10.78M
Категория: ИсторияИстория

Формирование единого русского государства в XV в. Европа и мир в эпоху позднего Средневековья

1.

Московский государственный университет спорта и туризма
кандидат исторических наук, доцент
ЯНГЕЗ Дмитрий Иванович
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА В XV в.
ЕВРОПА И МИР В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Москва, 2023
1

2.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
ВОПРОС 1. ЕВРОПА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ВОПРОС 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН
ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ
ВОПРОС 3. СТРАНЫ ЧЕРНОЙ АФРИКИ И АМЕРИКИ
ВОПРОС 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО
ГОСУДАРСТВА

3.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
5.1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Касьянов, В. В. История России : учебное пособие для вузов / В. В. Касьянов. — 2-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 255 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-08424-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516973
2. История России : учебник и практикум для вузов / К. А. Соловьев [и др.] ; под
редакцией К. А. Соловьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 244 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-15876-2. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510102
5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Зуев, М. Н. История России : учебник и практикум для вузов / М. Н. Зуев, С. Я.
Лавренов. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 706 с. —
(Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15320-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510434
2.
Прядеин, В. С. История России в схемах, таблицах, терминах : учебное пособие для
вузов / В. С. Прядеин ; под научной редакцией В. М. Кириллова. — Москва : Издательство
Юрайт, 2023. — 107 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05439-2. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/532290
3. «Великая Отечественная война: без срока давности». Учебное пособие. — Псков:
ООО «Логос», 2022. — 228 с.

4.

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»:
1. Российское историческое общество (РИО) https://historyrussia.org/
2. Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ)
https://www.shpl.ru/
3. Российская государственная библиотека: http://rsl.ru/
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:
1.http://documentalfilms.ucoz.ru/load/on_i_ona/uspeshnye_ljudi/russkie_cari_14_fil
mov/42-1-0-2824Документальные фильмы «Русские цари» (12 фильмов)
2. https://yandex.ru/video/preview/ Документальные фильмы Романовы Царское
дело (5 серий) 2014 г.
3.http://voenhronika.ru/publ/grazhdanskaja_vojna_v_rossii/romanovy_carskoe_delo
_rossija_2013_god/7-1-0-2671 Документальный фильм. Романовы. Царское дело
(Россия) 2013
4. http://www.youtube.com/playlist?list=PL123471F1918892A2 Документальные
фильмы. История России XX век.
5.
http://voinadoc.net/hronika_vojny/newsreel_page1.html
Документальные
фильмы. Вторая мировая война.
6. http://skuky.net/98606 Документальный фильм «Президент» История России
XXI в.
7. Материалы русской истории http://www.magister.msk.ru/library/history/

5.

ВОПРОС 1. ЕВРОПА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
5

6.

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Поздним средневековьем принято считать: ХV-ХII вв. для европейских
стран. Для России - ХV-ХVII вв.
В позднее средневековье завершилось формирование государств,
соответствующих двум типам современной цивилизации - восточной и
западной (европейской: традиционное, или аграрное общество обогатилось
новыми явлениями)
Ранее так называли эпоху XVI - середины XVII столетий, которая теперь
носит название раннего нового времени.
Водоразделом между этими двумя периодами являются такие события как
открытие Америки Колумбом (1492 г.) и начало Реформации (1517 г.)
Первое из них положило начало глобальной европейской экспансии,
сделало Западную Европу финансовым центром мира, породило революцию
цен, что все вместе сделало возможным возникновение в этой части света
капиталистических отношений, в систему которых со временем был втянут
весь мир, включая Россию.
Второе вызвало раскол внутри самого христианского мира, длительные
религиозные
войны,
инициировало
секуляризацию
общества
и
рационализацию духовной жизни, что тоже было важной предпосылкой
развития капитализма

7.

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Событием,
отделяющим
эпоху
поздних
средних
веков
от
предшествующего развитого (классического) средневековья, является
масштабная эпидемия чумы, известная как «Черная смерть».
Первые очаги чумы были зафиксированы в Китае в 1331 г.
Затем она опустошила Среднюю Азию и земли Золотой Орды.
В 1347 г. татарское войско хана Джанибека, осаждавшее генуэзскую
крепость Кафа в Крыму, было выкошено чумой, однако осажденные тоже
заразились, и оттуда эпидемия в течение нескольких лет распространилась по
всей Европе.
Демографические потери европейских и азиатских стран были ужасными:
ОНИ ЛИШИЛИСЬ ОТ ТРЕТИ ДО ПОЛОВИНЫ ЖИТЕЛЕЙ
Эта демографическая катастрофа имела важные последствия для
дальнейшего социально-экономического развития Европы.
Возник острый дефицит рабочей силы.
Труд стал стоить дороже.
К тому времени наемный труд был довольно широко распространен в
ремесле и на транспорте, разного рода поденщики и чернорабочие тоже были
наемными работниками

8.

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В сельском хозяйстве к тому времени в широких масштабах произошла
коммутация ренты:
БАРЩИНА И НАТУРАЛЬНЫЙ ОБРОК были заменены фиксированными
денежными платежами.
Привлечь крестьян к тому, чтобы обрабатывать домениальные земли,
пасти скот, рубить дрова, возводить дома и укрепления, сопровождать грузы и
т.п., можно было только за плату.
Кроме того, многие крестьяне-старожилы, в силу традиции несшие в
пользу господ какие-либо повинности, умерли.
Недостающие рабочие руки можно было найти, лишь предложив
желающим привлекательные для них условия, в частности, с более низким
размером оброка (в Западной Европе он назывался чиншем)
В результате условия эксплуатации смягчались, наиболее тяжелые формы
феодальной зависимости уходили в прошлое.
Отчасти недостаток и дороговизна рабочих рук были компенсированы
некоторыми техническими и технологическими инновациями.
Однако все же главным итогом кризиса стало то, что феодалы перестали
рассматривать эксплуатацию своих крестьян как достаточный источник
дохода

9.

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Крестьяне массами устремлялись на военную службу к правителям своих
государств, стали активными участниками торговли, как местной, так и
международной.
Таким образом, демографический коллапс XIV столетия создал
предпосылки:
ВО-ПЕРВЫХ, для возникновения АБСОЛЮТИЗМА, ибо состоявшие на
королевской службе дворяне были заинтересованы в сильной центральной
власти;
ВО-ВТОРЫХ, для ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ,
поскольку именно дворяне более других жаждали поправить свои дела за счет
ограбления новооткрытых земель и получения барыша от торговли
колониальными товарами;
В-ТРЕТЬИХ, для РАЗВИТИЯ МАНУФАКТУРНОГО ПРОИЗВОДСТВА,
т.к. те же дворяне становились организаторами промышленных предприятий
или же поставщиками сырья для них

10.

ЕВРОПА И ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Другим важным событием XIV столетия, определившим исторические
судьбы значительной части Европы и Азии, было возникновение
ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ.
Возникнув из небольшого княжества (бейлика), к концу XV в.
возглавляемое правителями из династии Османов государство стало самой
могущественной державой Средиземноморья.
В 1393 г. турки-османы завоевали Болгарию, пала столица Болгарского
царства Тырново
В 1453 г. султан МЕХМЕД II захватил Константинополь, а затем в течение
нескольких десятилетий - владения крестоносцев и Венеции на Балканах,
Сербию, Боснию, Валахию, Албанию, генуэзские владения в Крыму и сделать
своим вассалом Крымское ханство.
В 1514-1517 гг. османы покорили Сирию, Палестину, Египет и Мекку, что
позволило султану Селиму принять титул ХАЛИФА
В 1526 г. его преемник Сулейман Великолепный, уничтожив в битве при
Мохаче венгерское войско вместе с королем, завоевал и эту страну

11.

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
В 1529 г. турецкая армия в первый раз осадила Вену, но потерпела
неудачу.
С этого времени и вплоть до конца XVIII в. противостояние Австрии и
Османской империи становится ЛЕЙТМОТИВОМ всей истории Центральной
и Восточной Европы
Важнейшей
чертой
эпохи
позднего
средневековья
было
функционирование СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ в
странах Европы:
Парламента в Англии;
Кортесов в государствах Пиренейского полуострова;
Генеральных Штатов и Парижского парламента во Франции;
Риксроды и Риксдага в Швеции;
Данехофа и Ригсрада в Дании;
Хофтага, рейхстага и ландтагов в Священной Римской империи;
Государственных собраний в Венгрии;
Сейма в Чехии;
Вального сейма, Рады панов и сеймиков в Польше и Литве

12.

