1.57M
Категория: МузыкаМузыка

Анализ средств музыкальной выразительности и методы работы над их развитием. Тема 10

1.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ «УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»
ПО РАЗДЕЛУ
2.1. «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ»
Тема 10. Анализ средств
музыкальной выразительности
и методы работы над их
развитием
04.10.2023
1
Составитель:
преподаватель отдельной дисциплины Матвейчук В.П.

2.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ
КОМПОЗИТОРСКИЕ

3.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ
Звук
• Интонация
• Динамика
• Тембр
• Продолжительность звука
Темп
Агогика
Фразировка
Штрихи
Артикуляция

4.

КОМПОЗИТОРСКИЕ
Мелодия
Гармония
Полифония
Ритм
Фактура

5.

Фактура
- (лат. factura — устройство, строение) — типичный способ
оформления многоголосной музыкальной композиции в одном
из (многоголосных) музыкальных складов. В русском
музыкознании в качестве синонима фактуры нередко
используется (метафорический) термин «музыкальная ткань»

6.

МЕЛО́ДИЯ
Мело́дия (др.-греч. μελῳδία — распев лирической
поэзии, от μέλος — напев, и ᾠδή — пение, распев) —
один (в монодии единственный) голос музыкальной
фактуры, который трактуется в теории музыки и
непосредственно воспринимается слухом как
композиционно-техническое и ладовое целое.

7.

Полифо́ния
- (лат. polyphonia, от др.-греч. πολυφωνία букв.
«многозвучие»; от др.-греч. πολυ- (в сложных словах, др.греч. πολύς «многочисленный») и др.-греч. φωνή «звук»)
— склад многоголосной музыки, определяющийся
функциональным равноправием отдельных голосов
(мелодических линий, мелодий в широком смысле)
многоголосной фактуры.

8.

ГАРМО́НИЯ
Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία — связь,
порядок; строй, лад; слаженность,
соразмерность, стройность) — комплекс
понятий теории музыки.

9.

ЗВУК
Звук — физическое явление,
представляющее собой распространение
в виде упругих волн механических
колебаний в твёрдой, жидкой или
газообразной среде.

10.

Ритм
- (лат. rhythmus, др.-греч. ῥυθμός, от др.-греч. ῥέω
«течь», струиться, растекаться и т.д.) в музыке —
организация музыки во времени[1]. Ритмическую
структуру музыкального сочинения образует
последовательность длительностей — звуков и
пауз. В письменной традиции музыкальный ритм
фиксируют с помощью музыкальной нотации.

11.

ТЕМП
Темп (итал. tempo от лат. tempus
время, нем. Zeitmaß) — мера времени в
музыке

12.

АГО́ГИКА
Аго́гика (от др.-греч. ἀγωγή — увод,
унесение), в музыкальном
исполнительском искусстве — небольшие
отклонения (замедления, ускорения) от
темпа и метра, подчинённые целям
художественной выразительности.

13.

ФРАЗИРО́ВКА
— средство музыкальной
выразительности,
представляющее собой
художественно-смысловое
выделение музыкальных
фраз в процессе исполнения
путем разграничения
периодов, предложений,
фраз, мотивов с целью
выявления содержания,
логики музыкальной мысли.
Выполняется при помощи
цезур и фразировочных лиг,
а также оттенков
музыкальной динамики.

14.

ШТРИХ
Штрих - это способ извлечения ведения
соединения и окончание звуков

15.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Майоров, А. Современные выразительные
средства в практике игры на саксофоне //
Музыкальное развитие студента:
инновациионные идеи и перспектива. - Самара:
Сам. гос. академия культуры и искусств, 2004. Вып. 3. - С. 163 - 169.
Карауловский, Н.И. Выразительные возможности
фагота: теоретическая часть: дис. ... канд.
искусствоведения. - Л., 1954. - 146 с.
Шамов, СБ. Выразительные и формообразующие
функции ударных инструментов в музыке
русского драматического театра рубежа Х1Х-ХХ
веков: на примере спектаклей МХТ 1900-1910-х гг.:
дис. ... канд. искусствоведения. - М.. 2010. - 138 с.

16.

Урусов, А. Кларнет в творчестве К.М. Вебера и
исполнительские вопросы // Исполнительство на
духовых инструментах и вопросы музыкальной
педагогики. - М.: Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных,
1979.-Вып. 45.-С. 182-200.
Проскурин, С.Г. Труба в эпоху барокко:
инструментальный репертуар, исполнительские
традиции: дис. ... канд. искусствоведения. - Ростов-наДону, 2005. - 210 с.
Паутов, А. Исполнительские принципы Г.А. Орвида // В
помощь военному дирижёру. - М.: Военно-дириж.
факультет при МГК, 1979.-Вып. 18.-С. 19-40.
Паутов, А. Исполнительские принципы Г.А. Орвида //
Образовательное пространство музыкального вуза:
теория и практика. -М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2011. Вып. 14. - С. 41 - 58.

17.

ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
Изучить и законспектировать
• раздел «О выразительных средствах
исполнительства на духовых инструментах» из
"Методики обучения игре на духовых инструментах"
А.Федотова (С.33-77)
• раздел «Анализ исполнительских выразительных
средств» из статьи Л.П.Богданова "Теоретические
основы исполнительского анализа и интерпретации
музыкального произведения" // Лекции по теории
исполнительства и методике обучения игре на
духовых и ударных инструментах (С.37-54)
English     Русский Правила