10.86M
Категория: ГеографияГеография

Коряки. Географические факторы

1.

Коряки

2.

Коряки
Коряки — одна из самых многочисленных народностей
Камчатки, являющаяся древним коренным населением
региона. Коряки имеют общих предков с
североамериканскими индейцами: мифология и
обрядовая культура, связывающая народы, сохранилась
поныне
Древнейшие предки коряков пришли в регион 15 000 лет
назад, мигрировав из Восточной Сибири. Часть племен
осела в холодных северных регионах. Часть двинулась
дальше, по льду перейдя перешеек и оказавшись на
американском континенте, став предками индейцев
Северной Америки. Между народностями
прослеживаются единые мифологические
представления, похожие обряды, ряд общих генов

3.

Географические факторы
Тундровые кочевые коряки, занимающиеся разведением
оленей. Места проживания — материковая часть
Камчатки, полуостров Тайгонос, Пенжинская губа, низовые
территории реки Апука. Основное занятие —
оленеводство. Самоназвания — чавчыв, чавчувены,
чавчывав, означает «оленевод».
Оседлые береговые коряки. Занимали северо-западное и
северо-восточное побережья Камчатки, побережье
Карагинского залива. Основные занятия — добыча
морских зверей, рыболовство, собирательство.
Самоназвания — нымылъын, нымыланы, нымылъу
Национальных поселений с преобладающим корякским
населением не осталось. Коряки ассимилировались с
русскими и другими соседскими народами, образовали
единые населенные пункты. Представители народности
составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском,
Карагинском районах Камчатского края

4.

[object File]

5.

Политические факторы
Начало XVIII столетия ознаменовано колонизаторской политикой Российского
государства. Последующее столетие береговые коряки отказывались принимать новую
власть, отстаивая в сражениях независимость территорий.
Кочевые коряки согласились стать подданными России, платили ясак оленьими
шкурами. Зафиксированы случаи участия в военных действиях на стороне русских
против береговых коряков, соседних народностей. К середине XIX века положение
нормализовалось, российская власть установилась на территории региона, началась
ассимиляция коряков. С приходом советской власти кочевая жизнь сокращается,
строятся общие с русскими переселенцами поселки, образуются колхозы. Ведется
искоренение частной собственности, личных оленьих стад, преследуются шаманы

6.

Язык
Корякский язык относится к палеоазиатской языковой группе, чукотскокамчатской семье. Ежегодно число носителей языка сокращается, по
данным переписей, им владело, считая родным:
1959 г. — 99,6% коряков;
1989 г. — 52,4% коряков;
2010 г. — 18,3% коряков.
Письменностью народность не обладала, первый алфавит создан в 1931
г. на основе латиницы. Русская графика вводилась с 1937 г., в 1950 г.
алфавит реформирован, приведен к современному виду. Существует
алюторский диалект, свойственный для береговых коряков. Часть
исследователей выделяет наречие в отдельный язык

7.

Религия
Традиционные верования коряков связаны с
одушевлением всего сущего: животных, растений,
явлений природы. Главный мифологический
персонаж — Бог-Ворон, предания о котором
сохранились у всех северных народов и индейцев
Северной Америки. Ворон — создатель всего
сущего, вместе с тем — плут и проказник,
попадающий в нелепые истории
Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в
волчьи шкуры, сопровождающие сакральные
действа горловым пением, игрой на варгане и
большом бубне. Действа проходили в особых
местах — аппапелях, наделенных в сознании
народа мистическими свойствами. Среди них
встречались сопки, камни причудливой формы,
утесы, мысы. Обряды сопровождались
жертвоприношениями оленей, собак, морских
животных. Практиковалось использование
сакральных предметов — аняпелей: тотемов,
церемониальных масок, гадальных камней,
амулетов, фигурок, символизирующих образы
предков

8.

Традиции
Традиции коряков отражают старинную культуру и самобытность этого народа. В них — дух
прошлого и почитание природы, которая является для коряков другом и верным помощником.
Несмотря на стремительный ход времени и постоянные перемены, коряки трепетно хранят свои
обычаи, которые передадут потомкам.
Вот некоторые из традиций коряков:
Отношение к природе. Коряки живут в тесной связи с природой, уважая и поклоняясь её силе.
Праздники. Среди множества народных праздников коряков можно выделить весёлый Улляун
(переводится как «маска»). Он появился много столетий назад, но сохранился и сегодня — в
виде пантомимы.
Погребальные традиции. Шаманы играют в корякском обществе далеко не последнюю роль.
Они считаются посредниками между людьми и духами.
Традиции левирата и сорората. Если у женщины умирал муж, его младший брат мог стать её
вторым супругом и взять заботу о детях умершего и его вдове

9.

