Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса! Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Цель:
 Задачи:
ЛИЧНОСТНЫЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Актуализация:
Актуализация:
Новый материал
История создания кукол
Кукла–тотем 
Славянские куклы-обереги и их значение на Руси
История кукол оберегов у славян.
Первые театральные куклы
Театр Средневековья 
Куклы-марионетки  
Тростевые куклы
Открыто управляемая кукла
Паркетная кукла
Практическая работа
Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.
Цель:
Творческая работа
Источник информации
5.92M
Категория: ИскусствоИскусство

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса! Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок

1. Художник в театре кукол. Привет от Карабаса-Барабаса! Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

Методическая разработка учителя ИЗО
высшей категории МБОУ «Средняя
школа № 50» города Ульяновска
Жалеевой Е.В.

2. Цель:

Развитие визуально-пространственного
мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как
формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном
пространстве культуры

3.  Задачи:

Задачи:
формирование опыта смыслового и эмоциональноценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы
материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
- развитие способности ориентироваться в мире
современной художественной культуры;
- овладение основами культуры практической работы
различными художественными материалами и
инструментами для эстетической организации и
оформления школьной, бытовой и производственной
среды.

4. ЛИЧНОСТНЫЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

- воспитание российской гражданской идентичности:
патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости
за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального
российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе
образовательной, творческой деятельности.

5. Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.

6. Предметные результаты

- формирование основ художественной культуры обучающихся
как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления,
художественного вкуса и творческого воображения;
- приобретение опыта создания художественного образа в
разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура),
декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в
синтетических искусствах (театр и кино);

7. Актуализация:

8.

Сцена из спектакля «Старый сеньор и…

9. Актуализация:

Что вы видите на
экране?
Как называется театр,
представляющий этот
спектакль?
Какие типы кукольных
театров вы знаете?
Как вы думаете от чего
зависит тип театра?

10. Новый материал

Театр верховых кукол (перчаточных,
гапитно-тростевых и кукол иных
конструкций), управляемых снизу.
Театр низовых кукол (куколмарионеток), управляемых сверху с
помощью ниток, прутов или проволок.
Театр срединных кукол, управляемых
на уровне актёров-кукловодов.

11. История создания кукол

Как вы думаете, когда появились
первые куклы?
С чем это было связано?

12. Кукла–тотем 

Кукла–тотем
История кукольного театра уводит нас в далекое прошлое, во времена
первобытного человека, когда люди на Земле жили небольшими
племенами и обитали в пещерах. Практически у каждого племени был
свой тотем, то есть священное животное, которого почитали как
божество, наделенное небывалой силой. Считалось, что дух этого
животного оберегает все племя от злых сил, помогает ему выжить.
Взамен все члены общины должны были относиться к тотемному
животному с особым почтением, уважать его, молиться ему и даже
приносить жертвы. Во многих племенах был обычай изготавливать
символическое изображение тотема и проводить с ним ритуалы.
На Руси куклы оберегали детей от нечисти, сглаза и порчи, а во время
обрядов и праздников выполняли роль божества. Свято верившие в
богов люди не могли позволить себе или кому–либо еще из смертных
«возомнить» себя богом. Постепенно эти куклы стали игрушками
детей. С их помощью изображались сцены из повседневной жизни и
придуманные забавные ситуации.

13.

Тотемные изображения

14. Славянские куклы-обереги и их значение на Руси

В период существования Древней Руси очень распространено
было различное ремесло. Люди все создавали своими руками.
Если славянин владел, хоть каким то ремеслом, то это значило,
что он не пропадет. Очень популярным было кузнечное дело,
ювелирное дело и гончарное дело. Не отставало от этих видов
ремесел и домашнее производство. Как правило, домом и
созданием уюта в нем занимались женщины. Девушки и девочки
плели корзинки, создавали игрушки малышам, шили одежду.
У девочек было короткое детство, лет в десять дочери уже
помогали своим матерям по дому и ухаживали за младшими
детьми в семье. Доверяли девочкам создавать и такие важные
для славян куклы обереги. На Руси такие предметы защитной
магии имели огромное значение и использовались во всех
сферах жизни.

15. История кукол оберегов у славян.

Славянские куклы обереги разительно отличаются от тех кукол,
к которым привык современный человек. В наше время кукла
всего лишь детская игрушка, а вот в те далекие времена она
несла совершенно другой смысл.
С использованием самодельных кукол проводили обряды, их
дарили детям и передавали из поколения в поколение.
Такие куклы никогда не использовались для игры, отношение к
ним было весьма серьезным.
Изготавливались куклы обереги из любых подручных
материалов в зависимости от возложенных на них функций.
Поначалу кукол создавали из золы. Золу перемешивали с водой,
из этой массы формировали шарик и потом к нему прикрепляли
юбку. Эта кукла носила имя «Баба», от имени женского
божества.
В дальнейшем женщины стали использовать ткань, дерево,
солому, скреплялось все нитками.

