Похожие презентации:
Илья Ефимович Репин. 1844-1930
1. Илья Ефимович Репин 1844-1930
2. Биография Ильи Репина
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве наХарьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от
чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в
1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты,
жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни
— в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он
и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей,
воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не
исчерпана. Про Льва Толстого писатель Максим Горький как-то сказал: «Толстой — это
целый мир». С полным правом эти слова можно отнести и к Репину, его творчество —
это миры. Мир нужды, бесправия и гнета — такой была Российская империя, и такой
показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный
ход в Курской губернии» и других. Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших
в схватку с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед
казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Мир высокой мысли и
действия, озаренный светом творчества: портреты писателей Л.Толстого, Л.Андреева,
В.Гаршина, артистки П.Стрепетовой и композитора М. Мусоргского, химика Д.
Менделеева и хирурга Н. Пирогова, художника Н. Ге и критика В. Стасова. Мир далекой
старины, пришедший в наше сегодня,— в картинах «Иван Грозный и сын его Иван»,
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Что же выбрать из наследия Репина,
насчитывающего десятки и сотни живописных полотен, сотни и тысячи этюдов, эскизов,
рисунков, набросков и, кроме того, превосходно написанную книгу воспоминаний
«Далекое близкое»? Для начала остановим свой взор на прославленной картине "Бурлаки
на Волге", с которой, собственно говоря, и начался "великий Репин".
3. Биография Ильи Репина
О том, как зародился замысел «Бурлаков», художник рассказывает в своих воспоминаниях.Было это в 1868 году. Илья Репин, студент Академии художеств, работал над конкурсной
картиной на библейский сюжет «Иов и его друзья». В один из погожих летних дней
художник К. Савицкий уговорил Репина отправиться с ним на этюды. Они плыли вверх
по Неве на пароходе в компании веселящихся офицеров, студентов и нарядных
барышень...
« — Однако, что это там движется сюда, — спрашиваю я у Савицкого...— Вот то темное,
сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на наше солнце?
— А! Это бурлаки бечевой тянут барку; браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут
поближе, стоит взглянуть.
Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная
штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли,
некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие — не узнать розового ситца,
висящие на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они
сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и
побурели от загара... Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди
выбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели... Вот
контраст с этим чистым ароматным цветником господ!..
— Вот невероятная картина! — кричу я Савицкому.— Никто не поверит! Люди вместо
скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки
с кладями, например, буксирными пароходами?
— Да, такие голоса уже раздавались,— Савицкий был умница и практически знал
жизнь.— Но буксиры дороги; а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку,
они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников!
Чего бы это стоило!
Я был поражен всей картиной, и почти не слушал его, все думал. Всего интереснее мне
казался момент, когда черная потная лапа поднялась над барышнями, и я решил
непременно писать эскиз этой сцены».
4. Биография И Репина
Перед нами не случайное сборище людей, не серая безликая масса, а галереяярких личностей. Именно личностей, ибо каждый из них не повторяет другого,
каждый наделен своей индивидуальностью, характером, биографией,
внешними чертами и внутренним миром, психологией, наконец, отношением к
жизни и той треклятой бечеве, что связала их с ней. Впереди — «коренники»
(название-то лошадиное!), самые опытные и сильные бурлаки, возглавляющие
ватагу. Вот Канин, поп-расстрига, все повидавший на своем веку, все
переживший; рядом с ним кудлатый, нечесаный, весь заросший бородой
добродушный бурлак. Слева и чуть сзади от Канина — Илька-моряк. Голова
повязана тряпкой, широкие штаны, он круто подался вперед, налегая на лямку,
и смотрит прямо на зрителя острыми, внимательными глазами с бешено
сверкающими белками. За Илькой — высокий худой бурлак в соломенной
шляпе с трубкой в зубах, недобрый, озлобленный... Во второй группе
останавливает внимание Ларька — высокий парнишка в лохмотьях выцветшей,
бывшей когда-то красной рубахи и с крестом на груди. Поправляя лямку, он
замедлил шаг, выпрямился, и теперь его высокая стройная фигура словно встала
поперек движения бурлацкой ватаги. Ларька молод, он не привык еще к лямке и
не хочет с ней смиряться, он поправляет свой хомут и в то же время будто
сбрасывает его. Справа от него — худой, изможденный, вконец обессиленный
бурлак, утирающий рукавом взмокший лоб; слева — старик, видно, не раз
исходивший Волгу с низовья до верха, опустив глаза, он привычным движением
развязывает кисет, набивает трубку. Замыкают ватагу трое — отставной солдат в
низко надвинутом на глаза картузе, высокий смуглый бурлак, повернутый к
зрителю в профиль, и мужичонка, буквально повисший на лямке, с трудом
передвигающий ноги.
