6.36M

Творчество Ф.И. Тютчева

1.

Федор Иванович
Тютчев
1803-1873
Художественный мир

2.

3.

Фёдор Иванович Тютчев – поэт, в чьём творчестве общественно –
политические, гражданские мотивы занимают не меньшее место, чем
пейзажная и любовная лирика, а глубина философского осмысления каждой
темы поистине уникальна.
У поэзии Тютчева необычная судьба. При жизни Фёдор Иванович Тютчев
долго не был общепризнанным поэтом. Большинству читателей стихи его
казались далёкими от духа времени. Действительно, лирика его была мало
похожа на то, что печаталось в поэтических разделах тогдашних журналов
и альманахов. Да и сам он проявлял удивительное равнодушие к изданию
своих произведений. Но несколько десятков стихотворений, посланных
Тютчевым в Петербург, попали в руки к Пушкину и вызвали его восторг
яркостью красок, новизной и силой поэтического языка. «Стихотворения,
присланные из Германии» - под таким названием они были опубликованы в
журнале «Современник».

4.

Тютчев же продолжал свою карьеру дипломата за
границей, и читатели о нём забыли. Второе
открытие поэта состоялось после выхода первого
сборника его стихов в 1854 году (под редакцией
Тургенева, со статьями Некрасова, Тургенева,
Фета о тютчевской лирике).
Но в 70-е годы интерес к поэту снова угас. Третье
поэтическое открытие Тютчева состоялось в
новую поэтическую эпоху – эпоху серебряного
века. Русские символисты в 1890-е годы увидели в
Тютчеве
предшественника
поэзии
наступающего XX века.

5.

Своеобразие художественного мира
1. Художественный мир Тютчева представляет собой не целостную картину восприятия мира, а
раздвоенную: противоречивость окружающего приводит к дисгармонии всего сущего между
мятежным духом человека и действительностью.
2. Поэтические образы обладают космической масштабностью: это космос и хаос, жизнь и смерть
и др.
3. Поэт проводит параллели между состояниями души лирического героя и явлениями природы.
Тютчевской лирике присущи идеи пантеизма (природа отождествляется с Богом).
4. В стихотворениях позднего периода творчества усиливается интерес поэта к психологической
конкретности.
5. Поэзия Тютчева – лирика мысли.
6. Высокий поэтический язык.
7. Афористичность высказывания: стихотворные миниатюры или афоризмы внутри
стихотворения.

6.

7.

Человек и природа в творчестве Тютчева. Философская
лирика поэта.
Стихи Тютчева о природе – почти
всегда страстные признания в любви.
Тютчеву представляется высшим
блаженством, доступным человеку,
- любоваться многообразными
проявлениями жизни природы.
В. Я. Брюсов

8.

По словам В. Я. Брюсова, Тютчев
«стремился уловить душу природы, её язык,
понять и объяснить во всех её проявлениях.
Ему представляется высшим блаженством,
доступным человеку, любоваться
многообразными проявлениями жизни
природы». Какими? Обратим внимание на
названия или первые строчки стихов:
«Весенние воды», «Первая встреча весны»,
«Летний вечер», «Осенний вечер»,
«Чародейкою зимою», «Декабрьское утро»,
«Полдень», «Ночные голоса», «Весенняя
гроза», «Грохот летних бурь», «Радуга»,
«Дождь», «Зарницы».

9.

И времена года, и времена суток, и природные
явления – всё волнует поэтическое воображение
поэта, но более всего его привлекают
«стихийные споры» природы, особенно бури и
грозы. В. Я. Брюсов писал, Что Тютчева
привлекает «гармония стихийных споров». Это
связано с тем, что Тютчев – поэт-мыслитель.
Философскую основу его мировоззрения
составляет особое отношение к природе.

10.

Иногда природа кажется поэту силой,
сочувствующей человеку, иногда - враждебной, но
чаще всего – глубоко безучастной. Отсюда такое,
казалось бы, парадоксальное заключение:
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
(Повторение: стихотворная миниатюра)

11.

«Ещё земли печален вид…»
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ещё природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..

12.

1). Подготовить выразительное чтение стихотворения, подумав о том, какую мысль важно передать при выразительном чтении.
(Ответ: старое ещё живо, но появляется новое.)
2). Давайте разберёмся в особенностях композиции. Сколько частей можно выделить в стихотворении?
(Две части)
3). Чему посвящена первая часть?
(В первой части говорится о пробуждении природы от зимнего, уже «редеющего» сна).
4). В чём своеобразие изображения пробуждающейся природы?
(Поэт изображает печальную, даже мёртвую природу, но в то же время он искусно рисует приметы пробуждения: «воздух уж весною дышит» и это «дыхание»
колышет даже «мёртвый стебль» в поле, шевелит ветви елей).
5). Какой литературный приём завершает первую часть стихотворения?
(Развёрнутое олицетворение: «весну послышала она и ей невольно улыбнулась»).
6). Какова тема второй части?
(Во второй части говорится о пробуждении души).
7). А в чём особенности изображения этого пробуждения? Давайте найдём образы, которые являются центральными в строфе.
(«Блестят и тают глыбы снега,//Блестит лазурь, играет кровь…».
Образ тающих снегов, казалось бы, непосредственно рисует «природное» таяние снегов. Но мы часто используем подобные метафоры, говоря, например:
«Душа оттаяла». Таким образом, показывая уходящее старое и возникающее новое, Тютчев изображает их в своеобразном единстве. Поэт любуется борьбой
старого и нового, рисует её красоту, потому что эта слиянность как бы ограничивает враждебные силы.
8). Какие приёмы использует Тютчев, показывая пробуждение природы?
(Он использует олицетворения, проводит параллели между явлениями природы и состоянием души человека).
9). Назовите стихотворения, в которых поэт тоже использует приём образного параллелизма.
(«Дума за думой, волна за волной», «Слёзы людские, о слёзы людские»)