16.

Изготовление куклы-оберега считалось по истине таинством.
Прежде чем приступить к созданию оберега, женщина чисто
мылась, расчесывала волосы, начитывала заговоры и
настраивалась на положительный лад. Хранительница
домашнего очага делала всю работу в тишине и одиночестве.
Обрядовые куклы создавались к народным праздникам, таким
как день Ивана Купала, Масленица, Покров и другие. Так же
такие куколки дарились на семейные праздники.
Кстати, традиция жечь соломенную куклу на масленицу,
существует и по сей день.
Куклам на Руси предавалось огромное значение, они были
призваны защитить дом и потомство от злых духов, сглаза,
болезней. Их клали в люльку к младенцам во время прихода
гостей, чтобы оберег защищал малыша от дурного глаза.
В 11 лет девочка создавала свою первую куклу, так проверяли
ее готовность к замужеству.
Самые удачные куклы убирали в сундук, в качестве приданого.
Для болеющего человека изготавливалась кукла из
состриженных женщиной волос и помещалась в изголовье
кровати.

17.

Славянские куклы обереги

18.

Вертеп и вертепные куклы, Россия XIX в.

19. Первые театральные куклы

Во времена Древней Греции были популярны
домашние спектакли, в которых члены семьи сами
изготавливали декорации, шили кукол и костюмы для них, а
затем устраивали представления.
Богатые могли себе позволить делать кукол из золота и
серебра. В это же время появились первые куклы, приходящие в
движение с помощью пара и приводных ремней. Они могли
сами поднимать ручку или ножку, чем непременно вызывало
изумление публики.
Чуть позже кукол стали помещать в простой ящик с небольшими
отверстиями внизу или вверху, из которых они выглядывали во
время представления. С таким коробом кукольники ходили по
городам и показывали представления.

20.

Куклы Древней Греции

21. Театр Средневековья 

Театр Средневековья

22.

23.

В Средневековье кукольные спектакли нередко проводили прямо на
площадях и ярмарках.
Причем появились как куклы–артисты, так и артисты–кукольники. Они
бродили из города в город, натягивали между столбами отрез ткани,
из–за которого и показывали истории о добре и зле, любви и
ненависти.
И только в XIX веке для показа представлений стали отводить
специальные помещения.
Куклы умели шутить и нередко плакали, высмеивали людские
недостатки и восхваляли добро. Их было много и все они были разные
– маленькие, высотой не более 9 см и, напротив, совсем большие,
вдвое выше человеческого роста.
Они были разными и по своему устройству:
куклы–перчатки,
пальчиковые куклы,
куклы–тарелочки
и куклы–ложки,
марионетки,
тростевые куклы,
механические,
теневые
и даже люди–куклы.

24.

Куклы–перчатки

25.

Пальчиковые куклы

26.

Тарелочка куклы Лол

27.

Куклы-ложки

28. Куклы-марионетки  

Куклы-марионетки
Марионетка - в кукольном театре - низовая театральная
кукла:
- находящаяся ниже работающего с ней кукловода; и
- управляемая с помощью нитей.
Самые первые куклы-марионетки появились в древнем Египте и
древней Греции.
Но несмотря на это, родоначальником кукол-марионеток все же
считается Италия.
В Венеции куклы представляли собой фигурки богов и управлялись с
помощью нитей, а спектакли разыгрывались в дни церковных
праздников.
Само слово "марионетка" произошло от названия фигурки святой Девы
Марии (marionette). Итальянцы очень полюбили марионеточные
театры, и уже скоро те распространились по всей Европе. В целом,
история театра марионеток насчитывает уже более трехсот лет.
Марионетки принципиально отличаются от других кукол тем, что они
управляются кукловодом с помощью веревок, которые привязаны к
голове, рукам и ногам этих кукол. Спектакль кукол-марионеток – это
сюжетно-ролевая игра и живое действие.

29.

Куклы марионетки

30. Тростевые куклы

Верховая кукла - в кукольном театре - театральная кукла,
находящаяся выше работающего с ней кукловода, который
скрыт от зрителя ширмой. Верховыми являются перчаточные,
тростевые, мимирующие и механические куклы.
Тростевую куклу ведут три человека, но зато для зрителей,
возникает эффект полного присутствия. И это основная кукла,
кукла образцовская.
В театре кукол, в отличие от драмы, репетиции нового
спектакля практически начинаются только тогда, когда куклы
готовы. Куклу надо обживать, её надо сделать своей. Наши
кукольники так и работают. Актёры драмы, которые приходят на
работу в кукольный театр, иногда вынуждены уйти, потому что
у них не всё получается. Очень трудно мастерски совместить
все тонкости кукольного искусства. Кроме всего, быть
кукольником – это адский труд, самые распространённые
профессиональные заболевания – проблемы с позвоночником.