ЕВРОПА В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Основной функцией сословно-представительных учреждений было
ВОТИРОВАНИЕ новых налогов или изменения их ставки.
Собранные таким образом суммы шли преимущественно на военные
нужды (наем воинских отрядов и корабельных команд и обеспечение их
продовольствием, реже - амуницией и вооружением; строительство
крепостей)
Правители средневековых государств НЕ ОБЛАДАЛИ административным
аппаратом, достаточным для сбора налогов, поэтому им приходилось
ПРИБЕГАТЬ к помощи сословного и территориального самоуправления, а те,
разумеется, собирали только те платежи, на введение которых сами давали
согласие.
Попытки королей самовольно устанавливать и взимать налоги обычно
приводили к восстаниям, а в ряде случаев – к низложению таких монархов
Кроме
того,
система
сословно-представительных
учреждений
способствовала политической централизации европейских государств.
В XIV в. была объединена Польша, в XV - Франция и Испания. Италия и
Германия, где сословно-представительные институты были развиты слабо,
оставались в течение всей эпохи XIV-XVII вв. политически раздробленными

13.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ:
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ
Важным итогом складывания централизованных государств и борьбы за
самоопределение
отдельных
королевств
и
территорий
стало
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВЫХ НАЦИЙ.
XIII-XV вв. – ВРЕМЯ ДРОБЛЕНИЯ характерного для эпохи крестовых
походов общеевропейского сознания и РОСТА САМОСОЗНАНИЯ отдельных
романских и германских народов.
Борьба за независимость Франции, Португалии, Швеции, Италии явилась
политическим отражением этого явления
Государства Восточной Европы, католические и православные,
развивались в эти столетия во многом ОСОБЫМ ПУТЁМ.
Здесь также складывались централизованные государства, однако их
складывание не сопровождалось столь серьёзным кризисом феодальной
системы.
Свой отпечаток на историю Восточной Европы накладывала внешняя
угроза – монголо-татарская в XIII-XIV вв. и турецкая с середины XIV в.

14.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ:
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ
Другой чертой духовной жизни этих эпох, проявившейся главным образом
в искусстве, литературе и философии, был РЕНЕССАНС
Он начался в Италии в XIV в., и наиболее значительными деятелями этого
периода были художник Джотто и поэт Петрарка.
XV век был прославлен именами Леонардо да Винчи, Донателло,
Брунеллески, Боттичелли, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни
В XVI столетии РЕНЕССАНСНАЯ КУЛЬТУРА достигает расцвета и
распространяется за пределы Италии (где в это время творили Микеланджело,
Рафаэль, Тициан):
ВО ФРАНЦИЮ (наиболее яркие представители: художник Ж. Клуэ,
скульптор Гужон, писатель Ф. Рабле, философ М. Монтень);
ИСПАНИЮ (наиболее известны художник Эль Греко и писатель
Сервантес);
ГЕРМАНИЮ (философы Эразм Роттердамский и Филипп Меланхтон,
художники Дюрер и Гольбейн-младший)

15.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ:
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ
Отличительными характеристиками был:
НАТУРАЛИЗМ в искусстве (при изображении человека и окружающего
мира художники старались быть ближе к природе, быть как можно более
реалистичными);
ГУМАНИЗМ в философии и литературе (писатели и философы ставили
своей целью изучение - наук о человеке, его смысле жизни, благе и
добродетелях - в противоположность схоластам, изучавшим природу и науки о
божественном)
Деятели Ренессанса черпали свое вдохновение из произведений античных
художников и писателей, считали их образцом для подражания, поэтому эту
эпоху еще называют ВОЗРОЖДЕНИЕМ
В искусстве эпоха Возрождения завершилась на рубеже XVI-XVII вв.
Однако выработанные ею сюжеты и приемы изображения человека и
пространства продолжали использоваться в последующие столетия в стилях
барокко и классицизма уже по всей Европе, в том числе в России

16.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ:
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ
В конечно счете, ереси, религиозная экзальтация, охота на ведьм,
гуманизм и ренессансное искусство были проявлениями возросшего
индивидуализма, самосознания личности, интериоризации религиозного и
эстетического чувства
Еще одним проявлением этого процесса была РЕФОРМАЦИЯ.
Католическая церковь на протяжении своей истории пережила множество
движений за церковную реформу. Какие-то были подавлены, какие-то были
возглавлены папством.
Но лишь в XVI в. это движение привело к возникновению новой ветви
христианства, известного под названием ПРОТЕСТАНТИЗМА
Реформация началась в 1517 г., когда немецкий монах Мартин Лютер
(1483-1546) обнародовал «95 тезисов», где обосновал основной принцип
протестантизма:
спасение верой, но не заслугами, деньгами или властью духовенства.
Отсюда прямо вытекало отрицание церковной иерархии, особых качеств
священства, отделяющих его от мирян, догмата о Чистилище, культа святых и
поклонения иконам и мощам

17.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРОПЫ:
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ
Другое влиятельное направление в протестантизме было основано
женевским проповедником Жаном Кальвином (1509-1564).
Его учение было еще БОЛЕЕ РАДИКАЛЬНЫМ, чем у Лютера.
Кальвин считал, что церковь должна СОСТОЯТЬ из совершенно
НЕЗАВИСИМЫХ САМОУПРАВЛЯЮЩИХСЯ ОБЩИН.
В богослужении НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НИКАКОЙ ОБРЯДНОСТИ, даже
музыки.
Человек заранее ПРЕДОПРЕДЕЛЕН К СПАСЕНИЮ ИЛИ ПОГИБЕЛИ, и
этот Божий промысел никак не изменить: можно лишь НАДЕЯТЬСЯ,
проверяя свою крепость в вере и успехи в делах, оказаться в числе первых
Кальвинизм оказался наиболее популярным в Швейцарии, Франции,
Голландии, Англии, Шотландии, в некоторых западногерманских землях, в
Польше и Венгрии
РЕФОРМАЦИЯ в Англии отличалась своеобразием - англиканская
церковь была ВЫВЕДЕНА из подчинения папы, ее главой стал КОРОЛЬ

18.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИТОГИ РЕФОРМАЦИИ
1. Подтолкнула развитие процесса секуляризации сознания и культуры
2. ВЫЗВАЛА длительные религиозные войны, которые изменили карту
Европы: фактически исчезла Священная Римская империя, политическая
раздробленность Германии была закреплена, независимость получила
Голландия
3.
В
результате
проведенной
протестантскими
правителями
секуляризации церковного имущества в рыночный оборот было ВВЕДЕНО
огромное количество земли драгоценных металлов, что способствовало
ускоренному развитию там буржуазных отношений
4. На качественно новый уровень ВЫШЛО среднее образование. И
католики, и протестанты нуждались в образованном духовенстве, а также в
том, чтобы воспитывать социальную элиту в приверженности
соответствующей религии
5. Религиозные преследования, которым подвергались на родине
представители ряда протестантских деноминаций и сект ВЫНУЖДАЛИ их
покидать пределы своих стран, уезжая, в том числе, в колонии, и это
способствовало расширению заокеанской европейской экспансии

19.

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ БУРЖУАЗНЫХ
ОТНОШЕНИЙ
1. НАЛИЧИЕ широкого слоя лично свободных крестьян, что создавало
РЕЗЕРВ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
2. НАЛИЧИЕ развитой финансовой инфраструктуры в виде банков,
ломбардов, вексельного обращения, которая ПОЗВОЛЯЛА ДЕНЬГАМ
ОБРАЩАТЬСЯ С ВЫСОКОЙ СТЕПЕНЬЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ развития правовой культуры на основе римской
и англосаксонской традиций, ЗАЩИЩАВШИХ ПРАВА ЧАСТНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
4. КОЛОНИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ, вызвавшая «революцию цен», а
также разнообразные ФОРМЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО НАКОПЛЕНИЯ
(торговлю заморскими товарами, пиратство, работорговлю и т.д.)
5. РЕФОРМАЦИЯ и сопровождавшая ее СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ церковного
имущества

20.