5. И.Е.Репин «Не ждали»
6. И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»
7.
Время написания картины «Бурлаки наВолге» - 1870-1873 годы.
Образы бурлаков появились в произведении
И. Е. Репина после того, как он увидел их во
время своего путешествия по Неве и Волге.
8. «Бурлаки на Волге»
И эскиз, и картина были написаны. Картина потрясла всех - и друзей, и недруговхудожника. Но для этого Репину потребовались несколько лет напряженного труда, две
поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа
над этюдами, долгие часы в мастерской.
Первое впечатление от увиденной на Неве сцены не потускнело, но замысел картины со
временем меняется. Исчез прямолинейный, что называется, лобовой контраст бурлаков и
нарядных барышень; сцена перенесена на Волгу, под летнее небо, затянутое легкими
облаками, на песчаную отмель, раскаленную палящим солнцем. На втором плане справа
тяжело груженная барка с фигуркой хозяина или приказчика на борту, а через всю
картину, справа налево, — ватага бурлаков, натужно, из последних сил тянущих судно.
Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба — и бурлацкая ватага в серых,
грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах
или развалившихся лаптях. Небо, вода, песок — и одиннадцать людей, труд которых
ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте,— дымок
парохода). Вспомним Некрасова:
Выдь на Волгу; чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой...
Репинские бурлаки не поют, в угрюмом и сосредоточенном молчании налегли они на
свои лямки, но вся картина, как стон, как протяжная русская песня, песня народа
ограбленного и обездоленного. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая
картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Но этот бытовой
мотив молодой художник решает в плане большого идейного и образного обобщения.
Репин намеренно опускает точку зрения: низкая линия горизонта, четкая по силуэту,
компактная масса бурлацкой ватаги, рисующаяся на фоне неба и песков, придают картине
монументальность и значительность. Люди и природа сливаются в пластический образ
возвеличенного и даже героизированного труда. Богатство и психологическая
достоверность характеристик каждого из бурлаков и всей группы в целом, простая, но
выразительная и немногословная композиция, материальность письма, передающего и
цвет, и саму фактуру бурлацких рубищ, и знойное небо, и песок, в котором вязнут ноги, —
все это придает картине конкретность и жизненность. Этапы творчества: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
9. И.Е.Репин «Садко»
10.
Какие сильные и цельные характеры, сколько в них жизни и своеобразия! Таких невыдумаешь, их надо было найти, узнать, понять и только потом написать. Вот, к примеру,
как рассказывает Репин в своих воспоминаниях о любимом герое картины — Канине: «Вот
этот, с которым поравнялся и иду в ногу — вот история, вот роман! Да что все романы и
все истории перед этой фигурой!.. Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже
стремящимся на лоб. А лоб — большой, умный, интеллигентный лоб, это не простак... Я
иду рядом с Каниным, не спуская с него глаз. И все больше и больше нравится он мне: я до
страсти влюбляюсь во всякую черту его характера и во всякий оттенок его кожи и
посконной рубахи. И вот я добрался до вершины сей моей бурлацкой эпопеи: я писал,
наконец, этюд с Канина! Это было большим моим праздником. Передо мной мой
возлюбленный предмет — Канин. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он
повис, опустив руки... Здесь, у самого берега, я свободно отводил душу, созерцая и копируя
свой совершеннейший тип желанного бурлака. Канин, с тряпицей на голове, с заплатками,
шитыми его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий
большое к себе уважение. Много лет спустя я вспоминал Канина, когда передо мной в
посконной, пропотелой насквозь рубахе проходил по борозде с сохой за лошадью Лев
Толстой. Белый когда-то картузишко, посеревший и порыжевший от пыли и пота, с
козырьком, полуоторванным от порыжелого околышка. Казалось бы, что могло быть
смешнее и ничтожнее этого бородатого чудака. А в этом ничтожном облачении грозно, с
глубокой серьезностью светились из-под густых бровей и проницательно властвовали над
всеми живые глаза великого гения не только искусства, но и жизни. Канин по сравнению с
Толстым показался бы младенцем; на его лице ясно выражалась только греза... Всего более
шел к выражению лица Канина стих Некрасова:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Иль духовно навеки почил?
