2.86M
Категория: ИскусствоИскусство

Методическая разработка раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Работа над спектаклем"

1.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования детей «Центр детского творчества»
Методическая разработка раздела дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
"Работа над спектаклем"
Рычкова И.А., педагог дополнительного образования МБУДОД
«Центр детского творчества»
п. Пильна
2017 г

2.

Пояснительная записка
В современном обществе повышается социальный престиж
интеллекта к научным знаниям. С этим связано стремление дать детям
знания, научить их читать, писать, считать, а не способность
чувствовать, думать, творить.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному
воображению – это путь через игру, фантазирование,
сочинительство. Все это может дать театрализованная
деятельность.

3.

Театр как вид искусства является не только средством познания жизни, но
и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих
поколений. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир
прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание,
развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и
тревожиться вместе с ним.

4.

Театральное объединение «Мечта»
- это школа эстетического и
нравственного воспитания
культуры, основанная на народных
традициях, оружие борьбы с
непониманием и невежеством в
отношении к мировой и
отечественной театральной
культуре.
Театр – это школа внимания
коллективного творческого труда и
личной ответственности и
дисциплины.

5.

Творческие и этические принципы
театрального объединения «Мечта»
• Коллектив театрального объединения строго придерживается
этических принципов, предложенных К.С.Станиславским.
Этика К.С. Станиславского – это:
• Учение о творческой дисциплине.
• Художественные нормы, при которых формируется актер и без
которых невозможно коллективное творчество.
• «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».
• Воля и труд, бесконечное преодоление трудностей.
• Доброжелательность друг к другу.
• Театр начинается с «вешалки».
• Не завидуй, не интригуй.
• «Нет маленьких ролей - есть маленькие актеры».
• Бережное отношение к костюмам и парикам.
• Актер обязан и в жизни, и на сцене быть «проводником
прекрасного». «В человеке все должно быть прекрасно: и душа,
и мысли…»

6.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мечта»
Цель программы:
Формирование и развитие
творческих способностей,
художественного вкуса,
общей культуры
личности, культуры
общения средствами
театра.

7.

Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с театральными и литературными жанрами;
- овладеть навыками общения и коллективного творчества;
- познакомить с творчеством знаменитых драматургов, режиссеров,
актеров;
- формировать основы актерского мастерства;
- овладеть определенным объемом знаний в области истории театра,
народного творчества;
Развивающие:
- развивать эстетические способности;
- развивать сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизировать мысленный процесс и познавательный интерес;
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение;
- воспитывать уважение к труду актеров, сценаристов и т.д.
-воспитывать уважительное отношение к окружающим;
-формировать систему ценностей у ребенка;

8.

Раздел дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
" Работа над спектаклем"
Цель деятельности театрального коллектива - создание
спектакля и демонстрация его зрителю.
Данный раздел дополнительной образовательной
общеразвивающей программы «Мечта» изучается на
протяжении 3 лет обучения и включает в себя 9 тем (220 часов).

9.

Первый год
обучения
Второй год обучения
Практика: освоение навыков в
постановке спектакля.
Произведение выбирается в
соответствии с возрастом для
лучшего понимания темы и
идеи произведения. Теория:
краткий обзор истории
создания произведения,
просмотр в постановке
известных актеров.
Деление пьесы на эпизоды и ее
обсуждение. Репетиция
отдельных эпизодов, пьесы
целиком, постановка пьесы.
Обсуждение. Выводы: что
получилось, над чем надо еще
поработать.
Теория: отбор пьесы.
Практика: освоение навыков
постановки спектакля.
Произведение выбирается в
соответствии с возрастом для
лучшего понимания темы и
идеи произведения. Краткий
обзор истории создания
произведения, просмотр в
постановке известных актеров.
Деление пьесы на эпизоды и ее
обсуждение. Репетиция
отдельных эпизодов, пьесы
целиком, постановка пьесы.
Обсуждение. Выводы: что
получилось, над чем надо еще
поработать.
Выбор произведения по книге
или уже существующему
спектаклю. Обсуждение после
просмотра или прочтения.
Взятие данного произведения
для собственной
инсценировки.
На данном этапе дети
непосредственно участвуют в
постановке спектакля.
Произведение выбирается в
соответствии с возрастом для
лучшего понимания темы и
идеи произведения.
Деление пьесы на эпизоды и
ее обсуждение. Репетиция
отдельных эпизодов, пьесы
целиком, постановка пьесы.
Обсуждение. Выводы: что
получилось, над чем надо еще
поработать.