ВОПРОС 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАН
ВОСТОЧНОЙ И ЮЖНОЙ АЗИИ
20

21.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА
I-VI в. н.э. – ПЕРЕХОДНЫЙ период зарождения феодализма;
VII-Х вв. – период РАННЕФЕОДАЛЬНЫХ отношений с присущим ему
процессом натурализации экономики и упадка древних городов;
XI-XII вв. – ДОМОНГОЛЬСКИЙ период, начало расцвета феодализма,
становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;
XIII вв. – время монгольского ЗАВОЕВАНИЯ, прервавшего развитие
феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
XIV-XVI вв. – ПОСЛЕМОНГОЛЬСКИЙ период, который характеризуется
замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы
власти
Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности; буддийская и
индусская – на полуострове ИНДОСТАН, даосско-конфуцианская – в КИТАЕ.
ДРУГИЕ родились в Средние века: мусульманская цивилизация на
Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская – в Индии, индусская и
мусульманская – в странах Юго-Восточной Азии, буддийская – в Японии и
Юго-Восточной Азии, конфуцианская – в ЯПОНИИ и КОРЕЕ

22.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
ИНДИЯ (VII – XVIII вв.)
1. Раджпутский период (VII-XII вв.)
Складывается система устойчивых политических центров, борющихся
друг с другом под знаменем разных династий – Северная Индия, Бенгалия,
Декан и Крайний юг
2. Эпоха мусульманского завоевания Индии. Делийский султанат(XIII –
нач. XVI вв.)
на севере Индии утверждается крупное мусульманское государствоДелийский султанат, окончательно оформляется господство мусульманских
военачальников из среднеазиатских тюрок. Государственной религией
становится ислам суннитского направления, официальным языком –
персидский
3. Индия в эпоху Могольской империи (XVI-XVIII вв.)
В могольскую эпоху Индия вступает в стадию развитых феодальных
отношений, расцвет которых шел параллельно усилению центральной власти
государства. Повысилось значение главного финансового ведомства империи
(дивана), обязанного следить за использованием всех пригодных земель

23.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
ИНДИЯ (VII – XVIII вв.)
В XVII в. значение экономического центра переходит к БЕНГАЛИИ.
Здесь развивается в Дакке и Патне производство тонких тканей, селитры и
табака. Судостроение продолжает расцветать в Гуджарате. На юге возникает
новый крупный текстильный центр Мадрас. Таким образом, в Индии XVIXVII вв. уже наблюдается зарождение капиталистических отношений, но
социально-экономический строй Могольской империи, основанный на
государственном владении землей, не способствовал быстрому их росту
В могольскую эпоху активизируются религиозные споры, на базе которых
рождаются широкие народные движения, крупные повороты претерпевает
религиозная политика государства.
В XVI в. фанатическая приверженность правителя ортодоксальному
суннитскому исламу обернулось БЕСПРАВИЕМ для индусов и
преследованием мусульман-шиитов
Т.О., средневековая Индия олицетворяет собой СИНТЕЗ самых
разнообразных социально-политических устоев, религиозных традиций,
этнических культур

24.

ИНДИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

25.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
КИТАЙ (VII – XVII вв.)
ЭПОХА РАЗДРОБЛЕННОСТИ (III-VI вв.).
С падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена
эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается
Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как
время Троецарствия (220-280 гг.).
На территории страны сложилось три государства (Вэй-на севере, Шу-в
центральной части и У-на юге), власть в которых по типу приближалась к
военной диктатуре
ИМПЕРСКИЙ ПЕРИОД (конец VI-XIII вв.).
В этот период в Китае возродился имперский порядок, произошло
политическое объединение страны, изменился характер верховной власти,
усилилась
централизация
управления,
возросла
роль
чиновнобюрократического аппарата.
В годы владычества династии ТАН (618-907) складывается классический
китайский тип имперского управления

26.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
КИТАЙ (VII – XVII вв.)
Китай в эпоху монгольского владычества. Империя Юань (1271-1367 гг.).
Монгольское завоевание Китая растянулось почти на 70 лет. В 1215 г. был
взят. Пекин, а в 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов.
С вступлением на престол хана Хубилая (1215-1294) великоханская ставка
была перенесена в ПЕКИН. Наряду с ним равноправными столицами
считались КАРАКОРУМ и ШАНДУН.
В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей ЮАНЬ по
китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая
продолжалось немногим более века и отмечено китайскими источниками как
наиболее тяжелое для страны время
Минский Китай(1368-1644).
Минский Китай родился и погиб в горниле великих крестьянских войн,
события которых невидимым образом режиссировались тайными
религиозными обществами типа «Белого лотоса». В эту эпоху было
окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы
хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским
представлениям об идеальной государственности

27.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
КИТАЙ (VII – XVII вв.)
История средневекового Китая представляет собой ПЕСТРЫЙ
КАЛЕЙДОСКОП СОБЫТИЙ:
ЧАСТУЮ смену правящих династий;
ДЛИТЕЛЬНЫЕ ПЕРИОДЫ господства завоевателей, как правило,
приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного
населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический
китайский образец управления страной, оформившийся в ТАНСКУЮ и
СУНСКУЮ эпохи
Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого
уровня управляемости страной и обществом, какой был в КИТАЕ.
Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а
также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об
избранности Срединной империи, естественными вассалами которой
являются ВСЕ ПРОЧИЕ ДЕРЖАВЫ МИРА

28.

КИТАЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА

29.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
ЯПОНИЯ (III – XIX вв.)
ЭПОХА ЦАРЕЙ ЯМАТО. Рождение государства (III-середина VII вв.).
Ядро японского народа сложилось на базе племенной федерации Ямато
(так называлась Япония в древности) в III-V вв.
Представители этой федерации принадлежали к Курганной культуре
раннего железного века
ЭПОХА ФУДЗИВАРА (645-1192 гг.).
Следующий за эпохой царей Ямато исторический период охватывает
время, начало которого приходится на «переворот Тайка» в 645 г., а конец – на
1192 г., когда во главе страны встали военные правители с титулом СЁГУН
ЯПОНИЯ в эпоху первого СЁГУНАТА МИНАМОТО (1192-1335 гг.).
В 1192 г. происходит крутой поворот в исторической судьбе страны,
верховным правителем Японии с титулом сёгун стал Минамото Еримото –
глава влиятельного на северо-востоке страны аристократического дома.
Ставкой его правительства (бакуфу) стал город Камакура.
Сёгунат Минамото продолжался до 1335 г.
Это было время расцвета городов, ремесла и торговли Японии

30.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
ЯПОНИЯ (III – XVII вв.)
ВТОРОЙ СЁГУНАТ АСИКАГА (1335-1573 гг.).
Возник в ходе длительных усобиц князей знатных домов. На протяжении
двух с половиной столетий чередовались периоды междоусобий и укрепления
централизованной власти в стране
Объединение страны: СЕГУНАТ ТОКУГАЕВА.
Политическая раздробленность поставила на повестку дня задачу
объединения страны. Эту миссию выполнили три выдающихся политических
деятеля страны: Ода Нобунага (1534-1582), Тоётоми Хидзёси (1536-1598)
и Токугава Иэясу (1542-1616). В 1573 г., победив наиболее влиятельных даймё
и нейтрализовав ожесточенное сопротивление буддийских монастырей, Ода
свергнул последнего сёгуна из дома Асикага
Итак, исторический путь ЯПОНИИ в Средние века был не менее
напряженным и драматическим, чем у соседнего Китая, с которыми островное
государство
периодически
поддерживало
этнический,
культурный,
экономический контакты, заимствуя у более опытного соседа образцы
политического и социально-экономического устройства

31.

ЯПОНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

32.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ (V – XI вв.)
В V-VI вв. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове.
Часть населения этого полуострова жила в городах, оазисах, занималась
РЕМЕСЛОМ И ТОРГОВЛЕЙ.
Другая часть кочевала в пустынях и степях, занималась
СКОТОВОДСТВОМ.
Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути
между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей
Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный
перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского
хозяйства земли, высоким приростом населения, ПОДТАЛКИВАЛ вождей
арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель
Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники
Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов.
Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию.
Уже в 638 г. они захватили Иерусалим

33.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СТРАН ВОСТОКА
В СРЕДНИЕ ВЕКА
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ (V – XVI вв.)
Основные арабские завоевания были произведены при халифах Абу Бекре
(632-634), Омаре (634-644), Османе (644-656) и халифах из династии
Омейядов (661-750).
При Омейядах столица халифата была перенесена в Сирию в город
Дамаск
Победы арабов, захват ими огромных пространств были облегчены
многолетней взаимоистощающей войной между Византией и Персией,
разобщенностью и постоянной враждой между другими государствами,
подвергшимися нападению арабов
Халифат как институт духовного руководства арабов всеми мусульманами
продолжал существовать до 1517 г., когда эта функция перешла к турецкому
султану, захватившему Египет, где жил последний халифат духовный глава
всех мусульман
ИСТОРИЯ Арабского халифата, насчитывающая всего шесть веков, была
СЛОЖНОЙ, НЕОДНОЗНАЧНОЙ и в то же время оставивший
ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СЛЕД в эволюции человеческого общества планеты

34.

ВОПРОС 3. СТРАНЫ ЧЕРНОЙ АФРИКИ И АМЕРИКИ
34

35.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЁРНОЙ АФРИКИ В СРЕДНИЕ
ВЕКА
КАНЕМ-БОРНУ
Это государство сложилось вокруг ОЗЕРА ЧАД.
На восточных его берегах живут КАНЕМБУ, на западных — КАНУРИ
Эти народы и составляли его основное население.
Как и у западных соседей — ХАУСА, важным фактором развития Канема
была ТРАНССАХАРСКАЯ торговля. Помимо направления на Ливию и Тунис
из Канема шли торговые пути и в долину Среднего Нила, и в Египет
Столицей государства был город НАГАЗАРГАМУ.
С XI века в Канем-Борну стал распространяться ИСЛАМ, который был
объявлен государственной религией
В столице появились книжники, правители страны собирали библиотеки,
известны даже правительственные МАХРАМЫ, награждавшие за успехи в
науках. Правители Канема имели хорошо организованную АРМИЮ
С XVII столетия с севера начали совершаться постоянные набеги
ТУАРЕГОВ, с юга — ДЖУКУНЫ.
Канем-Борну всё больше клонилось к упадку, пока в XIX веке под
давлением воинственных племён ФУЛЬБЕ окончательно не распалось

36.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЁРНОЙ АФРИКИ В СРЕДНИЕ
ВЕКА
МАЛИ
Оно простиралось с востока на запад от пустыни ТАДМЕККИ до
побережья Атлантики, а на юге — до пояса влажных тропических лесов
занимая территорию примерно в 1 млн. кв. км.
Мали было в свое время самым могущественным государством
ЗАПАДНОГО СУДАНА
Богатство Мали определялось тремя важнейшими факторами:
Во-первых, в стране находилась часть ЗОЛОТЫХ КОПЕЙ - БАМБУКА,
то есть они были под прямым контролем мансы Мусы;
Во-вторых, манса Муса контролировал важнейшие КАРАВАННЫЕ
ТРАНССАХАРСКИЕ ПУТИ Западной Африки и взимал дополнительные
пошлины с товаров, поступавших с побережья Средиземного моря.
В-третьих, в годы правления мансы Мусы в Западном Судане царил МИР
Манса Муса правил страной с помощью сети доверенных чиновников.
Во главе земель стояли ФАРБА, а городов и деревень — МОКРИФИ.
Все вместе они составляли систему центрального управления, в котором
абсолютной властью пользовался ЦАРЬ

37.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЁРНОЙ АФРИКИ В СРЕДНИЕ
ВЕКА
СОНГАИ
Общность СОНГАЕВ обитала к северо-востоку от Ганы и Мали, близ
торгового центра ГАО, который со временем и стал столицей нового
государства
В конце XIV в. Сонгаи во главе со своим правителем АЛИ победили
малийцев и создали большое государство, охватившее значительную часть
Западного Судана, включая все его известные торговые центры.
На рубеже XV–XVI вв. при МУХАММЕДЕ держава сонгаев достигла
вершины своего могущества
Могущество Сонгая было подорвано нашествием марокканского войска в
конце XVI в.
Вооруженное огнестрельным оружием и состоявшее в значительной
степени из ИСПАНСКИХ НАЕМНИКОВ, частично исламизированных, это
войско сумело нанести решительный удар по СОНГАЙСКОМУ
ГОСУДАРСТВУ, правители которого, оттесненные на восток, постепенно
деградировали

38.

ЦИВИЛИЗАЦИИ ЧЁРНОЙ АФРИКИ В СРЕДНИЕ
ВЕКА

39.

ПРОБЛЕМА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ АФРИКИ В
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1). ПЕРИФЕРИЯ континента имела БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ и
РАНЕЕ других глубинных районов пошла по пути развития и прогресса;
2). ПРИ ВСЕМ своеобразии африканских культур многие их важнейшие
элементы ЗАИМСТВОВАНЫ из других и порой весьма отдаленных
неафриканских районов;
3). СТЕПЕНЬ среднего уровня социально-экономического развития
африканских обществ ПОНИЖАЛАСЬ с Севера на Юг и отчасти с Востока на
Запад (это связано отчасти и с ландшафтной зональностью континента).
Доказательством этого тезиса может служить СПЕЦИФИЧЕСКОЕ
РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА между вышеуказанными районами в рамках
Транссахарской торговли, которая обеспечивала Юг готовыми изделиями;
4). АФРИКАНСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ были МЕНЬШЕ
СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ, чем с исламским миром как главным
посредником в отношениях между ними и между Африкой и остальным
миром (позднее аналогичные функции возьмет на себя Европа)

40.

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АФРИКИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
1. Африканское общество НАХОДИЛОСЬ на стадии патриархального
разложения. Это разложение носило чрезвычайно замедленный характер по
ряду
причин,
среди
которых
следует
выделить:
СЛАБОСТЬ
развития
рынка
при
натуральном
хозяйстве;
ОТСУТСТВИЕ
частной
собственности
на
землю;
- ЖИВУЧЕСТЬ ОБЩИНЫ, обусловленную необходимостью борьбы с
труднопреодолимым природным фактором на примитивном техническом
уровне
2. КЛАССООБРАЗОВАНИЕ в Африке ШЛО ПАРАЛЛЕЛЬНО сохранению
родоплеменных отношений и проявлялось в одновременном возникновении,
развитии и сосуществовании рабовладельческих и феодальных отношений (и
феодализм, и рабство - надстройки над общинной основой)
3. Африканское общество БЫЛО СОСЛОВНО-КАСТОВЫМ, основанным
на сосуществовании и взаимодействии двух подсистем-укладов: системы
коллективного рабства как преимущественно юридической категории и
системы
коллективного
крепостничества
как
преимущественно
экономической категории

41.

ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
АФРИКИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
4. Африканское общество было социально СТАБИЛЬНЫМ.
Этому способствовал ряд ФАКТОРОВ:
- всегда существовала возможность ближних и дальних МИГРАЦИЙ для
недовольных благодаря системе переложного земледелия;
- эволюция родо-племенной демократии, наоборот, шла в сторону
УКРЕПЛЕНИЯ ВЛАСТИ и ее возможностей поддерживать социальнополитическую стабильность;
- ПРОЧНОСТЬ африканской монархии
5. Жизнь африканского общества во всех ее проявлениях пронизана
РЕЛИГИОЗНЫМИ представлениями и религиозной обрядностью.
Это способствовало перерастанию стабильности африканского общества
в ЗАСТОЙНОСТЬ (религия отстает от развития общества и сдерживает
прогресс во всех сферах), сохранению родо-племенных отношений и
предрассудков (например, каннибальский обычай поедания наиболее
уважаемых врагов, трактуемый как поедание силы врага)

