819.28K
Категория: БиографииБиографии

Жизнь и творчество Наталии Ильиничны Сац

1.

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО НАТАЛИИ
ИЛЬИНИЧНЫ САЦ

2.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ НАТАЛИИ САЦ
«Человек-легенда», «человек-эпоха», «мать детских театров мира», — так ещё при жизни называли Наталию Сац - режиссера,
писателя, драматурга. Масштаб её деятельности с каждым годом ощущается всё больше.
«История жизни Наталии Сац — гигантский роман, где блестящие и победоносные страницы прорежены страницами печальными и
даже трагическими», — считает режиссёр Георгий Исаакян, ставший художественным руководителем Театра имени Наталии Сац в 2010-м
году1.
Старшая дочь композитора, виолончелиста и дирижера Ильи Саца и оперной певицы Анны Сац (в девичестве — Щастной) родилась
27 августа (14-го по старому стилю) 1903 года в Иркутске. Родители Наташи познакомились во французском городе Монпелье. Когда Илья
Сац вернулся в Российскую империю, то вновь попал под подозрение полиции и, не дожидаясь ареста и ссылки, уехал в Сибирь, куда к нему
приехала Анна.
Впрочем, менее чем через два года после рождения первенца – Наташи - Сацы стали москвичами и родителями еще одной девочки —
Нины. Илья Александрович стал заведовать музыкальной частью Театра на Поварской, а затем получил аналогичную должность в
Московском художественном театре.
В первой части книги воспоминаний Наталии Ильиничны «Новеллы моей жизни»2 — «Всегда с тобой» — автор утверждала, что в
младенчестве сама выбрала себе имя. Об этом же факте она упоминает и в другой своей книге «Жизнь - явление полосатое»3. Наталья Сац
так пишет об этом: «Имя мне дали тоже с опозданием, когда у меня развились "хватательные движения". Сделали три записки: «Тамара»,
"Ирина", "Наташа" и подсунули их мне. Я вытащила записочку, на которой было написано «Наташа», и очень этому рада. Ну какая была бы
из меня Тамара? Даже смешно! Ирина мне тоже не подходит. А родители усмотрели в моем поступке нечто необыкновенно важное — если
бы Лев Николаевич Толстой не собирал пожертвований в пользу голодающих, — папа, может статься, не поехал бы на Волгу, не вызвал бы
гнева полиции, не попал бы в Монпелье, не встретился бы с мамой, а, значит, я бы не родилась... А кто был любимой героиней романа Льва
Толстого? Для моих родителей — Наташа Ростова. А как было ее имя и отчество? Наталия Ильинична. Родители не могли нарадоваться
недюжинной «проницательности» своей новорожденной».
1 https://teatr-sats.ru/o-teatre/110-letie-so-dnya-rozhdeniya-natalii-sac
2 Сац Н. И. Новеллы моей жизни. - 3-е изд., стереотип. - М. : Искусство, 1985.Кн. 1. - 498 с. : 22 л. ил.Кн. 2. - 383 с. : 24 л. ил.
3 Сац Н. И. Жизнь - явление полосатое. - М. : Новости, 1991. - 588 с. - (Время. События. Люди).

3.

Наташа и Нина росли в окружении знаменитостей. Частыми гостями семьи Сац были Иван
Москвин, Константин Станиславский, Василий Качалов, Евгений Вахтангов, Сергей
Рахманинов. В 7 лет Наташа поступила в частную гимназию Евгении Альбертовны Репман, а
через год перешла в одно из самых известных учебных заведений Москвы — гимназию Марины
Густавовны Брюхоненко, в которой в разные годы учились Вера Холодная, Марина
Цветаева и Елена Дьяконова, будущая жена и муза Сальвадора Дали. Тогда же девочка
благодаря занятиям с отцом освоила игру на фортепиано.
Этот навык очень пригодился Наташе, когда Илья Александрович скончался в 1913 году в
возрасте 37 лет: старшая дочь композитора стала зарабатывать уроками музыки. Одновременно
Сац занималась в театральной студии имени Александра Грибоедова, а в год свержения царизма
окончила музыкальный техникум имени Александра Скрябина. В 15 лет Наталия возглавила
детский сектор театрально-музыкальной секции Моссовета, инициировала создание Детского
театра Моссовета и начала руководить им.
С 1921 года до ареста в 1937-м Наталия Ильинична руководила Московским театром для
детей (в 1992-м учреждение было преобразовано в Российский академический молодежный
театр). Помимо спектакля «Маугли», которым открылся театр, в репертуаре были «Негритёнок и
обезьяна», «Серёжа Стрельцов», «Золотой ключик». Именно для коллектива Сац Сергей
Прокофьев написал симфоническую сказку «Петя и волк».
В 28 лет уроженка Иркутска стала первой в мире женщиной-режиссером оперных
спектаклей. Взрослым постановкам, осуществленным Сац, рукоплескали зрители Берлина и
Буэнос-Айреса. Большой успех имели её постановки опер «Фальстаф» Дж.
Верди в берлинском театре «Кролль-опера» (1931, дирижёр О. Клемперер), «Кольцо
нибелунга» Р. Вагнера и «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта в Театре Колонн (1931, БуэносАйрес, Аргентина). В 30 лет Наталия удостоилась звания заслуженной артистки РСФСР.

