674.83K
Категория: ЛитератураЛитература

Жанры журналистики

1.

Ю.А. Гордеев
кафедра журналистики
и литературы ВГУ
[email protected]
ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
Технологии медиатворчества (ТМТ)

2.

ЛЕКЦИЯ № 8
Очерк как жанр художественной
публицистики

3.

НАИМЕНОВАНИЕ ЖАНРА

4.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА «ОЧЕРК»
Очерк – русское слово; от глагола «очерчивать» –
описывать, изображать что-либо в общих, наиболее
характерных чертах.
Логика словообразования: очеркист изображает
предмет в тексте, создаёт его «набросок», «эскиз».

5.

УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
И РАСПОЗНАВАНИЕ АУДИТОРИЕЙ
Термин «очерк» иногда применяют к текстам в науке, в которых предмет описывается
неполно и даже не строго научно. Слово может использоваться и в быту в похожем
значении, но это бывает редко.
• Очерк не в журналистике
Жанр может распознаваться непрофессиональной аудиторией, особенно старшего
возраста: под очерком она понимает тексты, похожие на рассказы в художественной
литературе, но основанные на реальных событиях.
• Распознавание аудиторией в СМИ

6.

ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА

7.

ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОЧЕРКА КАК
ЖАНРА
Общественная жизнь –
взаимодействие людей,
их роль в ней объективно
важна и интересна
массовой аудитории.
Причём значимы и
интересны не только роль
людей в социальной
действительности, но и
личности этих людей.
Поэтому СМИ
рассказывают как о роли
личностей в жизни
общества, так и о самих
личностях.

8.

ОЧЕРК – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ЖУРНАЛИСТИКИ С ЛИТЕРАТУРОЙ
Жанр пришёл в
журналистику из
художественной
литературы, точнее из
писательской
публицистики.
Некоторые писатели
стремились описывать
действительность
реалистично и даже
натуралистично – точно,
без вымысла.

9.

ОЧЕРК КАК «ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ
РАССКАЗ»
Краткие
литературные
произведения
публиковались в
прессе.
Отказ от вымысла
сближал их с
журналистикой
как таковой.
Такой подход не может
доминировать в литературе, т.к.
снижает художественную ценность
произведения.
Зато он полностью соответствует
природе журналистики. Жанр
считался «промежуточным», потом
перешёл в журналистику.

10.

ПРЕДМЕТ ЖАНРА

11.

ПРЕДМЕТ ОЧЕРКА
Предмет отражения в очерке – социально значимая
личность или явление.
Предметом может выступать и процесс как явление в
развитии. Личность тоже может рассматриваться в
развитии, а не в готовом виде.

12.

ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ
ОЧЕРКА
Что отражается?
Сам человек
Его окружение /
среда

13.

ОТРАЖЕНИЕ САМОГО ЧЕЛОВЕКА:
КОМПОНЕНТЫ
Человек
Внешний облик +
характеристика
внутренних
качеств.
Биография/жизнь
Высказывания
Вся в целом,
отдельные
значимые отрезки,
отдельные эпизоды.
Как выражение
мыслей и чувств
человека, его
восприятия себя
самого и
действительности.

14.

ОТРАЖЕНИЕ СРЕДЫ ЧЕЛОВЕКА:
КОМПОНЕНТЫ
Личная
Социальная
Материальная
Семья, друзья,
сфера
межличностного
общения в целом.
Профессиональное
окружение, другие
значимые
социальные
группы, общество в
целом.
Живая природа и
вещи, окружающие
человека.

15.

ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА:
СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
Человек может выступать как самоценная личность и/или как
носитель характерных для общества тенденций и проблем.
Личностное соединяется с социальным, а социальное
исследуется через личность, предстаёт «очеловеченным».
Чаще встречается исследование своеобразия конкретного
человека, поскольку журналистика в целом тяготеет к
конкретным предметам.

16.

ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОЧЕРКЕ:
ВАРИАНТЫ
Индивидуальный
портрет
Исследуется личность одного героя, акцент делается
на её своеобразии.
Двойной портрет
Исследуются личности двух героев, акцент делается
на их сопоставлении.
Коллективный
портрет
Исследуются личности нескольких человек, которые
как-то связаны друг с другом.
Социальный портрет
Исследуются не отдельные люди, а социальная группа
в совокупности.

17.

ОТРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОЧЕРКЕ:
ВАРИАНТЫ
Портрет на фоне – исследуется личность героя в её
своеобразии и одновременно показывается влияние на
неё социальной среды.
Могут отражаться гармоничные отношения героя и
среды или/и их конфликт.

18.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА
ГЕРОЯ В ОЧЕРКЕ
• Личность – не всегда предмет, изначально интересный аудитории.
• Исследование человека предполагает, что журналист формулирует для
аудитории социальное обоснование его необходимости.
• Социальное обоснование обычно присутствует уже в заголовочном
комплексе и определяет представление героя в тексте в целом.

19.

ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОЧЕРКЕ
Есть люди, которые могут быть интересны аудитории сами по себе.
Популярный человек
(«звезда»):
Он сам по себе способен
привлечь внимание к
журналистскому тексту.
Выдающийся человек:
Необычный человек:
Его жизнь и деятельность
имеют большое
общественное значение.
Имеет свойства, нечасто
встречающиеся вообще или
у людей такого рода.

20.

ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОЧЕРКЕ
Есть люди, которые могут быть интересны аудитории в связи с социально значимым
поводом.
Человек, совершивший поступок:
Человек в необычной ситуации:
Поступок – «резонансный» (выдающийся
или просто публично заметный,
обсуждаемый) – вызывает интерес к тому,
кто его совершил.
Интересна должна быть не только
ситуация, но и именно находящийся в ней
человек (возможно, он сам её
создал/спровоцировал).

21.

ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ДЛЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОЧЕРКЕ
Есть люди, которые могут быть интересны аудитории как представители общества.
Носитель социального опыта:
Представитель эпохи; человек, лично
знавший выдающихся людей или
испытавший на себе социально значимые
события и ситуации…
Типичный представитель социальной
группы:
Один из многих ему подобных, на примере
которого можно рассказать обо всех
остальных репрезентативно и желательно
интересно.

22.

СОБЫТИЙНЫЙ ПОВОД В ОЧЕРКЕ О
ЧЕЛОВЕКЕ
Текущее событие
Знаменательная дата
Связь героя с социально
значимым событием.
Личная – юбилей, смерть или
день памяти…
Поступок героя как социально
значимое событие.
Социальная – общественно
значимое достижение, связь с
историческим событием…

23.

ЦЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЯ ДЛЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОЧЕРКЕ
Это должны быть явления, связанные с внутренним миром людей и/или явления,
вызывающие «человеческий интерес».
Проблемный характер:
Познавательный интерес:
Явление заключает в себе важные для
общества проблемы, которые имеют
социально-психологический и/или
морально-этический характер.
Явление интересует или могло бы
заинтересовать аудиторию, т.к. она не
обладает достаточной информацией о
нём, но хотела бы её получить.

24.

СОБЫТИЙНЫЙ ПОВОД В ОЧЕРКЕ НЕ О
ЧЕЛОВЕКЕ
Очеркист может выходить на исследование явления,
отталкиваясь от актуального события, хотя в очерке
это не обязательно.

25.

ФУНКЦИЯ ЖАНРА

26.

ФУНКЦИЯ ОЧЕРКА
Функция очерка – наглядное представление самого
предмета исследования (личности/явления), а также
его сущности в их неразрывном единстве.

27.