42.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ АМЕРИКИ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В отличие от Европы, где на сравнительно небольшой территории
население проживало компактно, развитие средневековой Америки имело
ОЧАГОВЫЙ ХАРАКТЕР.
Средневековые государства существовали только в центральной ее части
и узкой полосой тянулись вдоль тихоокеанского побережья Южной Америки
На территории МЕКСИКИ было создано государство ТОЛЬТЕКОВ,
достигшее в VI-VII вв. своего расцвета. В VIII веке государство было
разрушено.
В IX в. оно вновь возродилось, но под натиском соседних племен тольтеки
ушли с территории Мексики, где обосновались АЦТЕКИ
В нач. 15 в ацтеки создали лигу трех городов-государств и вскоре
завоевали большую территорию.
На полустрове Юкатан и к югу от него создали свою цивилизацию
индийцы МАЙЯ
Самой большой страной Америки во времена появления там европейцев
было государство ИНКОВ, территория которого протянулась длинной полосой
по южноамериканскому побережью тихого океан

43.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
МЕЗОАМЕРИКИ
Древние народы Америки развивались почти в ПОЛНОЙ ИЗОЛЯЦИИ от
остального мира
Однако они создали ЦИВИЛИЗАЦИИ с огромными городами и добились
выдающихся успехов в искусстве и науках
Среди районов, где человечество достигло в древности высоких ступеней
развития культуры, ЦЕНТРАЛЬНАЯ и ЮЖНАЯ АМЕРИКА занимают особое
место.
Имея много общих черт с древнейшими очагами человеческой культуры в
Египте, Месопотамии и в Индии, цивилизации американских индейцев
развивались САМОСТОЯТЕЛЬНО
Историю цивилизаций Древней Мезоамерики и Южной Америки можно
разделить на три больших этапа:
1) ФОРМАТИВНЫЙ, или ДОКЛАССИЧЕСКИЙ период (III-I тыс. до
н.э.);
2) РАННИЙ, или КЛАССИЧЕСКИЙ период (рубеж нашей эры - X в. н.э.);
3) ПОЗДНИЙ, или ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ период (X-XVI вв. н.э.)

44.

КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
МЕЗОАМЕРИКИ
Местные цивилизации возникли и развивались без какого-либо
ощутимого воздействия других очагов культуры, находившихся в Египте,
Двуречье, долине р. Инд, и прошли примерно через такие же стадии развития,
что и древние общества СТАРОГО СВЕТА, но с некоторым
ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ ОТСТАВАНИЕМ
РАННИЙ ЭТАП.
Хозяйственная деятельность все основана еще главным образом на
СОБИРАТЕЛЬСТВЕ, ОХОТЕ и РЫБНОЙ ЛОВЛЕ, но с прогрессивным
увеличением возделывания растений
ПОСТКЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.
Время ОЖИВЛЕННЫХ ПЕРЕДВИЖЕНИЙ племен в Мезоамерике и
Андской области.
Ломаются замкнутые рамки локальных культур предыдущего периода.
Основные культуры постклассической Мезоамерики - ТОЛЬТЕКСКАЯ,
АЦТЕКСКАЯ, ЮКАТАНСКИХ МАЙЯ, МИШТЕКОВ.
В Андской области - царство ЧИМОР и империя ИНКОВ

45.

ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ И АЦТЕКОВ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ
Среди культур Мезоамерики классического периода (III-Х вв.) наиболее
хорошо документирована культура майя.
МАЙЯ - цивилизация в Центральной Америке, известная благодаря своей
письменности, искусству, архитектуре и математической и астрономической
системам.
Начала формироваться в ПРЕДКЛАССИЧЕСКУЮ ЭРУ (2000 до н.э. - 250
н.э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический
период (250 н.э. - 900 н.э.).
Продолжала своё существование до прибытия КОНКИСТАДОРОВ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ АЦТЕКОВ
АЦТЕКИ (АСТЕКИ) - индейская народность в центральной Мексике в
XIV-XVI веках. Цивилизация ацтеков обладала богатыми мифологией и
культурным наследием.
Столицей был город ТЕНОЧТИТЛАН, расположенный на озере Тескоко
(или, в староиспанском произношении, Тешкоко, исп. Texcoco), там, где
сейчас располагается город МЕХИКО

46.

ЦИВИЛИЗАЦИИ МАЙЯ И АЦТЕКОВ

47.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНКОВ
История цивилизации ИНКОВ начинается с 1200 г. до н. э.
Самая выдающаяся культура на этом этапе – Чавин.
Следующие культуры были Паракас, Мочика, Ика-Наска вплоть до 1200 г.,
когда появляется культура «золотой империи»
XIV–XVI веках на западном побережье Южной Америки
распространилась власть могущественной «ЗОЛОТОЙ ИМПЕРИИ».
Благодаря руководству талантливых архитекторов и инженеров
общественная жизнь инков достигла очень высокого уровня.
Территории государства охватывала все земли от южных районов
современной Колумбии до Аргентины и достигала протяженности 5000 км.
Инки считали, что они ЗАВОЕВАЛИ почти весь мир, а те земли, что еще
оставались за пределами их государства, не представляли, по их мнению,
никакой ценности.
Инки были великим государством доколумбовой Америки, или, как
называли свою страну сами инки, ТАУАНТИНСУЙУ или «ЗЕМЛЯ ЧЕТЫРЕХ
ЧАСТЕЙ»
Однако в другой части света никто даже и не знал о существовании их
государства

48.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНКОВ
В империи имелось две группы знати: СТОЛИЧНАЯ и провинциальная.
В Тауантинсуйю в категорию аристократии также можно было попасть за
выдающиеся заслуги в военной области, за исключительные инженерные
способности и за дарование в науке, искусстве, литературе
Чтобы обеспечить продовольственные нужды империи, инкам пришлось
по-новому подойти к использованию земли, и они успешно справились с этим,
создав ТЕРРАСЫ на склонах гор, выпрямив русло некоторых рек, засыпав
либо осушив болота, направив воду в пустынные районы.
Сельскохозяйственные террасы инков (анденес) сохранились в огромном
количестве. Они позволили сделать земледелие возможным там, где о нем
прежде не могли и мечтать.
Сегодня в Перу, благодаря инкским анденес, регулярно обрабатывается
около 6 миллионов акров земли
В инкском обществе никто не имел права проводить время в праздности.
Даже беременные женщины редко освобождались от повседневной черной
работы. Будущим матерям позволялось не ходить на поля только на поздних
стадиях беременности, но в остальных случаях они были обязаны заниматься
всеми работами, пока хватало сил

49.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНКОВ
Вся земля в империи делилась на три части: ПОЛЯ ОБЩИНЫ, «ЗЕМЛЯ
СОЛНЦА» (доход с нее шел на содержание жрецов и жертвоприношения), а
также ПОЛЯ ГОСУДАРСТВА и Инки, предназначенные для снабжения
государственного аппарата, воинов, строителей, самого Инки и его свиты, на
случай стихийных бедствий, а также в фонд вдов, сирот и стариков
НАСЕЛЕНИЕ, в основном, было сконцентрировано в городах,
насчитывавших тысячи жителей и включавших прекрасные храмы и
дворцовые ансамбли. Высокоцентрализованное государство находилось под
управлением
наследственной
аристократии,
чья
власть
была
персонифицирована в лице ВЕЛИКОГО ИНКИ, считавшегося сыном солнца.
Он вступал в брак со своей собственной сестрой.
Остальная знать управляла регионами огромной империи
Уровень жизни рядовых общинников и их семей был почти одинаков
(количество питания, одежды, качество домов и утвари). Не было
голодающих, бедных. Кто не мог работать, обеспечивался государством
необходимым минимумом. Социально-политическая организация инков была
весьма оригинальной и вполне соответствовала своим целям

50.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНКОВ
В империи инков имелись постоянные четыре армейских соединения по
40 000 человек, командование которых подчинялось правителю всего народа.
Армия инков была самой многочисленной в доколумбовой Америке.
Это была, главным образом, «ГРАЖДАНСКАЯ» АРМИЯ».
Все годные к воинской службе мужчины в возрасте от 25 до 50 лет
должны были отбывать воинскую повинность в течение пяти лет
Неотъемлемой частью жизни была РЕЛИГИЯ.
Инки поклонялись СОЛНЦУ, которое, однако, было не главной культовой
фигурой, а лишь одной из ипостасей единого, всемогущего и вездесущего
бога
Тело умершего верховного правителя подвергали МУМИФИКАЦИИ, и
мумии служили предметом поклонения.
В каждой семье и каждом роду почитались собственные умершие родичи.
Сохранявшиеся благодаря процессу мумификации, одетые в царственные
наряды, их трупы восседали на тронах во дворцах, принадлежавших владыкам
при жизни
Археологические находки доказывают, что в религии инков существовали
ДЕТСКИЕ жертвоприношения богам

