Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
Галия Кайбицкая
С. Садыкова (справа) и Галия Кайбицкая. 1983г.
Музей имени Галии Кайбицкой
1.69M
Категория: БиографииБиографии

Галия Кайбицкая

1. Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат «Өмет» № 86 VIвида»
города Набережные Челны
Галия
Кайбицкая
Работу выполнила: учитель татарского
языка и литературы Гареева Л.М.
2011 год

2. Галия Кайбицкая

Кайбицкая Галия Мотыгулла кызы
(1906-1993), Татар дәүләт академия
театры артисткасы,опера һәм балет
театры солисткасы, ТАССРның халык
артисткасы.

3. С. Садыкова (справа) и Галия Кайбицкая. 1983г.

4.

"Наемщик". Галия Кайбицкая и
Усман Алмиев

5.

Первая исполнительница
партии “Алтынчәч” Галия
Кайбицкая на сцене
Татарского театра оперы и
балета.

6. Музей имени Галии Кайбицкой

7.

Описание:
Основная экспозиция музея посвящена Галии Кайбицкой (1906-1993),
народной артистке Республики Татарстан, ведущей солистке Татарского
государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля. В музее
воссоздана мемориальная комната, где представлены личные вещи Г.
Кайбицкой, автографы, аудиокассеты, ноты, театральные костюмы,
мемориальная мебель, книги, семейные реликвии Тухватуллиных. Интересны
мемуары певицы, которые она писала с 1962 по 1991 год. Они были
сохранены и переданы музею детьми Г. Кайбицкой.
В музее имеется музыкальный салон, где проводятся культурнообразовательные программы, встречи с деятелями искусств и пр.
С течением времени экспозиция была расширена, создан этнографический
зал, где демонстрируются одежда и предметы быта основных народов,
населяющих район - татар, русских, кряшен (крещеных татар), чувашей.
Здание(я):
Для музея построено специальное здание в 1998 году. В проектировании
участвовал сын Г.Кайбицкой архитектор С.С.Айдаров.

8.

9.

Журнал "Аль-Гасруль-Джадидъ"
документ
Камиль Тухватуллин
15 марта 1906 г.

10.

Cемейная печать Тухватуллиных
Датировка:
XIX в.?
Размер:
высота - 2,4 см; верх. d - 2
x1,2, низ. d - 1,5x1
Техника: резьба по дереву
Описание: Форма конусообразная,
текст написан арабским шрифтом. Текст
не переведен

11.

Датировка:
1960-70 гг.
Размер:
46
Техника:
кримплен
Описание:
Концертное платье
Концертное платье из кримплена
темно-синего цвета с отделкой из
меха норки. На груди брошь - букет
цветов с зелеными камушками.
Платье снято на фоне сцены
костюмов и картин из оперы Н.
Жиганова "Алтынчэч"

12.

Мемуары "Тормыш хәлләрем" (Страницы жизни)
Автор:
Галия Кайбицкая
Датировка: 1962-1991 гг.
Размер: 21х30
Техника: бумага
Описание:
Мемуары "Тормыш хәлләрем" из 93
страниц, около 30 фотографий. Автор
подробно пишет о своей жизни, творчеств
в г. Уральск, роли семьи в становлении
поэта Г. Тукая, жизни брата Камила
Мутыги, связи ее творчества с
композитором С.Сайдашевым,
драматургом К.Тинчуриным, М.Джалилем,
о супруге Ильяса Аухадиева музыканта,скрипача, дирижера…

13.

http://www.youtube.com/watch?v=JsY5cT4DSwA

14.

Кайбицкая Галия Мутыгулловна
Кайбицкая Галия Мутыгулловна (1906-1993), артистка Татарского государственного академического театра, солистка
театра оперы и балета, народная артистки ТАССР.
Родилась 21 мая 1906 г. Ее отец Мутыгулла Тухватуллин был духовным наставником татарского поэта
Габдуллы Тукая. Среди учеников знаменитого хазрата был и Габдулла Кариев – основатель татарской театральной
труппы передвижников “Сайяр”. Будучи разносторонне одаренной личностью, хазрат Мутыгулла хорошо знал поэзию
Востока, арабскую и русскую литературу, в совершенстве владел несколькими языками, любил музыку, высоко ценил
поэзию Пушкина и Лермонтова. Он основал медресе “Мутыгия” с татарским и русским отделениями. Его супруга
Гиззинас создала женское медресе. В то время семья проживала в городе Уральске. В семье Мутыгуллы-хазрата
всего было пятнадцать детей. Впоследствии восемь детей умерли. Все дети Мутыгуллы Тухватуллина
воспитывались в особой атмосфере, пробуждавшей в них тягу к наукам, поэзии, театру, музыке. Мать Галии вела
дома занятия с девичьим хором, состоявшим из учениц медресе, и постепенно привлекла к пению своих четырех
дочерей.
Галия получила образование в медресе своих родителей. Старший брат Камиль сыграл большую роль в ее
судьбе. Он, взявший впоследствии имя своего отца Мутыгуллы (Камиль Мутыги), как и отец, хорошо знал арабскую и
русскую культуру, стремился к овладению языками. Имея прекрасный баритональный голос, Камиль как певец
получает широкую известность, его зовут “татарским Шаляпиным”. В 1920 г. Камиль создает в Уральске Союз
искусств рабочих (Рабис). Галия с братом Адгамом вступили в эту организацию, начали вести активную агитацию с
целью привлечь в нее татарскую молодежь. Адгам становится режиссером концертов и спектаклей Рабиса. Он взял
себе псевдоним – Кайбицкий.
В 1923 г. Адгам, Амина и Галия отправились в Казань. Адгама приняли в труппу Первого государственного
показательного драматического татарского театра. Галия и Амина стали студентками Казанского театрального
техникума, находившегося на нынешней улице Рахматуллина.
В начале учебы Галия знакомится с Салихом Сайдашевым. Начались индивидуальные репетиции, Салих
предлагал девушке все новые и новые песни. Спектакль “Асылъяр” готовился в 1924 г. Театр выступил с премьерой
постановки по произведению Файзи в саду “Эрмитаж”. Роль Ляли исполняла Галия. Зрители встретили игру актеров
овациями. Драматург сам выражал искреннее восхищение игрой молодой артистки.
В 1924 г. подводились творческие итоги деятельности студентов театрального техникума. Преподаватель
актерского мастерства Карим Тинчурин распределял роли из различных спектаклей, и Галие досталась роль
Галиябану, а на роль Халила назначили студента Хакима Салимжанова. Для музыкальных репетиций Галию и
Хакима прикрепили к Сайдашеву. Старания не прошли даром, молодые люди этот экзамен сдали успешно. На
следующий день Карим Тинчурин пригласил Галию прийти в театр и стать артисткой. Так восемнадцатилетняя Галия
Тухватуллина официально становится актрисой театра.