11. Портретная галерея Ильи Репина
Репин - один из величайших в мировом искусствемастеров портретной живописи.
Он создал такую огромную и по количеству и по качеству
портретную галерею своих современников, что едва ли
можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших
художников мира. Репинская портретная галерея
замечательна не только и не столько отображением
определенных исторических лиц, но, и это самое главное, является отражением жизни его времени. В.В.Стасов
говорил, что Репин-портретист отличается от всех других
мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого
починателя попробовал в некоторых своих портретах то,
чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это
изобразить творческую и работающую, внутри головы,
мысль великого человека».
12. И.Репин «Портрет композитора М.П.Мусоргского»
13. «Портрет Мусоргского»
«Портрет Мусоргского» - лучший портрет в творчестве Репина«Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Ведь Мусоргский
— один из самых крупных русских музыкантов. Создания его займут
великую страницу в истории русской музыки. Конечно, с Мусоргского
снято было в прежние годы несколько хороших фотографических
портретов, но что такое фотография в сравнении с таким созданием,
как портрет, деланный рукой высокого художника. А Репин мало того,
что большой живописец, он еще много лет был связан с Мусоргским
дружбой и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные
творения Мусоргского.
И. Е. Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале
поста. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки,
Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. По
всем признакам, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с
портретом любимого человека; ясно было, что они уже более никогда
не увидятся. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале
поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он
посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и
мечтал о новых музыкальных произведениях. В такую-то пору увиделся
с Мусоргским и Репин. Вдобавок ко всему погода стояла чудесная, и
большая, с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский,
была вся залита солнечным светом.
14. Портрет Мусоргского
Стасов обещает написать об этом портрете, и в газете «Голос»появляется его статья «Портрет Мусоргского». В. В. Стасов писал, что
черты Мусоргского не погибнут, потому что их изумительно передал
Репин. Описывая показанные на IX Передвижной выставке холсты
Крамского, Маковского, Шишкина, Ярошенко и других художников,
Стасов писал: «И вот, на этом золотом, сияющем фоне выставки вдруг
появляется еще, как последний аккорд, как чудная заключительная нота,
- портрет Мусоргского! Какое счастье, что есть теперь этот портрет на
свете». 16 марта 1881 года Мусоргский скончался. Узнав о его смерти,
Репин отдал полученный им от Третьякова гонорар за портрет на
сооружение памятника композитору. На портрете Репина Мусоргский
изображен больным, с мешками под глазами, со спутанными волосами.
Тяжко глядеть, чувствуется - ему остаются считанные часы жизни. Но
большой чистый лоб, светло-голубые глаза, словно видящие далеко
вперед, глубокая мысль, освещающая все лицо Мусоргского,
неукротимый творческий дух оттесняют на задний план жалость к
человеку. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил
про себя: «...и теперь, и вчера, и недели тому назад, и завтра все дума одна дума выйти победителем и сказать людям новое слово дружбы и
любви, прямое во всю ширь русских полян, правдой звучащее слово
скромного музыканта». Победитель - вот то слово, какое хочется
сказать, глядя на портрет больного, умирающего Мусоргского. Это
действительно - жизнь побеждает смерть.