51.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНКОВ
Жемчужиной инкской культуры был город-крепость МАЧУ-ПИКЧУ.
В переводе с языка кечуа – «СТАРАЯ ГОРА».
Это был город удивительной истории и неразгаданных тайн
Особое впечатление производит выделяющийся изяществом комплекс
жилых помещений, получивший название «ЦАРСКАЯ ГРУППА».
Его каменная архитектура особенно изысканна, а в помещении, которое
предположительно служило спальней Сапа-инки, имеется ПРОТОЧНАЯ вода
Блестящим примером градостроительного искусства инков является их
столица – город КУСКО.
Куско был столицей и символом империи – сказка из камня и золота.
Здесь находились резиденция Инки, главные органы власти, ритуальный
центр и городские службы
Основа хозяйства инков – ЗЕМЛЕДЕЛИЕ и ЖИВОТНОВОДСТВО.
Они культивировали те же растения и тех же животных, что и повсюду в
Перу. Основной пищей инков являлись агрокультуры, которые они
выращивали на террасах, обустроенных системой канализации и ирригации,
включая водопроводы и плотины для регулирования уровня воды

52.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНКОВ
РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО было хорошо организовано.
Основное количество товаров производилось в общине, а наиболее
искусных гончаров, оружейников, ювелиров и ткачей переселяли в Куско. Они
жили на содержании Инки и считались общественными служащими
Великолепная ПОЧТОВАЯ СЛУЖБА империи инков была налажена по
образцу более ранних перуанских культур – курьерской службы мочика и
чиму.
Однако инки усовершенствовали и расширили почтовую службу своих
предшественников. Они охватили сетью почтовых постов всю территорию
империи, начиная с юга нынешней Колумбии вплоть до центральной части
Чили
В Тауантинсуйу были свои ГЕОГРАФЫ и КАРТОГРАФЫ, делавшие
прекрасные рельефные карты, а также ИСТОРИКИ.
Существовал даже пост официального историка империи, который
избирался из родственников великого властителя.
Но наиболее развитой наукой в государстве признана МЕДИЦИНА.
Болезни считались следствием греха, поэтому врачебной практикой
занимались жрецы и знахари

53.

ЗАРОЖДЕНИЕ И ПАДЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
ИНКОВ

54.

ВОПРОС 4. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО
ГОСУДАРСТВА
54

55.

ТЕНДЕНЦИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Упадок военной силы и воинственности Золотой Орды из-за
разрушения равенства в ордынском обществе
На Руси создаются условия для восстановления городов и развития
сельского хозяйства
Происходит освоение новых территорий
Расширяются торговые и прочие связи между отдельными русскими
землями
В Северо-Восточной Руси развивалось крупное феодальное
землевладение. Вотчинникам-боярам было тесно в рамках небольших
княжеств, а феодальная раздробленность не порвала давних экономических
связей между землями, а в дальнейшем возникали и новые.
ЭТО ОБЛЕГЧАЛО ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА

56.

ТЕНДЕНЦИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО
ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
Существовала примерная синхронность в развитии всех княжеств,
уровень их был в основном одинаковым
Для всех княжеств близки были правовые нормы, восходящие к
Русской Правде
Сохранялось и общерусское национальное самосознание
И как внешний фактор: необходимость организовать
разбойничьим набегам ханов Золотой Орды и свергнуть ее иго
отпор

57.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И
ОБЪЕДИНЕНИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
На рубеже XIII - XIV вв. создалась особая политическая система
Великого княжения Владимирского. Великий князь Владимирский стоял во
главе феодальной иерархии
Борьба за владимирский престол не была столкновением противников и
сторонников единства. В ней решалось лишь, какое княжество возглавит
объединительный процесс
ПРЕИМУЩЕСТВА:
1. Территория великокняжеского домена вокруг Владимира включала
богатые и плодородные земли, великокняжеские бояре могли получать
здесь выгодные наместничества;
2. Великокняжеский стол увеличивал престиж князя, давал ему
возможность расширить или, по крайней мере, укрепить границы своего
княжества
ГЛАВНОЕ - стремление к освобождению от ордынского ига.
Опыт столкновений с Ордой показывал: только подчинение всех сил
единому центру может принести успех. Таким центром могла стать только
сильная княжеская власть

58.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ КИЕВСКОЙ
РУСИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
Борьба с ордынским игом.
Русь постепенно оправилась от последствий завоевания и незаметно от
врагов начала укреплять свои рубежи;
Появление угрозы с Запада – княжество Литовское.
Понимая, что нападение с этой стороны неизбежно, русские князья
более не сопротивлялись объединительным начинаниям;
Стремление русской православной церкви к централизованной власти с
целью усиления своего влияния
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
Повышение производительности земледелия, рост торгово-ремесленного
населения;
Усиление товарного характера ремесла;
Рост количества городов;
Развитие экономических связей между территориями и с другими странами
СОЦИАЛЬНЫЕ
Потребность верхов в сильном государстве;
Потребность низов в едином центре, который обеспечит защиту от
монгольских набегов

59.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ КИЕВСКОЙ
РУСИ
ДУХОВНЫЕ
Общность религии.
Православие было единой религией для всего населения и,
следовательно, прослеживалась единая связь людей;
Стремление церкви противостоять католической экспансии с Запада;
Общая культура, традиции, история, психологический склад, традиции,
язык, законы и так далее.
Люди во всех удельных княжествах были выходцами из одной области
и практически ничем не отличались друг от друга;
Рост национального самосознания.
Примерно к середине 14 века у славян начала ярко выражаться идея
создания единого, сильного политического и духовного центра
СЛУЧАЙНЫЕ ФАКТОРЫ
ЭПИДЕМИЯ ЧУМЫ в Московском княжестве при правлении Ивана
Калиты, из-за чумы погибло большинство детей и внуков князя
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ОРДЫНСКИХ ханов над Москвой

60.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РЕИНТЕГРАЦИИ
РУССКИХ КНЯЖЕСТВ
МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО – основной политический центр,
получивший право быть первым центром новой страны. Формировался на
северо-востоке бывших земель Киевской Руси
1. Удобное географическое положение
2. Целенаправленная политика первых
русских князей
3. Москва становится религиозным
центром Руси
4. Переселение населения с юга
5. Поддержка большинства населения
6. Прекращение усобиц в Московском
княжестве

61.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РЕИНТЕГРАЦИИ
РУССКИХ КНЯЖЕСТВ
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ – политический центр,
сформировавшийся на юго-западных землях Киевской Руси вокруг Литвы
1. Раздробленность Киевской Руси
2. Защита от ордынских набегов и
противостояние угрозе с запада
3. Освобождение русских княжеств от
ордынского влияния посредством
присоединения к Литве
4. Сохранение русского языка как
государственного
5. Усиление влияния православной церкви

62.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РЕИНТЕГРАЦИИ
РУССКИХ КНЯЖЕСТВ
ТВЕРСКОЕ (ВЛАДИМИРСКОЕ, РЯЗАНСКОЕ) КНЯЖЕСТВО –
политические центры, уступившие Москве
1. Тверь контролировала северную
часть Волжского пути и дороги,
ведущие на юг из Новгородского
княжества и прибалтийских земель
2. Удаленность Твери от крупных
городов, через которые ордынцы
вторгались на Русь
3. Переселение населения с юга и
северо-востока
4. Фортификационное укрепление
города и создание сильных крепостей

63.

ПОРАЖЕНИЕ ЛИТВЫ В БОРЬБЕ ЗА
ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Ориентация элиты на западный путь развития, в то время как основное
население было ориентировано на Восток.
Произошел разрыв между центральной и местными властями это ухудшило управляемость государственной системы, и привело к
стремлению даже уже вошедших в ВКЛ территорий к восточному центру Москве
Самоустранение Орды, долгое время ослаблявшего и препятствовавшего
централизации Московского княжества, сыграло главную негативную роль в
провале усилий ВКЛ по объединению русских земель
Междоусобная борьба между наследниками Великого князя и война с
Москвой привели к постепенной утрате ранее завоеванных территорий,
распаду ВКЛ и вхождению его в состав Польши
Крещения Литвы в католицизм, что поставило крест (католический) на
объединении русских земель в составе ВКЛ. Были нарушены принципы
веротерпимости - разрушались или запрещались к строительству православные
храмы, православное население было поражено в правах по сравнению с
католическим

64.

БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО МЕЖДУ МОСКВОЙ И
ТВЕРЬЮ
ПРЯМЫЕ ВОЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ МОСКВЫ И ТВЕРИ:
в 1308 г. окрестности Москвы были разорены Михаилом Ярославичем;
в 1317 г. новое поражение московского войска;
в 1370 г. разорение тверских земель
ВЫДАЧА ОРДОЙ ЯРЛЫКА НА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ:
использование ордынскими ханами противоречий между княжествами.
Ярлык попеременно выдавался тверским и московским правителям
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНЕШНИХ ВОЙН:
тверские князья прибегали к помощи Великого княжества Литовского
ИТОГ: ЗАМЕДЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБЪЕДИНЕНИЯ
РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

65.

БОРЬБА ЗА ЛИДЕРСТВО МЕЖДУ МОСКВОЙ
И ТВЕРЬЮ
БОРЬБА ЗА ВЛАДИМИР
Подавление с участием Ивана Калиты тверского восстания и переход
Владимира во владение Москвы (1382 г.)
МОСКОВСКО-ЛИТОВСКИЙ КОНФЛИКТ
Установление независимости Твери и временное перемирие Москвы и
Литвы (1387 г.)
УНИЧТОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОСТИ ТВЕРИ
Избавление зависимости Москвы от Орды (1480 г.) и захват Твери в
результате военных действий
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях
Киевской Руси. Его образование было ускорено необходимостью борьбы с
Ордой, а впоследствии с Казанским, Крымским, Астраханским, Сибирским,
Казахским ханствами , Литвой и Польшей

66.

ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
ЭТАП 1. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ
К концу 13 века старые города Ростов, Суздаль, Владимир теряют
значение. Возвышаются новые города Москва и Тверь.
Возвышение Твери началось после смерти Александра Невского (1263),
когда его брат, тверской князь ЯРОСЛАВ, получил от татар ярлык на
Великое Владимирское княжение
Начало возвышения Москвы связано с именем младшего сына
Александра Невского – ДАНИИЛА (1276-1303 гг.).
Старшим сыновьям Александр Невский раздал почетные уделы, а
Даниилу, как младшему, в удел досталось небольшое селение Москва с
округой на дальнем пограничье Владимиро-Суздальской земли.
Даниил отстраивал Москву, развивал земледелие и заводил ремёсла.
Территория выросла в три раза и Москва стала княжеством, а Даниил –
самый авторитетный князь на всем Северо–Востоке

67.

ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
ЭТАП 2. МОСКВА - ЦЕНТР БОРЬБЫ С МОНГОЛО-ТАТАРАМИ
Усиление Москвы продолжалось при детях Ивана Калиты - СИМЕОНЕ
ГОРДОМ (1340-1353 гг.) и ИВАНЕ II КРАСНОМ (1353-1359 гг.).
Это неизбежно должно было привести к столкновению с татарами.
Столкновение и произошло при внуке Ивана Калиты - ДМИТРИИ
ИВАНОВИЧЕ ДОНСКОМ (1359-1389 гг.).
При малолетнем князе положение Москвы пошатнулось, но его
поддерживало мощное московское боярство и глава русской церкви
Митрополит Алексей.
Митрополит смог добиться у ханов, чтобы великое княжение отныне
передавалось только князьям московского княжеского дома
Это повысило авторитет Москвы и после того, как в 17 лет Дмитрий
Донской выстроил в Москве Кремль из белого камня, авторитет
Московского княжества стал еще выше

68.

ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
ЭТАП 3. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Объединение русских земель завершилось при правнуке Дмитрия
Донского ИВАНЕ III (1462-1505 гг.) и ВАСИЛИИ III (1505-1533 гг.)
Присоединение всего Северо–Востока Руси
В 1463 г. - Ярославское княжество
В 1474 г. – Ростовское княжество
После нескольких походов в 1478 г. – окончательная ликвидация
самостоятельности Новгорода
Сброшено Монголо–татарское иго. В 1476 г. – Русь отказалась платить
дань. Тогда хан Ахмат решил наказать Русь и заключил союз с польско–
литовским королем Казимиром и с большим войском выступил в поход
против Москвы.
В 1480 г. – войска Ивана III и хана Ахмата встретились по берегам реки
Угры (приток Оки)

69.

ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
ЭТАП 3. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
Переправиться на другой берег Ахмат не решился.
Иван III занял выжидательную позицию.
Помощь татарам от Казимира не пришла, и обе стороны понимали, что
сражение бессмысленно.
Могущество татар иссякло, и Русь уже была иной.
И хан Ахмат увел свои войска назад в степь.
На этом монголо-татарское иго закончилось
После свержения ига объединение русских земель продолжалось
ускоренными темпами.
В 1485 г. –ликвидирована самостоятельность Тверского княжества

70.

ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
В 1468 г. было окончательно присоединено Ярославское княжество
В 1472 г. началось присоединение Перми Великой
В 1474 г. приобретено Ростовское княжество
Тверь, окруженная московскими землями, в 1485 г. перешла к Москве, после
того как ее бояре принесли присягу Ивану III
В 1489 г. Вятская земля, а в 1503 г. многие князья западных русских
областей (Вяземские, Одоевские, Воротынские, Черниговские, НовгородСеверские) перешли от Литвы к Московскому князю
В решающем сражении на реке Шелонь в 1471 г. Московские силы
нанесли поражение новгородскому ополчению. Окончательно Новгород был
присоединен к Москве через семь лет, в 1478 г.
Присоединение к Москве новгородских, вятских и пермских земель с
проживающими здесь нерусскими народами севера и северо-востока
расширило многонациональный состав Российского государства

71.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАВЕРШЕНИЕ периода раздробленности и прекращение усобиц
привело к отмене внутренних границ
СОЗДАНИЕ благоприятных условий для развития хозяйства и
культуры позволило создать сильную систему управления, крепкую
экономику.
Введена единая денежная система, унифицированы меры веса и длины.
Взаимное общение обогащало культуру, язык, религию
СВЕРЖЕНИЕ
золотоордынского
ига
и
укрепление
обороноспособности страны привело к созданию мощного войска,
способного дать отпор внешним врагам
ОБЪЕДИНЕНИЕ русских земель в единую страну стало мощным
стимулом для складывания великорусской народности. На основе местных
культурных традиций и этнических особенностей создавалась единая
культура

72.

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА
После завершения объединения русских земель УСИЛИЛСЯ процесс
закрепощения крестьян.
Политика Ивана III и Василия III, направленная на закрепощение
крестьян, проводилась в интересах феодалов и церкви
Русское государство формировалось как многонациональное, что
ПОЗВОЛИЛО присоединившимся народностям найти защиту от внешних
врагов, избавляло от набегов воинственных соседей
Образование единого Российского государства значительно повлияло
на процессы мировой политики.
Титул «государя всея Руси» был принят папой Римским, Ливонским
орденом, Германией, Крымским ханством и др. Были установлены
дипломатические отношения со многими странами Европы и Азии

73.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV-XVI вв.
(ВАСИЛИЙ II ТЕМНЫЙ)
Великий князь московский с 1425 года, пятый сын великого князя
владимирского и московского Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны
Правил с 1425 по 1462 годы и время его
правления
можно
назвать
ПЕРИОДОМ
ОСЛАБЛЕНИЯ Руси, когда на первый план вышли
междоусобные войны – дети и внуки Дмитрий
Донского делили престол между собой.
Междоусобица длилась с 1425 по 1453 годы, и за
это время московский трон несколько раз переходил
из рук в руки
В середине 40-х годов XV века Государев Двор разделился на Дворец,
оставшийся
хозяйственно-административной
единицей,
которая
обеспечивала нужды великого князя и его семьи, и Двор – военноадминистративную корпорацию, ставшую ядром вооруженных сил
Московского княжества