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЛИЧНОСТИ В ОЧЕРКЕ
Личность – это свойства человека, они не доступны для непосредственного
восприятия (их нельзя увидеть), но отражать их нужно наглядно.
Свойства личности исследуются и отражаются опосредованно –
через их внешние проявления.
Основные проявления свойств личности – действия и высказывания
человека в контексте его жизни.
Наглядное отражение личности человека не должно быть
бесстрастным со стороны автора и должно вызывать ответную
эмоциональную реакцию аудитории.

28.

СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЯВЛЕНИЯ В ОЧЕРКЕ
Явление – предмет обобщённый, однако художественное исследование, в
отличие от аналитического, предполагает его наглядное отражение.
Явление показывается в конкретных проявлениях, а именно через
воплощающие его ситуации – одну или несколько.
Обобщающая информация о сущности явления «растворяется» в
описании ситуации/-ий и органично соединяется с ним.
Наглядное описание ситуаций и – через них – явления не должно
быть бесстрастным со стороны автора и должно вызывать ответную
эмоциональную реакцию аудитории.

29.

ОЧЕРК – ОБЪЕКТИВНО-СУБЪЕКТИВНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
Субъективность
Журналист не только
отражает личность/
явление как они есть,
но и предлагает
собственное их
понимание.
Объективность
Журналист не может
искажать фактическую
основу в создаваемом
им представлении о
предмете, оно должно
быть убедительным.

30.

МЕТОД ЖАНРА

31.

МЕТОД ОЧЕРКА
Метод очерка – создание документального образа
отражаемой личности или явления.
Документальный образ создаётся так же, как и
художественный, только на основе материала,
взятого из жизни, а не являющегося продуктом
творческого вымысла автора.

32.

ПОНЯТИЕ «ХАРАКТЕР» В ОЧЕРКЕ
Это авторское отражение
(изображение) основных
качеств личности героя,
претендующее на
достоверность, прямое
соответствие прототипу.
Это не все, а именно
основные (ядерные)
личностные качества
человека. Они определяют
прочие его свойства – то
есть личность в целом.
Этим термином
обозначают
документальный
образ человека.

33.

ПОНЯТИЕ «ДОМИНАНТА ХАРАКТЕРА»
Доминанта характера – выделение в личности героя
некоего качества, которое становится главным её
признаком. Это могут быть и два-три качества, тесно
связанные друг с другом.
Связь доминантных качеств может выражаться
по-разному: доминантные качества
обусловливают друг друга или, наоборот,
противоречат друг другу.

34.

ЛИЧНОСТЬ – ХАРАКТЕР – ЕГО
ДОМИНАНТА: СООТНОШЕНИЕ
Личность
Все сколько-нибудь
значимые качества
человека
(множество).
Характер
Ядерные качества
личности
(совокупность,
несколько качеств).
Доминанта
Главное качество
личности (или дватри связанных друг с
другом качества).

35.

ЛОГИКА ОТРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА В ОЧЕРКЕ
Характер
Доминанта
Остальные качества
• Отражается достаточно
полно с точки зрения
восприятия очеркистом
личности героя.
• Выделяется
журналистом как
своеобразное резюме
его восприятия
личности героя.
• Отражаются
избирательно в
соответствии с задачей
и предпочтениями
журналиста (если
вообще это нужно).

36.

СПОСОБЫ ОТРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА В ОЧЕРКЕ
Характеристика
или
демонстрация?
Статичное
отражение
Динамичное
отражение

37.

СТАТИЧНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Автор представляет образ героя в готовом виде, аудитория знакомится с
результатом исследования его личности, но не видит процесса её
становления и исследования.
Автор определяет основные качества героя и дает им более или менее
развернутую характеристику, по мере надобности иллюстрируя её
фактурой.
Образ человека предстаёт достаточно целостным и определённым (все
приведено к «общему знаменателю»), но несколько схематичным.

38.

ДИНАМИЧНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Образ героя складывается постепенно при восприятии текста – автор
демонстрирует процесс формирования личности либо процесс её
исследования (возможен и синтез).
Автор описывает проявления личности и затем уже делает из них
определённые выводы и/или закладывает их в подтекст, который
аудитория должна улавливать.
Образ человека получается «живым», он лишён схематичности, но может
терять в плане социально-психологической определённости, казаться
несколько «расплывчатым».

39.

ЯВНОЕ И НЕЯВНОЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ
ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА АУДИТОРИИ
Текст
Подтекст
Прямое представление информации о
герое, открытое выражение авторских
интерпретаций и оценок.
Косвенное представление аудитории
авторских интерпретаций и оценок
через описание героя и его жизни.

40.

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕКСТА И ПОДТЕКСТА В
ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА
Текст
Подтекст
• Сбор и отбор информации автором.
• Соединение («монтаж») отобранной
информации в тексте.
• Прямое выражение позиции автора.
• Акцентирование неких фрагментов
информации.
• Апелляция к фону аудитории.
• Рассмотрение (неявное) фактуры под
определённым «углом зрения».
• Присоединение к позиции источника
информации.
• Целенаправленный выбор языковых
средств.

41.

СОЗДАНИЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО
ОБРАЗА В ОЧЕРКЕ
Человек показывается в тексте, его «рисуют словами»
так (подтекст), чтобы аудитории были понятны его
личностные качества; лишь некоторые из них автор
может называть открыто (текст).
Так же создаётся образ явления, если оно выступает
предметом отражения. В явлении всегда выделяется
роль людей и восприятие его людьми.

42.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖАНРА

43.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЧЕРКА
Очерк – это художественно-публицистический жанр,
предназначенный для объективно-субъективного
исследования социально значимых личностей или
явлений путём создания их документальных образов в
свете личностного восприятия журналиста-автора.

44.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ФАКТУРЫ

45.

ФАКТУРА В ОЧЕРКЕ
Фактография –
конкретная
фактическая
информация о
предмете.
Репрезентация –
подтверждение
суждений автора о
герое/явлении.
Образность –
материал для
создания
документального
образа предмета.

46.

ОСОБЕННОСТИ ОБРАБОТКИ ФАКТУРЫ В
ОЧЕРКЕ
• Отбираются в т.ч. факты, которые не несут в себе ни новостной, ни
аналитической ценности.
• Некоторые аспекты фактов выделяются и усиливаются, факты включаются в
определённый контекст.
• Осуществляется прямая и/или косвенная – с помощью подтекста –
интерпретация фактов автором.

47.

ЦЕННОСТЬ ФАКТУРЫ В ОЧЕРКЕ
Информационная
Исследовательская
Возможность дать
точные и конкретные
сведения о предмете.
Возможность
проявить, показать
внутреннюю сущность
предмета.

48.

ФАКТ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЗДАНИЯ
ОБРАЗА
Деталь – это значимая в идейном и художественном
плане фактическая подробность в журналистском
произведении.

49.

ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНОВАННЫЕ
НА ДЕТАЛЯХ
Портретная
характеристика
Речевая
характеристика
ДЕТАЛЬ
Предметная
характеристика,
пейзаж
Деятельностная
характеристика

50.

ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА В ОЧЕРКЕ,
ОСНОВАННЫЕ НА ДЕТАЛЯХ
Портретная характеристика –
использование особенностей
внешности героя для создания его
образа или образа явления, с
которым он связан.
Собственно внешность, одежда,
аксессуары, характерные жесты…

51.

ПОРТРЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
ПРИМЕНЕНИЕ
Словесный портрет редко подаётся как подробное описание,
т.к. он дополняется изображением (фотопортретом).
Акцент на конкретных деталях, выделяющих внешние
особенности и/или высвечивающих внутренние, намного
продуктивнее.
В текст детали обычно вводятся при представлении героя в
ситуациях или в диалогах (авторские ремарки).

52.

ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА В ОЧЕРКЕ,
ОСНОВАННЫЕ НА ДЕТАЛЯХ
Речевая характеристика –
представление особенностей
личности героя или явления, с
которым он связан, через
своеобразие его речи.
Что говорит (содержание) и как
говорит (форма: лексические,
орфоэпические, синтаксические
особенности, иногда –
характерные ошибки).

53.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
ПРИМЕНЕНИЕ
Прямая характеристика речевой манеры героя от автора
редко подаётся объёмным фрагментом.
Автор прямо характеризует лишь некоторые речевые
особенности героя. В текст это часто вводится в качестве
авторских ремарок к репликам героя.
Речевые особенности героя прежде всего намеренно
сохраняют в его высказываниях, включаемых в текст.

54.

ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА В ОЧЕРКЕ,
ОСНОВАННЫЕ НА ДЕТАЛЯХ
Деятельностная характеристика –
представление героя в жизненных
ситуациях, совершающим какието поступки для характеристики
его самого или явления, с
которым он связан.
Что делает и как делает – в какой
ситуации.

55.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА:
ПРИМЕНЕНИЕ
Прямая характеристика манеры действовать героя от автора
используется редко, хотя некоторые общие её особенности
могут выделяться.
Автор обычно демонстрирует действия героя в конкретных
ситуациях, которые могут быть как типичными, так и
нетипичными для него.
Могут выделяться и представляться крупным планом
отдельные знаковые поступки героя – переломные,
определяющие жизнь, судьбу.

56.

ОБРАЗНЫЕ СРЕДСТВА В ОЧЕРКЕ,
ОСНОВАННЫЕ НА ДЕТАЛЯХ
Предметная характеристика –
характеристика человека/явления
через вещи, воплощающие их
внутреннюю сущность.
Пейзаж – словесное описание
природы.
Личное помещение, рабочий
кабинет, значимое место, место
действия.

57.

ПРЕДМЕТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И
ПЕЙЗАЖ: ПРИМЕНЕНИЕ
Могут использоваться как целостным фрагментом (описание
обстановки), так и в качестве отдельных деталей –
вещественных или природных.
В отличие от других образных средств, эти с предметом
связаны опосредованно, поэтому важно, чтобы они не
становились самоценными.
Часто становятся фоном для представления действий и/или
речевого поведения героя в конкретных ситуациях.

58.

РОЛЬ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ,
ОСНОВАННЫХ НА ДЕТАЛЯХ
Речевая и деятельностная характеристики.
• Основные
Портретная и предметная характеристики, пейзаж.
• Дополнительные

59.

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗНЫХ СРЕДСТВ
Способ применения
Введение в текст
Характеристика – автор
акцентирует и характеризует
особенности героя/явления
открыто, «от себя».
Концентрированное – фрагмент
текста объединяет в себе целый
ряд деталей одного из
образных средств.
Демонстрация – автор
показывает эти особенности,
представляя отобранный
жизненный материал.
Рассредоточенное – отдельные
детали распределены по тексту,
в том числе на значительном
отдалении друг от друга.

60.

СБОР ФАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
ДЛЯ ОЧЕРКА
Полевая и кабинетная
работа
• Автор изучает
отражаемый предмет
непосредственно и
опосредованно,
кабинетная работа
дополняет полевую,
которая более ценна,
хотя иногда без неё
обходятся.
Методы – разнообразны
Информационная
ценность текста
• Интервью с героями –
обязательно, если они
доступны для этого.
• Наблюдение за
героями/ситуациями –
обязательно, если
доступно.
• Изучение документов,
в т.ч. для интервью и
наблюдения.
• Ценность информации
в очерке определяется
и содержащейся в нём
фактурой о герое или
явлении, и обработкой
фактуры автором – как
её осмыслением, так и
переживанием (или
сопереживанием –
вместе с героями).

61.

