11.63M
Категория: Русский языкРусский язык

Фонетическое членение речи. Просодика

1.

ФОНЕТИЧЕСКОЕ
ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ.
ПРОСОДИКА

2.

2
ПРОСОДИКА – РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫК, ИЗУЧАЮЩИЙ
ФРАЗОВУЮ ИНТОНАЦИЮ И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
• Фонетические единицы речи как звенья речевой цепи
звуки
слоги
такты
фразы

3.

СЛОГ
3
• Слог – минимальная естественная
единица произнесения звуков
речи (артикуляционное и акустическое единство) на которые
можно разделить речь паузами; фонетико-фонологическая
единица, занимающая при сегментации речевого потока
промежуточное положение между звуком и тактом.
• Слог
- отрезок речи, заключенный между двумя минимальными
растворами органов речи, характеризующийся увеличением
звучности и являющийся естественной единицей членения
речевого потока
(О.С. Ахманова Словарь лингвистических терминов. М., 1966, с.
427).
• Два
речевых такта фразы В августе / было жарко делятся на
слоги: вав-гус-те-бы-ло-жар-ко.
• Слог

минимальная
произносительная
единица.
С
артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание
звуков, произносимых одним выдыхательным толчком.

4.

4
ДЕЛЕНИЕ НА СЛОГИ
гласн
ый
сонор
ный
несло
говый
носитель слога (слоговой,
слогообразующий )

неслоговые.
Ядро
Периферия
Звучность – слышимость звука на расстоянии. Наиболее
звучные - гласные, из согласных – сонорные.
• Звук с наибольшей звучностью - носитель слога, слоговой
(слогообразующий, образует слог), остальные – неслоговые.
• Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию.
• Ядро, т.е. слогообразующий звук – гласный. Периферия неслоговый (неслогообразующий) звук или несколько таких
звуков, обычно согласные.
• Слог может состоять только из одного гласного без
периферии: дифтонг [ai] в англ. местоимении I «я» или двух и
более гласных (итал. vuoi). Периферийные гласные неслоговые.
• Слоги могут и не иметь гласного: в отчестве Ивановна [i-va-nna] или в междометиях «кс-кс», «тссс».
• Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты
или находятся между двумя согласными.
• Такие слоги часто встречаются в чешском языке: prst «палец»
(ср. древнерус. перст), trh «рынок» (ср. рус. торг), vlk «волк»,
srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении
Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного
гласного.

5.

5
ТЕОРИИ СЛОГА
Акустическая: Сонорная теория слога (Отто Есперсен, Р.И. Аванесов): речевой поток
делится на отрезки, в каждом из которых имеется вершина сонорности (ядро) и менее
сонорное окружение. Такие отрезки и есть слоги. (В слоге звук большей сонорности ядро, а звуки меньшей сонорности – периферия.) Эта теория широко распространена,
но не решает вопроса о месте слогораздела и не может объяснить таких случаев, как
мхи, лжёт (один слог, но два пика звучности – на начальном сонанте и на гласном). (тсс)
Артикуляторная: Теория мускульного напряжения, (Динамическая теория) или теория
пульсаций (М. Громмон, Л.В. Щерба - Л.В. Щерба предложил теорию пульсации, т. е.
объяснял слоги как отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и
разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения.): слог
рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного
напряжения речевого аппарата. слоговой звук - самый сильный, интенсивный.
Экспираторная теория (Томпсон, В.А. Богородицкий): слог создается одним моментом
выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет
пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам
этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Слог – один выдыхательный
толчок

6.

6
ВИДЫ СЛОГОВ
Открытый слог
дa, ау. (ма-ма,
чешск. vr-ba).
Закрытый слог
ад, ум, кот.
(мать, дай)
Полуоткрыты
й слог
(an, tan).
Прикрытый
слог
рад, поп. (тень,
те, вон
(а – любая гласная, t– любая согласная
Неприкрыты
й слог
а, он, ах, уж.
(a, at, у, он)

7.