13.

14.

В тютчевских стихотворениях о природе можно
выделить два направления: «дневное» и «ночное»
гармоническое и трагическое.
Стихотворения о «мире дневном» в ранней лирике
Тютчева:
«Весенняя гроза»(1828), «Летний вечер»(1828), «Утро
в горах»(1829), «Полдень»(1829), «Успокоение»(1830),
«Весенние воды»(1830), «Зима недаром
злится…»(1836), «Душа хотела б быть
звездой…»(1836), «Весна»(1836), «Фонтан»(1836).

15.

16.

Начиная с середины 30-х годов всё
чаще в стихах Тютчева появляется
иной лик природы – хаотический.
Тютчев представляет хаос природы
как непостижимую тайну. По
Тютчеву, «непостижимый строй»,
господствующий в природе, - это
лишь дневной обман, завеса,
наброшенная на бездну. Но
приходит ночь – «и бездна нам
обнажена…»

17.

Вера и неверие – между ними бьётся человеческий разум,
неспособный как примкнуть к истинному берегу веры, так и
успокоиться в безверии.
Отношение Тютчева к религии было сложным. В
повседневной жизни он был равнодушен к официально –
обрядовой стороне религии. Незначительное место
занимают религиозные мотивы и в его лирике. В
Стихотворении «Наш век»(1851) Тютчев восклицает: «Я верю,
Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..»

18.

Трагическое мироощущение Тютчева
наиболее пронзительно выражено в таких
стихотворениях, как «Silentium!»(1830),
«Вечер мглистый и ненастный…»(1836),
«Святая ночь на небосклон взошла…»(18481849), «Два голоса»(1850), «Близнецы»(1852),
«От жизни той, что бушевала
здесь…»(1871).

19.

20.

Задания.
1) Сравните различные точки зрения об этом стихотворении . Почему так по-разному отзываются о нём? Чья
точка зрения вам ближе? Как по-вашему, о чём это стихотворение?
Л. Н. Толстой: «В важных вопросах жизни мы всегда одни, и наша настоящая история почти никогда не может
быть понята другими. Лучшая часть этой драмы есть монолог, или, скорее, задушевное рассуждение между Богом,
нашей совестью и нами… Временное отрешение от всего мирского и созерцание в самом себе своей божественной
сущности есть такое же необходимое для жизни питание души, как пища для тела».
К. Бальмонт отметил, что Тютчев первым из русских поэтов понял великую сущность жизни природы, её полную
независимость от человеческой жизни, человеческих помыслов, действий, страстей и изобразил «…её
самодовлеющее царство, о целях и законах которого человеческий разум может только подозревать. …Тютчев
понял необходимость того великого молчания, из глубины которого, как из очарованной пещеры, озарённой
внутренним светом, выходят преображённые прекрасные призраки». По мнению Бальмонта, это стихотворение о
сущности творческого процесса, об акте творчества.
Вяч. Иванов утверждал, что в «Silentium!»выразилось «осознание всеобщей правды о наставшем несоответствии
между духовным ростом личности и внешними средствами общения: слово перестало быть равносильным
содержанию внутреннего опыта». (Отсюда тютчевское: «Мысль изречённая есть ложь».)

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

«В творчестве Тютчева …большое
место занимают патриотические и
морально – философские темы». Его
стихи «более всего гармоничны…
Неизменную устойчивость
убеждениям поэта придавала
неизменная сыновняя любовь к России.
Тютчев считал, что духовная жизнь
страны сложна и противоречива,
внутри происходит непрестанная
борьба за справедливость, за
достоинство, за выживание.

30.

Перед вами стихотворная миниатюра – небольшое
произведение строго законченной формы, отличающееся
глубиной содержания и афористичностью выражения
авторской мысли.
Как вы понимаете содержание этого произведения? О чём оно?
(Россия для поэта такая же загадка (сфинкс), как и природа. И
эта миниатюра – афоризм поэта посвящена трудным судьбам
его великой Родины).

31.

32.

33.

Ф.И.Тютчев – поэт патриот и гражданин.
Общественно – политические мотивы занимают в его
творчестве не меньшее место, чем пейзажная и
любовная лирика. События российской и мировой
истории, общественная жизнь страны – всё это
проникало в душу поэта и находило воплощение в его
стихах, выражающих мировоззрение поэта.
English     Русский Правила