеству и потенциалу воздействия содержание
Не встроены в медиасистему России ни юридически, ни экономически, ни профессионально (Медиасистема
России, 2020)
Имеют значительное воздействие на аудиторию (Вырковский, Горбунова, Давлетшина, 2019; Bodrunova,
Litvinеnko, 2013)
Искусственный интеллект
Искусственная социальность
Применение при создании, распространении, продвижении медиаконтента
Аудитория
Отчасти пересекается с неинституционализированными субъектами
Отсутствует системность и финансовая основа в производстве медиасодержания
Играет важную роль в распространении, интерпретации и оценке информации

48.

49.

Индекс доверия к СМИ
(июль 2023 г., ВЦИОМ)
Одобряют/ не одобряют
(% аудитории)
• Одобряют СМИ – 41, 9%
(4 место)
• Не одобряют СМИ – 36,2
% (2 место)
Доверяют
(от 100 до минус 100)
• Лидеры доверия:
армия – 75%
церковь – 60, 6 %
правоохранительные
органы – 55, 9%

50.

Доверие к медиаплатформам
• Центральное телевидение - 53%
• новостные, аналитические, официальные
сайты - 35%
• центральная и региональная пресса - по 33%
• Telegram-каналы - 31%
• мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.) и
социальные сети, блоги в интернете –
23-27 %

51.

Информагентства:
классические определения
• «СМИ для СМИ»
• Классическое определение: «Специализированные
предприятия (организации, службы, центры), основными
функциями которых являются сбор, обработка и
распространение новой оперативной информации:
политической, экономической, социальной, культурной. По
основному роду своей деятельности – профессиональной
работе с информацией – агентства являются средствами
массовой информации. Однако это СМИ особого рода: их
информация не используется напрямую для широкого
информирования».
• «Оптовые» СМИ – «розничным» СМИ для последующей
«расфасовки» и «упаковки».
• «Инфраструктура журналистики».
• Г.Вирен, В. Полынов, Т. Фролова. Информационные
агентства: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2022.

52.

Место агентств в медиасистеме:
функционал
• Информационные агентства – основа
национальной медиасистемы, располагаются в
ее центре.
• Функции – сектор производства содержания,
формирование повестки дня: сбор,
обработка, распространение и хранение
информации.
• Ср. с советской эпохой – идеологическая и
пропагандистская функции.
• Функционал агентств расширяется,
типологический статус меняется.

53.

Типологические характеристики:
принципы деятельности
• Мультиадресность – особый характер аудитории
• Объективность (непредвзятость,
беспристрастность)
• Точность (достоверность, документальность)
• Полнота
• Жанровое единообразие
• Стандартная структура текстов
• Нейтральная (близкая к официальной) лексика.
• Новостной контент, эксклюзивность,
оперативность, большие объемы
информации, анонимность авторства.

54.

Информагентства в интернете:
новая жизнь, новые стратегии
• Сайты новостей; конвергентные редакции и продукты
• Изменение характера дистрибуции и аудитории:
Оперативность
Широкая аудитория
Тематические расширения
Жанровые новшества: расширение, мультимедиатизация
Обратная связь с аудиторией
Расшаривание
Системы веб-аналитики
• Итог – изменение типологического статуса
информагентств!
• Информационные агентства –
самые популярные СМИ !

55.

Особенности печати как СМИ
• Вербальность+ визуализация; статичность
(текстовая журналистика)
• Временной фактор: относительный запас
• Глубинное постижение смыслов
(высокая«смыслоемкость»: детализация сообщений;
разъяснение (аналитика); позиции и оценки
(комментарий); формирование ценностей (публицистика)
• Возможность отложенного чтения
• Функциональные особенности: формирование
повестки дня; выработка позиций аудитории по
актуальным проблемам; консолидация аудитории;
движение к общенациональным ценностям

56.

Современный рынок печатных СМИ:
общая характеристика
• Переход к горизонтальной структуре:
• Количественная стабилизация газетного рынка (около 27 тыс.)
• Увеличение объема изданий
• Переход на многоцветную печать
• Малые форматы
• Сокращение аудитории ежедневных газет
• Увеличение аудитории еженедельников
• Рост рынка журналов (около 32 тыс.)
• Развитие корпоративной печати
• Развитие региональных печатных СМИ (70% всего рынка)
У печатных СМИ есть будущее!

57.