15. И.Репин «Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887
16. Портрет композитора и ученого-химика Александра Порфирьевича Бородина. 1888
Портрет композитора Ц.А.Кюи.1890
17. Портретная галерея Ильи Репина. Портрет Мусогского.
Портретным шедевром Репина московского периода его жизни и, пожалуй, лучшим произведением изсозданной художником огромной портретной галереи является портрет великого русского
композитора Модеста Петровича Мусоргского. Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским.
Они высоко ценили талант друг друга. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор
преклонялся перед кистью Репина. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души, изящество мысли
и добродушие в поступках... А какое чутье Руси! Какая способность вытаскивать из летописной пыли
живые перлы характеров, животрепещущих былей и оживлять всю эту силу поддонную». И всегда, был
ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как
называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный
сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или
подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». Репин и Мусоргский
были очень близки по духу своего творчества. Высказывая в письме к Репину свое восхищение
«Бурлаками», Мусоргский говорил художнику, что и он стремится к тому же, к раскрытию в музыке
образа народа: «То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем - и помышляю о нем, пью мерещится он мне, он один цельный, большой, не подкрашенный и без сусального... Какая
неистощимая руда для хватки всего настоящего, жизнь русского народа! Только ковырни напляшешься, если истинный художник!» Мусоргский называл «тройкой» Репина, Антокольского и
себя, причем «коренником» этой великой тройки он считал именно Репина.
В феврале 1881 года в газетах появилась заметка о болезни Мусоргского. Репин пишет Стасову: «Как
жаль эту гениальную силу», и едет в Петербург повидаться с Модестом Петровичем. Там, в
Николаевском военном госпитале, где лежал Мусоргский, Репин за четыре дня написал портрет
композитора, один из самых лучших своих портретов, да и не только своих, - один из лучших
портретов, когда-либо созданных русскими художниками. Портрет Мусоргского был написан Репиным
в Петербурге, но окончательно дорабатывал его художник в Москве. Он был показан Репиным на IX
Передвижной выставке и восторженно принят посетителями и критикой. Больше всех восхищался
портретом В.В.Стасов. Он писал П.М.Третьякову, купившему этот портрет для своей галереи (и просил
показать это письмо Репину): «...поздравляю Вас с чудной высокой жемчужиной, которую Вы
прибавили теперь к Вашей великолепной народной коллекции!! Портрет Мусоргского, кисти Репина,
это одно из величайших созданий всего русского искусства... вчера с утра я привез портрет на
Передвижную выставку, все наши лучшие художники... в один голос трубили славу Репину!»
18. Источники
http://ilya-repin.ru/http://www.centre.smr.ru/win/artists/repin/bi
ogr_repin.htm
http://www.bibliotekar.ru/slovarimpr3/224.htm
http://www.zhivopismira.ru/encyclopedia.php?i
d=118
19. Реализм
Реализм - (от фр. realisme, от лат. realis — вещественный) — в искусстве в широком смысле правдивое,объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими
видам художественного творчества. В искусствознании существуют различные взгляды на определение
понятия «реализм». В более общем плане реализм рассматривается как тенденция развития
художественной культуры человечества, продолжающая лучшие традиции мирового искусства, которое
рассматривается как способ духовно-практического познания действительности. Мерой
реалистичности произведения в этой связи считается мера проникновения в жизнь, отражения ее
важных сторон в художественной форме.
В ходе развития искусства реализм приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы
— просветительский, критический, социалистический реализм.
В более узком значении реализм рассматривается как художественный стиль, можно считать что он
возникает в эпоху Просвещения (XVIII в.). Наиболее полное раскрытие черт реализма усматривается в
критическом реализме XIX в. и в последующем социалистическом реализме XX в. Реализм в таком
понимании исследует личность человека в неразрывной связи с современным ему обществом и
социальным положением в нем.
Тенденция реалистичности мышления проявляется по-разному и в разных видах и жанрах искусства.