РОЛЬ АВТОРА

62.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ В ОЧЕРКЕ
Это художественная
публицистика, она всегда
содержит элемент
субъективности автора.
Фактическая основа
очерка не искажается, но
очеркист интерпретирует
её по-своему, не так, как
другие авторы.
Личностный взгляд на
действительность автора
должен быть убедителен,
но он не доказывается, а
показывается в тексте.

63.

АВТОРСКОЕ НАЧАЛО В ОЧЕРКЕ
Непосредственное присутствие автора
Опосредованное присутствие автора
• Вполне возможно, и тогда
(желательно не избыточно)
используются личные местоимения.
• Автор присутствует как один из героев
(эпизодически) и как субъект
высказывания, повествователь.
• Всегда выражено, часто – активно.
• Проявляется в том, что автор
представляет своё видение героя/
явления, излагаемое в личностной
манере, вплоть до авторского стиля
письма.

64.

ОБРАЗ АВТОРА В ОЧЕРКЕ
В очерке автор часто активно выражает себя в своих
текстах, и у аудитории (постоянной) складывается
определённое представление о нём как о личности –
образ автора.

65.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ
ТЕКСТА

66.

ЗАВИСИМОСТЬ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА ОТ
МЕТОДА ЖАНРА
Для очерка характерна нежёсткая структура текста,
которая определяется методом жанра: автор должен
создать образ исследуемой личности или явления –
достаточно полный, завершённый и убедительный.
Вариативность построения текста при этом высокая.

67.

ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕКСТА
ОЧЕРКА
Заголовок
• Часто экспрессивный – образно выражает тему и/или идею.
• Может дополняться информативным подзаголовком (по
модели «Автор о том-то» или другой вариант).
Лид
• Как правило, выделяется (особенно если нет подзаголовка).
• Как и заголовок-подзаголовок, представляет (часто тоже
экспрессивно) тему/идею автора, но более развёрнуто.
Основной текст
• Объём большой, часто очень большой.
• Делится на части внутренними подзаголовками – обычно
авторскими, в т.ч. экспрессивными.

68.

ВСТУПЛЕНИЕ В ТЕКСТЕ ОЧЕРКА:
ВАРИАНТЫ
Событийный повод –
любой из вариантов,
рассмотренных выше.
Представление темы –
она не привязывается к
значимому событию, а
заявляется как есть;
важно ясно показать
актуальность темы.
Представление идеи
текста – может
соединяться с
представлением темы;
может выражаться в
риторической форме.
Представление героя –
суммарное: даётся его
общая характеристика –
самая важная/интересная
информация о нём
вообще.
Представление героя –
акцентное: выделена
конкретная особенность
(деталь, поступок и т.д.),
важная и привлекающая
внимание.
Зарисовка с натуры –
выразительное описание
конкретного эпизода,
вводящее в тему/идею.

69.

ПОСТРОЕНИЕ ОСНОВНОЙ ЧАСТИ
ОЧЕРКА: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Идея – главная мысль
автора о предмете.
Идейная структура –
совокупность идей,
которые хочет выразить
автор в тексте.
Фабула – событийная
основа произведения; в
очерке это могут быть
только реальные, а не
вымышленные события.
Сюжет – авторское
повествование в тексте
на основе образной
обработки фабулы
(документальной).
Сюжетная линия – одно
из направлений
развития повествования;
соединение сюжетных
линий создаёт сюжет.

70.

ФРАГМЕНТЫ ТЕКСТА ОЧЕРКА –
ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА
Фабульные
Нефабульные
Эпизод, ситуация, диалог, описание…
Авторские и неавторские размышления,
оценки, лирические отступления…

71.

ОБЩИЙ И КРУПНЫЙ ПЛАНЫ
ПОВЕСТВОВАНИЯ В ОЧЕРКЕ
Общий и крупный план повествования используются, как правило, комбинированно,
способ их соединения определяет автор.
Эпизод, описание, диалог – мелкие
фрагменты сюжетной линии.
«Разбавляют» общий план, используются
для введения в текст деталей.
Ситуация, диалог (развёрнутый) – крупные
фрагменты сюжетных линий или линии
целиком. Могут становиться частями
текста с внутренними заголовками.