15.

После удачного партнерства в “Угасших звездах” Ситдик Айдаров и Галия Кайбицкая (в это время она окончательно взяла ставший уже
привычным псевдоним) во многих постановках стали играть героевлюбовников. Для того чтобы Галия повысила свой творческий уровень, Карим
Тинчурин предложил ей перейти из театрального техникума в музыкальное училище. Он договорился с дирекцией училища, и в декабре 1925 г.
Галия начинает брать уроки на вокальном отделении. Директор училища А.А. Литвинов, руководитель татарского отделения композитор С. Габаши
приняли Галию очень тепло и для занятий по вокалу прикрепили к знаменитому педагогу Е.Г. Ковельковой.
Основными в репертуаре Галии Кайбицкой были роли Майсары в “Голубой шали”, Муршиды в “Казанском полотенце”, Зифабану в “Родине”,
Гуляедам в “На Кандре” К. Тинчурина, а также Гульюзум в “Наемщике” Т. Гиззата и Галиябану в “Галиябану” Мирхайдара Файзи. Кайбицкая в
Татарском театре работала с 1923 г. по 1933 г. За это время она получила профессиональное образование, стала певицей и драматической
актрисой. Особенно ярко раскрылся ее талант в музыкально-драматических произведениях. Не удивительно, что постепенно такой рост привел
Галию Кайбицкую в ряды основателей татарской оперной сцены. С 1934 г. ее жизнь и творчество связаны с татарской оперой.
После долгих лет работы в драматическом театре, уже в зрелом возрасте, Галия Кайбицкая вновь отправляется учиться – в татарскую оперную
студию, созданную при Московской консерватории. В первый состав студии входили Ситдик Айдаров, Галия Кайбицкая, Салих Сайдашев, Джаудат
Файзи, Мунира Булатова, Сара Садыкова и др. Здесь полностью раскрывается вокальное дарование Галии.
Галия Кайбицкая стала оперной звездой. За двадцать лет на сцене ей довелось исполнять во многих спектаклях главные роли в первом составе.
Она первой исполнила партии в операх Назиба Жиганова: Райхана (“Качкын”), Бибисара (“Ирек”), Сусылу (“Туляк”), Сажида (“Ильдар”), Алтынчеч
(“Алтынчеч”), Карлыгач (“Намус”).
В годы войны театр оперы, наряду с постановкой спектаклей, давал концерты в военных госпиталях. В 1956 г. достраивается новое здание театра
оперы и балета в Казани. Петь здесь Кайбицкой доставляет огромное удовольствие. На оперной сцене Галия с высоким профессионализмом
исполняла роли из классического мирового репертуара: Марфы в опере Римского-Корсакова “Царская невеста”, Джильды в опере Верди
“Риголетто”, Виолетты в его же опере “Травиата”. На сцене этого театра Галия Кайбицкая исполнила все основные партии, созданные для
колоратурного сопрано. В 1968 г. она ушла на пенсию.
Галия Кайбицкая прожила долгую и счастливую жизнь. Она была ведущей солисткой театра оперы и балета, народной артисткой Республики
Татарстан, и вместе с тем многодетной матерью, вырастившей троих собственных детей и двух девочек-сирот, чьи родители погибли во время
войны. Рядом с ней в течение тридцати восьми лет находился любимый человек, муж и отец детей Ильяс Аухадеев – заслуженный деятель
искусств, народный артист ТАССР, выпускник Ленинградской консерватории, скрипач, дирижер. С 1941 г. по 1948 г. он был директором театра
оперы и балета, затем двадцать лет руководил Казанским музыкальным училищем.
"Наемщик". Галия Кайбицкая и Усман Алмиев
Галия Кайбицкая всю свою жизнь провела среди талантливейших людей и сама вдохновенно творила. В памяти старшего поколения она живет и в
неповторимой красоте женского обаяния и как замечательная эстрадная певица, и, конечно, как выдающийся мастер оперной сцены. В честь
певицы в Кайбицах открыт музей.
В жилом массив Азино-1 города Казань именем Кайбицкой Галии

16.

У главного врача детской
поликлиники № 5, главного
аллерголога города Светланы
Фархутдиновой в домашнем
архиве много редких
фотографий, на которых ее
знаменитая бабушка
запечатлена в кругу большой
семьи. Талантливую актрису и
певицу Галию Кайбицкую
называли «татарским соловьем»,
ей посвящал свои произведения
великий композитор Салих
Сайдашев.
English     Русский Правила