10.

Учебный план

п/п
Название темы
1.
Работа над спектаклем
1.1
Выбор пьесы или инсценировки и ее обсуждение
1.2
Деление пьесы на эпизоды и ее обсуждение.
1.3
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
1.4
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев
(если есть необходимость).
1.5
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств
и мотивов поведения отдельных персонажей
1.6
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен.
1.7
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с
музыкальным оформлением.
1.8
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций.
Уточнение темпоритма спектакля.
1.9
Премьера спектакля. Обсуждение.

11.

Ожидаемые результаты
- уметь произносить скороговорки;
- уметь строить простейший диалог;
- уметь сочинять этюды по сказкам;
- навык импровизационного оправдания установленных мизансцен;
- навык точного соблюдения текста;
- культура восприятия реакции зрителей;
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное
четверостишие;
- четко произносить скороговорки;
- уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения.
- изучит историю костюма. Навык ношения театрального костюма;
- навык правильного дыхания и сознательного управления речеголосового
аппарата;
- навык непроизвольного запоминания текста при технической работе с ним;
- навык умения определять словесные воздействия в живой речи и
пользоваться ими в своей работе;
- навык работы над совершенствованием исполнения: закрепление удачных
походок и устранение ошибок.

12.

Формы аттестации
1. Контрольное занятие.
2. Спектакль.

13.

Основные формы контроля и оценки
результатов занятия
1. Текущий контроль:
В течение всего учебного года.
Цель провидения: определение степени усвоения учащимися учебного материала.
Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение
ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения.
Форма контроля: контрольное занятие.
2. Промежуточный или рубежный контроль:
По окончанию изучения полугодия.
Цель провидения: Определение степени усвоения учащимися учебного материала.
Определение результатов обучения.
Форма контроля: Конкурс, концерт, фестиваль, праздник, спектакль.
3. Итоговый контроль:
В конце учебного года.
Цель провидения: Определение изменения уровня развития детей, их творческих
способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на
дальнейшее обучение (в том числе самостоятельное). Получение сведений для
совершенствования образовательной программы и методов обучения.
Форма контроля: Конкурс, фестиваль, праздник, спектакль.

14.

Оборудование и материалы к занятию
Оборудование: компьютер,
магнитофон, зеркала, стулья,
костюмы, декорации.
Материалы: видео, аудиодиски с
записями фонограмм песен, с
драматическими постановками, с
музыкальными произведениями,
помогающими созданию
театрального образа.
Для занятий учащимся требуется
тетрадь или блокнот для записей,
ручка.

15.

Методические материалы
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит
проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения),
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются
способы ее решения).

16.

Вся работа группы строится вокруг целостного художественного
произведения: спектакля; творческого вечера; праздника. Занятия
строятся на использовании театральной педагогики, технологии
актёрского мастерства, адаптированной для детей, с использованием
игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал,
дети принимают участие в театральных постановках. Это служит
мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед
зрителями.

17.

Список литературы
Корогодский З. Главное – Единомыслие. (М.: ВТО 1974 г. «Театр и Школа»).
Козлянинова И.П Сценическая Речь. – М.: Искусство, 1975г.
Львова В., Шихматова Л. Первые Этюды. – М.: ВТО 1959г.
Леонарди Е.И. Дикция и Орфоэпия. – М.: Просвезение, 1967г.
Морозов В.П. Тайны Вокальной Речи. – Л.: Наука, 1967г.
Муравьев Б.Л. От Дыхания к голосу. Работа над речевым дыханием актера. – М.:
Просвящение 1995г.
Мочалов Ю.А Первые уроки театра. – М.: Искусство, 1999г.
Сухомлинский А.П. Не только разумом, но и умом. – М.: Просвящение, 1998г.
Эфрос А.В. Репетиция – любовь моя. – М.: Искусство, 1981г.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013
года № 1008 г. Москва «Об деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Письмо Министерства образования Нижегородской области «О направлении
методических рекомендаций / Методическим рекомендации по разработке ОП ОО ДО»
(от 30 мая 2014 года № 316 – 01 – 100 – 1674/14)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015
года № 09 – 3242 «О методических рекомендациях по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
«Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной
(Общеразвивающей) программы» ГБОУДПО Нижегородский институт развития.
Устав МБУДО «Центр детского творчества».

18.

Чувство явится у Вас само собою;
за ним не бегайте; бегайте за тем,
как бы стать властелином себя.
English     Русский Правила