4.58M
Категория: ЛитератураЛитература

Литературные направления

1.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Литературное направление – определенный, сложившийся
в конкретных исторических условиях способ художественного
отражения действительности, характерный для творчества ряда
писателей.
Классицизм
(от лат. classicus — образцовый) — литературное направление,
основывающееся на идеях рационализма. В основе классицизма лежат
идеи античности, нашедшие яркое выражение в философии Декарта.
Сентиментализм
(от фр. sent – чувство, чувствительный). Доминантой «человеческой
природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало
его от классицизма.
Романтизм
направление в культуре конца XVIII – XIX века, центральной идеей
которого было придание максимальной ценности личности, творческой
индивидуальности, страстям и характеру.
Реализм
Основным отличием от предыдущих направлений стало изображение
действительности такой, какой она была на самом деле, без
преувеличений и преукрашений.

2.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ И ЖАНРЫ
Литературный род – способ художественного изображения
действительности, обусловленный позицией автора по отношению к
предметы изображения; группа жанров, объединенных сходными
структурными признаками.
Эпос
Эпические
жанры
притча
рассказ
новелла
очерк
повесть
роман
Романэпопея.
ода
элегия
сонет
песня
послание
эпиграмма
стихотвор
ение
Лирические
жанры
Лирика
Драма
Драматиче
ские жанры
комедия
драма
трагедия
поэма
баллада
роман в
стихах
Лироэпические
жанры
Лиро-эпос

3.

СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Авторская позиция – точка зрения автора произведения, его
отношение к кому-либо или чему-либо.
Авторская позиция выражается:
В отборе фактов, которые отражены в произведении;
Выстраивании композиции;
Чувствах, мыслях героев, их портретном изображении;
Названии произведения, пейзажах, описаниях природы:
Непосредственных оценках повествователя, героя, героя-резонера

4.

СТРУКТУРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ТЕМА
ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ
Тема – (от греч. thema – «то, что
положено в основу») – предмет
художественного изображения в
литературном произведении, основа
его содержания, иными словами,
все то, о чем говорится в тексте.
Непознанные
явления
ТЕМА
Основная
Частная
Главная, ведущая тема
Раскрывает отдельные
стороны главной темы
Космос, свет, тьма и др.
Имеют общечеловеческое значение и
многовековую творческую историю
Многозначны и многогранны
Антропологические
явления
Грех, духовность, жизнь,
смерть, война, мир, любовь,
дружба и др.
Потенциально неисчерпаемы и
актуальны

5.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Композиция

построение
художественного
произведения,
расположение его составных частей.
Сюжет - последовательность событий в художественном произведении.
Фабула
хронологическая
последовательность
событий
художественного произведения.
КУЛЬМИНАЦИЯ
ЭСКПОЗИЦИЯ
(пролог)
ЗАВЯЗКА
ПОСЛЕСЛОВИЕ
(эпилог)
РАЗВЯЗКА
Лирические отступления - авторские рассуждения лирического характера, не имеющие
непосредственного отношения к сюжету произведения, но связанные с ним тематически (например, роман
А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - рассуждения о любви, об искусстве и проч.)

6.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция – (от лат. compositio – «составление, сочинение» построение литературного
произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов, эпизодов. Композиция определяется
содержанием, жанром и авторским замыслом произведения
Композиция
Характеристика
Пример
Линейная
Естественная последовательность событий
Рассказ «Ионыч» А.П. Чехова
Инверсионная
Подача событий в обратном хронологическом
порядке
Рассказ «Легкое дыхание» И.А.
Бунина
Кольцевая
Повторение начального фрагмента в конце
произведения
Роман «Капитанская дочка» А.С.
Пушкина
Концентрическая
Повторение аналогичных событий по ходу
действий
Роман «Герой нашего времени»
М.Ю. Лермонтова
Зеркальная
Повторение аналогичных действий
персонажей по отношению друг к другу
Роман в стихах «Евгений
Онегин» А.С. Пушкина
Эпиграф (от греч. еpigraphe – «надпись» – художественно значимая, образная и ёмкая
фраза, расположенная перед текстом и отражающая смысловую основу его содержания

7.

КОНФЛИКТ
Конфликт - столкновение, борьба, на которых построено развитие
сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип
взаимодействия между образами литературного (эпического или
драматического) произведения.
Зачем он нужен?
КОНФЛИКТ
Вызывает эмоции
Влияет на структуру и
изложение сюжета
Раскрывает персонажей
Внутренний
•Борьба персонажа с самим собой
Внешний (внеличностный)
• Противостояние человека с безличной силой.
Внешний (межличностный)
• Столкновение на уровне идей, характеров героев

8.

ПЕРСОНАЖ
Персонаж – художественный образ действующего лица литературного
произведения. Персонажами могут выступать как люди, так и животные.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Главные
Второстепенные
Эпизодические
Внесценические

9.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТИП
Литературный тип – (от греч. typos – «отпечаток, форма, образец» художественный образ, имеющий обобщенное значение, сочетающий индивидуальные
особенности и характерные черты кого-либо, чего-либо
Тип «лишнего человека»
•К типу «лишнего человека» можно отнести Евгения Онегина (героя романа «Евгений Онегин» А. С.
Пушкина) и Печорина (героя романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова).
Тип «маленького человека»
• Классические образы «маленьких людей» — Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель»
и Евгений из поэмы «Медный всадник» А. С. Пушкина, Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.
В. Гоголя «Шинель».
Тип «униженного и оскорблённого»
• Униженные и оскорблённые представлены в произведениях Ф. М. Достоевского: Макар Девушкин из
романа «Бедные люди», семьи Раскольниковых и Мармеладовых из романа «Преступление и
наказание».

