Сергей Есенин.
Литературный дебют. Успех.
Служба в армии.
Революция.
"Москва кабацкая"
Айседора.
Трагический финал.
Работа над поэмой.
2.50M
Категория: БиографииБиографии

Сергей Есенин

1. Сергей Есенин.

Презентация
подготовлена
Трошкиной Е.П.

2.

Есенин — Сергей Александрович (1895-1925), русский
поэт. С первых сборников ("Радуница", 1916;
"Сельский часослов", 1918) выступил как тонкий
лирик, мастер глубоко психологизированного
пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток
народного языка и народной души.
В 1919-23 входил в группу имажинистов.

3. Литературный дебют. Успех.

С детства слагавший стихи (в основном в подражание
А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину),
Есенин обретает единомышленников в
"Суриковском литературно-музыкальном кружке",
членом которого он становится в 1912.
Печататься начинает в 1914 в московских детских
журналах (дебют стихотворение "Береза"). Весной 1915
Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А.
Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым, Н. С.
Гумилевым и др., сближается с Н. А. Клюевым.

4. Служба в армии.

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в
армию, но благодаря
хлопотам друзей получает назначение ("с
высочайшего соизволения")
санитаром в Царскосельский военно-санитарный
поезд № 143 Ее Императорского Величества
Государыни Императрицы Александры
Федоровны,
что позволяет ему беспрепятственно посещать
литературные салоны, бывать
на приемах у меценатов, выступать на концертах.

5. Революция.

В начале 1918 Есенин переезжает в
Москву. С воодушевлением встретив
революцию, он пишет несколько
небольших поэм ("Иорданская
голубица",
"Инония", "Небесный барабанщик",
все 1918, и др.), проникнутых
радостным
предчувствием "преображения"
жизни.
Размышляя, "куда несет нас рок
событий", поэт обращается к
истории (драматическая поэма
"Пугачев", 1921).

6. "Москва кабацкая"

"Москва кабацкая"
В начале 1920-х гг. в стихах
Есенина появляются мотивы
"развороченного бурей быта" (в
1920 распался длившийся около
трех лет брак с З. Н. Рейх),
пьяной удали, сменяющейся
надрывной тоской.
Поэт предстает
хулиганом, скандалистом,
пропойцей с окровавленной
душой, ковыляющим "из
притона в притон", где его
окружает "чужой и хохочущий
сброд" (сборники
"Исповедь хулигана", 1921;
"Москва кабацкая", 1924).

7. Айседора.

Событием в жизни
Есенина явилась встреча
с американской
танцовщицей
Айседорой Дункан (осень
1921), которая через
полгода стала его женой.

8.

Совместное путешествие по Европе
(Германия, Бельгия, Франция,
Италия) и
Америке (май 1922 август 1923),
сопровождавшееся шумными
скандалами, обнажило их
"взаимонепонимание",
усугублявшееся и буквальным
отсутствием общего языка (Есенин
не владел иностранными языками,
Айседора выучила несколько
десятков русских слов).
По возвращении в Россию они
расстались.

9.

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением
обновления, желанием
"быть певцом и гражданином... в великих штатах
СССР". В этот период
(1923-25) создаются его лучшие строки: стихотворения
"Отговорила роща
золотая...", "Письмо к матери", "Мы теперь уходим
понемногу...", цикл
"Персидские мотивы", поэма "Анна Cнегина" и др.
Главное место в его
стихах по-прежнему принадлежит теме родины,
которая теперь приобретает
драматические оттенки.

10. Трагический финал.

Одним из последних его произведений
стала поэма "Страна негодяев" в
которой он обличал советскую власть.
После этого на него началась травля
в газетах, обвиняя его в пьянстве,
драках и.т.д. Последние два года
жизни Есенина прошли в постоянных
разъездах: скрываясь от судебного
преследования он трижды совершает
путешествия на Кавказ, несколько раз
ездит в Ленинград, семь раз в
Константиново.
При этом в очередной раз пытается
начать семейную жизнь, но его союз с
С.А. Толстой (внучкой Л. Н. Толстого)
не был счастливым.

11.

В ночь на 28 декабря
в гостинице
"Англетер" Сергея
Есенина убивают
инсценировав
самоубийство.

12.

Не бродить, не мять в кустах
багряных...
Не бродить, не мять в кустах
багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих
овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

13. Работа над поэмой.

Непосредственно к работе над «Пугачевым»
Есенин приступает, как это явствует из дат на
рукописи, в феврале- марте 1921года. Однако
собирать материалы он начал значительно раньше.
Есенин отмечал, что он «несколько лет... изучал
материалы», прежде чем приступил к поэме.
Работа Есенина над драмой совпадала с его
поездкой в Среднюю Азию, которую он специально
планировал. Поэт проехал по некоторым из тех
мест, где происходило восстание Пугачева.

14.

Во время поездки и стоянок поэт мог услышать из уст
народа рассказы, легенды, песни, сказы о Пугачеве.
Трудно представить, чтобы, работая в это время над
драмой, он не интересовался сведениями о народном
вожде. Во всяком случае в поэме Есенина наряду с
другими фольклорными жанрами чувствуются следы
народных исторических песен.

15.

Образ Пугачева привлекает наше внимание с
первого его монолога -в сцене появления в яицком
казачьем городке, которой открывается пьеса:
Яик, Яик, ты меня звал
Стоном придавленной черни...
О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел!
Героический образ Пугачева раскрывается
Есениным в лирическом плане. Это делает его
особенно человечным и земным.
Он лишен даже малейших внешних атрибутов
«вождя». Внимание поэта сосредоточено на
раскрытии диалектики души своего героя.

16.

Пугачев Есенина движим неподдельной, все время
нарастающей тревогой за судьбы своих
соотечественников. Ему больно видеть, как кругом
«стонет Русь от цепких лапищ». В самое сердце ранят
его при встрече с бедным казаком- сторожем слова о
народном горе на Руси: «Всех связали, всех вневолили,
с голоду хоть жри железо». И слыша, как стонет родная
страна от невыносимого царского гнета, он смело зовет
своих соотечественников:
Вытащить из сапогов ножи
И всадить их в барские лопатки...

17.

С особой лирической силой Есенин подчеркивает
любовь своего героя к родине, его заботу о судьбах
простых людей. Вместе с тем в сердце есенинского
Пугачева клокочет непримиримая ненависть и
гнев к дворянам- угнетателям.

18.

В есенинском «Пугачеве», раздумьях его героев о
судьбах родины и народы улавливаются те
противоречивые мысли, думы, чувства об
исторических путях крестьянской Руси, которые в
годы рабства над пьесой так волновали самого
поэта.
English     Русский Правила