2.88M

Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства

1.

Творчество за рамками
привычного:
расширение
возможностей
психологических
исследований с
помощью искусства.
Пересветова Валентина
Лямин Ярослав

2.

Начиная с Томаса Гоббса,
сформулировавшего свои идеи в XVII в.,
воображение рассматривалось в качестве
интегрирующего начала психики,
принципиально отличающегося от
механистического мышления.
Воображение позволяет увидеть новые
связи между различными феноменами,
являясь, таким образом, неотъемлемым
инструментом искусств, науки, логики,
восприятия, памяти и чувств. Спустя 150
лет после Гоббса воображение
рассматривалось в качестве своеобразного
посредника интеллектуальных процессов,
«промежуточной зоны» между
восприятием и разумом, а также
«опосредующей способности». Тем не
менее, односторонняя ориентация ученых
XIX в. на «линейное» научное мышление
фактически перечеркнула высказанные до
этого мысли.

3.

Пренебречь сложившимися
психологическими представлениями как
якобы иррелевантными специфике арттерапевтических подходов невозможно,
если мы надеемся укрепить их позиции.
Современная арт-терапия, так же как и
другие креативные арт-терапевтические
подходы, базируется, главным образом, на
бихевиоральных методах исследований –
приверженцы этих подходов пытаются
таким образом обосновать свою
деятельность с точки зрения
доминирующей культуры. Однако, если мы
проанализируем современные методы
исследований, мы можем обнаружить
новые методы, которые в большей степени
отвечают динамике творческих процессов.

4.

Многие представители мира искусства
никогда не думали о том, что
исследования могут проводиться на
основе тех принципов, которые
характерны именно для творческой
деятельности, и никогда не считали, что
используемые ими формы познания
могут применяться в науке. Мы
описываем, как арт-терапия позволяет
человеку исцелиться благодаря
творческой энергии и воображению, но не
пытаемся при этом применить наши
представления и убеждения в научных
целях. Арт-терапия по определению
является соединением творческих и
психологических процессов, однако, когда
речь заходит о научном исследовании,
творческие, художественные процессы
оказываются вне поля зрения.

5.

Исследования в области арт-терапии, как
и психологические исследования вообще,
в настоящее время основаны на
принципах сциентизма, доминировавших
на протяжении XIX в. Сциентизм связан с
верой в то, что подлинное знание о мире
может быть получено путем следования
принципам причинности. Новая физика
ХХ в. в значительной мере подорвала
основы сциентизма, построив
кардинально иную картину мира.
Психология отстала от физики с ее более
динамичным и гибким взглядом на
реальность, учитывающим постоянное
взаимодействие между ее элементами и
возможность трансформации. Квантовая
физика очень близка к тому, как мы, арттерапевты, воспринимаем динамику
творческого процесса.

6.

В 1979 г. АПА поддержала креативные
арт-терапевтические подходы, которые,
как было отмечено в репортаже о данной
конференции, «добиваются своего
признания». В своем обращении к
участникам конференции психиатр
Израиль Зверлинг высказал свои
взгляды на арт-терапию. Он отметил, что
благодаря задействованию правого
полушария арт-терапия непосредственно
затрагивает не столько когнитивную,
сколько эмоциональную сферу, дополняя
тем самым традиционные формы
психотерапии. Он говорит, что
«креативные арт-терапевтические
подходы позволяют вызывать у клиентов
более непосредственные, прямые
реакции и более глубоко вовлекать
клиентов в процесс работы, чем это
позволяют сделать традиционные формы
психотерапии»

7.

Начиная с открытий Фрейда и Юнга,
искусство стало восприниматься как
инструмент получения доступа к тем
областям психической деятельности,
которые недоступны для вербального
выражения. В то же время мы часто
недооцениваем творческий процесс,
который может непосредственно
затрагивать исследуемые нами области
человеческого опыта. Творческие
процессы позволяют нам получить
доступ к тем областям опыта, которые
обычно недоступны для
концептуального анализа. Искусство
позволяет не только проникнуть в них,
но также и выразить этот опыт и
синтезировать его.

8.

Творческое познание требует готовности
человека принять опыт, не согласующийся
с тем, что он знает о мире. В некоторых
случаях при проведении исследований,
основанных на искусстве, уже в самом их
начале мы не знаем, чем завершится весь
процесс. Как сказал мне мой другхудожник, проблема некоторых
живописцев заключается в том, что,
начиная свою работу, они уже знают, что
хотят получить в итоге. Когда же
изобразительный процесс является
процессом познания, композиция
появляется сама собой.

9.

Как рисовать
нейрографику?

10.

11.

Линии и фигуры в нейрографике
Основной элемент нейрографики — изогнутая длинная линия, которая пересекает сама себя много раз. Из нее
складываются фигуры и основная композиция рисунка. Линия должна быть максимально похожа на природную:
вьющуюся лозу, трещину в камне или молнию.

12.

Этапы рисования
Университет искусств в Айове (the Art of Education University, Iowa) предлагает простой
алгоритм рисования нейрографического изображения. Их рекомендации касаются обучения в
группе — например, если преподаватель хочет познакомить учеников с методом
нейрографики в классе
• Приглушите свет и включите расслабляющую музыку, чтобы создать атмосферу.
Попросите учеников сосредоточиться на своих чувствах и проблеме, которая их беспокоит.
Начертите на листе нейрографическую линию — ведите ее в течение 5-10 секунд
• Изучите участки, где линия пересекает сама себя, и скруглите их, закрашивая.
Добавляйте к рисунку фигуры и линии, чтобы заполнить пространство. На этом этапе бывает
довольно трудно понять, когда надо остановиться: ученики могут увлечься и впасть в своего
рода медитативное состояние.
• Когда дополнительные линии и фигуры дописаны, еще раз закруглите все пересечения.
В конце добавьте цвет в рисунок

13.

Благодарим за
внимание!
English     Русский Правила