Перспективы развития печатных
СМИ
• Медиапотребление: 4% от затрат времени;
70% аудитории обращаются к газетам и
журналам
• Особенности аудитории:
интеллектуальная элита
местная аудитория
специализированные сегменты
возрастная аудитория
• Выход в сеть
• Журнальная периодика
• Региональные СМИ

58.

Качественные газеты
(«пресса влияния»)
• Нормативная модель: «только значимые факты и
темы, только значимые персоны, только журналисты
высокого профессионального уровня, только экспертыспециалисты»; «две суперсферы – политика и
экономика». На этой площадке журналисты вместе
с ответственными гражданами обсуждают
наиболее важные вопросы жизни общества и
предлагают возможные пути их решения.
• Практика: процесс диффузии признаков между
качественной и массовой прессой. Аудитория – 2 % .
Объективные и субъективные факторы снижения роли
качественных газет.
• Соответствует ли практика заявленной модели?..
Уязвимость нормативной модели.

59.

Массовые газеты
(коммерческая пресса)
• Нормативная модель: «действительность в
содержательном поле таких изданий
фрагментарна, лишена причинно-следственных
связей.., они предлагают аудитории предельно
уплощенную, почти одномерную картину
мира». Так ли это?..
• Практика: богатство жизненных проявлений,
но – упрощения, повышенное внимание к
скандалам, недостоверность фактов,
провокационные заголовки, тенденции
дискриминации.
• Нарушение принципов гуманизма,
правдивости, толерантности.

60.

Журнальный рынок
• Особенности : предметное богатство; цикличность познавательность, анализ, панорама событий, образность,
визуализация; тексты - объемность, позиционность, тематическая
концентрация, рефлексия; рынок – разнообразие и расширение.
• Динамика:90-е гг – развитие общественно-политической и
деловой тематики; 00-е гг. – развлекательные и прикладные
журналы; 10-е гг. – женские, телегиды, потребительские. Глянец.
• Практика: высокие тиражи; рынок – 32 тыс.
наименований; разнообразие и расширение;
коммерциализация и монетизация; острая конкуренция;
дублирование; хаотичность.

61.

Качественные журналы
Качественные: информационно-аналитические
еженедельники - новый тип на российском рынке (90е гг).По содержанию близки газетам: оперативный
отклик на актуальные события
Целевая функция (контент-стратегии): отбор и
выстраивание недельных событий, детализация и анализ,
постановка проблем. Активная оформительская модель
(иллюстрации, инфографика)
Позиции: лояльные и оппозиционные журналы
Практика: политизированность, выраженная
тенденциозность (нарушение принципа объективности
и справедливости). Тренд 10-х годов: снижение роли
еженедельников

62.

Массовые журналы
Виды:
• телегиды, афиши, «звездные» журналы/биографии,
потребительские журналы, глянец
Практика: коммерциализация, преобладание коммерческих
интересов издателей над заявленной миссией (журналы «под
рекламу»); бизнес-проекты; реклама дорогостоящих бытовых
стандартов; провокация к потреблению люкс-услуг; скрытая
реклама .
Яркость прилавков не скрывает
содержательной несбалансированности
журналов!

63.

Радио как СМИ
• В России около 3 тысяч радиостанций; 4 час.
в сутки
• 80% - автомобиль; 53 % - радиоприемник;
23% - компьютер и мобильный телефон
• Основные типы вещания: информационное,
разговорное, музыкальное
• Основные форматы – гибридные
• Государственные и частно-партнерские
формы
• Подкасты

64.

Место ТВ в российской
медиасистеме
• Ключевое положение в национальной
медиасистеме: единственное
общенациональное СМИ, способное
организовать и поддерживать национальное
информационное пространство, «сердцевина»
системы массовых коммуникаций России,
важнейший инструмент сохранения
национальной идентичности.
• Исключительность роли ТВ:
бюджет времени (4 часа в день)
универсальная доступность телесигнала на
территории страны. Цифровое телевидение??
рост числа телеканалов.

65.

Телевидение как СМИ
• Вездесущность: возможность проникать в любую точку пространства,
• Экранность: звукозрительный характер телевизионной коммуникации,
непосредственно-чувственное восприятие аудиторией
• Непосредственность и симультанность: одномоментность протекания
события и его восприятия, создающая особую достоверность телевизионного
зрелища, эффект присутствия
• Целостность телевизионной информации сочетается с фрагментарностью
• Информационная насыщенность, повторяемость и визуализация
создает иллюзию понимания смысла
• Эмоциональное отношение к явлениям и событиям не оставляет места
аналитическому восприятию сообщений.
• Принцип драмы привлекает аудиторию и определяет высокую
конкурентоспособность ТВ
Физическая природа телевидения способствует оперативности и
документальности телевизионной журналистики, ее особой
достоверности.

