296.01K
Категория: ИсторияИстория

Теоретические концепции международных отношений в истории социально-политической мысли. Лекция 4

1.

Лекция 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. Внешнеполитические концепции Древнего
мира.
2. Становление ТМО в эпоху Средневековья.
3. Идейные направления периода Нового
времени.
4. Теории XIX - начала XX вв .

2.

1вопрос. Внешнеполитические концепции
Древнего мира
Вместе с появлением государства и обособлением
политической сферы возникает и феномен
международных отношений. Эти процессы находят
свое отражение в политической мысли Древнего мира.
Поначалу межгосударственные отношения не
носили регулярного характера, а внешнеполитическая
деятельность выглядела примитивно. Политическая
мысль древности - неразвита и фрагментарна.
Исключением являются концепции Древнего Китая.
В китайской политической мысли выделяются два
течения — конфуцианство и легизм. Оба исходили
из китаецентристской модели мира.

3.

Для конфуцианства характерно
представление об этическом превосходстве
китайцев над неполноценными варварами,
окружавшими «Срединное царство».
Отсюда доктрина о мессианской роли
Китая, его духовной обязанности
просвещения своих соседей.
С т. з. конфуцианства, не могло быть
обратного влияния варваров на Китай, идея
взаимообогащения культур -чужда.
Конфуцианский подход оправдывал
изоляционистские тенденции во внешней
политике Китая.

4.

Легизм ориентировался на более активный
характер внешней политики. Легисты признали
необходимость заимствования у чужестранцев
элементов бытовой культуры или военного искусства
(например, техники ведения конного боя).
Сторонники легизма полагали, что по природе
человек завистлив, алчен и честолюбив, поэтому
искусство управления заключается в воздействии
на эти качества.
Всякое государство стремиться к выгоде, должно
укреплять могущество, опираясь на экономический и
военный потенциал. Необходимо ведение агрессивных
войн (теория прямой зависимости могущества
государства от военных успехов).

5.

Фукидид - древнегреческий мыслитель, историк
философ, военачальник, современник Сократа.
Участвовал в Пелопонесской войне на стороне
Афин, командовал эскадрой, вследствие неудач был
изгнан во Фракию.
В течение 20-летней ссылки наблюдал ход войны и
подготовил фундаментальный труд «История
Пелопоннесской войны» в 8 книгах, в которой
описывал события войны между Спартой и Афинами
(431-404 до н. э.).
Афина и Спарта были в те времена наиболее
процветающими
полисами.
Две
«сверхдержавы»
античного мира постоянно усиливали военную мощь,
опасаясь нападения со стороны друг друга. Это привело
к конфликтной спирали, окончившейся войной.

6.

Глубинную причину войны Фукидид видел в
отсутствии баланса сил.
Труд Фукидида стал первым глубоким анализом
отношений
между
политическими
единицами
(полисами), и предвосхитил положения современной
школы "политического реализма" .
Он предполагал, что в основе политики государства
лежат не действия конкретных личностей, а
объективные интересы.
Отношения между отдельными государствами
по своей природе конфликтны.
Война представляет собой неизбежное явление
и обусловлена конфликтностью МО.
Каждое государство стремится обеспечить свою
безопасность и накапливает необходимую для этого
силу.

7.

В античную эпоху зародился другой взгляд на
перспективы МО.
Философы-стоики (Зенон (335-264 до н.э.).
Выдвинули идею "космополиса" - всемирного
государства.
Единый мир и единый полис (государство), устроено
по законам Универсального Разума, где все
граждане независимо от расы, религии, этнической
принадлежности станут равными по мере их мудрости,
постижения ими Разума.
Идея "космополиса" означала прорыв
древнегреческой мысли к осознанию морального
единства человеческого рода (в античную эпоху связи
между политическими сообществами - фрагментарны
и ограниченны).

8.