72.

ВИДЫ СЮЖЕТА В ОЧЕРКЕ
Журналист при построении сюжета очерка опирается,
с одной стороны, на чёткое, логически обоснованное
планирование, с другой стороны, на свою авторскую
интуицию («внутреннюю логику»).
Сюжет может выстраиваться линейно или нелинейно.

73.

ОСОБЕННОСТИ ЛИНЕЙНОГО СЮЖЕТА
Повествование движется в одном направлении на протяжении всего
произведения, все эпизоды образуют единую «цепочку».
Соблюдается хронологическая последовательность событий.
Повествование составляется в основном из фабульных эпизодов.
Материал объединяет главная сюжетная линия, остальные линии – её части.
Автор идёт за жизнью, текст воспринимается читателем скорее как «изложение
реальных событий».

74.

ОСОБЕННОСТИ НЕЛИНЕЙНОГО
СЮЖЕТА
Повествование движется разнонаправленно, переход от эпизода к эпизоду
слабо предсказуем.
Не соблюдается хронологическая последовательность событий.
В повествование вводятся нефабульные фрагменты (но это необязательно).
Прослеживается несколько сюжетных линий, которые комбинируются
достаточно свободно.
Автор опирается на сложившийся у него образ героя или явления, текст
воспринимается читателем как «авторское повествование».

75.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПОВЕСТВОВАНИЯ
Линейный сюжет
Драматургичность:
использование модели
«экспозиция – завязка –
развитие действия –
кульминация – развязка»;
кульминационных моментов
может быть и несколько по ходу
повествования.
Нелинейный сюжет
«Молекулярная» модель:
выделение ключевых моментов
(эпизодов, высказываний и др.),
вокруг которых можно будет
упорядочивать остальной
материал; сюжетная линия
выстраивается вокруг ~3-5
ключевых моментов.

76.

КОНЦОВКА В ТЕКСТЕ ОЧЕРКА:
ВАРИАНТЫ
Резюмирующая –
классическая концовка в
форме основного вывода
из текста; может
выражаться в
риторической форме.
Зарисовка с натуры –
выразительное описание
конкретного эпизода,
само по себе способное
подытожить текст.
Закольцовывание –
отсылка к началу текста
на уровне темы/идеи в
целом или конкретного
акцента, эпизода и т.п.
(повтор – необязательно).

77.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ

78.

ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧЕРКА
Повествование здесь – свободно организованный рассказ автора о предмете.
Очеркист не бесстрастно отражает предмет, поэтому используется языковая
экспрессия, как правило, активно.
Используется общеупотребительная лексика, в том числе с ярко
выраженной эмоционально-оценочной окраской. Насколько это
необходимо, употребляется разговорная лексика.
Используются синтаксические средства, близкие, с одной стороны, к
устной речи (устный рассказ), а с другой стороны, к художественной
литературе (рассказ как её малая форма).
Экспрессия применяется и риторическая, позволяющая автору
выражать мысли живее, острее, интереснее, но в большей степени –
изобразительная, позволяющая выразительно «рисовать словами».

79.

ОРИГИНАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ СТИЛЬ В
ОЧЕРКЕ
С точки зрения канонов жанра это допускается и даже
приветствуется. В то же время автор не обладает
такой стилистической свободой, как в художественной
литературе, и не выходит за рамки публицистического
стиля языка в целом.

80.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И
ПОДАЧА В СМИ

81.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ЖАНРА ОЧЕРКА
Очерк – жанр, востребованный в СМИ разных типов. Он
используется и в качественных, и в массовых СМИ.
Уровень востребованности – умеренный, кроме
специализированных СМИ, относящихся к портретной
журналистике.