10.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
ИНТЕРЬЕР. ПОРТРЕТ. ПЕЙЗАЖ
Интерьер – художественное описание внутреннего убранства дома или жилого
помещения литературного персонажа, дополняющее представление от его характере
Портрет – художественное описание внешнего облика литературного персонажа,
дополняющее его образ определенными художественными деталями
Портрет
Внешний
• Описание внешности героя литературного произведения, его мимики, жестов
Психологический
• Отражение внутреннего мира героя, его душевных переживаний
Особенности
Пейзаж – изображение природы в
литературном произведении, играющее
определенную художественную роль
• Пейзаж соотносится с душевным состоянием персонажа
• В лирических произведениях выделяется жанр пейзажной
лирики, где описание природы имеет главенствующее
значение

11.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
«ГОВОРЯЩАЯ» ФАМИЛИЯ. РЕМАРКА. ПАФОС.
«Говорящая» фамилия – изобразительное языковое средство создания образа
литературного персонажа, художественная деталь, отражающая суть этого образа
Примеры «говорящих» фамилий»
• Митрован, Скотинин, Простакова (комедия «Недоросль Д.
И. Фонвизина)
• Собакевич, Плюшкин, Ноздрев (поэма «Мертвые души»
Н.В. Гоголя)
• Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Свистунов (комедия «Ревизор»
Н.В. Гоголя)
Пафос – эмоционально-смысловая составляющая художественного
образа, которая выражает авторскую позицию с помощью особой
интонации, экспрессивно окрашенной словесным рядом
Виды пафоса
Трагический
Героический
Комический
Пьеса «Гроза» А.Н.
Островского
Стихотворение «Бородино»
М.Ю. Лермонтова
Рассказ «Смерть
чиновника» А.П. Чехова
Ремарка (от фр. remarque – «замечание» –
художественное значимое авторское уточнение
определенного
момента
действия,
выделяющееся в тексте скобками; может быть
самостоятельной частью пьесы.
Особенности
• Ремарка сообщает о месте, времени
действия, темпа речи, жестах, интонации,
внутреннем состоянии действующих лиц
•Показывает авторскую оценку происходящего

12.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
ДЕТАЛЬ
Деталь

средство
создания
художественного
образа,
обладающее
предметностью, выразительностью и особой значимостью. Художественная деталь –
определенный символ, мини-образ, основная функция которого заключается в
художественном дополнении другого образа, более масштабного
Цветовая
Желтый цвет, зеленый платок Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Пейзажная
Солнечное затмение, гроза, тучи как символы беды в «Слове о полку Игореве»
Предметная
Раскольников в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
совершает убийство обухом топора
Интерьера
Пустой дом Евгения Онегина, в который наведывается Татьяна
Портрета
Глаза княжны Марьи в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Речи
Денисов картавит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Психологическая
Движения лирической героини стихотворения А.А. Ахматовой «Сжала руки под
темной вуалью…»

13.

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
ТРАГИЧЕСКОЕ И КОМИЧЕСКОЕ
Трагическое – изображение в художественном произведении событий и
характеров, отражающих диалектику конечности и бесконечности жизни
Особенности
• Связано с безвозвратной утратой ценностного начала, которое переходит в иное состояние: гибель,
конец, смерть означает рождение нового
•Его цель – последующее возрождение через катарсис
•Соотносится с комическим
Сатира
•острое обличение человеческих и социальных пороков
Комическое – изображение в
художественном
произведении
событий
и
характеров,
не
соответствующих
ожидаемому
реальному. Это несоответствие и
порождает проявление смешного.
Ирония
• скрытая насмешка
Юмор
• шутливое изображение человека, общества
Сарказм
• ироническая насмешка, имеющая язвительный характер
Гротеск
• комическое изображение пороков и явлений, данных в
преувеличенном виде

14.

ЯЗЫК И СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи,
применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания.
Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные
словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы
Фигура речи
Пример
Риторический вопрос
(не требует ответа, а только усиливает эмоциональность
высказывания)
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Риторическое восклицание
(в форме восклицания содержится утверждение)
Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но
курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Инверсия
(нарушение обычного порядка слов)
На меня она имела влияние сильное. (И.С.
Тургенев)
Антитеза
(фигура контраста, резкого противопоставления предметов,
явлений, свойств)
Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и
добрые, и злые (А. Чехов)
Анафора
(повторение одинаковых элементов в начале каждого
параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)

15.

ПОЭЗИЯ
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР. РИФМА
Стопа — устойчивое соединение ударного слога с
одним или двумя безударными, которые повторяются в
каждом стихе.
Стопа
Двухсложная
Ямб ‿—´
Хорей —´‿
Трехсложная
Дактиль —´‿‿
Амфибрахий ‿—´‿
Анапест ‿‿—´
Рифма — созвучие в окончании двух или
нескольких слов.
Виды рифмовок
Опоясывающая (кольцевая)
• АВВА
Смежная (парная)
• ААВВ
Перекрёстная (попеременная)
• АВАВ
English     Русский Правила