Эта же идея была развита древнеримским
мыслителем Цицероном, обосновавшим
необходимость общих для всех народов
универсальных норм международного
права, играющих роль регулятора
отношений.
Такие взгляды нашли продолжение в
концептуальных подходах, сложившихся в
гораздо более поздние периоды развития
политической мысли.

9.

2 вопрос. Становление ТМО в эпоху
Средневековья
На смену политической системе античности вслед
за падением Рима в 4-5 вв. н.э. пришла система
теократического правления в Европе.
В этот период власть Папы (патриарха) была
выше власти короля. Он мог выступать арбитром в
международных делах.
Светская власть была основана на феодальных
отношениях подчинения только своему сюзерену
(феодалу).
На рубеже 15-16 вв. происходит процесс
расширения «внутренней» лояльности феодалу
и сжатие «внешней» лояльности духовной
власти. В результате их границы смыкаются и
образуется
лояльность
государству,
которая
функционировала до конца 19 в.

10.

Продолжатель реалистической традиции в эпоху
Возрождения стал Николо Макиавелли– итальянский
политический мыслитель, дипломат.
Он занимал пост государственного секретаря во Флоренции
(секретарь «Совета десяти» с
1498-1512 гг.), отвечавшего за
дипломатические связи
республики.
(1469-1527)
Затем он попал в опалу, был
обвинен, пережил тюремное
заключение, оправдан, но
освобожден от дипломатической
службы.

11.

Макиавелли творил во времена
раздробленности Италии, уязвимости
Флоренции по отношению к великим державам
той эпохи – империи Габсбургов и Франции,
призывал к единству Италии.
Он подготовил ряд дипломатических
трактатов. Среди них «Государь» 1513 г.,
который признан классикой мировой
политической науки и является наиболее
цитируемым трудом среди работ по
политическим наукам.
Этот труд был опубликован только после его
смерти из-за запрета Римской католической
церкви.

12.

Он уделял внимание вопросам гос. управления,
международных отношений, правилам внешней
политики.
Конфликт - неизбежная атрибут
международной политики, поэтому государь
должен быть постоянно готов к военным
действиям.
Война - неизбежная спутница человеческой
истории по причине склонности людей к
насилию.
Главная задача государства —защита своих
интересов. Он один из первых мыслителей , кто
сформулировал значение важной для реалистов
категории – национальный интерес.

13.

В войне государство преследует две цели:
завоевания и сохранение свободы.
Государство стремиться к усилению,
укреплению военно-политического влияния, что
отвечает национальным интересам и позволяет
обеспечить безопасность.
Политического успеха с другими государствами
можно добиться при применении насилия и
обмана:
«Разумный правитель не может и не должен
оставаться верным своему обещанию, если это
вредит его интересам…».
Главная цель Государя – приращение власти,
основанной на военной мощи. (В реализме – это
одно из основных понятий)

14.

Роль морали для государя Макиавелли
сформулировал предельно сжато и цинично:
« Государь, моральный по отношению к
гражданам другого государства, аморален к
своим».
Эта формула не потеряла своей актуальности и
сегодня.
Он предлагал отбросить не только моральные
нормы, но и право.
Одновременно, высказался за закрепление
права народов на объединение и свободу от
вмешательства извне - пример провозглашения
права наций на самоопределение.

15.

Работы Николо Макиавелли и поэта Данте Алигьери
символизируют переход от средневековой схоластики к
эпохе Возрождения.
Данте Алигьери
отказывался от греховной
природы государства, и
видел его как результат
добровольного стремления
людей к политическому
объединению.
(1265 - 1321)
Из-за эгоистического стремления людей к
богатству, нет счастья и справедливости.

16.

Надгосударственная сила - "вселенская"
монархия , т. е. единое государство.
Империя необходима для достижения
свободы всех людей Устройство государственных
институтов и установление мира между
государствами - на основе этики - науки о
совершенном поведении, законности, морали,
идеальной организации.
Данте идеализировал роль римского права.
Данте создал утопический проект всемирного
государства.
Утверждал преимущества светской власти над
духовной.