Праздники
Значительную часть бытовой лексики коряков составляют слова, связанные с животным
миром, охотой, зимой. И это не удивительно: без удачной охоты на зверя человек был обречен
на гибель. Вот почему все основные праздники этого народа связаны с животными. Так, у
коряков-оленеводов главными торжествами были осенние "Перегонять оленей" и Праздник
забоя оленей, зимний "Возвращение Солнца", весенний Праздник рогов. У оседлых были
праздники спуска байдары, Первой рыбы, Первой нерпы, а осенью – "Хололо" ("Ололо"), или
праздник нерпы. В случае крупной добычи коряки также устраивали особые праздники. На них
танцевали обрядовые пляски, в которых подражали движениям животных и птиц. Многие
ритуалы опирались на миф об умирающем и воскрешающем звере. Особое отношение у
коряков было к медведю, которого они считали двоюродным братом человека. После охоты на
медведя устраивали большой религиозный праздник. Некоторые оседлые коряки так же
обожествляли кита

10.

Жилища
Кочевые коряки отдавали предпочтение переносным
ярангам: каркасным сооружениям, покрытым оленьими
шкурами. Форма яранга напоминает азиатскую юрту
небольшого размера: сохранение тепла стояло в
приоритете. Внутри жилища размещался очаг, считавшийся
неприкосновенным для чужаков. Вдоль стен размещали
подвесные гамаки по числу проживавших в яранге пар. В
холода в центре устанавливали «палатку», ставя внутрь лампу
с тюленьим жиром: это позволяло спать без одежды даже в
сильные морозы.
Береговые коряки строили полуземлянки, располагавшиеся в
3-10 км от побережья. На глубине 1,5 м устанавливались
шесты-основы, заполнявшиеся по бокам бревнами высотой
4-6 м. Венчала конструкцию законопаченная восьмискатная
крыша, защищавшая от снега и дождя, с вентиляционным
окошком для дыма и зимним выходом

11.

Еда
Основу рациона кочевых коряков составляло вареное оленье мясо, береговых — мясо и
жир морских животных. Из рыбы делали — юколу: жирные лососевые породы
разделывали и высушивали на открытом воздухе. Шокирующее иностранцев блюдо —
квашеные с икрой рыбьи головы, очищенные от жабр. Неприятный аромат отпугивает,
однако коряки до сих пор считают блюдо изысканным лакомством

12.

Национальный костюм
Нательная одежда мужчин — штаны и рубаха из
меха или шкуры, женщин — комбинезон из
аналогичного материала. Береговые коряки шили
штаны из тюленьих шкур, кочевые — из ровдуги,
оленьих камусов. Национальная верхняя одежда
обоих полов — кухлянка, плотная шуба глухого
покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих
шкур, зимой во время вылазок использовали
двойные шубы — мехом внутрь и наружу

13.

Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам
меховыми капюшонами. На руки надевали двойные
рукавицы из меха или оленьего камуса. Летом носили
старые кухлянки с вытершимся мехом, легкие рубахи
из ровдуги, в зимнее время укрывавшие кухлянку от
загрязнений. Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны,
часто без прорезей для конечностей. Задняя часть
дополнялась кармашком, внутрь которого клали мох,
хорошо впитывающий жидкость, — аналог современного
подгузника.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или
оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко
использовалась меховая мозаика с
геометрическим, анималистическим орнаментом.
Нагрудник и спинка украшались бисером, бахромой,
ремешками, кусочками меха нерпы. Девушки из кочевых
племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые
чередовали полосы светлых и темных шкур

14.

Национальный характер
Коряки были весьма воинственным народом. Нередко на их
территории происходили стычки с русскими, признавать власть
которых племена не желали. Нередко группы местных жителей
атаковали служилых, в распоряжении которых были не только
пищали, но и пушки
В борьбе с противником коряки нередко проявляли не только упорство,
но и мужество, ожесточение. Известно немало случаев, когда после
поражения корякские общины поджигали свои селения, предпочитая
погибнуть в горящих жилищах целыми семьями, нежели сдаться
чужеземцам

15.

Исскуство
Народное декоративно-прикладное искусство коряков
представлено художественной обработкой мягких
материалов, что считалась исключительно женским
занятием. Корякские мастерицы – виртуозы северной
меховой мозаики, искусно подбирающие сочетания
светлых и тёмных тонов меха. Меховые мозаичные полосы
нашиваются на подолы кухлянок в виде широкой каймы. На
одежде часто вышиваются фигурки зверей, сценки из
жизни. Особая область женского искусства коряков –
художественное оформление меховых ковров.
Корякские мужчины изготавливали изделия из камня, кости,
дерева и металла. В резьбе по дереву мужчины-резчики
использовали орнамент сложной формы. Из моржового
клыка и рога вырезались миниатюрные фигурки людей и
животных, табакерки, курительные трубки и различные
украшения - костяные серьги, ожерелья и пр.
English     Русский Правила