66.

ТВ: двойственность восприятия
• Диалогичность эфира имеет как положительные, так
и отрицательные стороны: публичные высказывания
могут содержать неизвестные факты, противостоять
стереотипам сознания, но могут быть
недостоверными, некомпетентными,
фрагментарными.
• Зрелищность, драматургия диалога неизбежно
вступает в противоречивые отношения с его
документальностью.
• Персонифицированность, при всей силе
эмоционального воздействия, «выбирает» людей
«наиболее телевизионных», но не наиболее
знающих.
• Интерес к личной жизни человека становится
самодовлеющим, демонстрационным.

67.

ТВ: неоднозначность восприятия
• Телевидение – это мир уничтоженных
расстояний.
• «убийца времени»
• «жевательная резинка для глаз»
• липкая бумага для телезрителей
• ... говорящая мебель
• ... электронный спрут
• ... фабрика эмоций
• ... хлороформ для сердца и для души
• ... бегущие обои
• ... фонарь идиотов
• ... опиум для народа

68.

«Хартия телерадиовещателей»
• достоверность информации
• защита нравственности
• отказ от сенсационности
• языковая культура
• ответственность
• отказ от насилия и жестокости

69.

Профессиональные нарушения
на современном ТВ
• Недостаточная объективность новостных программ:
неполнота освещения, смещение акцентов, «серые зоны»,
умолчания и т.д.
• Острая политизированность: несбалансированность
контента; неполная объективность и пр.
• Смещение акцентов в информационных приоритетах:
развлечения , жизнь «звезд» важнее, чем новости о ситуации в
стране, социальных проектах, региональной политике
• Акцентирование внимания на насилии, жестокости,
агрессии, убийствах: кинопоказ, документальные фильмы
• Демонстрация сексуальных сцен: кинопоказ, народные
ток-шоу, докудрама и т.д. – травмирование нравственных
представлений детей.
• Скрытая пропаганда асоциального поведения: фильмы
и передачи о преступниках, убийцах, наркоманах –
«героизация», романизация асоциального.

70.

Профессиональные нарушения
• Демонстрация антинаучных,
недоказанных, но сенсационных
материалов, содержащих шокирующие
сведения, легкий способ решения проблемы.
• Псевдоисторические фильмы,
содержащие недостоверные факты,
вводящие в заблуждения зрителя.
• Художественные фильмы об известных
людях с нарушением фактов и вторжением в
частную жизнь.
• Вторжение в частную жизнь без согласия
героя информационного материала.

71.

Фотожурналистика :
Декларация о роли фотографии (NPPA)
• Фотографии – используются ли они для
достоверного показа происходящих событий, для
их иллюстрации или для разъяснения того, что
представляет интерес для общества - являются
необходимым средством точного
информирования людей, они помогают всем
людям лучше понять любые проблемы в
общественной сфере.
• Фотожурналистика – уникальная
возможность служения обществу, которую
не может предоставить ни одна другая
профессия.

72.

Цифровая фотография:
этические проблемы
• Смена парадигмы природы фотографии специфика создания цифровой фотографии:
в отличие от пленочного негатива в
аналоговой технологии, никакого
материального носителя цифровое
изображение не имеет. Это создает
беспрецедентные возможности как для
разнообразных манипуляций, так и
для основанных на них спекуляций.
Аудитория теряет доверие к фотографии.

73.

Манипуляции с помощью фотографии:
исторические прецеденты
«Фотография, обманувшая весь мир»:
• Югославия: снимок немецкого репортера
Томаса Дейчмана боснийских мусульман
через колючую проволоку спровоцировал
бомбежки Югославии.
• Сирия: химические атаки в Сирии 2017-18
г.г.: снимки пострадавших детей
спровоцировали запуск американских
ракет.

74.

Интернет как СМИ: обретения
• Оперативность получения информации
• Информативность: разные точки зрения
• Технологичность: использование
новейших достижений
• Творчество: возможность самовыражения
• Расширение границ общения
• Формирование информационной
компетентности
• Возможность самообразования

75.