17.

3 вопрос. Важнейшие идейные направления
Нового времени
В Новое время складывается международная
система, основанная на принципе анархии, при этом
внутри государства существовала монополия на
легитимное насилие, за счет чего строились жестко
иерархичные государства.
Суверенитет воспринимался как суверенитет
монарха, чья власть дарована ему богом и не
подлежит сомнению.

18.

Особое значение для ТМО - англ. философ Томас
Гоббс. Труд «Левиафан» (1651).
Левиафан – высшая форма
социальной организации, создать
некое международное
(всемирное) правительство
невозможно.
Попытки учредить некий
орган, стоящий выше государств,
приведут к возвращению жизни
людей в состояние анархии.
(1588—1679)

19.

Основа сущности МО - общая социальнополитическая концепция: человек - существо
эгоистическое, обладающее стремлением к власти и
обогащению.
Естественное состояние - «война всех против
всех и каждого против каждого» – угроза для
общества.
Для того, чтобы этого избежать, люди должны
заключать общественный договор. На основе
такого договора и возникает государство
(Левиафан), которому в обмен на гарантии
безопасности, мира и спокойствия люди уступают
часть своих прав и свобод.

20.

В конце XVIII в. начинается новая фаза в развитии
государства – переход от суверенитета
государства (монарха) к суверенитету нации.
Колонизация Нового Света распространила
систему национальных суверенных государств.
Последствия Войны за независимость США
(1775-1783 гг.) наряду с Великой французской
революцией 1779 г. были значимы для мировой
политики.
Народ стал носителем суверенных прав. Начался
процесс становления системы «государства-нации».
Принцип самоопределения народов стал одним из
важнейших факторов развития международной
системы.

21.

Влияние революционных идей сказалось на
политической мысли классиков немецкого идеализма
Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814) и Георга
Вильгельма Гегеля (1770 - 1831).
Сопоставление взглядов молодых Фихте и Гегеля
с их поздними работами выявляет переход от
идеализма к реализму.
Фихте утверждал, что немецкая нация наделена
великой судьбой.
В " Патриотических диалогах" (1799) был очевиден
национализм его политической философии, пангерманизм и милитаристский дух.
Фихте стал убежденным в том, что немецкая нация
лучше других предрасположена к выражению
общечеловеческого духа.

22.

У Гегеля идея немецкой исключительности
соединилась с идеей войны.
Гегель полагал, что нормы права в международных
отношениях не способствуют предотвращению
конфликтов, а порождают разногласия между
государствами.
Война - составная часть правового регулирования МО. Именно война решает, «какое право должно
уступить другому праву».
Гегель не считал возможным учитывать требования
морали в МО. «Благо государства имеет совершенно
другое оправдание, чем благо отдельного лица».
Гегель не поддерживал идею международного
сотрудничества, отрицал идею создания
международного парламента.
Взгляды Гегеля были использованы в XX в. при
формировании основных концептуальных положений
школы «политического реализма».

23.

Либералы предлагают альтернативное видение МО.
Либерализм играет роль «вечной оппозиции» при
доминировании реализма.
Во многом либеральная мысль базируется на идеях
философа И. Канта, согласно которым возможно
достижении всеобщего мира на основе норм
морали и права.
Мир – естественное состояние международных
отношений.
Либералы верят в прогресс,
поступательное
развитие мировой политики, разумную природу
человека, способную перестроить мир.
В
основе
либерализма
лежит
христианская
традиция, вера во всеобщую мораль и всеобщую
добродетель, единство человеческого рода основы
которой заложены в Евангелии: «Нет ни римлянина,
не иудея».

24.

Прямой противоположностью взглядам Н. Маккиавелли была внешнеполитическая концепция голландского гуманиста Эразма Роттердамского.
Он провозглашал ограничение применения силы
в МО.
Мир является высшей ценностью человеческой
культуры.
Борьба с угрозой мирному развитию - основная
внешнеполитическая задача государства.
Внешнюю политику следует подчинить
социальным нормам, учитывающим интересы народов.
Поскольку народ ненавидит войну, государь будет
всегда прилагать усилия для сохранения мира.
Нравственные законы выше государственных
интересов. В то же время признавал оправданность и
обоснованность оборонительных войн.

25.

Призывал придать стабильный характер
территориальным отношениям между
государствами. «Надо найти средства к тому, чтобы
границы государств перестали подвергаться
изменениям и сделались устойчивыми, потому что
изменения государственных границ ведут к войне».
Для стабилизации границ предлагал ограничить
права верховной власти.
Понимал, какое значение для сохранения мира
имеет расширение международных связей. Особенно
это касается делового сотрудничества и торговли,
поскольку взаимная выгода объединяет народы, как
она объединяет членов одной семьи.

26.

Важную роль в разработке проблем международной
политики сыграл другой голландский мыслитель —
Гуго Гроций (1583—1645). Он был известен как
юрист, философ, государственный деятель,
заложивший основы международного права,
основанного на естественном.
Автор более 90 работ, наиболее известной из
которых является трактат «О праве войны и мира».
Его учение было направлено на формирование
нового типа мирового общества, основанного на
принципах равенства, сотрудничества и взаимности.
Государства, как и люди обладают естественными
правами. «Мать естественного права – природа
человеческого общения».

27.

Международное гуманитарное право не отменяет
войну, а регламентирует ее. Война не может быть
предметом произвольного решения со стороны
отдельного государства.
Право народов – это средство, которое позволяет
подчинить политическую жизнь неким правилам, сделать
власть ответственной за свои действия.
Гроций сформулировал Теорию справедливой
войны – справедливые основания для начала войны и
правила ведения войны. Такой войной он считал войну
для отражения нападения и защиты территориальных
пределов страны.
Оправданно применение силы в отношении стран и
народов, допускавших насилие над послами, а также
против тех, кто занимается морским разбоем.

28.

Он отрицал войны, направленные на порабощение
народов.
Осуждал применение силы против государства, со
стороны которого исходит лишь гипотетическая
военная угроза.
Резко критиковал войны, ведущиеся «ради
выгоды». Он видел в подобных войнах грубое
нарушение правил международной жизни.
государства не должны применять силу для изменения
политических ситуаций. В этом случае обращение к
насилию является преступлением. (поход А. Македонского на персов).
решение о начале военных действий должно быть
обосновано.
если государство допустит серьезное нарушение правил
международной жизни, нельзя немедленно обращаться к
военным действиям. Следует предпринять меры для
урегулирования конфликта.

29.

Джон Локк (1632-1704) - англ. философ, один из
авторов Теории общественного договора.
Предложил отличное от Гоббса понимание природы
естественного состояния - господство полной
свободы и равенства, мира и доброжелательности.
Государство создано для гарантий естественных
прав (свобода, равенство, собственность) и законов
(мир и безопасность) и не должно посягать на эти
права.
Взаимоотношения между государствами основаны
на равенстве и признании взаимных обязательств.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) франц. философ.
Разработал Концепцию прямой демократии.
Нормы права и морали (законы) создают люди под
влиянием необходимости сотрудничества.
Суверенитет – право создавать законы.
Правительство – право управлять.

30.

Окончательное формирование либерального взгляда на
МО связано с именами Иммануила Канта и Иеремия
Бентама.
Иереми Бентам (1748-1832) – англ. философ, юрист.
Заложил основы Теории пользы и утилитаризма. В
основе человеческой деятельности лежит стремление к
удовлетворению потребностей. Мораль дает понять
человеку его истинные интересы.
Главная цель государства - достижение
благополучия и счастья людей. Отмечал
несоответствие характера международных отношений и
задач каждого из государств-участников. Основная
причина этого несоответствия - международные
конфликты и войны и стремился найти оптимальные
рецепты избавления от них.
Многие идеи И. Бентама опередили свое время и были
осуществлены значительно позднее. Они нашли свое
выражение в направлении ТМО XX в. «политического
идеализма».

31.

И. Кант (1723-1804) - немецкий философ,
родоначальник классической немецкой
философии.
Его работа «К вечному миру» была написана
под влиянием Великой французской революции и
представляла проект мира для Европы.
Кант выступил за «союз просвещенных
народов», объединенных общими целями.
Война противоречит нравственному
определению роли человека как существа, обладающего абсолютной ценностью.
Война - результат несоблюдения этических
правил, поэтому для ее искоренения международная политика государств должна следовать
требованиям и нормам морали.

32.

В первой статье проекта он предлагал обязать государства к проведению открытой, честной,
миролюбивой политики, не оставляя тайных
оснований для новых войн.
Во второй статье высказался за право народов
самостоятельно избирать путь своего развития, за
суверенное равенство государств.
В третьей статье он предлагал ликвидировать
«постоянные армии», угрожающие другим
государствам, а оборону страны поручить людям,
прошедшим военное обучение добровольно.
В следующих статьях ратовал за отказ от
насильственного вмешательства «в политическое
устройство и правление других государств»,
рассматривая насилие как серьезную угрозу
международному миру.

33.

Во втором разделе своего проекта И. Кант приводит
«окончательные статьи договора о вечном мире»,
предлагая установить в каждом государстве
республиканское правление, а также регулировать
отношения между государствами, основываясь на
федерализме свободных государств, имея в виду
«союз народов».
Условия Вечного мира:
1. Гражданское устройство – республиканское.
2. Права нации основаны на федерации свободных
государств.
3. Общее право народов ограничено принципами
всеобщего гостеприимства.

34.

4 Теории XIX-начала XX вв.
Прусский генерал Карл фон Клаузевиц (17801831) «философ войны», монархист, воевал с
Наполеоном, участник Бородинского сражения.
Его труд «О войне» (1832) внес решающий вклад
в военную теорию и обогатил изучение войны как
феномена МО.
Клаузевиц изучил около 130 военных кампаний.
Но не успел закончить работу, которая была дописана
его женой.
Война- системообразующий элемент МО.
Рациональная природа войны раскрывает ее
хрестоматийная формула : «Война есть продолжение политики другими средствами».
В условиях противоречивых национальных
интересов государств война неизбежна.

35.

Война - "крайняя степень применения насилия'' ,
которое вытекает из политических отношений между
людьми, является наиболее острым проявлением
конфликта, имеющего человеческую природу.
«Война... может воплощаться в весьма разнообразные формы, начиная от войны истребительной и кончая
выставлением простого вооруженного наблюдения» (эра
ядерного оружия).
Сущность войны определяет «странная троица»:
Природные факторы,
Человеческая натура,
Политические цели.
Клаузевиц логически завершил формирование основ
реалистической парадигмы и оставил будущим
поколениям военных деятелей научное пособие, не
утратившее значение и в эпоху двух мировых войн XX в.

36.

Взгляды К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895)
на МП имели сходство с взглядами немецких философов.
Путь к достижению вечного мира лежит через классовую
борьбу и революцию.
Они считали войны и конфликты между государствами
неизбежными.
Марксистское понимание проблем МП и МО базировалось на
идеях экономического детерминизма.
Сама МП могла появиться только после формирования мирового
рынка.
Буржуазия отдельных стран посредством контроля над этим
рынком становится господствующим классом в мировом масштабе.
Пролетариат — превращается в интернациональную общность,
имеющую общие классовые интересы во всех странах.
Мировая революция призвана превратить все человечество и
единую общность, не знающую ни классовых различий, ни
государственных границ.
Классовая борьба является движущей силой политического
процесса не только на уровне отдельных стран, но и в сфере
международных отношений.
English     Русский Правила