4.

Однако, в 1937-м году творческая жизнь Наталии Ильиничны была оборвана,
казалось бы, навсегда. В числе многих выдающихся людей она была
репрессирована. 21 августа 1937 года Н.И. Сац была арестована по статье «Член
семьи изменника Родины» (её муж – нарком внутренней торговли СССР И.Я.
Вейцер - был расстрелян). В том же году постановлением Особого совещания при
народном комиссаре НКВД приговорена к 5 годам лагерей. Но ни лагеря, ни
ссылки не сломили её воли и стремления в созиданию. Отбывая срок в Рыбинском
лагере в Ярославской области, она сумела в Рыбинском подразделении ГУЛАГа
организовать театр, была назначена руководителем лагерной самодеятельности. В
августе 1942 года была освобождена, но оставлена на поселении близ города
Рыбинск. В 1943 году недолго была в Москве.
После освобождения в 1942-м Сац не имела права жить в Москве и
Ленинграде и отправилась в Алма-Ату, где сперва на сцене Театра оперы и балета
поставила «Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини, а затем организовала первый в
Казахстане Алма-Атинский театр юного зрителя.
Реабилитация и возвращение в Москву – новый этап жизни Наталии
Ильиничны. В1953 году, окончила театроведческий факультет ГИТИСа. В 1961-м
Наталия Сац возглавила детский отдел Моэстрады, она ставила спектакли в
разных театрах, и, наконец, в 1965-м году осуществила главное дело своей жизни –
создание первого в мире музыкального театра для детей. Долгое время театр был,
по существу, разъездным. Затем ему было предоставлено небольшое помещение в
здании на улице 25-го Октября (теперь Никольской, в нынешнем здании
Камерного музыкального театра имени Б.Покровского). И лишь через 15 лет
творческого пути Детский музыкальный театр Наталии Сац обрёл свой нынешний
дом.

5.

ТЕАТР ИМЕНИ НАТАЛИИ САЦ
Сегодня Театр имени Наталии Сац – это уникальный культурнопросветительский центр, позволяющий самой широкой детско-юношесокй
аудитории познакомиться с выдающимися произведениям классики и
приобщиться к миру музыкального театра и симфонической музыки. Сейчас в
репертуаре московского театра, носящего имя Сац, есть оперы и оперетты,
драматические спектакли, мюзиклы и балеты. В Театре имени Наталии Сац
уникально
всё:
эксклюзивные
спектакли,
созданные
ведущими
композиторами, драматургами и режиссёрами, рассчитанные на самую
широкую
аудиторию,
классические
постановки,
познавательные
симфонические концерты и разнообразные развивающие программы.
Необычно само здание театра, увенчанное скульптурой Синей птицы на
золотой арфе – символа театра. Это здание – памятник конструктивизма, с
фасадами, украшенными оригинальными скульптурными барельефами, с
уникально оформленными внутренними интерьерами (включающими
легендарную Палехскую комнату), и многим другим, в совокупности
вводящим ребёнка в прекрасный мир музыкального театра. Не случайно здесь
необычны даже ручки входных дверей, выполненные в виде скрипичных
ключей!
В глубокой старости Наталия Сац оставалась такой же креативной и
энергичной, как в молодости: в 86 лет она поставила в Московском детском
музыкальном театре оперу-зингшпиль Вольфганга Амадея Моцарта
«Волшебная флейта», а в год 90-летнего юбилея — оперу ученика Тихона
Хренникова Михаила Броннера «Золотой остров». В последний год своей
жизни Н.И. Сац создала благотворительный общественный фонд содействия
развитию искусства для детей.