31.

«Когда я беру в руки куклу,
у нас две
кровообращающиеся
системы превращаются в
одну. И мы становимся
единым целым». Энно
Подель

32.

Кукла – шарж
Зиновий Гердт, исполнявший
Роль конферансье Эдуарда
Апломбова
Тростевая кукла из театра Образцова
С.В.

33.

Тростевые куклы из театра Образцова С.В.
Спектакль необыкновенный концерт

34. Открыто управляемая кукла

Открыто управляемая кукла -
театральная кукла большого размера,
которой управляют открыто, без
ширмы. Такие куклы обладают сложной
внутренней механикой, позволяющей
открывать рот, моргать, работать с
предметами и даже играть на
музыкальных инструментах.

35.

Открыто управляемая кукла

36.

Открыто управляемая кукла

37. Паркетная кукла

Планшетная кукла
- театральная кукла, которая "умеет ходить" по
планшету сцены. Некоторые разновидности
планшетных кукол управляются ногами кукловода.
Куклы марионетки дали рождение планшетным
куклам. Внешне они имеют схожесть с "родителями",
отличие составляет отсутствие нитей и больший
размер. Высота планшетных кукол зависит от роста
кукловода-актера и колеблется от 1 до 2 м. Название
происходит от того, что кукла может ходить,
передвигаться по настилу сцены, называемом
планшетом.

38.

Планшетные куклы

39.

Механические куклы

40.

Механические куклы

41.

Механические куклы

42.

Театр ростовых кукол это обычный театр, в котором актеры
надевают костюмы ростовых кукол. Это может быть и очень
любимый детьми Микки Маус, и обычный Колобок. Дети лучше
воспринимают повествование спектакля, если в нем участвуют
ростовые куклы.

43.

Как называется этот театр?

44. Практическая работа

Предлагаю ученикам разделиться на группы.
Выбрать одну из детских сказок.
Создать силуэты сказочных героев.
Научиться управлять ими.
Или распечатать и вырезать готовые
картинки из интернета.
Создать сцену для теневого спектакля.
Найти источники яркого света.
Прорепетировать спектакль.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

Сообщение инструкции при обращении за помощью
Отрежьте от коробки три смежных стенки (переднюю и две боковых),
так чтобы получилась ширма.
В передней стенке макетным ножом вырежьте окошко. Внимание! Эту
часть работы должны выполнять только взрослые!
Сзади заклейте окошко листом вощеной компрессной бумаги (продается
в аптеке) или кальки.
С лицевой стороны красиво украсьте получившийся экран в зависимости
от сюжета спектакля.
Из картона вырежьте фигурки действующих лиц и декорации. Если вы
вместо картона используете разноцветный полупрозрачный пластик
(например, бутылочки из-под шампуней), спектакль будет выглядеть
гораздо эффектнее.
На кончике трубочки для коктейля сделайте вертикальный надрез
(около 2 см)
Насадите фигурку на трубочку.
Поставьте экран на красиво задрапированный стол. Сзади установите
лампу и направьте ее свет на экран.
У вас получился теневой театр. Прежде, чем звать зрителей на
представление, посоветуйте актерам потренироваться, чтобы их руки и
головы не попадали в луч света.

54.

Полезные советы:
1. Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между
лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время
представления лучше не прикасаться к источнику света.
2. Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа
должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.
Лучше всего фонарик на лбу.
3. Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку.
Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень
от рук была равномерно четкой.
4. Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они
будут контрастными и заметными.
5. Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника
света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы
она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше
закреплять вплотную к экрану на скоч или загнутые скрепки, чтобы они не
сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится
лишняя пара рук.
6. Чтобы сделать спектакль «цветным», используйте цветные лампочки или
фильтры, которые можно закрепить на лампе. Для ночных сцен – синий фильтр,
для утренних – красный и так далее.
7. Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты
мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи,
используйте обычные трубочки для напитков.

55. Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.

Задачи: понимать и объяснять, в чем
заключается ведущая роль художника
кукольного спектакля как соавтора
режиссера и актера в процессе
создания образа персонажа.
Понимать единство творческой природы
театрального и школьного спектакля.

56. Цель:

Развитие визуально-пространственного
мышления учащихся как формы
эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как
формы самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном
пространстве культуры

57. Творческая работа

Выступление групп теневых спектаклей перед
одноклассниками.
Аплодисменты как награда за творчество.
Самооценка.
Оценка труда одноклассниками.
Оценка роли художника в театре.
Есть ли желание выступить перед младшими
классами.
Чтобы вы исправили в своих спектаклях.

58. Источник информации

https://perstni.com/magazinen
https://www.i-igrushki.ru/otdykh-
dosug/igrushkapedia/kuklymarionetki.html
http://www.itogi.ru/archive/2011/30.html
English     Русский Правила