Примерный план анализа лирического произведения
Интерпретация поэтического текста
А.С.Пушкин «Мадонна»
125.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Примерный план анализа лирического произведения

1. Примерный план анализа лирического произведения

Важно помнить одну истину:
любое стихотворение требует
особого подхода.(Э.Я.Рез.)
Автор – Козлова Татьяна Алексеевна, учитель русского
языка и литературы МБОУ МСОШ с УИОП
Хангаласского района Республики Саха(Якутия)

2.

1.Какие жизненные события легли в его
основу?
2.Кем и когда написано стихотворение?
Центральная тема стихотворения.
3.Жанровые особенности (элегия, баллада,
исповедь, размышление, обращение к …).
Тематическое разнообразие лирики
(пейзажная, философская, любовная,
политическая…)
4.Главные образы или картины в
стихотворении.
5. Внутреннее настроение стихотворения, его
лирический герой (Л.Г.)

3.

6.Основные интонации, чувства Л.Г.
7.Особенности построения: единое целое,
деление на части)
8. Средства поэтического языка (тропы,
лексика, образы-символы, звуки, цвет,
рифма и т.д.)
9. Смысл названного стихотворения. Адресат
поэтического послания. Идея
стихотворения.
10. Значимость стихотворения.

4. Интерпретация поэтического текста

При оценке учитываются:
• Владение основами анализа поэтического
текста
• Восприятие образа лирического героя (ЛГ) и
умение истолковать его, характеризовать
поэтическую индивидуальность автора, а
также выражать свои мысли и чувства
• Язык и стиль работы (композиционная
стройность, логичность, ясность изложения,
речевая грамотность)

5. А.С.Пушкин «Мадонна»

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом лугу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

6.

Удивительные женские образы созданы А.С.Пушкиным в
его шедеврах любовной лирики. Всем известны имена его
муз, прославленных гением поэта: Анна Керн, Екатерина
Воронцова. Но самой главной музой являлась его супруга
Наталья Николаевна.
Сонет «Мадонна» написан А.С.Пушкиным в 1830 году, и
его появление связано с именем Натальи Гончаровой.
В сонете две героини, образ небесной Богоматери
сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт
называет «моя Мадонна». Образ Мадонны с младенцем
Христом, «во славе и в лучах», занимает центральное
место. Эта картина отчётливо и ясно возникает в
воображении лирического героя. Богоматерь – идеальный
образ женщины, величественной, прекрасной и кроткой.

7.

Возлюбленная поэта наделена такими же чертами.
Его Мадонна – «чистейшей прелести чистейший образец».
Для создания образа своей любимой поэт использует
прилагательное в превосходной степени и использует его
дважды! Земная красота -«прелесть» – в сочетании с
духовным совершенством – «чистейший образец»приближается к небесному идеалу.
Использование слов высокого стиля («дивился»,
«внимая», «спаситель», «Пречистая», «Творец» и т.п)
придаёт торжественность сонету. Это продиктовано
создаваемыми образами. Жилище лирического героя
соответственно стилю называется «обителью». Поэт не
рисует прямо образ своей возлюбленной, но используемые
им эпитеты («кроткие» , «чистейший») помогают нам
понять, какова его Мадонна.

8.

Я обратила внимание, что необычное деление на
строфы: 1-я и 2-я являются четверостишиями с
перекрёстной рифмой, а 3-я и 4-я – трёхстишия. Особую
нежность, певучесть этому произведению придаёт то, что
рифмы в 1-й и 2-й строфе одинаковы ( мастерОВ –
знатокОВ, трудОВ - облакОВ и обитЕль – посетитЕЛЬ,
зритЕЛЬ- спаситЕЛЬ). А в 3-й и 4-й рифмы следущие:
ААБВБВ, то есть третья строчка одной строфы рифмуется
со второй строкой другой строфы. Так что, может быть, это
не два трёхстишия, а одна строфа с шестью строчками?
Гений поэта подарил нам удивительное,
торжественное и прекрасное произведение, в котором он
воспевает женскую красоту, духовное совершенство своей
главной музы – будущей жены Натальи Гончаровой.
Любовь позволяет поэту увидеть в земной женщине
небесный идеал.
English     Русский Правила