6.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Личная жизнь Наталии Ильиничны была почти такой же насыщенной, как творческая. В долгой биографии режиссера нашлось
место трем официальным бракам, трагическим смертям ближайших родственников и рождению троих детей. Первым мужем Сац стал
прозаик и драматург Сергей Григорьевич Розанов. Супруги вместе ставили спектакли и писали пьесы, в том числе завоевавшее
популярность произведение «Негритенок и обезьяна». Плодом этого союза стал сын Адриан, родившийся в 1923-м. Первенец
Наталии Ильиничны, журналист и поэт, прожил почти всю жизнь в городе Усть-Каменогорске Казахской ССР.
Биографии второго и третьего мужей Сац на удивление похожи: Николай Васильевич Попов и Израиль Яковлевич Вейцер
родились в 1889 году, оба занимали ведущие посты в советской торговле (Николай был председателем Торгбанка СССР, а Израиль —
наркомом внутренней торговли), обоих в 1938 году расстреляли. В браке Сац и Попова родилась дочь Ксения, изменившей имя на
Роксану. Из-за ареста родителей Роксана Николаевна все отрочество провела в детском доме и встретилась с матерью только в
возрасте 17 лет, в 1944 году, в Алма-Ате, незнакомцы часто принимали их за сестер. Первые 18 лет трудовой биографии дочь Наталии
Ильиничны отработала учительницей русского языка и литературы, а затем стала заведовать литературно-педагогической частью в
театре, возглавляемом матерью. Сын Роксаны Николаевны Михаил Карпов стал пианистом.
В 1946-м у Н. Сац и циркового артиста и скрипача Дмитрия Водопьянова родился сын Илья, который пошел по стопам отца, а
повзрослев, уехал в Канаду.
«Любовь – это строительство», — часто повторяла Наталия Ильинична. «Она была по существу главным строителем Дворца
музыки для своего театра, но строила и ещё многое – творчески-созидательное в разных сферах и сугубо личное», — вспоминает дочь
Наталии Ильиничны — Роксана Сац, – «И прежде всего саму себя, не позволяя себе исчерпаться. И не исчерпалась до конца – по
житейским меркам долгой, а по масштабам возможностей короткой жизни. И сегодня, вчитываясь в строки, написанные ею самой, её
соратниками, сподвижниками, а подчас и очень далекими от Детского театра людьми, трудно вместить в сознание, что это одна
личность, одна судьба, одна жизнь и одно главное устремление»4.
4 https://teatr-sats.ru/o-teatre/110-letie-so-dnya-rozhdeniya-natalii-sac

7.

Наталия Ильинична, родившаяся при императоре Николае II, скончалась в период правления Бориса Ельцина — 18
декабря 1993 года — в Москве. Причину смерти 90-летнего режиссера в СМИ не озвучили. Основательница шести
детских театров похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище, в могиле, куда ранее после ликвидации
Дорогомиловского кладбища был перенесен прах ее отца. Надгробный памятник Илье Сацу и его великой дочери
украшает скульптура Синей птицы. Через четыре с половиной года после смерти перед театром установлен памятник
легендарной женщине: молодая Наталия стоит в окружении детей — девочки в наряде Красной Шапочки и мальчика в
костюме Серого Волка.
Творческие открытия, смелые свершения, ранняя слава, любовь и мировое признание соседствовали в её судьбе с
десятилетиями сталинских лагерей, годами преодолений и всегда упорного движения к цели. Этой целью было создание
Московского государственного академического детского музыкального театра, который сегодня носит имя Наталии Сац.
Он стал первым и единственным в мире театром оперы и балета для детей. Приходя в этот театр, дети попадают в
удивительную сказку, а взрослые, окунаясь в его вдохновенную, творческую атмосферу, неизменно испытывают
восхищение перед талантом и волей той, которая создала этот мир. Пожалуй, сегодня в мире нет ни одного детского
театра, который так или иначе не был бы связан с принципами и идеями родоначальницы детского театрального
движения – Наталии Сац.

8.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила