Похожие презентации:
Реалистическая комедия A.С. Грибоедова «Горе от ума». Жанровые особенности, герои, проблематика, конфликт
1.
2.
— русскийпоэт, прозаик, драматург, д
ипломат, лингвист, историк
, востоковед, пианист и ком
позитор.
«Молодые супруги» (1815 г.)
«О разборе вольного
перевода „Леноры“» (1816 г.)
«Студент» (1818 г.)
«Горе от ума» (1822-1824 гг.)
3.
– это драматическое произведение, в котором характеры,ситуации
и
действия
представлены
комично,
с
использованием юмора и сатиры.
Специфический конфликт, который ведётся с некими
обыденными и низкими целями, методами, считающимися
ничтожными, смешными и нелепыми, а участники данной
борьбы никак серьёзно не пострадают при проигрыше.
Часто ставится как противоположный жанр трагедии.
Аристотель определял комедию как «воспроизведение
дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы
смех, а не отвращение».
4.
Нет строгого деления на положительных иотрицательных героев; герои лишены
односторонности
Необязательна счастливая развязка;
Наличие нескольких конфликтов;
Свободное обращение с рифмой, ритмом;
сохранение разговорной формы слова
5.
КлассицизмРеализм
6.
КлассицизмРеализм
Единство места,
времени и действия
Более двадцати
персонажей
Одна ведущая сюжетная
линия – «Софья –
Чацкий — Молчалин»
Персонажи не делятся
на четко
положительных и
отрицательных
Принцип говорящих
фамилий
Герои Грибоедова
типичны и действуют в
типических
обстоятельствах.
Наличие больших
монологов
Много точных
деталей московского
быта, нравов
московского
дворянства.
7.
КлассицизмЕдинство места,
времени и действия
Одна ведущая
сюжетная линия –
«Софья – Чацкий —
Молчалин»
Принцип говорящих
фамилий
Наличие больших
монологов
Реализм
Романтизм
• Общественный конфликт пьесы
характерен как раз для
романтизма: Чацкий в одиночку
Персонажи не делятся
противостоит всему
на четко
фамусовскому обществу. Два
положительных и
лагеря – «целый лагерь
отрицательных
Фамусовых и всей братии» и
один боец, «враг исканий».
• Характерен трагический пафос.
Герои Грибоедова
• мотив изгнанничества героя
типичны и действуют
в типических
обстоятельствах.
Более двадцати
персонажей
Много точных
деталей московского
быта, нравов
московского
дворянства.
8.
— комедия в стихах, сочетающая в себеэлементы классицизма, романтизма и реализма и
описывающая светское общество времён крепостного
права и показывает жизнь 1813—1824 годов.
Классическая
пьеса «Мизантроп»
Мольера как
образец
Первая русская реалистическая комедия.
Комедия нравов
Сатира на аристократическое московское общество
первой половины XIX века.
Афористический стиль
9.
Тройственная функция смехаСмех над глупцами
Смех над героем
«Ирония самого
положения вещей»
В комедии «Горе от ума» смех является трижды, диалектически: это смех
Чацкого над толпой дураков, смех этой толпы над Чацким, поскольку она в
своём праве и ему некуда от неё уйти, наконец, смех автора - ирония самого
положения вещей, пришедшая к своему самопознанию». – М. Лифшиц
10.
Жизненные идеалыФамусов
Предпочитает деньги,
считая что богатство и
материальное
благополучие является
основой счастья и
беззаботной жизни.
Он прагматичен даже
в том, что для
собственной дочери
подбирает мужа по
принципу, у кого
толще кошелек.
Чацкий
Считает, что жизнь
должна быть наполнена
смыслом, где деньги не
могут играть
решающую роль.
Человек должен
гордиться своей
жизнью, где
общественное
уважение добивается
знаниями и
поступками.
11.
Москва в представлении:Фамусовское
общество
Москва - город
элиты, знати,
цвета общества.
Чацкий
Москва – город, где
сосредоточены в все
человеческие пороки лесть, угодничество,
чинопочитание, жажда
денег, лицемерие,
безделье, разврат,
взяточничество,
продажность, глупость,
необразованность.
12.
Жизненные идеалыМолчалин
Цель жизни блестящая карьера,
чины, богатство.
Высшее счастье он
видит в том, чтобы
"и награждения
брать и весело
пожить". Для этого
он выбрал самый
верный путь: лесть,
угодничество.
Чацкий
Принцип - не
прислуживать
высокопоставленным
чинам, не молчать, а
высказывать
суждения, доводы обо
всем, не бояться и не
дрожать перед
властью, не лгать,
быть честным,
свободным в своих
словах.
13.
Судьба, проказница-шалунья,Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.
14.
Судьба, проказница-шалунья,Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.
«Горе уму» - раннее название.
15.
Судьба, проказница-шалунья,Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума.
«Горе уму» - раннее название.
«ГОРЕ УМУ»
Название подчеркивает, что
основным «героем» комедии
выступает просветительский
разум, отвлеченный ум, его
носителем, сценическим
инструментом является Чацкий.
Присутствует нравоучительный
оттенок, свойственный
содержанию комедии нравов и
просветительской драматургии.
«ГОРЕ ОТ УМА»
В новом названии Грибоедов
сменил акценты: теперь
Чацкий выдвинулся главным
героем, ум стал одним из его
свойств, качеств,
определивших содержание
характера и личности.
16.
Единство действияЕдинство места
Единство времени
17.
Единство действия – непримиримое столкновениеЧацкого с обществом и с его главными лицами
(Фамусовым, Софьей, Молчалиным)
Единство
места - конфликт происходит в доме
Фамусова, символизирующем всю аристократическипатриархальную Москву.
Единство времени – один день в доме Фамусова открыл
Чацкому такое знание о мире, о людях, которое до этого
дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел,
возмужал, стал более трезвым и менее восторженным.
18.
— «Что нового покажет мне Москва?», «Да и кому в Москвене зажимали рты / Обеды, ужины и танцы?», «Нет!
недоволен я Москвой» (Чацкий).
— «Едва / Другая сыщется столица, как Москва», «На всех
московских есть особый отпечаток», «Что за тузы в Москве
живут и умирают!» (Фамусов).
— «В моей комедии я, кажется, убиваю тирана —
любезнейшее моё отечество — драгоценнейшую Москву», «В
Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряжённые
ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему» (А. С.
Грибоедов. Из письма С. Н. Бегичеву, 1818).
19.
О фамусовской Москве (д. 1, явл. 7).«О веке нынешнем» и «веке минувшем» (д. 2, явл. 2).
Об «отцах Отечества» (д. 2, явл. 5).
О Молчалине (д. 3, явл. 1).
О низкопоклонстве перед Европой (д. 3, явл. 22).
О своём безумии и о Софье (д. 4, явл. 10).
20.
Действие иявление
Д. 1, явл. 7
Д. 2, явл. 1
Д. 2, явл. 5
Д. 3, явл. 1
Д. 3, явл. 22
Д. 4, явл. 10
Кто и что
обличается
Главная мысль
Настроение
(пафос)