Похожие презентации:
Счетная вышивка «Роспись»
1.
Счетная вышивка «Роспись»Учитель трудового обучения
Смирнова Наталия Владимировна.
ГБОУ СОШ №448
Фрунзенского района
2.
Счетная вышивкаЦели и задачи уроков:
1.Ознакомить учащихся с историей
возникновения вышивки.
2. Ознакомить с инструментами, материалами
и приспособлениями. 3.Сформировать навыки
по организации рабочего места.
.4.Научить технике выполнения счетных швов.
5. Привить интерес к культуре и искусству,
совершенствовать эстетический вкус.
Воспитывать аккуратность в работе.
6.Воспитывать любовь к одному из самых
древних видов искусства – вышивке .
7.Развивать сенсорные и моторные навыки.
3.
Оборудование урока.1. Рабочая тетрадь.
2. Набор ручных инструментов: пяльцы, нитки «Мулине»
красного цвета и ткань «Канва» для вышивания, иглы и
ножницы.
3. Таблицы с изображением рисунков в технике «Роспись»
4. Полотенце с вышивкой в технике «Роспись»
5. Готовые работы учащихся, выполненные в этой технике.
6. Инструкционные карты
7.Компьютер, проектор, презентация урока
4.
Ход урока1. Организация урока
- проверка готовности учащихся к уроку.
- сообщение нового материала
Все виды декоративно-прикладного искусства хороши.
Это занятие для рук умелых и для души.
Вышивание требует особого терпения,
навыков и способов его овладения:
как место рабочее организовать,
рисунок как правильно копировать,
как эстетично цвет ниток подобрать,
как в изделии гармонию создать.
Итак, искусству вышивания будем учиться,
мы помним: в нашей жизни все пригодится.
5.
Изучение нового материалаВозникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного
искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением
первого стежка при шитье одежды из шкур животных.
Вышивание – старинный и самый распространенный вид декоративноприкладного искусств. Искусство вышивки с древних времен широко
распространено у всех народов нашей страны. Приёмы вышивки
вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших всё
ценное.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов,
относящиеся в IХ-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами
выполненные золотыми нитями.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XIV-XVIIвв.
Вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении
костюма предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с
жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и
бархата одежду царей и бояр.
6.
История вышивки• Вышивки создавались
веками и зависели от
географического
положения страны, её
истории и культуры.
• Для русской вышивки
характерны мотивы
геометрического
орнамента, растительного и животного
происхождения.
• Русская вышивка
7.
Белорусская вышивкаДля белорусской вышивки также
характерны мотивы геометрического
орнамента и растительного
происхождения
8.
Украинская вышивка• Украинцам свойственен рушниковый орнамент, обычно
растительного характера, встречаются стилизованные
изображения птиц и зверей. Для вышивки используются в
основном красный цвет, иногда добавляют черный и
синей.
9.
Грузинская вышивкаГрузинская вышивка вышивается в основном на шелке и бархате,
бисером, золотой мишурой и шелком. Иногда украшается ниткой
жемчуга.
10.
Татарская вышивкаОбычно татарская вышивка использует
многоцветную палитру нитей. Среди
разнообразия цветовых решений своим
изяществом и изысканной красотой.
Справедливо сравнение этих узоров, легких и
плотных одновременно, с ажурной вязью
искусных татарских ювелиров. Это сходство с
драгоценным украшением усиливали
включения золотых и цветных шелковых нитей,
11.
Вышивка Крайнего СевераНаиболее развитыми видами декоративно-прикладного
искусства северных и сибирских народов можно назвать
вышивку бисером (доминирует у эвенков и долган),
меховую мозаику, вышивку подшейным волосом оленя,
опушение кромки изделия мехом, лоскутную аппликацию из
сукна и окрашенной ровдуги.
12.
Народная вышивка русского севераНародная вышивка русского Севера, куда входят Архангельская, Новгородская, Псковская, Ленинградская
области отличаются большим разнообразием орнаментальных мотивов и творческих приёмов исполнения
узора.
Наибольшее распространение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связаны со структурой
ткани. Шов «Роспись» имел в XIX веке наибольшее распространение на Севере. У него были разные
названия: полу-крест, двухсторонний шов, досюльный (старый шов). В геометрическом орнаменте
северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль играл ромб в
разнообразных сочетаниях. В далеком прошлом, в период возникновения и развития земледелия и
связанных с ними культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те
далекие времена знаком солнца, огня, плодородия и возрожденной жизни. По древним воззрениям
славян, эти знаки-символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах
быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению
жизни.
Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было забыто, но, по традиции их изображали как
доброжелательные знаки.
Так, геометрические формы становятся основой для развития орнаментальной композиции. Постоянно, в
течение нескольких столетий шло формирование орнамента геометрического характера. Но по-прежнему
основным оставался ромб. Кроме геометрических мотивов в народной вышивке XVIII-XIXвв широко было
распространено изображение цветов, кустов и деревьев.
Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц, зверей.
В вышивках, выполненных швом «Роспись», растительные мотивы обычно располагали в ряд и они
получились симметричными строго линейных очертаний.
13.
Вышивка Ленинградской области• Ижора
14.
Композиционное построение узораПри выборе рисунка для вышивки нужно
руководствоваться следующими правилами:
1. какие швы будут использованы в работе;
2. назначение изделия;
3. расположение узора на изделии;
4. выбор цвета для его выполнения.
Все это – слагаемые для понятия
«композиция»
Композиция – это объединение элементов
изображения в одно художественное целое,
имеющее единую форму и содержание.
Построение цветовой композиции основано
на ритме – чередовании цветовых пятен:
главный второстепенный, яркий и
ослабленный. Полоса это простейший ритм в
орнаменте.
Орнамент – последовательное повторение
отдельных узоров или группы узоров.
Ритмически повторяющиеся элементы или
нескольких элементов, из которых складывается
орнамент, называется раппортом
15.
Центральной частью изделияможет служить центрический
или розеточный орнамент
Орнаментальные узоры бывают
симметричные и асимметричные
Симметрия – соразмерное
расположение форм, линий, красок
относительно одной, двух или
несколько осей. Такое построение
узоров характерно для русской
вышивки и русского орнамента.
16.
По этапный ход работы1. Выстирать ткань.
2. Подсушить.
3. Хорошо отутюжить во влажном
состоянии.
4. Заправить ткань в пяльцы и хорошо её
натянуть по долевой нити и по утку.
5. Выполнить закрепление нитки в
начале работы.
6. Выполнить вышивку.
7. Выполнить закрепление нитки в конце
работы с изнаночной стороны
вышивки
8. Выполненную работу осторожно
выстирать.
9. Накрахмалить чистое изделие,
подсушить в махровом полотенце,
скатать трубочкой.
10. Отутюжить работу с изнаночной
стороны во влажном состоянии на чистой
подстилке.
Инструменты и
приспособления для
ручной вышивки
17.
Инструкционная карта•Шов «полу-крест» или «роспись» может выполняться в виде небольшой узкой
полоски.
•Этот шов двухсторонний. Узор, выполненный на лицевой стороне, повторяется на
изнаночной. Он строится из прямых, вертикальных и диагональных стежков.
•Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему
узору.
•Сначала швом «вперед иголку» надо обвести контур узора, выполнить по пути
мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура, затем движением
иглы в обратном направлении заполнить пропущенные места и детали узора,
расположенные внутри контура.
•Узор получится четким, если все прямые стежки будут одинаковой длины, а
между стежками не будет просветов ткани и нитка не закроет дважды один и тот
же интервал.
При выполнении вышивки соблюдают технику безопасности
Выполнить эскиз вышивки
18.
Правила техники безопасности привышивании
1.Сидеть во время работы надо прямо, на всей поверхности стула.
Высота стула должна соответствовать высоте рабочего места.
2. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет падает с
левой стороны.
3. Работу держать на расстоянии 25-30 см от глаз.
4.Во время работы левая рука должна находиться снизу пялец, а
правая – сверху.
5. Длина нитки должна быть не длиннее вытянутой руки.
6. Иглы хранить в подушечке или в игольнице. Шить с наперстком.
7. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную
для этого коробочку.
8. Ножницы хранить в определенном месте – в подставке или на
рабочем столе.
9. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
19.
Итог урока1.
Какие инструменты и приспособления
применяют для вышивания?
2. Что относится в вышивании к материалам?
3. Как организовать рабочее место для
вышивания?
4. Как правильно пользоваться пяльцами?
5. Как ускорить работу по вышиванию?
6. Какова технологическая последовательность
вышивания?
7. Как организовать рабочее место для
вышивания?
8. Какие правила безопасной работы соблюдают
при выполнении?