Интернет: угрозы
• Повышение значимости коммуникативной активности
• Зависимость от состояния сетей
• Замена реальности «виртуальной реальностью»
• Инфляционные процессы (девальвация слова)
• Примитивизация содержательности и развлекательности
• Киберутопизм (наивная вера в «освобождающую» силу
онлайн коммуникаций)
• Вторжение масс в принятие важных политических решений
• Расширение возможностей для поисков врагов, языка
вражды
• Усиление «деприватизации»(несанкционированное
вторжение в частную жизнь)

76.

77.

1. Анализ своей личности
с позиций перспектив в журналистике
• Опишите ваши личные качества, сопоставив их с
профессиограммой журналиста (лекция 1, слайд
54)
• Оцените ваши возможности в области развития
современных средств социальной коммуникации
• Если у вас есть любой профессиональный опыт,
оцените его в контексте магистерских
устремлений
• Вы можете опираться на ваш жизненный опыт в
целом.

78.

2. Оправдались ли прогнозы?
• Изучите прогнозы относительно развития
инноваций в профессии журналиста,
сделанные в 2011 году(лекция 1, слайд 41).
• Насколько оправдались эти прогнозы? Дайте
развернутый ответ с аргументацией.
• Что не учтено в исследованиях 10-летней
давности? Что конкретно вы назвали бы
инновационными компетенциями сегодня?

79.

3. Профессиональная совесть
• Посмотрите на определение профессиональной
совести (лекция 2, слайд 10). Насколько вы
согласны с ним?
• Каково ваше понимание совести?
профессиональной совести?
• Насколько эти представления (человеческая
совесть и профессиональная совесть)
противоречивы по отношению друг к другу?
• Как вы оцениваете в целом состояние
профессиональной совести российских и
зарубежных журналистов сегодня?

80.

4. Отечественное медиапространство:
ваши оценки
• Прочтите внимательно материал о типологических
моделях СМИ (лекция 2,слайды 26-29).
• Дайте характеристику современному российскому
медиапространству в соответствии с этими
представлениями. Насколько она близка к
выполнению миссии журналистики –
общественному благу? Каковы перспективы, по
вашему мнению?
• Оцените новейшие представления о медиасистемах
(лекция 2, слайды 43-47). Что ближе к жизни (слайд
41 и слайд 46), есть ли противоречие?
• Лично Вы хотели бы заняться «гонзожурналистикой»?

81.

82.

5. Есть ли решение?..
• Изучите материал о нравственных дилеммах
журналистики (лекция 2, слайд 37).
• Выберите одно из противоречий и опишите
его собственное понимание, обозначьте
перспективы решения.
• Если какая-либо дилемма, по вашему
мнению, не обозначена, дополните список;
разберите эту дилемму.

83.

6. Лучше, где нас нет?..
• Во втором разделе лекции представлены материалы
о медиаплатформах/медиаканалах с оценкой их
возможностей и состояния (лекция 2).
• Какая медиаплатформа объективно наиболее
значима, важна, эффективна для современных
россиян? Аргументируйте ваше мнение независимо
от статистики.
• Если Вы готовы назвать лучшее из настоящих СМИ,
сделайте это. Аргументируйте.
• Где Вы могли бы реализовать свой творческий
потенциал и субъективные потребности наиболее
эффективно? с учетом ваших особенностей? с
наименьшими потерями нравственнопсихологического характера?

84.

Задания присылать на почту
вашего преподавателя-куратора
в теме письма указать:
магистратура 1 год,
программа, ФИО.
дедлайны будут обозначаться на лекции
задания, пришедшие позже, не принимаются
и не оцениваются
по итогам проверки будет оглашена ваша экзаменационная
оценка (до 5 декабря)
19 декабря пройдет заключительный тест
Вопросы лектору: [email protected]

85.

Преподаватели
• Цифровая журналистика:
к.ф.н. Александр Сергеевич Гатилин
[email protected]
• Теория и экономика цифровых медиа:
к.ф.н. Варвара Валентиновна Кажберова
[email protected]
• Стратегические коммуникации:
доц. Ирина Николаевна Денисова
[email protected]
• Телевизионная журналистика:
доц. Елена Николаевна Зеленина
[email protected]
• Медиакоммуникации в международной журналистике:
преп. Мария Николаевна Королева
[email protected]
English     Русский Правила