Сложность заключается в том, что сила воздействия художественного образа не зависит от степени
сходства, подражания реальному объекту, то есть от натуралистичности изображения. В таком
понимании искусство примитива может быть реалистичнее академической живописи, а одинаково
реалистическими можно считать и натурализм малых голландцев, и русский лубок, и импрессионизм.
Нередко натурализм нереалистичен, не является жизненным, поскольку довольствуется поверхностным
сходством без проникновения в глубинные процессы действительности, а абстрактное художественное
мышление более точно выражает реальность, так как схватывает самую сущность какого-либо элемента
изображаемого явления или предмета. Вероятно, правильнее считать, что художественно-образный
смысл реалистического искусства связан с мерой соответствия избираемой художником формы для
выражения конкретной идеи.
20. Реализм
Общими признаками метода реализма является достоверность ввоспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство
обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения,
художественного отражения действительности. Например, реализм Мазаччо и П.
делла Франческа, А. Дюрера и Рембрандта, Ж.-Л. Давида и О. Дожье, И. Репина,
В. Сурикова и В. Серова существенно отличаются друг от друга и
свидетельствуют о широчайших творческих возможностях реализма.
Впервые термин «реализм» в области изобразительного искусства появился в
середине XIX в. В этом смысле отличительной особенностью реализма является
обращение к изображению повседневной жизни людей. Его развитие связано с
творчеством мастеров эпохи Просвещения, критиковавших современные или
социальные порядки с точки зрения справедливости. Передвижники в России
своим творчеством окончательно утвердили позиции реализма в бытовом и
историческом жанрах, портрете и пейзаже.
Реализм, пришедший на смену романтизма, часто рассматривается как
оппозиция этому стилю, хотя отношения у них более сложные, поскольку
романтизм ставил своей целью создать новую, прекрасную и истинную
реальность.
21. Реализм
Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и Америки, былориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставление
их жизни богатым слоям, сочувствие человеческой неблагополучной судьбе. Исследование
общественных противоречий было развито у Г. Курбе, Ф. Милле и других художников во
Франции.
В России критический реализм получил наиболее широкое распространение в середине и
второй половине XIX в. и нашел воплощение в жанровых сценах П. Федотова, в искусстве
В. Перова, художников-передвижников И. Крамского, В. Маковского, Н. Ярошенко, И.
Репина и др. Темы критики несправедливости общественного устройства развивались в
творчестве этих художников.
Социалистический реализм, с середины 1930-х до начала 1980-х годов был официальным
теоретическим принципом и художественным направлением в советском искусстве. Его
целью было утвердить в общедоступной реалистической форме социалистические
идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно сложилась
жесткая программа социалистического реализма, основанная на прославлении, воспевании
революционной борьбы народа и его вождей, советского строя жизни, социалистического
строительства и трудового энтузиазма. Необходимо было следовать лозунгам
коммунистической идейности, партийности и народности. Такие требования, положенные
в основу деятельности союзов художников, определяли круг сюжетно-тематических
композиций, типизированных портретов, тематических пейзажей-картин и т. д.
22. Реализм
Однако в русле этой программы были созданы проникнутые историческимоптимизмом выразительные реалистические произведения скульпторов Н.
Андреева, С. Коненкова, И. Шадра, В. Мухиной, живописцев А. Герасимова, Б.
Иогансона, А. Дейнеки, Ю. Пименова, С. Чуйкова, А. Пластова, П. Корина,
графиков Д. Моора, Кукрыниксов и др.
Метод социалистического реализма был предписан всем видам искусства,
включая архитектуру и прикладное искусство, что значительным образом
тормозило их художественное развитие, мешало подлинной народности и
традиционности искусства. С середины 60-х годов развитие советского искусства
все меньше оказывалось связано с нормами и требованиями социалистического
реализма, которые вскоре отпали как устаревшие.
Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и
многообразие форм. Реализм — явление противоположное модернизму. Как бы
ни были широки и многообразны возможности реалистических методов в
искусстве, они не беспредельны, и попытки размыть границы реализма могут
привести к его уничтожению. Реалистическим тенденциям зачастую приходится
бороться с тенденциями, тормозящими и ограничивающими развитие реализма
как целостного творческого метода.