718.50K
Категория: ИсторияИстория

Древний Рим: имена, легенды, личности

1.

Древний Рим
имена, легенды,
личности
Всероссийская олимпиада
школьников

2.

Известно, что на рубеже XVIII-XIX веков в
России образцом для подражания было
античное искусство (главным образом,
римское), переосмысленное в национальном
историческом
плане.
Пример
тому,
скульптура В. Демут-Малиновского «Русский
Сцевола», посвящённая войне с Наполеоном.
Назовите
два
другие
российские
художественные произведения, где за основу
взяты античные предания.

3.

Демут-Малиновский Василий Иванович
Русский Сцевола
1813 Бронза. 268 х 131 х 92
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

4.

Скульптор изобразил подвиг неизвестного крестьянина, по
преданию попавшего в плен к французам во время войны 1812
года.
Герой отличался богатырским телосложением и потому его
решили взять на службу во французскую армию, а в знак того,
что он принадлежит императору Наполеону, на руку поставили
клеймо с инициалом «N». Крестьянин не желая служить врагам N». Крестьянин не желая служить врагам ». Крестьянин не желая служить врагам
Отечества, отсек себе руку топором.
Такое мужество вызвало уважение даже у противника, и его
отпустили на свободу. Поступок этого русского крестьянина
скульптор сравнивает с подвигом древнеримского Гая Муция
Сцеволы, который в 508 году до нашей эры пожертвовал своей
рукой во имя спасения родины.
В соответствии с нормами классицизма, автор облагораживает
облик героя: черты лица его правильны, выражение спокойно,
тело сложено гармонично. Лишь крестик на шее говорит о том,
что перед нами не античный воин, а русский герой.

5.

«Исправник требовал, помнится, двести рублей.
Староста собрал мир; мир больше ста не давал.
Исправник не уступал. Мужики рассердились, заперли
его с двумя писарями в волостном правлении и, в свою
очередь, грозили их сжечь. Исправник не поверил
угрозе. Мужики обложили избу соломой и как
ультиматум подали исправнику на шесте в окно
сторублевую ассигнацию. Героический исправник
требовал еще сто. Тогда мужики зажгли с четырех
сторон солому, и все три Муция Сцеволы земской
полиции сгорели» (А. Герцен, «Былое и думы»).

6.

Гай Муций Сцевола прославился тем, что, согласно
легенде, пыталcя убить Ларса Порсену, царя этрусского я убить Ларса Порсену, царя этрусского
города Клузия, который осадил Рим в 509 до н.э.
Сцевола пробрался в шатер Порсены, но по ошибке
убил царского писца, который был одет дороже и
красивее царя.
Сцеволу схватили, и тогда он объявил Порсене, что он
лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся
ценою своей жизни убить Порсену.
Когда герою стали угрожать пыткой и смертью, если он
откажется раскрыть все детали этого замысла, Сцевола
протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и
держал её там, пока она не обуглилась.
Отвага римлянина так поразила Порсену, что его
отпустили, и Порсена заключил с Римом мир. За потерю
правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scя убить Ларса Порсену, царя этрусского aevola «левша»).

7.

8.

Жак Луи Давид
Клятва Горациев

9.

Федор Бруни
«N». Крестьянин не желая служить врагам Смерть Камиллы, сестры Горация»
Холст, масло. 350 х 526 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

10.

Картину «N». Крестьянин не желая служить врагам Смерть Камиллы, сестры Горация» Ф. А. Бруни написал в
Риме.
Художник выставил свое произведение на Капитолийском холме для
всеобщего обозрения, и оно прославило двадцатилетнего автора.
Знатоки находили много изящного в композиции и рисунке
картины.
Сюжет картины почерпнут из древнеримской истории. Во времена,
относящиеся к далеким преданиям, Рим воевал с городом АльбаЛонга. Три брата римлянина, среди которых был и Гораций,
вступили в единоборство с тремя братьями Куриациями из
враждебного города. Гораций одержал трудную победу и с
триумфом вернулся в Рим, где застал свою сестру Камиллу,
оплакивающую Куриация, которого она любила. В порыве
патриотического гнева Гораций убил свою сестру. Этот момент
финальной развязки и запечатлел Бруни на своем полотне.

11.

Козловский
Памятник А. В. Суворову на Марсовом поле
Среди
балтийских
просторов,
солнечных
Пред широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый
Суворов
Виденьем русской славы боевой.
В. Рождественский

12.

Памятник российскому полководцу А. В. Суворову был торжественно
открыт 5 мая 1801 года, в первую годовщину смерти Суворова, на
Марсовом поле. Генералиссимус представлен в образе
древнеримского бога войны Марса. Самого Суворова, признанного
гения боевых действий, нередко называли "богом войны" за его
стремительность, непреклонность и быстроту. Автором памятника
выступил скульптор М. Козловский, а пьедестал был изготовлен по
проекту архитектора А. Воронихина. Мастер Ф. Гордеев создал
барельеф на пьедестале, на котором в аллегорической форме
изображены Слава и Мир, которые осеняют щит с надписью: "Князь
Италийский, граф Суворов Рымникский, 1801 г.". Эти титулы
напоминают о самых громких победах Суворова: на реке Рымник в
ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов, а также в Италии, где
полководец нанес поражение французской армии.
Монумент прославленному воину, который известен тем, что за всю свою
жизнь не проиграл ни одного сражения, был задуман еще при жизни
Суворова: в 1799 год император Павел I приказал изваять
триумфальный монумент, подобный тем, что ставили победоносным
полководцам Древнего Рима. В 1801 году памятник был открыт на
Марсовом поле, а в 1818 - перенесен на Суворовскую площадь, где он
находится в настоящее время.

13.

Марсово поле (Рим)
Так называлась часть города Рима,
на левом берегу реки Тибр,
первоначально
предназначенная для военных и
гимнастических упражнений. Со
времени изгнания Тарквиниев
здесь происходили военные и
гражданские собрания.
Как место военных упражнений,
поле посвящено было Марсу,
который имел, в его центре,
свой алтарь. Этот центр поля
остался и впоследствии
свободным, под именем
собственно Campus, тогда как
остальные части поля были
застроены.
Макет-реконструкция Марсового поля по
состоянию на 300 год н. э.

14.

Марсово поле (Париж)
В 1751 году Людовик XV принял решение
о создании Военной школы для
мальчиков из обедневших
аристократических семей. Открытая
обширная территория перед зданием
новой школы была названа Марсовым
полем в честь бога войны Марса и
использовалась как военный плац и
для парадов.
В 1783 году физики Шарль и братья
Робер проводили на Марсовом поле
первые опыты по аэростатике. В 1784
году Бланшар впервые совершил
управляемый полет на воздушном
шаре.
С 1867 года здесь стали регулярно
проводиться всемирные выставки.
Вид на Марсово поле с верхнего
этажа Эйфелевой башни
English     Русский Правила