82.

ПОДАЧА ОЧЕРКА В СМИ
Объёмная публикация
Спецрубрики/проекты
Очерки подаются как объёмные
самостоятельные публикации.
В печатных изданиях могут
занимать до нескольких
страниц, особенно в журналах.
В интернет-СМИ могут
оформляться как лонгрид
(мультимедийный).
Иногда СМИ вводят временные
или постоянные рубрики для
освещения масштабных тем, не
привязанных напрямую к
текущим событиями, и
материалы для таких рубрик
создаются в жанре очерка.

83.

ЖАНРОВЫЕ
РАЗНОВИДНОСТИ

84.

РАЗНОВИДНОСТИ ОЧЕРКА ПО
ХАРАКТЕРУ ПРЕДМЕТА (ГЛАВНЫЕ)
Портретный
Проблемный
Познавательный
• Создание образа
какого-либо
значимого для
аудитории человека
(его личности),
нескольких людей или
социальной группы.
• Создание образа
явления проблемного
характера с целью
выявить проблемы,
изобразить их
наглядно и
способствовать их
разрешению.
• Создание образа
какого-либо
значимого для
аудитории явления с
целью увеличить её
знания о нём (один из
вариантов – путевой
очерк).

85.

РАЗНОВИДНОСТИ ОЧЕРКА ПО
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ОСОБЕННОСТЯМ
Зарисовка – малая
форма очерка, миниочерк. Меньший объём
приводит к менее
широкому и глубокому
отражению предмета.
История – линейное
развитие событий в
повествовании близко к
тому, как это было в
реальности (объём
может быть большим).
Очерк-репортаж –
автор отражает в тексте
то, как он изучал свой
предмет (собственные
наблюдения, беседы с
героями и др.).
Очерк-интервью –
представление бесед
автора с героем/-ями;
недиалогических
фрагментов мало, они
краткие.
В СМИ не всегда
используется
классический
вариант очерка.
Часто встречаются
«облегчённые»
варианты жанра.

86.

ОЧЕРК И ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Портретное интервью выполняет задачи портретного
очерка, а значит эта разновидность жанра интервью
вплотную примыкает к жанру очерка.

87.

МЕСТО В СИСТЕМЕ
ЖАНРОВ

88.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЧЕРКА И
РЕПОРТАЖА
Жанры сближаются по методу: и в репортаже, и в очерке предмет изображается в
тексте наглядно. Соответственно, большую роль в повествовании играют детали,
заметен авторский взгляд на предмет (в очерке – больше).
• Общее
Основное различие – по предмету: очерк отражает не событие, а явление/человека.
Это намного более масштабные и устойчивые во времени предметы, в исследовании
которых не требуется оперативность, но требуется большая глубина.
• Различное

89.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЧЕРКА И
ИНТЕРВЬЮ (ОСОБЕННО ПОРТРЕТНОГО)
Очерк – не только портретный – всегда делает акцент на человеке, соответственно,
автор общается с людьми, собирая информацию, и цитирует их высказывания в
тексте. Это могут быть объёмные диалогические фрагменты (очерк-интервью).
• Общее
Основное различие в том, что очерк не ограничивается речевой характеристикой,
жанр позволяет использовать и другие образные средства и активнее выражать себя
журналисту-автору.
• Различное

90.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЧЕРКА И
КОРРЕСПОНДЕНЦИИ
Как и в случае с репортажем, жанры сближаются по методу: и в корреспонденции, и в
очерке предмет изображается в тексте наглядно. Отсюда и сходство по предмету –
явление исследуется в очерке через конкретные ситуации.
• Общее
Основное различие – по предмету: очеркист отражает не ситуации как таковые, он
выходит на стоящие за ними явления. Это более масштабный предмет, одно и то же
явление можно показать через разные ситуации, необходима их образная обработка.
• Различное
English     Русский Правила