7 Символьное обозначение:
С – согласные (неслогообразующие согласные); Ç –
слогообразующие согласные; V – гласные.
V – неприкрытый и открытый слог;
СV – прикрытый и открытый слог;
VС – неприкрытый и закрытый слог; VÇ – неприкрытый,
полуоткрытый слог;
СVС – прикрытый и закрытый слог; СVÇ- прикрытый и
полуоткрытый слог
В русском языке в основном открытые слоги, в японском почти
все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).
Крайне закрытые и прикрытые слоги: всплеск, анг. и фр. Strict
(строгий), нем. Sprichst (говоришь),
грузинский – msxverpl
(жертва).
Есть языки, где деление на слоги и на морфемы не совпадает:
напр., вод-а и во-да.
Языки, где количество морфем и слогов в слове совпадает, среди
корней преобладают однослоговые, называются однослоговыми,
или моносиллабическими (китайский, тибетский, тайский).
В речи бывает трудно определить границу слога.
Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили.
Палитра - пол-литра.
Англ. an ocean - a notion; an aim - a name

8.

8
СЕГМЕНТНЫЕ (ЛИНЕЙНЫЕ) И СУПЕРСЕГМЕНТНЫЕ
ЗВУКОВЫЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА
• Сегментные единицы - это звуки
(фонемы), слоги, слова и т.д. Более
длинные языковые единицы делятся на
более короткие сегменты.
• Суперсегментные единицы, или иначе
просодические (от греч. Prosodia припев, ударение) наслаиваются на
цепочку сегментов - слогов, слов, фраз,
предложений. Типичные
суперсегментные единицы - ударение и
интонация.
• Такт – это часть фразы (один или
несколько слогов), группа слов,
объединённая одним ударением и
отделенных друг от друга паузой.

9.

9
УДАРЕНИЕ
Ударение – выделение одного слога на фоне других неударных
слогов с помощью различных фонетических средств.
3 фонетических типа ударения:
интенсивность,
достигаемая
увеличением
мускульного
напряжения и усилением выдоха, – динамическое (=силовое)
ударение. (Характерно для русского языка: в русском языке
ударный слог всегда произносится сильнее (и длительнее!).
Ударный звук – звук, произнесённый с большей силой);
длительность – количественное (=квантитативное=долготное)
ударение (в чистом виде оно не зарегистрировано на совр.
этапе, возм., новогреческий язык, согласно А. Мейе);
высота голосового тона – музыкальное (=тоновое) ударение
(характерно
для
китайского,
корейского,
японского,
вьетнамского и ряда др. языков: акустическим средством
выделения является тон; ударный звук (или слог) – это звук,
произнесённый повышенным тоном).

10.

10
МУЗЫКАЛЬНОЕ УДАРЕНИЕ
В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет
значение «мать», ma (2) с восходящим тоном
означает «конопля», ma (3) с нисходящевосходящим тоном - «лошадь» и «цифра» ; ma
(4) с нисходящим тоном - «ругаться»;
глагол mai с нисходящим тоном - «продавать»,
a mai с нисходяще-восходящим тоном «покупать».
Юг Китая кантонский (гонконгский) диалект - 6 тонов
Fu (верхний регистр) - мужчина, муж;
Fu (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать;
Fu (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый;
Fu (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться;
Fu (восходящий нижний регистр) - женщина;
Fu (уходящий нижний регистр) - отец, старший
родственник.
•В японском языке три типа музыкального ударения, но
они падают только на ударные слоги, аналогично
динамическому ударению в русском языке.
В древнегреч. языке было музыкальное
ударение трех видов.
- Острое (acutus) с более высокой нотой:
πατηρ [pater] - отец;
- Тяжелое (gravis) с более низкой нотой: αρχη
[arche] - начало;
- Облегченное (circumflex) с комбинацией
острого и тяжелого ударений: σωμα [soma] тело.
•hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и
средним на втором - «нос, сопли»;
• hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге
и низким на втором - «начало, конец»;
• hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и
высоким на втором - «цветок».

11.

11
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ РАЗЛИЧАЮТ
2 ТИПА СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ
ФИКСИРОВАННОЕ (связанное) – ударение, всегда имеющее одну позицию
СВОБОДНОЕ (нефиксированное) ударение может падать на любой слог.
Применительно к морфологической структуре слова различают
следующие типы ударения:
Подвижное:
подвижность
означает,
что
в
пределах
морфологической парадигмы ударение в разных словоформах
может быть то на основе, то на окончании: окна – окна, рука – руку,
руки –руками;
Неподвижное ударение остаётся
морфологической парадигмы.
В русском языке ударение является нефиксированным. В русском
языке ударение является подвижным.
Ударение в языках может быть:
- постоянным (фиксированным) - ударные слоги имеют постоянное
место в слове
- свободным, т.е. не связанным с определенным местом в слове
(творог, творог).
неизменным
в
пределах

12.

12
К СВЕДЕНИЮ
• В 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25%
языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное
ударение - у 33% языков.
Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому,
венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. Sobota «суббота», vojak
«солдат»; венг. Alma «яблоко», balta «топор».
Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца)
присуще польскому языку, напр. matematyka, koziol «козел».
Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на
предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (siesta).
Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз.,
тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр.
revolution, баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.
Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.
Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с
одинаковым написанием, напр., кружки - кружки, полки - полки.

13.

13
СЛОВЕСНОЕ И ФРАЗОВОЕ УДАРЕНИЕ
.
•Словесное ударение выделяет один слог на фоне других слогов в том же слове.
•В многосложных словах может быть два и более ударений (обычно в таком
•слове больше 3 слогов: ‫׀‬Нижнеу'ганск, circumstances.
•Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., железобетон.
•В
русском языке словесное ударение – это динамическое выделение какого-либо слога в
слове, более напряженное и громкое произнесение гласного звука этого слога.
•Главная общая функция словесного ударения – организация звуков слова и его интонации в
единое целое.
•1. Русское словесное ударение является свободным, т.е. не закрепленным за определенным по
местоположению (конечным, предпоследним, первым и др.) слогом слова, как в ряде языков
(например, во французском языке все слова имеют ударение на последнем слоге; в польском –
на предпоследнем и т.д.).
•Русское словесное ударение может быть на 1-м слоге многосложного слова (дети,
радоваться), на 2-м (сидеть, гвоздика), на 3-м (разбирать), на 4-м (соревноваться) и т.д.
•2. Русское ударение отличается также разноместностью: в различных формах слова или в
словах одного корня оно может быть на разных слогах, разных морфемах, ср.: мех – меха –
меховой; белый – белее – белить – белизна.

14.

14
ФРАЗОВОЕ УДАРЕНИЕ
• Фразовое ударение объединяет слова в фразы; оно организует ритмический
компонент. При этом только одно из ударений – собственно фразовое –
показывает конец фразы. Фразовое ударение – нормированное ударение.
Если ударение сдвинуто - это логическое ударение, которое выделяет слово и
противопоставляет его другим, которые эксплицитно в фразе могут быть и не
представлены
(Он дежурит. Он дежурит).
С помощью логического ударения можно выделить даже служебные слова
(посмотри ПОД шкафом), а также неслоговой звук (посмотри В шкафу).
Логическое ударение подчеркивает значимость той или иной части
предложения или же выражает дополнительное значение к основному
значению фразы.
В книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического
ударения:
«Дайте мне стакан чаю»

15.

15
ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО. ТАКТ
• Все знаменательные слова имеют ударение.
Служебные слова (предлоги, союзы, частицы) обычно ударения не имеют.
В потоке речи служебные слова сливаются со знаменательными словами, к
которым они относятся, образуя с ними единство, называемое ФОНЕТИЧЕСКИМ
СЛОВОМ: на вокзале, при дороге, далеко ли, пришел ведь.
ТАКТ может быть равен слову (знаменательные слова выделяются в отдельные
такты, т.к. имеют своё ударение), но может быть и не равен, когда к слову
примыкает спереди или сзади односложное слово, чаще всего служебное.
• Типично такты состоят более, чем из одного лексического слова: пойду ли, под
гору.
• Примыкаемые слова называются КЛИТИКАМИ.
Примыкание спереди называется ПРОКЛИЗОЙ, а само примкнувшее спереди
безударное слово – ПРОКЛИТИКОЙ (на дому, без шляпы, три года, мой дядя, что он,
где безударные на, без, три, мой, что - проклитики).
Примыкание сзади называется ЭНКЛИЗОЙ,
а само примкнувшее сзади безударное слово – ЭНКЛИТИКОЙ (видел ли, ходил бы,
кто-то, кто это, на дом, где ли, бы, то, это, дом – это энклитики).

16.