74.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV-XVI вв.
(ВАСИЛИЙ II ТЕМНЫЙ)
ИЗМЕНЕНА территориально-административная структура государства.
Взамен уничтоженных уделов создавались новые, но уже не на
родовой, а на семейной основе
ГЛАВНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ этого периода стал переход с 50-х годов
XV века уделов к системе уездов
ВЛАСТЬ в уездах концентрируется в руках НАМЕСТНИКОВ,
которыми становятся бояре великого князя
ЗНАЧИТЕЛЬНО возросла роль боярства.
Бояре возглавляли Государев Двор как военно-административную
корпорацию
К ИСПОЛНЕНИЮ государственных поручений наряду с боярами и
дворянами стали привлекаться и потомки некогда самостоятельных русских
князей, так называемые СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ

75.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV-XVI вв.
(ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ)
Иван III Васильевич (22 января 1440 г. – 27 октября 1505 г.)
Известен как ИВАН ВЕЛИКИЙ, был великим князем московским и
великим князем всея Руси.
Иван служил соправителем и регентом своего слепого отца Василия II с
середины 1450-х годов, пока официально не взошел на престол в 1462 году
Закончил собирание земель под властью
Москвы;
Заложил основы российского самодержавия;
Укрепил государственный аппарат;
Повысил международный престиж Москвы;
Установил дипломатические отношения с
Германией, Венецией, Данией, Венгрией и
Турцией
Брак Ивана III с Софьей Палеолог
позволил великому князю московскому стать
ПРЕЕМНИКОМ
ВИЗАНТИЙСКОГО
ИМПЕРАТОРА

76.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV-XVI вв.
(ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ)
ВВЕЛ единоличное финансовое управление столицей, ему одному
предоставлялось право чеканить монету и право вести отношения с
иноземными государствами
Одним из главных достижений внутренней политики Ивана III является
разработка и издание СУДЕБНИКА 1497 ГОДА – общего свода законов,
объединившего и унифицировавшего систему права на подконтрольных ему
территориях
Новый кодекс законов стал одним из ключевых этапов в процессе
«СОБИРАНИЯ ЗЕМЕЛЬ», закрепив факт преодоления периода феодальной
раздробленности на Руси и усилив централизацию власти в московском
государстве
Судебник содержал в себе юридические основы к уже фактически выстроенной
Иваном III поместной системе (выдача государственной земли в личное владение
дворянину с условием несения военной повинности)
Принят новый герб государства – ДВУГЛАВЫЙ ОРЁЛ.
Началось строительство ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ УКРЕПЛЕНИЙ.
Введена жесткая ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ политика и КОНФИСКАЦИЯ земель в
присоединённых княжествах

77.

МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО XV-XVI вв.
(Иван III Васильевич-внешняя политика)
ВОСТОЧНОЕ –
освобождение от ига
и решение
проблемы
казанского ханства
ЮЖНОЕ –
противостояние с
Крымским ханством
ЗАПАДНОЕ
– решение пограничных
вопросов с Литвой
Оказывал активное
влияние на
Казанское ханство
Заключил союз с
Крымским ханством для
совместного
противодействия
Большой Орде и
Литовскому княжеству
В результате нескольких
войн с Литвой смог
завоевать часть её
земель, бывших ранее
русскими княжествами
Москва перестаёт
выплачивать Орде
дань и объявляет о
полной независимости
от ханских приказов
Война с Ливонией была
закончена на условиях
выплат дани в пользу
Пскова

78.

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» – богословская и политическая
концепция, утверждающая, что Москва является преемницей Римской
империи. Она была сформулирована в XV-XVI веках в Великом княжестве
Московском
Москва провозгласила себя НАСЛЕДНИЦЕЙ Византии и ЛИДЕРОМ
православной цивилизации.
В результате империя ПОДЧИНИЛА близлежащие княжества, создав
славянскую доктрину в качестве политического ресурса, утверждая, что
все славянские народы должны объединиться под руководством России
К XVI веку Церковь предоставила русским правителям
ПОЛИТИЧЕСКУЮ ТЕОЛОГИЮ, в которой содержалась идея
божественности Москвы как «ТРЕТЬЕГО РИМА» или «ВТОРОГО
ИЕРУСАЛИМА».
Чтобы подкрепить эту концепцию, ФИЛОФЕЙ, монах из Пскова,
описал Россию как единственную страну в мире, которая не отказалась от
христианства, возложив на русский народ СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ

79.

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ»
БОГОСЛОВИЕ: это связано с обоснованием НЕОБХОДИМОСТИ И
НЕИЗБЕЖНОСТИ
ЕДИНСТВА
ВОСТОЧНОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ;
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: проистекает из чувства ЕДИНСТВА НА
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ, исторически связанных
через христианскую восточно-православную веру и славянскую культуру;
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОКТРИНА: согласно которой московский
князь должен действовать в качестве ВЕРХОВНОГО ПРАВИТЕЛЯ
(СУВЕРЕНА И ЗАКОНОДАТЕЛЯ) ХРИСТИАНСКИХ ВОСТОЧНОПРАВОСЛАВНЫХ
НАРОДОВ
и
стать
ЗАЩИТНИКОМ
ХРИСТИАНСКОЙ ВОСТОЧНО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
При этом Церковь должна СОДЕЙСТВОВАТЬ Государю в выполнении
его функций, определенных Богом, самодержавной администрацией
Усиление этой идеи началось во времена правления Ивана III, который
женился на Софии Палеолог

80.

ДОКТРИНА «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» И ВЫЗОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
После крещения Руси в X веке русские признали авторитет
ВИЗАНТИЙСКОГО ИМПЕРАТОРА защитником всех христиан, но через
несколько веков ВТОРОЙ РИМ ПАЛ.
В 1453 году Османская империя завоевала Константинополь,
ослабленный политическими кризисами, и переименовала его в Стамбул.
МОСКВА, которая в XV-XVI веках собирала вокруг себя
фрагментированные русские земли, СТАЛА ГЛАВНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ
СТОЛИЦЕЙ ХРИСТИАНСТВА
Русская Православная Церковь провозгласила себя автокефальной в
1448 году на основе явного неприятия Филиокве, и родилась доктрина
«МОСКВА КАК ТРЕТИЙ и ПОСЛЕДНИЙ РИМ»
Идея ФИЛОФЕЯ впервые вспомнилась только во второй половине
XIX века, при императоре АЛЕКСАНДРЕ II, и она начинает
восприниматься как ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА.
Концепция Москвы как Третьего Рима была принята русским
движением ПАНСЛАВИСТОВ, которые мечтали объединить славянские
народы под эгидой Российской империи

81.

ДОКТРИНА «МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» И ВЫЗОВЫ
СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Возвращение к идее происходит уже в наши дни.
Несмотря на то, что Россия веками использовала религию в качестве
политического механизма, с тех пор как Владимир Путин пришел к власти
в 2000 году, страна стала ЛИДЕРОМ в области применения МЯГКОЙ
СИЛЫ во всем мире
Патриарх Московский и президент УКРЕПИЛИ АЛЬЯНС в
стремлении к общим ценностям внутри страны и за рубежом, формируя
российскую
идентичность
в
соответствии
с
официальной
правительственной пропагандой
Наиболее актуальными дискурсами Церкви являются национальное
объединение и продвижение концепта «РУССКОГО МИРА», который
наделяет современную Россию статусом защитника русского народа,
проживающего за рубежом
В отечественной историографии до настоящего времени недостаточно
полно разработаны и нуждаются в дальнейшем исследовании такие
вопросы, как использование доктрины «Москва – третий Рим» в
общественно-политической идеологии и дипломатической практике

82.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРУ
1. Сословно-представительские учреждения в Европе
в эпоху
позднего средневековья.
2. Реформация в Европе. Исторические итоги реформации.
3. Становление буржуазных отношений в Европе.
4. Особенности развития Китая в средние века.
5. Особенности развития Индии в средние века.
6. Особенности развития Японии в средние века.
7. Цивилизации чёрной Африки в средние века.
8. Особенности исторического развития Африки в средневековье.
9. Особенности развития цивилизаций мезоамерики.
10. Зарождение и падение цивилизации инков.
11. Московское государство XV-XVI вв. (Василий II Темный).
12. Московское государство XV-XVI вв. (Иван III Васильевич).
13. Судебник 1497 года и складывание территории русского
государства.
English     Русский Правила