16
ФУНКЦИИ УДАРЕНИЯ. ФРАЗА
Ударение играет:
1) лексикологическую роль, является дополнительным средством различения слов (основным
средством выступают фонемы): атлас – атлас, замок – замок, мука – мука;
2) морфологическую роль, выступает как дополнительное средство различения
грамматических форм слова (основным средством являются морфологические элементы):
руки – руки, узнают – узнают, засыпать – засыпать.
Некоторые слова русского языка имеют акцентологические варианты, т.е. употребляются с
ударением на разных слогах: творог – творог, одновременно – одновременно.
ФРАЗА самая крупная фонетическая единица; группа тактов, отделённая от других паузами и
объединённая интонацией. Фраза – явление фонетическое, единица фонетической структуры,
и потому она далеко не всегда равна предложению или даже лексической фразе.
ФРАЗА – это законченный отрезок речи, отграниченный от других достаточно
продолжительными паузами и заключающий в себе законченную мысль. Продолжительные по
длительности фразы делятся на речевые такты.

17.

РЕЧЕВОЙ ТАКТ
17
Речевой такт – это кратчайшая часть фразы, выделяемая ритмикоинтонационными средствами и заключающая в себе знаменательную
словоформу или словосочетание.
Речевой такт состоит из фонетического слова и имеет одно полное
словесное ударение; на границах речевого такта могут быть
непродолжительные паузы, во многих случаях они обязательны.
Фраза: Завтра / в два часа / вы должны / быть на месте членится на 4
речевых такта. Краткие фразы не делятся на такты, состоят из одного
речевого такта: Я знаю его.
интонация
мелоди
ка
паузы,
интенс
ивность
ИНТОНАЦИЯ
ритм
темп
тембр
Организующий фактор объединения тактов во
фразу – интонация.
Интонация определяет ритмико-мелодический
строй речи. Это суперсегментный
(сверхсегментный) элемент языка.

18.

18
Ты сегодня пойдешь
в институт? (а не
куда-то);
Ты сегодня пойдешь
в институт ? (а не
поедешь);
ФРАЗОВОЕ (ЛОГИЧЕСКОЕ) УДАРЕНИЕ
Фразовое, или логическое, ударение образуется
путем усиления словесного ударения какого-либо
одного слова, имеющегося в высказывании, и
особой мелодизации его ударного слога.
Логическое ударение – это выделение какоголибо слова путем большей напряженности
артикуляции его ударного гласного, придание
большей длительности и специфического тона
тому слову, на смысл которого необходимо
обратить особое внимание в данной речевой
ситуации.
Почти любое слово может нести логическое
ударение, например, в такой фразе: Тебе бы
следовало проводить гостей до станции.
Ты сегодня пойдешь
в институт ? (а не
завтра);
Ты сегодня пойдешь
в институт ? (а не
кто-нибудь другой).

19.

19
ФРАЗОВАЯ ИНТОНАЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ
ВЫРАЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ
1. При ее помощи различаются повествовательные и вопросительные предложения: Я могу
прийти к вам завтра. – Я могу прийти к вам завтра?
2. Она используется для дифференциации темы и ремы высказывания: Почтальон пришел. –
Почтальон пришел.
3. Используется для уточнения грамматических связей и отношений между членами
предложения и между его частями, ср.: Мы видели вчера его отца и мать. – Мы видели вчера
его, отца и мать.
Интонация состоит из следующих 5 элементов:
1. мелодика речи (движение голоса по высоте тона);
2. ударение;
3. пауза;
4. темп речи;
5. тембр голоса.

20.

ЭЛЕМЕНТЫ ИНТОНАЦИИ
20
•Мелодика состоит из повышений и понижений голоса. Условия, при
которых происходит это повышение или понижение, в каждом языке
своеобразны.
•Ритм – определённое соотношение (чередование) сильных и слабых,
долгих и кратких слогов.
•Темп
– скорость / медленность речи; чередование ускорений и
замедлений. (Различает стиле-смысловые оттенки речи.)
•Тембр
фразы (не путать с тембром голоса и тембром звука)
определяется целевой установкой: «мрачный» – «весёлый», игривый,
испуганный.
•Паузы внутрифразовые, которые делят фразу на полуфразы.
•Интенсивность - величина произвольная: одну и ту же фразу можно
прокричать, сказать громко, тихо, прошептать. Интенсивность
является выразительным средством: в исступлении — орут, приказы —
выкрикивают, лекции читают громко, о чем-то интимном сообщают
тихо, полушепотом или шепотом.

21.

ФУНКЦИИ ИНТОНАЦИИ
21
•1)
выражение логико-грамматической структуры предложения, выражение
предикативности;
• 2) структурирование смыслов: знаменитое казнить нельзя миловать;
• 3) коммуникативная: выражение коммуникативной интенции;
• 4)
выражение эмоций говорящего, его отношения к высказыванию, к
ситуации, к слушающему.
English     Русский Правила